Сценарий практико-ориентированного занятия по ОБЖ в 7 классе
проект по обж (7 класс)

Горшков Александр Владимирович

В настоящее время нам трудно представить свою жизнь без технологий «умного дома»: компьютера, смартфона, телефона, телевизора, холодильника, стиральной машины, электроутюга и других электрических и электронных приборов, которые обеспечивают нам современный стиль жизни, создают удобства и комфорт. Почти все современные приборы и бытовая техника — электроприборы.

Являясь одним из самых важных открытий человечества, электричество очень прочно вошло в нашу жизнь, мы к нему привыкли и часто забываем о его опасностях, пользуясь электроприборами машинально.

Наибольшая опасность электричества заключается в том, что органы чувств человека не могут дать ему сигнал об опасности. Провод под напряжением ничем не отличается от такого же без напряжения ни по цвету, ни по запаху. Только в момент прикосновения к источнику электрического напряжения и возникновения поражающего воздействия организм начинает ощущать болевые проявления от протекания тока.

Поэтому единственным способом защиты от удара электрическим током остаётся знание правил безопасного использования электроприборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx1010.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий практико-ориентированного занятия по ОБЖ в 7 классе

Тема: «Электробезопасность в быту»

Горшков Александр Владимирович,

учитель ОБЖ

МОУ Воздвиженской СШ

Воскресенского муниципального района

Нижегородской области

2021 г.

Аннотация

Актуальность.В настоящее время нам трудно представить свою жизнь без технологий «умного дома»: компьютера, смартфона, телефона, телевизора, холодильника, стиральной машины, электроутюга и других электрических и электронных приборов, которые обеспечивают нам современный стиль жизни, создают удобства и комфорт.Почти все современные приборы и бытовая техника — электроприборы.

Являясь одним из самых важных открытий человечества, электричество очень прочно вошло в нашу жизнь, мы к нему привыкли и часто забываем о его опасностях, пользуясь электроприборами машинально.

Наибольшая опасность электричества заключается в том, что органы чувств человека не могут дать ему сигнал об опасности.Провод под напряжением ничем не отличается от такого же без напряжения ни по цвету, ни по запаху.Только в момент прикосновения к источнику электрического напряжения и возникновения поражающего воздействия организм начинает ощущать болевые проявления от протекания тока.

Поэтому единственным способом защиты от удара электрическим током остаётся знание правил безопасного использования электроприборов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, практико-ориентированный урок.

Класс: 7.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, освоения правил электробезопасности в быту.

Продолжительность урока: один академический час.

Планируемые результаты

Личностные:

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели обучения;

- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования различных поисковых систем;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные:

- классифицировать и характеризовать условия безопасности;

- безопасно использовать бытовые приборы.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы:- мультимедийный комплекс;

- электронные таблицы;

- планшеты или смартфоны.

Ход урока

        Этапы урока.

  1. Организационный момент

Предполагаемая продолжительность: 1—2 мин.

Педагогическая деятельность учителя: проверяет готовность учащихся к уроку, привлекает внимание класса к работе на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся.

Учебная деятельность обучающихся: эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  1. Актуализация и обобщение знаний

Предполагаемая продолжительность: 10 мин.

Педагогическая деятельность учителя: проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания, помогает обобщению терминологических и понятийных знаний по электробезопасности в быту; создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели.

Работа с терминами и понятиями. Повторить и обобщить знания обучающихся по электробезопасности в быту, о понятиях «электрический ток», «электроприбор», «неисправность электрооборудования».

Демонстрация видеосюжета «Возгорание новогодней ёлки»https://yandex.ru/video/preview/?text=видеосюжет%20возгорание%20новогодней%20елки&path=wizard&parent-reqid=1633617927903999-13162122046573616348-sas3-0804-36f-sas-l7-balancer-8080-BAL-6269&wiz_type=vital&filmId=12777625967000152556

Описание проблемной ситуации. По статистике, электроприборы, электропроводка очень часто становятся причиной пожаров в быту.Другой серьёзной проблемой является опасность поражения электрическим током, так как человек не в состоянии без специальных приборов обнаружить угрозу на расстоянии и принять меры по её избеганию.Статистика электротравматизма в России показывает, что смертельные поражения электрическим током составляют 2,7% от общего числа смертельных случаев, что непропорционально много относительно травматизма вообще.С чем это может быть связано?

Учебная деятельность обучающихся: предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, предлагают способы и средства достижения цели.

Предполагаемое объяснение проблемной ситуации. Причиной электротравматизма и пожаров являются не сами электроприборы, а неправильная их эксплуатация или неисправность. Для того чтобы многочисленные электроприборы, облегчающие наш быт, не стали причиной трагедии, необходимо знать и соблюдать правила электробезопасности в быту.

Прикосновение к проводам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом.

Электротравма— поражение электрическим током или молнией.Электротравмы могут случиться на транспорте, в быту, на предприятиях и в офисах, в сельском хозяйстве или во время грозы (от удара молнией).

Проходя через организм человека, ток оказывает три вида воздействия:

— термическое, вызывает ожоги и нагрев участков тела;

— электролитическое, сопровождается разрывом или смещением клеток, из которых состоит организм человека, разложением крови;

— биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей и сопровождается непроизвольным судорожным сокращением мышц лёгких и сердца.

В бытовых условиях чаще всего используется переменный ток напряжением 220 В, частотой 50 Гц.Он представляет опасность для человека, особенно в тех случаях, когда ток проходит через наиболее чувствительные зоны тела: шею, голени, плечи, щёки, тыльные стороны ладоней, лицо.

Путь, по которому электрический ток проходит через тело человека, во многом определяет степень поражения организма: наиболее опасные «голова — руки», «голова — ноги», «руки — ноги», так как в зону поражения попадают головной мозг, сердце и лёгкие.

Чем длительнее воздействие электрического тока на организм, тем тяжелее последствия.

Опасным является прикосновение к оголённым проводам.Электрический ток при этом поражает не только участок соприкосновения, но и весь организм.Больше всего страдают мышцы — они сокращаются, вследствие чего потерпевший не может отдёрнуть руку от источника тока, позвать на помощь из-за спазма голосовых связок, у него нарушается дыхание и работа сердца, человек теряет сознание.

Электрические удары вызывают 85—87% смертельных поражений из всех случаев электротравм со смертельным исходом.

Непосредственными причинами смерти человека, поражённого электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок.

Поражения электрическим током — одни из самых тяжёлых видов травм.

Почему поражения электрическим током относятся к самым тяжёлым видам травм?

Тело человека на 80% состоит из воды, а она хорошо проводит ток.

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система.Из-за её повреждения нарушаются дыхание и сердечная деятельность.

Электроожогиизлечиваются значительно труднее обычных термических.Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев.Пострадавший должен длительное время жить в «щадящем» режиме и находиться под наблюдением специалистов.

Поражение детей электрическим током — очень распространённая травма.

Основными причинами поражения электрическим током являются:

  1. -случайное прикосновение к оголённым проводам или оборванным концам линий электропередачи, находящихся под напряжением;
  2. -эксплуатация неисправного оборудования и электробытовых приборов;
  3. -нарушение требований техники безопасности;
  4. -незнание или пренебрежение опасностью.

Учитель знакомит обучающихся с причинами возникновения электротравм.

Способ решения. Необходимо знать и соблюдать правила безопасного использования электроприборов в быту.Самое главное правило — помнить, что безопасного электричества не бывает!

  1. Применение знаний в новой ситуации

Предполагаемая продолжительность: 20 мин.

Педагогическая деятельность учителя: учитель делит класс на рабочие группы по 4—6 человек, раздаёт бланки задания, даёт инструкцию по работе, модерирует выполнение задания рабочими группами.

Учебная деятельность обучающихся: выполняют задания, работая в группах; оформляют результаты работы на листах бумаги.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Предполагаемая продолжительность: 7 мин.

Педагогическая деятельность учителя: организует обсуждение результатов работы в группах, подводит обучающихся к общим выводам о важности владения правилами безопасного использования бытовых электроприборов, сохранения самообладания в условиях возникновения пожара, проводит онлайн-тестирование.

Учебная деятельность обучающихся: синтезируют контент, полученный в результате работы групп; делают выводы, отвечают на вопросы онлайн-теста.

  1. Информация о домашнем задании и рефлексия

Предполагаемая продолжительность: 5 мин.

Педагогическая деятельность учителя: информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению; предлагает ответить на вопрос: «Достигли ли мы цели урока?»

Учебная деятельность обучающихся: задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания; оценивают урок; определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели; высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока.

Материалы к уроку

Задание для групп: практическая работа «Создание памятки по профилактике электротравм в быту с применением инфографики».

Примерная памятка по профилактике электротравм

  1. Неуклонно соблюдайте порядок включения электрических устройств в сеть: подключайте шнур сначала к прибору, а только после этого к сети.Отключение происходит в обратном порядке.
  2. При замене лампочки выключатель освещения всегда должен быть отключён.
  3. Никогда не тяните вилку из розетки за провод и не пользуйтесь вилками, которые не подходят к розеткам.
  4. Не включайте одновременно большое количество электроприборов, это может привести к перегрузке сети.Кроме того, не включайте много электроприборов в одну розетку, поскольку из-за перегрузки она может загореться.
  5. Не трогайте включённые электроприборы мокрыми руками и не пользуйтесь электроприборами в ванной комнате.Запомните также, что в случае пожара ни в коем случае нельзя тушить находящиеся под напряжением приборы водой.
  6. Не играйте вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.
  7. Не прикасайтесь (а в сырую погоду не подходите ближе чем на 5 м) к упавшим на землю проводам, которые могут находиться под напряжением.

Инструкция к практической работе

1.Войдите под своим логином и паролем в сервис по созданию инфографикиCanvahttps://www.canva.com/ru_ru/sozdat/infografika/.

2.Выберите «Создать дизайн»: «Инфографика».

3.Выберите категорию шаблона «Образовательнаяинфографика».

4.Выберите наиболее приемлемый шаблон.

5.Измените картинки, цвет, форму блоков, размер, шрифт.Добавьте текст.

6.Сделайте презентацию памятки с использованием интерактивного оборудования.

7.Обсудите презентацию с классом.Внесите изменения, если они будут необходимы.

8.Скачайте презентацию или опубликуйте на страничке школьного сообщества.

Вопросы для контроля усвоения материала

1.В каких случаях может произойти поражение электрическим током?

2.Какие правила надо выполнять, чтобы не получить поражение электрическим током?

3.Какие бытовые электрические приборы есть у вас дома и умеете ли вы ими пользоваться?

4.Почему игрушки на батарейках не представляют опасность поражения электрическим током?

5.Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1) В чём заключается ошибка мальчика? Что бы вы посоветовали ему сделать в первую очередь?

2) О чём забыла девочка?

Домашнее задание

  1. Обязательная часть. Ответить на вопросы рабочего бланка письменно:

1.На улице под ним нельзя прятаться во время грозы.

2.Он обязательно размещается на энергообъекте и предупреждает об опасности.

3.Общее название материалов, которые НЕ проводят электрический ток.

4.Место в вашем доме для подключения электрических приборов.

5.Общее название материалов, которые проводят электрический ток.

6.Опасное «электрическое» природное явление, во время которого необходимо отключить от электропитания все электроприборы.

7.Линии электропередачи сокращённо.

8.Этот специальный шаг используют для того, чтобы выйти из зоны шагового напряжения.

9.Линия электропередачи может быть не только воздушной в виде провода между опорами, но и под землёй и тоже представлять большую опасность.Как называется подземный провод?

10.Этот энергообъект может выглядеть как небольшое строение и встречаться во дворах и на улицах.Электричество в них очень высокого напряжения, и к ним нельзя приближаться.

11.Микроволновая печь, стиральная машина, холодильник, миксер, тостер.Назовите эти приборы одним словом.

12.Диэлектрический материал, из которого выполнены перчатки энергетиков для работы в электроустановках.

13.Высокий столб, который держит электрический провод.

14.Такой провод нельзя трогать: следует немедленно сообщить взрослым.

15.Целая система правил и мероприятий, которая помогает безопасно обращаться с электричеством, быть осторожным и бдительным вблизи электроустановок.

16.Он бежит по проводам, зажигает лампочки в домах и заставляет работать все электроприборы.

17.На подстанциях оно преобразуется из высокого в более низкое, после чего ток отправляется в наши дома.

18.Единица измерения электрического напряжения.

19.По нему бежит ток из розетки к электрическому бытовому прибору.

20.Она является отличным проводником электрического тока, поэтому нельзя трогать мокрыми руками включённые в сеть электроприборы.

Ответы для учителя: дерево, знак, диэлектрик, розетка, проводники, молния, ЛЭП, приставной, кабель, трансформатор, электроприборы, латекс, опора, оголённый, электробезопасность, ток, напряжение, вольт, провод, вода.

  1. Практическое задание (по желанию):

Помогите родителям заменить перегоревшуюэлектролампочку.Попросите сначала показать, как это надо делать, соблюдая все меры безопасности, а потом сделайте сами под контролем родителей.

Дополнительные материалы

К сожалению, иногда люди пренебрегают правилами безопасного обращения с электроприборами.Многие из них гибнут из-за того, что вовремя не получили первой помощи.Если беда всё-таки случилась, важно не растеряться, а действовать в определённой последовательности.

Первая помощь при поражении электрическим током

1.По возможности отключите электропитание.С помощью деревянного предмета отбросьте от потерпевшего электроприбор, не касайтесь открытых частей тела поражённого.

Запомните: пока потерпевший не отделён от источника тока, он сам является источником тока для того, кто оказывает ему помощь.

2.Оттяните пострадавшего в сторону, схватив его за сухую одежду.Если человек без сознания — положите его в наиболее удобную позу и немедленно вызовите скорую медицинскую помощь.Действия по оказанию первой помощи зависят от того, в каком состоянии находится потерпевший.

3.При отсутствии сознания, дыхания, пульса срочно начинайте реанимацию (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) до полного восстановления жизненных функций.

4.Если пострадавший получил ожоги, промойте обожжённые участки кожи холодной водой и наложите стерильную повязку.

5.При лёгкой степени поражения обеспечьте приток свежего воздуха, полный покой до прибытия врача, укутайте пострадавшего, дайте ему тёплый чай.

Телефон службы спасения — 112.

Что делать, если электроприбор загорелся?

Перепад напряжения в электросети, короткое замыкание, разболтавшийся контакт в вилке — всё это может привести к возгоранию.Что же делать, когда прибор начал дымиться или загорелся?

Действуйте.На растерянность нет времени, пламя, идущее по проводу, способно уйти в стены, и тогда может выгореть не одна квартира!

1.Обесточьте бытовой прибор.Для этого можно временно обесточить всю квартиру специальным рубильником, который обычно размещается на лестничной клетке в электрощите.Где располагается этот рубильник, должен знать каждый член семьи, вне зависимости от возраста!

2.Накройте прибор плотной тканью или одеялом.Это ограничит доступ кислорода к горящему предмету, и огонь не сможет распространиться без доступа кислорода.

3.Закройте окна и выйдите из помещения.

4.Позвоните в экстренную службу по номеру 112 с мобильного телефона или попросите об этом соседей, которых тоже надо оповестить о пожарной опасности.

Пример инфографики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный урок русского языка в 11 классе "Обособленные обстоятельства. Правописание НЕ и НИ".

          Урок проводился в 11 классе естественно-математической профильной направленности.          Место урока в си...

Практико-ориентированный семинар для обучающихся 8-10 классов «Путь к вершине».

Цель:  осознание  необходимости  целеполагания  с  учетом  потребностей  и  мотивов.Задача: обучение  пошаговому  способу  достижения  цели....

Практико-ориентированные задачи на уроках математики 5 класс

Курс математики 5 класса – важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...