: Доклад: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»
материал (9 класс)

Рахматуллина Рима Насратулловна

Как бороться в образовательных школах с буллингом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О буллинге23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении» (30.12.2019)

Буллинг (английское bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг всегда основан на психологическом терроре. Он преследует цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия,  распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют.   Если в мягких случаях буллинг понижает эмоциональный фон жертвы и её самооценку, то в жестких способен довести до суицидальных действий. При этом травля не всегда представляет собой прямую атаку.

Моббинг и буллинг  схожие понятия - это травля. Но буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности интернета - кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг - это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров,  мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов.

Существуют обязательные правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе

  1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию

Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать его значение.

 Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение психологического обследования ребенка.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  • от самого пострадавшего;
  • от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;
  • его длительность;
  • его характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления буллинга;
  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);
  • их мотивации к буллингу;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамику всего происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию педагог должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку учеников

  • повышаем голос,
  • произносим фразу типа. «Учитель здесь пока еще я",
  • оставляем последнее слово за собой,
  • используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
  • разговариваем с сарказмом,
  • даем оценку характеру ученика,
  • действуем с превосходством,
  • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
  • настаиваем на своей правоте,
  • читаем морали,
  • оправдываемся, защищаемся,
  • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • изображаем негодование,
  • придираемся, изводим кого-то придирками,
  • сравниваем одного ученика с другим,
  • командуем, требуем, давим,

 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

  Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга

Скажите ребенку:

  • Я тебе верю 
  • Мне жаль, что с тобой это случилось 
  • Это не твоя вина. 
  •  Хорошо, что ты мне об этом сказал 
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика буллинга в образовательной организации

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевремен...

«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Познакомить педагогический коллектив с понятием «Буллинг», причинами его возникновения.Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении....

Коучинг - занятие «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах...

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Статья посвящена проблемам буллинга в подростковой среде и способам профилактики этого явления в образовательном учреждении. Материал был использован для проведения методического семинара среди классн...

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Буллинг  (от английского  «травля») -  постоянные намеренные действия, направленные на причинение ущерба (физического или морального) одному и тому же ребёнку/подростку со с...

«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

laquo;Профилактика буллинга в образовательном учреждении»...