СТАТЬЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по обж (11 класс)

Московой Александр Александрович

По определению Всемирной организации здравоохранения − вещества, воздействующие на нервную систему и изменяющие психику, являются психоактивными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством, считаются наркотиками.

В России юридический термин «наркотик» определён следующим образом: наркотические средства − вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (предшественников), подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Согласно статистическим данным, средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15‒ 17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9‒13 лет. Подростковая наркомания имеет тенденцию очень быстро распространяться, дети начинают принимать наркотики, пытаясь тем самым уйти от проблем, избавить себя от неприятных ощущений и внутреннего дискомфорта.

Подросток, знающий, как справляться с проблемами, способный хорошо общаться и находящийся в безопасности, менее предрасположен к наркотикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_narkotiki.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 143

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Составитель:

учитель ОБЖ Московой Александр Александрович

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………2
  2. Особенности поведения подростков, предрасположенных к развитию наркотической зависимости, общие признаки употребления наркотиков……………………………………………..2-4
  3. Оказание первой помощи человеку, поражённому наркотиками…………………………………………………………….4-5
  4. Рекомендации в работе педагога с обучающимися……………..……5
  5. Рекомендации для родителей…………………………………………5-7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По определению Всемирной организации здравоохранения − вещества, воздействующие на нервную систему и изменяющие психику, являются психоактивными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством, считаются наркотиками.

В России юридический термин «наркотик» определён следующим образом: наркотические средства − вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (предшественников), подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Согласно статистическим данным, средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15‒ 17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9‒13 лет. Подростковая наркомания имеет тенденцию очень быстро распространяться, дети начинают принимать наркотики, пытаясь тем самым уйти от проблем, избавить себя от неприятных ощущений и внутреннего дискомфорта.

Подросток, знающий, как справляться с проблемами, способный хорошо общаться и находящийся в безопасности, менее предрасположен к наркотикам.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К РАЗВИТИЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ, ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

В школе дети подчас проводят больше времени, чем дома. А внимательный учитель нередко осведомлен лучше родителей о сложностях и проблемах подростка. Есть ряд особенностей поведения, которые указывают на предрасположенность подростка к развитию наркотической зависимости:

  • подросток, проявляя внешнюю агрессивность к другим, провоцирует появление конфликтов. Однако внутренне он не готов к ним и не способен к разрешению сложной ситуации.  
  • частые смены настроения, избегание ситуаций, в которых способности подростка могут быть объективно проверены. Поверхностная общительность и её ограниченность во времени сочетаются с обострённым стремлением произвести на окружающих хорошее впечатление. Уход от ответственности в принятии решений и взваливание её на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.  
  • тревожность, которая наблюдается у всех подростков. Из-за несоответствия внешнего и внутреннего самоощущения им приходится совершать поступки, которые обусловлены стремлением занять взрослую позицию и попыткой убежать от реальности.

Общие признаки употребления наркотиков:

  • явно проявляющаяся скрытность ребёнка;
  • снижение учебной мотивации, частые пропуски занятий, ухудшается успеваемость (падает интерес к учебе, к прежним увлечениям);  
  • изменение ритма сна (в течение дня подросток может быть вялым, медлительным, буквально засыпать на уроках);  
  • общение с прежними друзьями прекращается или сводится к минимуму, появляются новые подозрительные друзья или поведение старых приятелей изменяются;  
  • внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;  
  • изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно несоответствующие данной ситуации;  
  • изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);  
  • изменение координации движений, появляются неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушается почерк;  
  • изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;  
  • блеск глаз, сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;  
  • изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
  • изменение речи: её ускорение, подчёркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечёткость речи («каша во рту»).

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОРАЖЁННОМУ НАРКОТИКАМИ

  1. Вызовите скорую помощь.
  2. До её прибытия постарайтесь соблюдать следующие правила:  1)поддерживайте человека в спокойном и удобном состоянии;
  1. не оставляйте одного человека, если его тошнит, положить его следует так, чтобы голова была повёрнута в сторону, а не опрокинута назад, тем самым исключается возможность захлебнуться рвотными массами;  
  2. следите за дыханием, если губы и кончики пальцев начали синеть, значит, дыхание прекращено;  
  3. соблюдайте дистанцию. Перед тем, как приблизиться, или прикоснуться, объясните, что вы собираетесь делать.  Говорите в ясной, успокаивающей манере;  
  4. не позволяйте пораженному наркотиками человеку ходить, бегать и вообще двигаться;  
  5. не давайте ничего в рот (пищу, жидкости или лекарства) с целью приведения в чувство;  не поливайте человека холодной водой: шок может привести к потере сознания, падению и увечью.

РЕКОМЕНДАЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В работе с обучающимися, педагогам следует избегать следующего:  

  • использовать материалы, которые позволили бы обучающимся оправдать поведение человека, употребляющего наркотические вещества. Подростки должны понимать, что они сами несут ответственность за принятие решений из последствия этих решений;  
  • использовать материалы, содержащие информацию или инструкцию, по которым подросток может научиться изготавливать, либо употреблять наркотик;  
  • представлять материалы, в которых используются термины «социальное потребление», «ответственное потребление», «контролируемое потребление», либо где описываются возбуждающие препараты, как вещества, поднимающие настроение, которые причиняют лишь временный вред здоровью. Наркотик не может быть «плохим» или «хорошим», либо «неправильно» употребляться. Не допускайте такого противоречивого толкования;  
  • использовать материалы, в которых выздоравливающий наркоман представлен в виде образца. Такие материалы могут нести подросткам информацию о том, что этот человек смог справиться и даже стал «известным», «знаменитым» благодаря наркотику.

Очень сложно выделить из класса именно тех, кому потенциально более всего угрожает опасность. Поэтому необходимо уделять внимание всем без исключения обучающимся, чтобы не пропустить малейшие изменения в их поведении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дети растут, меняются, вступают в полосу взросления, и часто под маской «проблем переходного возраста» родители не могут разглядеть настоящей беды, которая постучалась в их дом. Особенностями современной подростковой субкультуры являются крайне опасные эксперименты молодёжи с различными психоактивными веществами.  

Изменения поведения подростков на этапе первых проб имеют общие признаки потребления наркотиков (иногда их принимают за типичное поведение подростков): 

  • явно проявляющаяся скрытность ребёнка, увеличение времени пребывания ребёнка вне дома, на улице;  
  • снижение учебной мотивации (падает интерес к учёбе, к прежним увлечениям), частые пропуски занятий, падает успеваемость;  
  • изменение ритма сна (в течение дня может быть вялым, медлительным, а ночью без устали слушает музыку, смотрит фильмы, играет на гитаре и т.д., на следующий день всё повторяется);
  • изменение пищевого поведения (подросток может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с улицы, съедает все «запасы» из холодильника;  
  • увеличиваются финансовые запросы, ребёнок пытается найти способы удовлетворения возросших материальных потребностей (пропажа денег из дома, вещей и т.д. – это очень серьёзный признак);  
  • появляются новые подозрительные друзья, или поведение старых приятелей изменяется, разговоры ведутся шёпотом, используются непонятные фразы (жаргон, сленг);  
  • настроение меняется очень быстро и часто не соответствует ситуации и реальной действительности, от полной апатии до безудержной энергичности.

Правильная родительская позиция, адекватная реакция на сложившуюся ситуацию, позитивная направленность на своего ребёнка позволит вашим подросткам избежать опасных экспериментов и с наименьшими потерями преодолеть весьма сложный подростковый период.

Правила, которые могут помочь родителям и детям в сложных жизненных ситуациях:  

  • не впадайте в панику или истерику при возникновении беды, демонстрируйте конструктивный подход к решению проблемы и умение владеть собственным эмоциональным состоянием;  
  • не кричите и не воздействуйте физически на подростка. Уважайте его личность и не переступайте границы;  
  • не поддавайтесь на шантаж. Придерживайтесь избранной линии поведения;
  • не откладывайте визит к специалисту (психологу, врачу);
  • не делайте, не решайте за ребёнка то, что решить должен он сам. Подростку необходимо столкнуться с неприятными последствиями своих поступков, чтобы научиться отвечать за принятое им самим решение;  
  • не давайте денег больше необходимого минимума;
  • не критикуйте понапрасну. Если вы не согласны, выскажите своё мнение ненавязчиво, аргументировано и твёрдо;
  • многочасовые разговоры о наркотиках, нравоучительные беседы бесполезны и могут дать только обратный эффект.

Правила, которые позволят родителям не потерять контакт с подростком и удержать его от опасных экспериментов:  

Чаще беседуйте со своим ребёнком на самые разные темы, поощряйте его инициативу и относитесь с уважением к его личностно‒духовным потребностям.  

Помните, что забота — это не только создание материального благополучия, а любовь – не сиюминутное выполнение всех требований ребёнка. Не подменяйте эти понятия!  Для ребёнка самым главным является время, проведённое вместе с родителями.  Организуйте досуг ребёнка так, чтобы у него оставалось, как можно меньше свободного времени (посещение музеев, театров, кружков, спортивных секций, музыкальных и художественных школ и т.п.).  

Вникайте в дела детей, в их увлечения, не отделяйтесь от взрослеющих детей, внимательно относитесь к любому возникающему у них вопросу.  Поддерживайте своих детей на пути к взрослой жизни. В повседневных хлопотах не забывайте о бесценном даре, который у вас есть – о вашем ребёнке.  Любите своего подростка безусловной любовью, не за что-то (отличные оценки, хорошее поведение и т.д.), а просто потому, что у вас есть и сейчас рядом с вами.  Будьте примером здорового образа жизни.

Помните, что замеченные Вами изменения поведения, отношений с друзьями, перепады настроения и т.д. указывают на то, что в жизни Вашего ребенка не все благополучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика наркомании в образовательной среде»

Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации....

Работа по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении

Работа по профилактике ДДТТ  в образовательном учреждении...

Комплексная программа: "Профилактика наркомании в образовательной среде"

Целевая комплексная программа по незаконному обороту наркотиков рассчитана на обучающихся 1-11 классов и составлена с учетом их интересов и возрастных особенностей сроком на 2010-2015 г. Предусматрива...

: Доклад: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Как бороться в образовательных школах с буллингом...

Деятельность Совета профилактики правонарушений в образовательном учреждении.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью....

«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Познакомить педагогический коллектив с понятием «Буллинг», причинами его возникновения.Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении....

статья «Организация работы по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении»

Основные принципы организации работы по профилактике ДДТТ...