Рабочая программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее образование) 10-11 класс
рабочая программа по обж (10, 11 класс)

Подольская Лилия Алексеевна

Рабочая программа разработана к УМК Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень : рабочая программа. 10–11 классы : учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — Российский учебник).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obzh_10-11_klass_k_uchebniku_kim.docx77.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

 "Основы безопасности жизнедеятельности"

(основное общее образование)

10-11 класс

Пояснительная записка

 Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  разработана на основе:

– Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– Федерального государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413;

– Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

– Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует требования ряда Федеральных законов:

  • «О безопасности»;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
  • «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
  • «О воинской обязанности и военной службе»;
  • «О радиационной безопасности граждан»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • А также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Рабочая программа разработана к УМК Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень : рабочая программа. 10–11 классы : учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — Российский учебник).

 10 класс: Учебник для общеобразоват.учреждений / Ким С. В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы:— М.: Вентана-Граф.

11 класс: Учебник для общеобразоват.учреждений / Ким С. В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы:— М.: Вентана-Граф.

На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов в год, из расчета 1 час в неделю в каждом классе:

  • 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год, по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы; – 5 дней, 35 часов.
  • 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Срок реализации рабочей программы 2 года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

10 класс

Личностные результаты обучения:

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами являются:

-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами являются:

1. В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3.В коммуникативной сфере:

- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.

4.В эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5.В трудовой сфере:

- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

- умения оказывать первую помощь.

6. В сфере физической культуры:

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

-Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса);

В результате изучения  программного материала по основам  безопасности жизнедеятельности  обучающийся должен

        знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;
  • виды опасностей природного и социального характера способные своим проявлением вызвать ЧС техногенного характера;
  • специальные службы, обеспечивающие защиту  населения;
  • порядок  оповещения  об угрозе ЧС;
  • способы эвакуации при угрозе ЧС и ее проявлении;
  • средства пожаротушения и правила пользования ими;
  • опасные газы и вещества,  меры безопасности при пользовании ими;
  • правила дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира и водителя;
  •  причины возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • меры безопасности при  активном отдыхе в природных условиях исключающие возникновение ЧС техногенного характера;
  • меры безопасности на автомобильном, железнодорожном, водном и  авиационном транспорте исключающие возникновение ЧС техногенного характера;
  •  виды криминальные ситуации и террористических актов в общественных местах и быту способные вызвать ЧС техногенного характера;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного,  техногенного и социального характера, их причины, последствия и классификацию;
  •  причины нарушения экологического равновесия и виды загрязнителей окружающей среды;
  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
  •  способы и средства защиты от поражающих факторов ЧС;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;

уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, водителя и пассажира;
  • грамотно действовать при возникновении пожара и угрозе взрыва в жилище, общественных местах и на улице;
  • использовать подручные  и специальные средства для ликвидации очага возгорания;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях, в местах  массового скопления людей  и угрозе террористического  акта;
  •  последовательно действовать при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время  ее проявления;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
  • безопасного пользования  бытовыми приборами, опасными газами и веществами в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • исключения дорожно-транспортных происшествий в качестве пешехода, пассажира и водителя;
  • проявления бдительности и безопасного поведения в криминальных ситуациях, при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и ЧС;
  • соблюдения  здорового образа жизни и невосприимчивости к вредным привычкам.

        

Планируемые результаты освоения учебного предмета

11 класс

Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения ОБЖ:

-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:

  • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
  • Знание законодательства РФ  и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
  • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
  • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
  • Уяснение основных положений законодательства РФ  о противодействии терроризму и экстремизму.
  • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
  • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
  • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
  • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния  человеческого фактора.
  • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению  алкоголя и наркотиков  как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества  и демографическую ситуацию в государстве.
  • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения  военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
  • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
  • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
  • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях

В результате изучения  программного материала по основам  безопасности жизнедеятельности  обучающийся должен

        знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;
  • виды опасностей природного и социального характера способные своим проявлением вызвать ЧС техногенного характера;
  • специальные службы, обеспечивающие защиту  населения;
  • порядок  оповещения  об угрозе ЧС;
  • способы эвакуации при угрозе ЧС и ее проявлении;
  • средства пожаротушения и правила пользования ими;
  • опасные газы и вещества,  меры безопасности при пользовании ими;
  • правила дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира и водителя;
  •  причины возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • меры безопасности при  активном отдыхе в природных условиях исключающие возникновение ЧС техногенного характера;
  • меры безопасности на автомобильном, железнодорожном, водном и  авиационном транспорте исключающие возникновение ЧС техногенного характера;
  •  виды криминальные ситуации и террористических актов в общественных местах и быту способные вызвать ЧС техногенного характера;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного,  техногенного и социального характера, их причины, последствия и классификацию;
  •  причины нарушения экологического равновесия и виды загрязнителей окружающей среды;
  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
  •  способы и средства защиты от поражающих факторов ЧС;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;

уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, водителя и пассажира;
  • грамотно действовать при возникновении пожара и угрозе взрыва в жилище, общественных местах и на улице;
  • использовать подручные  и специальные средства для ликвидации очага возгорания;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях, в местах  массового скопления людей  и угрозе террористического  акта;
  •  последовательно действовать при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время  ее проявления;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
  • безопасного пользования  бытовыми приборами, опасными газами и веществами в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • исключения дорожно-транспортных происшествий в качестве пешехода, пассажира и водителя;
  • проявления бдительности и безопасного поведения в криминальных ситуациях, при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и ЧС;
  • соблюдения  здорового образа жизни и невосприимчивости к вредным привычкам.

        

Содержание учебного предмета

10 класс

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства 13 часов

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания: 5 часов

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства: 4 часа

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях: 4 часов

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Раздел 2. Военная безопасность государства 9 часов

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность :4 часа

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз :5 часов

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 8 часов

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания: 4 часа.

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях: 4 часа

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

3 раздел: Дорожно-транспортная безопасность 2 часа

Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

Контрольная работа.1 час

Обобщение и повторение  1час

Учебные сборы - 5 дней (35 учебных часов)

Содержание учебного предмета

11 класс

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства 14 часов

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека.  Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Раздел 2. Военная безопасность государства 10 часов

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 часов

Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

Тематическое планирование

10 класс

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства. 13 часов

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания 5 часов

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

1

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.

1

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства 4 часа

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

1

Защита национальной безопасности государства от военных угроз.

1

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.

1

Противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

1

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. 4 часа

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и ГО по защите населения и территорий в ЧС.

1

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

1

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

1

Раздел 3. Военная безопасность государства. 9 часов

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность 4 часа

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.

1

Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.

1

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

1

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

1

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз 5 часов

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы.

1

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Воинская обязанность и военная служба.

1

Права и обязанности военнослужащих.

1

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.  Контрольная работа по разделу.

1

Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 8 часов

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания  4 часа.

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.

1

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.

1

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

1

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях 4 часа

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах.

1

Первая помощь при кровотечениях, ранениях.

1

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация.

1

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

1

3 раздел: Дорожно-транспортная безопасность 2 часа

Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения.

1

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

1

Контрольная работа.

1

Обобщение материала

1

ВСЕГО

34

Учебные сборы по основам военной службы – 5 дней, 35 часов.

Тематическое планирование

11 класс

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов)

1

Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.  

1

2

Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий.

1

3

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.  

1

4

Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания»

1

5

Обеспечения национальной безопасности России.

1

6

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.  

1

7

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.  

1

8

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.

1

9

Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму.  

1

10

Экстремальные ситуации криминогенного характера.

1

11

Экстремизм, терроризм и безопасность человека.

1

12

Наркотизм и безопасность человека.

1

13

Дорожно-транспортная безопасность.

1

14

Вынужденное автономное существование в природных условиях.

1

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов)

15

Основные задачи Вооруженных Сил.

1

16

Правовые основы воинской обязанности.

1

17

Правовые основы военной службы.

1

18

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.

1

19

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

1

20

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

1

21

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.

1

22

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.

1

23

Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации.

1

24

Боевая слава российских воинов.

1

. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

25

Демографическая ситуация в России.

1

26

Культура здорового образа жизни.  

1

27

Культура питания.

1

28

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.

1

29

Вредные привычки. Культура движения.

1

30

Медико-психологическая помощь.

1

31

Первая помощь при ранениях.  

1

32

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.

1

33

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

1

34

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами.

1

ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...