Кибербезопасность для 5 класса Тема: Компьютер и здоровье.
учебно-методическое пособие по обж (5 класс)

Кибербезопасность для 5 класса

Тема: Компьютер и здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiberbezopasnost_dlya_5_klassa.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Кибербезопасность для 5 класса

Тема: Компьютер и здоровье.

(уроки 1-7)

оглавление

Урок 1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

Конечно же, находясь за компьютером, рекомендуется периодически отдыхать, отвлекаться от экрана монитора, смотреть в окно, однако во время работы надо быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила:  

  1. Не входить в помещение, где находится вычислительная техника без разрешения старшего (преподавателя).  
  2. Не включать без разрешения оборудование.  
  3. При  несчастном  случае,  или  поломке  оборудования  позвать  старшего  (преподавателя).  Знать  где  находится  пульт  выключения оборудования (выключатель, красная кнопка, рубильник).  
  4. Не допускать порчи оборудования.  
  5. Не прыгать, не бегать (не пылить).  При быстрых, резких движениях вы можете уронить дорогостоящее оборудование или мебель .Кроме того, при этом в воздух поднимется большее количество пыли, чем если вы будете двигаться спокойно.
  6. Не шуметь.  
  7. Нельзя приходить в класс в верхней одежде и грязной обуви - высохшая грязь поднимается  в виде пыли в воздух. Находящаяся в воздухе пыль притягивается к экрану монитора, после того, как за компьютер садится человек. поток пыли меняет направление, летит и оседает на человеке. В результате могут возникнуть аллергические, кожные, глазные и бронхо -легочные заболевания.
  8. Нельзя работать грязными руками, во влажной одежде или влажными руками.
  9. Запрещено держать лишние предметы на столе с компьютером.(а также жевать жвачку, пить, принимать пищу)
  10. Принюхивайся! Приглядывайся! Прислушивайся! Обо всех необычных звуках и запахах скажи учителю. Наблюдай за работой компьютера.
  11. Никогда не трогай провода и соединительные разъемы - это опасно для жизни.
  12. Сидеть за компьютером нужно  прямо, спина должна опираться на спинку стула, руки на поверхность стола. уровень глаз должен приходиться на центр или на 2/3 высоты экрана. Расстояние до экрана должно быть не менее 50 см, оптимальное -60-70 см
  13. Берегите зрение - если плохо видите - работайте в очках. Делайте перерывы при работе за компьютером. не работайте дольше, установленного для учащихся каждого класса времени. Продолжительность непрерывной работы на компьютере во время учебных занятий составляет, в минутах: 1 класс- 10 мин ; 2-5 классы -15 мин; 6-7 класс -20 мин.; 8-9 класс -25 мин.

При несоблюдении правил Вы рискуете здоровьем. Если у вас еще пока хорошее зрение, то через несколько лет вы будете в очках, если уже плохое -то придется покупать бинокль, спина согнется, приобретете множество болезней.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

 

Приступая к работе на компьютере желательно:  

  • Осмотреть рабочее место (расположение блоков и их состояние...).  
  • Подобрать по высоте стул.  
  • Монитор должен располагаться на уровне глаз и перпендикулярно углу зрения.  
  • Экран монитора и защитный экран (с обеих сторон) должны быть чистыми.  
  • Освещение должно соответствовать нормам СанПиН.  
  • Не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света т.к. приходится повышать  яркость  и  контрастность,  что  влечет  за  собой:  увеличение  нагрузки  на глаза, излучения, выгорает люминофор экрана, сокращается срок службы монитора.  
  • На мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешним освещением.  
  • Мышь располагается так, чтобы было удобно работать с ней. Провод должен лежать свободно.  При  работе  с  мышью  по  периметру  коврика  должно  оставаться пространство не менее 2-5 сантиметров.  
  • Клавиатуру  следует  располагать  прямо  перед  пользователем,  работающим  на

компьютере. По периметру оставляется свободное место 2-5 сантиметров.  

 

Во  время  регламентированных  перерывов  с  целью  снижения  нервно-эмоционального  напряжения,  утомления  зрительного  анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотического утомления, целесообразно выполнять комплексы упражнений.

ЧЕМ ОПАСНЫ МЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА  

 

Не только компьютерная  техника  может  повредить  нашему  здоровью, но  и  мы при несоблюдении  элементарных правил  гигиены и  труда

можем испортить оборудование. Механические повреждения.

  • Блоков компьютера - это царапины, вмятины, трещины.  
  • Механические повреждения клавиатуры. Стираются надписи на клавишах (маникюр, кольца, кремы...), от сильного удара клавиши " залипают " (в особенности пробел и ввод).  
  • Механическое повреждение тонкого защитного слоя экрана. Верх неприличия касаться поверхности экрана пальцем, указкой, ручкой, карандашом... Не желательно протирать экран грубой тканью.  
  • Внутренние  механические  повреждения,  которые  могут  возникнуть  от  удара  или  попадания  постороннего  предмета  вовнутрь.

Профилактика: правильная организация рабочего места, категорически запрещается переносить, передвигать блоки компьютера во включенном состоянии.

  • Пыль, загрязнения, влага.  Токопроводящая пыль, загрязнения, влага могут вывести из строя блоки компьютера.  Пыль, загрязнения нарушают теплопроводность блоков.  
  • Загрязнение монитора ручкой, карандашом, пальцами, повреждение защитной поверхности монитора.

Профилактика: организовать рабочее  место,  регулярное  техническое  обслуживание,    не  располагать  цветы  в  непосредственной близости с компьютером (над компьютером).

  • Пища, канцелярские принадлежности.  Крошки, кофе, чай, скрепки... могут попасть в компьютерные блоки и вывести их из строя.  
  • Бумага, положенная на вентиляционные отверстия блоков (монитора) нарушает их тепловой режим.  

Профилактика: правильно организовать рабочее место, не есть за компьютером, обеспечить вентиляционный и тепловой режимы блоков.

  • Электростатическое  поле  не  должно  превышать  15кВ/м.  Статическое  электричество  может  вывести  из  строя  компьютер  или  внешние устройства.

Профилактика:  надежное  заземление  (зануление),  влажность  воздуха  в  помещении  должна  соответствовать  нормам  СанПиН, электростатическая обработка помещения.

  • Частое  включение  /  выключение  компьютера  создает  дополнительную  нагрузку  на  блоки  компьютера.  Наибольшее  количество  поломок приходится на момент включения / выключения устройств (импульс тока возникающий при этом не только для компьютера).

Профилактика: включение / выключение компьютера и устройств, производить только с разрешения взрослых (преподавателя). Прежде чем включить компьютер подумайте: - "Для чего?" Прежде чем выключить компьютер подумайте, а не понадобится ли он в ближайшее время.

Это только часть рекомендаций, которых следует придерживаться при работе за компьютером. Правильная организация рабочего места и рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности превратят Ваш компьютер в настоящего друга и безопасного помощника.

Урок 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ.

Цель: сформировать навыки правильного поведения при работе на компьютере.

Основное содержание урока:

Что такое компьютер как таковой. Слово компьютер является производным от английских слов to compute, computer, которые переводятся как «вычислять», «вычислитель» (английское слово, в свою очередь, происходит от латинского computo –»вычисляю»). Первоначально в английском языке это слово означало человека, производящего арифметические вычисления с привлечением или без привлечения механических устройств. В дальнейшем его значение было перенесено на сами машины, однако современные компьютеры выполняют множество задач, не связанных напрямую с математикой.

Компьютер в широком понимании этого слова представляет собой монитор и системный блок, а также клавиатуру и мышку.

Наибольшему напряжению при работе на компьютере подвергаются глаза и руки.

Во избежание зрительного напряжения работа с экраном монитора должна проводиться с расстояния не менее 60-70 см: при этом условии напряжение зрительных мышц минимально.

Смотреть на монитор необходимо сверху вниз: тогда глаза чуть прикрыты и не так сохнут.

Работая за компьютером, надо регулярно делать перерывы. Хотя бы раз в час.

Во время перерыва рекомендуется делать упражнения для снятия напряжения с запястья и плечевого пояса (постоянная работа с мышкой и клавиатурой) и снятия зрительного напряжения.

При интенсивной работе за компьютером рекомендуется употреблять с пищей определенные витамины, а именно: В2, А, С

Витамн В2 (рибофлавин).

    Витамин В2 – один из важнейших водорастворимых витаминов группы В, относящихся к ростовым факторам. Витамин В2 необходим для образования эритроцитов, антител, для регуляции роста и репродуктивных функций в организме. Он также необходим для здоровой кожи, ногтей, роста волос и в целом для здоровья всего организма, включая функцию щитовидной железы.

Значение витамина:
- предопределяет физическое развитие
;
- оптимизирует использование организмом белка, что очень важно для детей и подростков;
- участвует в окислении жиров и углеводов;
- влияет на зрение: на адаптацию глаза к темноте, на цветовосприятие;
- участвует в синтезе гемоглобина.

Признаки нехватки витамина:
- чувство тепла и легкого жжения слизистых оболочек губ и полости рта, трещинки в уголках рта, шелушение кожи вокруг губ и за ушами;
- светобоязнь и слезоточивость с чувством жжения в глазах, ослабление адаптации зрения к темноте.

Основным источником рибофлавина являются молочные продукты, хлеб и мясо.

Витамин А (ретинол).

Витамины группы А это группа жирорастворимых витаминов, которую составляют три формы витамина А (ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота), обеспечивающие свойственное этому витамину комплексное биологическое действие. Учитывая нахождение этих форм в одних и тех же продуктах питания (животного происхождения), их традиционно объединяют единым названием ретинол или витамин А.

Также витамин А может образовываться из каротина – его провитамина. Каротин содержится в моркови, шпинате, красном сладком перце, луке, салате и укропе.
У взрослого человека витамин А может депонироваться (откладываться про запас) в печени, и вырабатываться в периоды нехватки в организме. У детей такой возможности нет, и они должны получать витамин А ежедневно.

Значение витамина:
- обеспечивает здоровье кожи и волос;
- обеспечивает возможность видеть в сумерки и ночью, быструю адаптацию зрения к темноте;
- регулирует работу желез внутренней секреции;
- повышает сопротивляемость слизистых оболочек дыхательных путей;
- повышает сопротивляемость организма различным экстремальным факторам и выносливость к нагрузкам;
- его сочетание с витамином С является противосклеротическим фактором.

Признаки нехватки витамина:

- слизистые покровы верхних дыхательных путей, почек, мочевыводящих протоков и др. органов становятся более проницаемыми для возбудителей болезней, и увеличивается подверженность инфекционным заболеваниям;

- бледность и сухость кожи, ломкость ногтей, выпадение волос;
- ухудшение зрения в темноте («куриная слепота»)
.

Основным источником витамина А являются:  куриная печень, свиная печень,  печеночный паштет,  морковь,  петрушка,  сливочное масло.

Витамин С (аскорбиновая кислота).

Водорастворимый. Играет основную роль в образовании коллагена*, который важен для роста и восстановления клеток тканей, десен, кровеносных сосудов, костей и зубов. Способствует усвоению организмом железа.

*Коллаген - белок, составляющий основу соединительной ткани и обеспечивающий ее прочность.

Польза:
- Для заживления ран, ожогов и кровоточащих десен;
- Для ускорения заживления после операций;
- Способствует снижению уровня холестерина в крови;
- Предохраняет от многих вирусных и бактериальных инфекций;
- Уменьшает вероятность тромбообразования;
- Помогает при лечении простудных заболеваниях;
- Уменьшает эффекты воздействия различных аллергенов.

Лучшие натуральные источники: цитрусовые, ягоды, зеленые овощи, помидоры, цветная капуста, сладкий картофель, простой картофель, шиповник.

Вопросы и задания:

Сейчас Вы получите листочек с вопросом, на который необходимо написать ответ.

1. С какого возраста можно и нужно пользоваться интернетом, компьютером?

2. Когда началось ваше знакомство с компьютером?

Урок 3. БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ДЛЯ РУК И СПИНЫ

Как уже доказано, работа с компьютером таит в себе вредности. К сожалению, мы пользователи компьютера, мало на это обращаем внимания, однако это тот фактор здоровья, на который можно повлиять самостоятельно. Опасность компьютера для здоровья состоит в том, что все вредные факторы дают о себе знать не сразу, а спустя некоторое время. Не для кого ни секрет, что компьютерная техника развивается стремительно, быстро появляются и также быстро устаревают разные технические решения и стандарты.

Вывод напрашивается сам собой: спасение утопающих, дело самих утопающих. Для того, чтобы бороться с неблагоприятными последствиями компьютерной экспансии прежде всего надо знать с чем бороться. Рассмотрим вредные факторы и меры по снижению их влияния.

Рассмотрим группу вредностей, которые не связаны напрямую с компьютером, а связаны с длительной сидячей работой, компьютер только усугубляет это влияние.

Наиболее вредное специфическое поражение пользователей компьютеров - тендовагинит запястных сухожилий, связанный с работой по вводу информации посредством мыши и клавиатуры.

Профилактику этого заболевания надо начинать прежде всего с правильного расположения рук при работе за компьютером. Другие меры это правильный выбор клавиатуры и мыши. Большой вклад в исследование этой проблемы внесла фирма Microsoft. Клавиатуры и мыши в ее исполнении остаются по прежнему самыми эргономичными.

Клавиатура.

Иногда встречаются настолько высокие клавиатуры, что пользователям приходится работать, сильно загибая вверх кисти в запястьях. Такие клавиатуры – одна из основных причин развития заболеваний суставов рук. Лучший выход в таком случае – поменять клавиатуру, если же это невозможно, то используйте специальные подставки под запястья.

Угол между поверхностью клавиатуры и рабочей поверхностью стола, позволяющий достичь оптимального положения кистей рук – от 2 до 15 градусов. Сейчас на нижней поверхности даже самых дешевых клавиатур имеются ножки, позволяющие изменить угол наклона. Попробуйте поработать с разными их положениями.

Если вам приходится много печатать, то имеет смысл попробовать клавиатуру, у которой панель разделена пополам с возможностью поворачивать половинки относительно друг друга и наклонять их. Такая клавиатура дороже, к ней надо привыкнуть, но она позволяет держать кисти рук в более удобном положении.

Клавиши должны нажиматься легко и мягко. Клавиатуры со слишком тугими клавишами – прямой путь к болезням кистей.


Выбор клавиатуры несложен. Наиболее лучшая для профилактики тендовагинита - эргономичная. Которая состоит из 2х половинок которые развернуты относительно друг друга и имеют "горб" посередине. После обычной клавиатуры первоначально использование ее не совсем удобно. Если вы печатаете не одним пальцем, то через несколько недель Вы не будете представлять себе работу на стандартной клавиатуре. 

Если Вы не обладаете навыками 10-и пальцевой печати, такая клавиатура может даже быть вредной. Будет возникать излишнее напряжение при наборе текстов. В то используя эргономичную клавиатуры, Вы быстрее продвинетесь к навыкам 10-и пальцевой печати.

Избегайте навороченных дополнительными клавишами клавиатур , их возможности будут отвлекать, мешать, а часто не используются вообще.

Кстати длительное использование клавиатуры ноутбука нежелательно. Об этом даже предупреждают производители наклейками на корпусе компьютеров и соответствующими записями в инструкции пользователя.

Мышь

Мышь выбирается по удобству. Вы не сразу придете, к наилучшему для вас решению. Часто для этого надо поработать с разными конструкциями. Однако есть и некоторые общие правила. Мышь прежде всего должна соответствовать размеру руки - не быть маленькой и очень большой. Во всех современных мышах есть колесо прокрутки , оно очень удобно в работе, поэтому не покупайте мыши без колеса. Старайтесь использовать оптическую мышь,  это удобнее, необходимо меньшее усилие для ее перемещения, отпадает необходимость в регулярной чистке, без которой мышь с шариком двигается рывками. Использование валика под запястье оправдано, когда нет возможности обеспечить ровное положение руки . Иначе предплечье перестает касаться стола и подлокотника, возникает избыточная нагрузка на запястье и локоть.

Мышку надо подбирать под свою руку. Сейчас мышки выпускают разных размеров, разной формы, варьируются также размеры и форма кнопок мыши. При выборе мыши лучшей рекомендацией будет  «пощупать ее своими руками». Кисть и пальцы должны лежать на мышке удобно, «сливаясь с ней в одно целое». Важно также правильно настроить мышку, в первую очередь скорость движения указателя.

Самое важное для профилактики заболеваний запястья при работе на компьютере -правильное положение рук и использование качественных и подходящих именно вам мышки и клавиатуры.

Положение рук.

Угол между плечом и предплечьем должен составлять около 90 градусов. Рекомендуется также держать локти ближе к туловищу. Такое положение физиологически оптимально, так как нагрузка на различные группы мышц распределяется равномерно. Удобное положение рук обеспечит кресло с подлокотниками. Высота подлокотников должна быть на одном уровне с рабочей поверхностью стола, на которой расположены клавиатура и мышка.

Руки должны свободно лежать на подлокотниках кресла. Локти и запястья расслаблены. Предплечья и кисти находятся на одной прямой линии, запястье не должно быть согнуто ни вверх, ни вниз, ни в бок. При печати на клавиатуре работать должны только пальцы. При работе мышкой также следите за положением кисти: не допускайте, чтобы запястье долгое время находилось в изогнутом положении.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Урок 4. ЗАБОТИМСЯ О ГЛАЗАХ

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

-  самосветящееся, а не отраженное;

- имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

-  не непрерывное, а состоит из дискретных точек пикселей;

-  мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут. Чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;

- не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные».

К первым относятся:

- затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

- замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

- двоение предметов;

- быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

- жжение в глазах;

- чувство «песка» под веками;

- боли в области глазниц и лба;

- боли при движении глаз;

- покраснение глазных яблок.

Для профилактики зрительного напряжения предлагаем на Ваш выбор различные варианты гимнастики для глаз:

Упражнение 1. Медленный полный вдох. Подушкой ладони (место над суставом кисти под мизинцем и большим пальцем) проводить по векам справа и обратно в течение выдоха с частотой движений 1 раз в секунду. Сомкнуть руки ладонями (как при умывании) и наложить на лицо, закрыть глаза, рот и нос.

В этом положении максимально задержать дыхание (на выдохе), открыть глаза (свет не должен падать в глаза) и вдохнуть воздух, не снимая ладоней. Выдох с одновременным постепенным разведением ладоней в стороны.

Упражнение делается 1 раз при усталости глаз.

Упражнение 2. Ладони положить на колени, глядя прямо перед собой. Глаза направить максимально влево и вниз и, не моргая, смотреть так до усталости, выделения слез или сильного желания моргнуть. Медленно сделать полный вдох, выдох, после чего скосить глаза, как указано выше, и задержать их в том положении на максимальной паузе. До вдоха глаза вернуть в исходное положение. Выполнить один раз.

Упражнение 3. То же, что и № 2, только глаза скосить вправо и вниз.

Упражнение 4. Смотреть на переносицу обоими глазами.

Упражнение 5. Обоими глазами смотреть на кончик носа. Аналогично смотреть, как № 2.

Упражнение 6. Круговое плавное движение глазами влево, вниз, на переносицу, вправо, вниз, на кончик носа. Вращение глазами осуществлять на максимальной паузе (на выдохе) с частотой вращения 2–3 раза в секунду.

Упражнение 7. Вращение глазами вправо, вниз, на переносицу, влево, вниз, на кончик носа.

Упражнение 8. Во время умывания набрать полный рот холодной воды из ладоней. Широко раскрыть глаза и плескать в них холодную воду 10–15 раз до тех пор, пока вода во рту не согреется. Лучше при этом задержать дыхание на выходе в течение максимальной паузе.

В течение дня можно выполнять следующую гимнастику для глаз:

miopia

Каждое упражнение выполняется 4-5 раз.

При работе за монитором необходимо отрываться от него периодически и смотреть вдаль, чтобы снять напряжение глаз.

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз вправо-влево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него  глаза легко «соединятся».
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение –  сидя, каждое упражнение повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
  2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
  3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
  4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем – в правый верхний. Потом – в правый нижний, а затем – в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом – в обратном порядке.

Гимнастика для усталых глаз:

  1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
  2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями–от носа к вискам.
  3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
  4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
  5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Урок 5. ПЛАНШЕТЫ-ОНИ БЕЗОПАСНЫ?

Планшетный компьютер (англ. tablet computer или же электронный планшет) — собирательное понятие, включающее различные типы мобильных устройств с сенсорным экраном.Планшетным компьютером можно управлять прикосновениями руки или стилусаклавиатура и мышь доступны не всегда. Сенсорное управление осуществляется посредством нажатия пальца на экран или использования электронного пера (стилуса). Вместо привычной клавиатуры может использоваться экранная клавиатура или стилус, которым удобнее нажимать на мелкие кнопки по экрану, чем пальцем. Стилус внешне похож на обычную ручку с тонким грифелем.

Эргономичность, компактность, мощная батарея – преимущества планшетных ПК. По поводу батареи можно добавить, что с планшетным ПК можно работать примерно так же, как с мобильным телефоном. Когда планшет разряжается, надо его зарядить, после чего снова можно работать с планшетом без зарядного устройства.

Недостатки – на планшетных компьютерах неудобно работать с программами для редактирования аудио-, видео-файлов, графики, электронных таблиц и т.п. Другими словами, планшетный ПК не подходит для работы с контентом. Если выбирать, что лучше – планшетный компьютер или ноутбук, можно сказать, что в целом лучше ноутбук, он более функционален. Но если есть возможность, то лучше для работы использовать ноутбук, а для поездок, для совещаний, в дороге удобнее брать с собой планшетный компьютер. На планшете может быть (а может и не быть) стилус. С его помощью можно писать на экране планшетного ПК также, как в школе писали в тетрадке.

В последнее время многие приобретают планшеты, причем, считают планшет самым современным компьютером. Все это верно, но с некоторыми оговорками. Итак, зачем нужен планшет? Просто выходить в сеть и «гулять» по сайтам, просматривая Интернет-страницы, намного удобнее именно с помощью планшета. Большой сенсорный экран позволяет тесно контактировать с сайтом, и ты чувствуешь себя, так сказать, хозяином положения. Странички в Интернете можно крутить и вертеть, как захочется, увеличивать или уменьшать участки информации и т.п. Итак, с помощью планшета очень удобно: Заниматься веб-серфингом (просмотром сайтов и веб-страниц в Интернете). Читать электронные книги. Составлять расписание и работать с электронной почтой. Делать заметки на совещаниях, показывать презентации на переговорах. Демонстрировать фотографии. Смотреть фильмы и слушать музыку. Играть в несложные игры. Снимать фото и видео, примерно также, как в мобильных телефонах, но плюс планшета в большом экране. Для любителей игр планшет дает новые возможности, однако по сравнению с компьютером для серьезных игр он более слаб. Планшет - это хорошая игрушка для ребенка. Сегодня многие родители покупают планшеты специально для детей. Данные устройства легко переносят падение и отлично подходят для путешествий.

 Рынок ежедневно пополняется техническими новинками, однако о безопасности гаджетов можно будет судить лишь спустя несколько лет. Планшеты становятся любимой игрушкой большого количества детей. Научиться пользоваться планшетом у ребенка не составляет особого труда, ведь интерфейс гаджета основан на принципе интуитивности, поэтому знакомство малыша с планшетом происходит за несколько минут

Планшетные компьютеры удобны для чтения электронных книг. Хотя многие жаловались, что погрузиться в книгу сложнее, чем на устройствах с E-Ink (электронными чернилами), и текст не столь четкий, эти недостатки не остановили пользователей от запуска файлов PDF, комиксов, длинных статей из Интернета. Плюс детские книги можно смотреть в полноцветном варианте.

Высокая производительность по сравнению с мобильными устройствами. Просматривать календарь или электронную почту куда удобней на большом экране. Хотя многие из наших телефонов теперь работают с PIM приложениями, планшетные компьютеры предоставляют для этого куда больше мощностей.

Планшетные компьютеры лучше, чем старые ноутбуки. Если вам не нужно набирать много текста, они будут обрабатывать больше содержимого, чем ноутбук двухлетней давности, и есть более современные приложения и игры.

Планшетные компьютеры эффективны при обмене фотографиями и для презентаций "один на один".

Удобство для просмотра фильмов и музыки. Достаточно крупные экраны позволят насладиться интересным зрелищем где-нибудь в дороге, занять детей, и это куда проще и даже дешевле, чем устанавливать портативные видеоплееры в семейной машине.

Планшетный компьютер дешевле, чем новый ноутбук. Ваш старый ноутбук умер, и вы думаете о новом нетбуке. Не беспокойтесь. Планшетные компьютеры по производительности мощнее или находятся на одном уровне с аналогичным по цене ноутбуком.

9. Планшетные компьютеры хороши для путешествий. Они, обычно, работают с Wi-Fi и в 3G сетях, имеют большой экран и кроме встроенной памяти поддерживают чтение и запись на карты памяти. В случае отсутствия на них легко установить программные путеводители и словари. Представьте Ваш планшетный компьютер как "Путеводитель по Галактике".

Из самого названия планшетный КОМПЬЮТЕР мы видим, что это тот же компьютер (уменьшенный в размере), отсюда следует вывод, что и правила работы с планшетом такие же, как и с настольным ПК, и опасности такие же, как и с настольным ПК.

и при работе с планшетным компьютером следует придерживаться тех же правил:
- установить ограничение времени использования планшета; во всем нужно знать меру.

регулярно давать отдых глазам,

следить за осанкой

планшетные компьютеры совершенно не приспособлены для долгого набора текста. Работая на виртуальной клавиатуре, невозможно найти удобное положение, в результате страдает осанка и сильно затекает шея.

Врачи уточняют: поэтому частая работа на планшетном компьютере способствует развитию остеохондроза шейного отдела позвоночника и формированию межпозвонковых грыж.

 Еще одна проблема вреда планшета связана с кистью и предплечьем. Ученые даже придумали название iPad hand («айпадная рука»). За этим диагнозом скрывается несколько проблем: туннельный синдром (защемление срединного нерва, проявляющееся онемением и болью в кисти), тендовагиниг (воспаление сухожилий) указательного пальца, который активнее всего работает при наборе текста, а также «синдром большого пальца» он гоже связан с непривычной нагрузкой.

Причем если при использовании смартфонов с тачскрином большой палец пользователей страдал из-за постоянного отстукивания им по экрану, то в случае с планшетом из-за того, что постоянно поддерживает гаджет. Немалая нагрузка приходится и на суставы.

Работая на планшетном компьютере, не забывайте держать ровной спину. Лучше всего сесть в компьютерное кресло, положить планшет на стол и печатать, как на обычном компьютере.

Через каждые 20 минут работы делайте перерыв: встаньте, потянитесь, пройдитесь по комнате, разомните кисти.

Урок 6. ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА-ЧЕМ ОНА ПОЛЕЗНЕЙ КОМПЬЮТЕРА?

Особенно уютно читать, когда за окном моросит дождь, все срочные дела переделаны, и никто и ничто не отвлекает от увлекательной истории про великие дела и свершения, про прошлое и будущее, про любовь и приключения...

Кто-то читает исключительно книги бумажные. Дань традиции или привычке при наличии несомненных достоинств обладает рядом недостатков. Как минимум, в квартире требуется место для хранения бумажной домашней библиотеки.

С бумажными книгами нужно аккуратно обращаться – иначе быстро придут в негодность. Для изготовления каждой книги требуется вырастить и переработать определенное количество древесины. В конце концов, бумажная книга не так уж дешева. Полное собрание сочинений любимого писателя тянет на довольно круглую сумму.

Некоторые приспособились читать книги электронные – прямо с монитора компьютера или экрана мобильного телефона. Это менее удобно и не очень полезно глазам.

Но, пожалуй, наилучший вариант – приобрести для чтения книг специализированный компьютер, так называемую "читалку" или "ридер".

Что такое электронная книга (e-book)? Это обычный простой компьютер, который обладает собственными специфическими свойствами, как например, тот же планшетный компьютер или ноутбук.

Современное устройство "электронная книга", или ридер, оснащена дисплеем, изготовленным по технологии так называемых "электронных чернил". Это означает, что изображение страниц не мерцает и качеством напоминает распечатку на лазерном принтере. "Картинка" состоит из пикселей, как на мониторе традиционного компьютера. Но в отличие от него совершенно не мерцает и не утомляет глаза.

Дополнительное удобство ридеров – возможность настроить любимый шрифт и комфортный для чтения размер букв. В процессе чтения книги можно создать закладки, и к каждой специальным карандашом написать заметку. Книга бумажная в данном случае будет безвозвратно испорчена. А электронной хоть бы что. Думается, в скоро будущем технология "электронных чернил" еще более усовершенствуется. И в каждой семье появится устройство для чтения электронных книг. Такое же необходимое, как телевизор, холодильник или стиральная машина.

Есть различные варианты электронных книг: с LCD дисплеем и с технологией экрана E-Ink

Глаза при чтении электронной книги с LCD дисплеем буду уставать больше, чем при чтении книжки с другой альтернативной технологией экрана E-Ink. По сравнению с E-Ink, LCD дисплеи потребляют больше энергии, что сказывается на времени беспрерывной работы книги. Такой дисплей имеет высокую контрастность.

Технология E-Ink имеет ряд преимуществ по сравнению с LCD. Такие дисплеи созданы специально для электронных книг, и если Вы решили выбрать E-Book действительно для чтения, стоит смотреть именно на подобные читалки. Плюсы E-Ink следующие:

  1. Экран не мерцает, поскольку сама технология изображения строиться на другом принципе работы (черные гранулы дисплея проявляются под воздействием электрического поля).
  2. Дисплей является более экономичным, так как воздействие электрического поля является временным. То есть когда Вы «перелистываете» страницу, заряд аккумулятора тратиться, а когда просто читаете, энергия затрачивается минимальная.

Модная электронная книга или монитор компьютера, удобный многофункциональный планшет или – по старинке – обычная бумажная книга? Что из этого списка вреднее для глаз при длительном чтении?


Если бы чтение с монитора компьютера (КПК, планшета и т.д.) не было вредно для зрения, у производителей электронных книг так и не появилось бы ни единого стимула придумывать новое устройство только для чтения: мало что сравнится с компьютером по функциональности и удобству, особенно когда речь идет о современных портативных моделях. Но электронные книги все же появились – и именно потому, что длительное
чтение с монитора вызывает синдром «сухого глаза», компьютерный зрительный синдром и ведет к явному ухудшению зрения. Почувствовать это просто – достаточно прочитать с монитора тоненькую – на 50-75 страниц – книгу, и вы почувствуете напряжение и сухость в глазах (будто песка насыпали), жжение, головную боль и т.д. Обычный компьютерный монитор с его свечением просто не предназначен для постоянного чтения.

В чем главное отличие электронных книг? В электронных книгах используется технология E-ink («Электронные чернила» или «Электронная бумага») – выведение информации на экран в отраженном свете. Экран не светится, контрастность снижена, энергия потребляется не все время работы устройства, а только в момент смены изображения (при перелистывании электронных страниц во время чтения). Именно эти особенности электронных книг являются двумя «китами», на которых держится и популярность этих устройств, и их эффективность: энергоэкономность и отсутствие свечение экрана, вызывающего напряжение зрения. Визуально изображение на экране электронной книги максимально приближено к обычной бумажной странице. Такие показатели, как контрастность, яркость, белизна «бумаги», четкость отображения могут варьироваться в зависимости от конкретной марки устройства и конкретного производителя. Наиболее дешевые модели по качеству изображения сопоставимы с газетной печатью на серой бумаге, самые дорогие и качественные модели сопоставимы с печатью, которую можно встретить в приличных книжных изданиях на белой бумаге.

У электронных книг есть одна
особенность: из-за того, что они работают в отраженном свете, то есть не излучают свет, при чтении вам может потребоваться подсветка. При чтении с монитора компьютера такой проблемы вообще не возникает из-за свечения экрана, при чтении же электронной книги об освещении придется позаботиться отдельно.

Вредна ли электронная книга для глаз?

• Технология E-ink приближает электронную книгу по восприятию к бумажной книге; чтение электронной книги дает ту же нагрузку на зрение. Такой эффект достигается благодаря работе в отраженном свете (отсутствию свечения) и сопоставимой контрастности.

• Форматы электронных книг разработаны с учетом эргономичности чтения (габариты самого устройства, ширина «полосы набора», разрядка строк и т.д.). В хороших моделях электронных книг предусмотрена возможность регулирования размера и типа шрифта. Все это позволяет читать книги со всем возможным комфортом для зрения.

• Экран электронной книги не подсвечен, поэтому вам придется самостоятельно регулировать освещение. Позитивным моментом является то, что вы сами можете выбирать режим освещения в соответствии с потребностями собственного зрения и обстоятельствами.

Урок 7.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Использование компьютера (планшета и т.п.) является безопасным, если выполняются определенные правила:

Тест: Гигиена и охрана труда при работе за компьютером

1.  Каково минимальное расстояние от глаз до экрана монитора?

  • 20 см
  • 40 см
  • 60 см
  • 80 см

 

2. Как надо смотреть на монитор?

  • слева-направо
  • снизу-вверх
  • сверху-вниз
  • справа-налево

3. Как часто надо делать перерывы в работе при интенсивной работе за компьютером?

  • не делать вовсе
  • каждый час
  • каждые 3 часа
  • каждые 5 часов

4.Какова минимальная продолжительность перерывов?

  • 5-10 минут
  • 20-25 минут
  • 25-30 минут
  • 35-40 минут

5.Что необходимо делать в перерывах при работе за компьютером?

  • почитать книгу
  • посмотреть телевидение
  • гимнастику для стоп
  • гимнастику для глаз

6.Какие витамины необходимо употреблять с пищей во время интенсивной работы за компьютером?

  • А, В6, F
  • А, В2, С
  • А, В12, D
  • А, В, С, D

7. Планшетный компьютер это:

  • устройство для чтения электронных книг 
  • мобильное устройство с сенсорным экраном
  • устройство для игр
  • обычный компьютер

8. Вредна ли электронная книга

  • нет, не вредна, можно пользоваться сколько угодно времени без перерыва
  • вред и польза как от любого мобильного устройства
  • очень полезна, не нужны бумажные книги

9. Безопасен ли планшетный компьютер:

  • очень вреден
  • вред и польза как от любого мобильного устройства
  • абсолютно безопасен

10. Можно ли входить в компьютерный класс в верхней одежде?

  • да, конечно
  • нельзя, высохшая грязь поднимается  в виде пыли в воздух
  • можно снять верхнюю одежду, а обувь оставить

11. Почему нельзя бегать в компьютерном классе

  • при быстрых, резких движениях вы можете уронить дорогостоящее оборудование или мебель
  • можно уронить товарища
  • можно бегать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Компьютер и здоровье" (на баш яз)

Классный час можно проводить во всех классах. Почти у каждого  дома имеется компьютеры, поэтому тема актуальна...

Компьютер и здоровье

Стенд -  как работать на компьютере и оставаться здоровым....

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Противники преподавания курса информатики в начальной школе мотивируют свое негативное отношение  тем, что компьютер наносит вред здоровью ребенка. Так ли это? Как поправить ситуацию?...

Программа ЭЛЕКТИВНОГО курса «КОМПЬЮТЕР и ЗДОРОВЬЕ» для учащихся 9 класса.

Авторская программа элективного курса "Компьютер и здоровье" для учащихся 9 класса...

Влияние компьютера на здоровье человека.

В исследовательской работе раскрыта теоретичаская част по теме, дается характеристика влияния вредных  факторов на человека, меры предосторожности работы с компьютером, результаты анализа с вывод...

Компьютер в жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье наших детей.

Компьютер - "двуликий Янус". Что он в себе таит? Угрозу? Помощь? Как влияет постоянное "общение" с компьютером на здоровье наших детей?... Над этими вопросами  стоит задуматься......

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ 21 ВЕКА.КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ»

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране по...