Профилактика буллинга в образовательной организации
консультация

Галимова Альбина Миннигалиевна

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевременная помощь и правильное отношения  могут спасти многие души.Представляю вам материал,который можно использоватьна пед совете для ознакомления кколлектива с данным явлением и мерах профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_profilaktiki_bullinga.docx13.3 КБ
Файл bulling_v_obrazovatelnoyorganizatsii.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с "агрессором" буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.

4. Разговор с "жертвой" буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг.  Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).

5. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.



Предварительный просмотр:

Педсовет на тему «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Цель:

  1. Познакомить педагогический коллектив с понятие «Буллинг», причины его возникновения.
  2. Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении.

1.Вводная часть. Просмотр видеоролика.

Практически в каждом образовательном учреждении есть обучающиеся, которые становятся объектом открытых издевательств, унижений, насмешек. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой ребенок, взрослый (педагог). Что же это за явление, в котором обучающегося называли раньше «не такой как все», «чужой», а теперь жертвами буллинга?  

2. Основная часть.  Многие психологи, социологи дают разное определение буллингу.

Слайд 1Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений»

Буллинг- многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.

  О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. К сожалению, несмотря на распространенность данного явления в современном обществе, буллинг в нашей стране  в должной  мере не исследуется,  не обсуждается   и его проблема не освещается в полном  объеме в СМИ.

Слайд 2.Главные компоненты определениябуллинга:

  1. Это агрессивное и негативное поведение.
  2. Оно осуществляется регулярно.
  3. Дисбаланс власти и силы.
  4. Это поведение является умышленным.

Слайд 3. Существуют следующие виды буллинга:  

Вид

Что включает

Физическое насилие

избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки

Эмоциональное насилие (психологическое)

Угрозы,  насмешки, присвоение обидных  кличек,  бесконечные  замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей,  высмеивание,  оскорбление, унижение ученика  в присутствие других детей, принуждение  делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань.  Умышленное доведение человека до стресса, срыва.  

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем),  или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей,  или  для получения выгоды.

Экономическое насилие

Порча и отнятие личных  вещей. Вымогательство. Отбирание  денег. Повреждение имущества..

Кибербуллинг

Использование телефона

1.Систематическиосуществляются анонимные звонки и отправляются  оскорбляющего или угрожающего рода сообщения

2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.  

Использование E-mail

Рассылка злых и негативных сообщений.

Социальных сетей

1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

 2. Распространение  непристойного видео и фото.

3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.

4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.

5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Видео-портал

Публикация  в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего  другого человека видео.

Слайд 4.Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во  многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат  того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.

Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.  

Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

Слайд 5. В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся  на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Слайд 6. Групповое задание для педагогов: давайте поделимся на три группы, ваша задача определить типичные черты обучающихся, склонных становиться «агрессорами»буллинга, их жертвами, а также тех, кто становится сторонним наблюдателем.

1 группа. «Психологический портрет буллера (агрессора)». Поведенческие особенности.  

Эмоциональные особенности.

Социальное окружение.

2 группа. «Психологический портрет жертвы буллинга». Поведенческие особенности.  

Эмоциональные особенности.

 Социальное окружение.

3 группа. «Психологический портрет свидетеля буллинга: «союзника» или «зрителя». (распечатки)  

Поведенческие особенности.

Эмоциональные особенности.

Социальное окружение.

Психологические портреты участников буллинга:

Часто буллерами становятся:

  • Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;
  • Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
  • Дети из властных и авторитарных семей;
  • Дети из конфликтных семей;
  • Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
  • Дети с низкой успеваемостью

Буллеры – это:

  • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
  • Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
  • Дети, стремящиеся быть в центре внимания;
  • Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
  • Максималисты, не желающие идти на компромиссы;
  • Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя
  • ответственность за свое поведение;
  • Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Для буллеров характерны:

  • Импульсивность;
  • Раздражительность;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Завышенная самооценка;
  • Враждебность (агрессивность);
  • Отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятыхнорм и правил;
  • Склонность ко лжи или жульничеству;
  • На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания приполучении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
  • Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
  • На его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
  • Не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
  • Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ,районов;
  • Входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс илишколу;
  • Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегаетобщественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
  • Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.

Поведение свидетелей буллинга:

Дети:

  • У них отмечается страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий.
  • Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.  
  • Они переживают желание присоединиться к травле.

Взрослые:

Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга. Они испытывают:

  • Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.
  • Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить.
  • Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено».  
  • Присоединение к агрессору.  
  • Переживание чувств «праведного возмездия»  и «торжества справедливости». «Наконец, ему (ей)  воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением   своих учеников.

Жертвы буллинга.Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

  • физические   недостатки –носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения –замкнутые, чувствительные,  застенчивые,  тревожные

или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

  • особенности внешности– все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки–недостаточный  опыт  общения  и  самовыражения.

Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

  • страх   перед   школой – неуспеваемость   в   учебе часто   формирует   у   детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) –  не имеющие опытавзаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья   –   существует   масса   расстройств, которые   вызывают насмешки   и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

Обсуждение в группе:

• с какими реальными ситуациями буллинга в школе вы сталкивались? В чем они проявлялись? Какие чувства вы при этом испытывали?

• Что делали в этих случаях педагоги?

• Каковы последствия насилия в детских отношениях?

• Как можно предотвратить и преодолеть жестокость в отношениях между детьми?

Ролевая игра «Буллингв школе» (7 минут).

Участникам предлагается ролевое разыгрывание самой значимой из описанных ими ситуаций жестоких отношений между детьми. Один из них играет роль ребенка-изгоя, другие – преследователей, соучастников, безучастных свидетелей. Затем участникам предлагается внести в разыгрываемую ситуацию такие изменения, которые позволят прекратить насилие.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали в роли жертвы (обидчика, наблюдателя)?

• Какие мысли приходили вам в голову?

• Какие желания у вас возникали?

• Что вам хотелось изменить в разыгрываемой ситуации и как вы это сделали?

• Как эта игра соотносится с вашей реальной жизнью?

• Какое она окажет влияние на вашу педагогическую деятельность?

Рекомендации педагогическому коллективу.

Следующие рекомендации помогут педагогам, психологам, администрациям учреждения образованияв выявлениибуллинга и противодействии ему в учреждениях образования.

1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. Помните, что понятие буллинг не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесенного ущерба (материального и морального) «слабому».

2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашем образовательном учреждении. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в него можно также педагогов и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.

3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет педагоги, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями детей, персонала, педагогами и родителями. Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Наблюдения дадут возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Вы также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Вы также узнаете реакцию школьного персонала и родителей на буллинг, и, более того, какие дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.

4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в учреждении образования с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. В США, например, существует такое сообщество, как «полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в эффективном решении этой проблемы.

5. Обсуждение проблемы, беседы с детьми как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирает «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Следующий шаг — обращение к чувствамребёнка, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними —вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми. Обсудите с детьми, почему в вашем образовательном учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить; предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные из них. Ознакомьте школьников с материалами (видео, книги), которые содержат информацию на эту тему. Предложите тему для обсуждения, например, как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».

6. Определите поведение персоналаучреждения образования, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися. Этот пункт включает в себя моделированиепросоциального поведения и работу по уменьшению асоциального поведения; наблюдение за поведением учащихся или воспитанников в классе, группе и во время общения, игр; готовность оказать поддержку тем детям, которые стали «жертвами» буллинга; обмен опытом по положительному решению таких проблем.

7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать. Буллинг — явление не «криминальное», но, тем не менее, его проявления, если не будут своевременно пресечены, становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия — важный аспект в решении этой проблемы. Работа с виновными может быть различной. Иногда с ними устанавливают контакты и беседуют индивидуально — без угроз. Но зачастую используется такой подход: учитель или психолог, работая с жертвами, приглашают виновных принять участие в решении ситуации. Этот подход достаточно эффективен — особенно если ребенок проявляет постоянную склонность к насилию.

8. Помогите ребенку, который стал жертвой, самому решить проблему, конечно с помощью других. Педагогам следует определить тех детей, чье поведение провоцирует насилие и помочь преодолеть свои проблемы, например, неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились, и помочь им ее преодолеть.

9. Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними причины буллинга. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга —дети из неблагополучных семей. Беседуя с родителями жертв, не следует занимать позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребенка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Доклад: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Как бороться в образовательных школах с буллингом...

«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Познакомить педагогический коллектив с понятием «Буллинг», причинами его возникновения.Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении....

Коучинг - занятие «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах...

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Статья посвящена проблемам буллинга в подростковой среде и способам профилактики этого явления в образовательном учреждении. Материал был использован для проведения методического семинара среди классн...

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Буллинг  (от английского  «травля») -  постоянные намеренные действия, направленные на причинение ущерба (физического или морального) одному и тому же ребёнку/подростку со с...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Профилактика буллинга в образовательной организации...