Коучинг - занятие «Профилактика буллинга в образовательной организации»
методическая разработка (7, 8 класс)

Ермакова Елена Николаевна

Что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouching_-_zanyatie.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                       "НОВОСЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Муниципальный этап областного фестиваля организаторов детского и молодежного общественного движения Нижегородской области «Бумеранг»

Номинация «Классные руководители общеобразовательных организаций»

Коучинг - занятие

 «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Коуч: Ермакова Елена Николаевна

Новосёлки, 2019 г

Приветствие.   Создание коллаборативной среды.  Деление на группы.

- Сегодня мы постараемся понять,  что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах, разработаем правила профилактики буллинга в школе.

1) Прием «Приветствие» - Каждый участник называет свое имя и качество, начинающееся на первую букву имени.

2) Деление на группы. «Пазл».

  Раздаются картинки,  на которых нарисованы школа, ученик, учитель.

Коллективная работа – нужно догадаться, что из них можно сложить одну картину,  на которой школа, ученик, учитель, тем самым коллектив делится на 3  группы.

3) Обсуждение и принятие правил группы:

Коуч предлагает выработать  правила работы в группе,  предложив им первый пункт: «Отключить сотовые телефоны!» записывая его на листах, вывешенных заранее  на доске , после совместного обсуждения каждого пункта,  правила принимаются путем голосования

II. Основная часть.

4)Коуч зачитывает историю из жизни одной девочки « Я в своем отрочестве очень сильно отличалась от сверстников. Финансовое положение семьи было тогда аховым, поэтому одевались мы преимущественно в секонд-хенде, с моими физическими данными одежду найти было вообще сложно, поэтому внешний вид был далеко не модным. Высокий рост, худоба и очки популярности тоже не добавляли. В 13 лет меня угораздило перевестись в другую школу. Из лицейного класса, попала в обычный» 

Вопрос: Ребята, как Вы думаете, что происходило с этой девочкой дальше в школе?

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

5)Теория.

5.1. Коуч предлагает участникам коучинг занятия Сначала дать порассуждать на тему, кто чаще всего становится жертвой" буллинга .

Необходимые материалы: бумага, ручки

(Выслушиваются ответы от каждой команды, у кого такой же ответ, команда зачёркивает. Далее делается общий  вывод, путем зачитывания)

(Приложение 1 )

6. Практика.

Необходимые материалы: бумага, ручки

Коуч предлагает участникам коучинг – занятия, выполнить разные задания:

  1.   Как другие дети  могут помочь жертвам  буллинга ?

(Примеры зачитываются, и делается вывод, реально ли это может помочь)

  1. Выделить основные виды буллинга

(Присутствующие  опровергают или соглашаются с данными выводами)

(Приложение 2)

  1. Подумать, как взрослые могут решить данную проблему

(Примеры    зачитываются, и делается вывод, можно ли их использовать)

7. Выводы:

  1. Коуч предлагает участникам продолжить историю, если бы детям  стало известно о случае буллинга в нашей школе. Ваши действия.
  2. Коуч предлагает участникам подвести итоги коучинг - занятия – путем прикрепления стикера на доску, на которой  написаны следующие слова:
  • Я сделал (а) выводы
  • Неопределенность
  • Мне этого не надо.

  1. Коуч   в конце занятия рассказала, как одна учительница решила поделиться своим опытом донесения до учеников, почему травля — это плохо.

"Однажды перед началом занятий я зашла в магазин и купила 2 яблока. Они были практически одинаковые: тот же цвет, приблизительно равный размер... В самом начале классного часа я спросила у детей: «Чем отличаются эти яблоки?» Они промолчали, потому что действительно особой разницы между плодами не было. 

Тогда я взяла одно из яблок и, обращаясь к нему, сказала: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» После этого я бросила фрукт оземь. Ученики смотрели на меня, как на сумасшедшую. 

Потом я протянула яблоко одному из них и сказала: «Найди в нём что-то, что тебе не нравится и тоже брось на землю». Ученик послушно выполнил просьбу. После этого я попросила передать яблоко дальше. 

Надо сказать, что дети легко находили в яблоке какие-то недостатки: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» — говорили они и каждый раз бросали яблоко на землю. 

Когда фрукт вернулся ко мне, я еще раз спросила о том, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у меня на столе. Дети снова были в замешательстве, ведь, несмотря на то что мы регулярно бросали яблоко на пол, каких-то серьезных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе. 

Тогда я разрезала оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, оно всем очень понравилось. Дети согласились, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили. Его никто не захотел есть. 

Я сказала: «Ребята, но это ведь мы его сделали таким! Это наша вина!» В классе наступила гробовая тишина. Спустя минуту я продолжила: «Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!» 

До моих детей еще никогда ничего не доходило так быстро. Все начали делиться своим жизненным опытом, насколько им неприятно, когда их обзывают. Все мы по очереди поплакали, а потом вместе рассмеялись. Когда урок закончился, дети начали обнимать меня и друг друга. Как же здорово, что мои усилия не были потрачены впустую!"

        

        Приложение 1

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

• физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

• особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

• особенности внешности–все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);

• плохие социальные навыки– недостаточный опытобщения и самовыражения.

Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, чем со сверстниками;

• страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей

отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

• особенности здоровья– существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

• низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

        Приложение 2

Существуют следующие виды буллинга:

  • Физический школьный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки).В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.

• запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать ужертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;

• изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

• вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания;

• повреждение и иные действия с имуществом–воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

• оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки,обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»

laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевремен...

«Буллинг» - Предотвращение насилия в образовательных организациях

В  «букете» негативных переживаний, которые испытывает современный российский учитель,  особое место занимает чувство беспомощности перед лицом насилия со стороны   уче...

Травля и буллинг в образовательных организациях: как быть?

Всё чаще в детском саду, в младшем школьном возрасте и среди подростков случается травля детей. Как быть родителям, педагогам и самим ребятам? В статье мысли об этом....

Профилактика буллинга в образовательной организации

Статья посвящена проблемам буллинга в подростковой среде и способам профилактики этого явления в образовательном учреждении. Материал был использован для проведения методического семинара среди классн...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Профилактика буллинга в образовательной организации...