Повышение качества образования современными средствами обучения (на примере уроков ОБЖ)
статья по обж

образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.  

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение  в нормативно- правовых документах: законе «Об образовании», новых образовательных стандартах, Концепциии модернизации российского образования, профессиональном  стандарте преподавателя, который содержит требования, соответствующие сегодняшним представлениям о качестве педагогической деятельности.

Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл средства обучения19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования современными средствами обучения

(на примере уроков ОБЖ)

Казаков Е.А.

Преподаватель ОБЖ

«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
                                                   Р. Киплинг

Качество обучения волновало всегда. В этом нет ничего нового. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.  

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение  в нормативно- правовых документах: законе «Об образовании», новых образовательных стандартах, Концепциии модернизации российского образования, профессиональном  стандарте преподавателя, который содержит требования, соответствующие сегодняшним представлениям о качестве педагогической деятельности.

В современной  школе повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Главная цель введения ФГОСов -повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Как сказано в ФГОСах «от новых целей к новым результатам».

Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Образовательный процесс в современной школе достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики - через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве - важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.

Таким образом, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и суворовцев. Умелое применение учеников, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно ученикам давать возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают современные средства обучения.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Выбор средств обучения определяется:

  •  задачами урока или занятия;
  •  содержанием учебного материала;
  •  применяемыми методами обучения;
  •  предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

1. Познавательная функциясостоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функциязаключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

I.Вербальные средства обучения:

  •  Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
  •  Главный инструмент общения, передача знаний.

2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

  •  Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
  •  Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
  •  Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Для получения качества образования, должно быть качественное проведение уроков. «Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский

Правильное чередование методов и средств обучения позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний обучающимися. Минуты напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...

5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие

5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствования методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус» (ГБОУ «РШИ «ТКК»)    Сценар...