Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»
методическая разработка (10 класс) по теме

Мишина Светлана Геннадьевна

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетировани тудентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metoraz_pro_bulling.docx61.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка выступления

на цикловой комиссии «транспортного отделения»

ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ» 30 ноября 2015г.

Буллинг в образовательной среде.

Отчет по анонимному анкетированию

студентов II курса с целью выявления

случаев буллинга в ОСП «ШЭТ».

Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

Разработала и выступила

педагог-психолог ГБПОУ МО «ШЭТ»

Мишина С.Г.

Шатура

2015 год

Методическая разработка выступления

на цикловой комиссии «транспортного отделения»

ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ» 30 ноября 2015г.

Буллинг в образовательной среде.

Отчет по анонимному анкетированию

студентов II курса с целью выявления

случаев буллинга в ОСП «ШЭТ».

Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

Определение буллинга:

«Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц. Ученик остро переживает агрессию, но по разным причинам  не может на нее ответит.» (Д. Олвеус).  

Четыре признака буллинга:

Неравенство сил

Агрессия

Инциденты повторяются уже какое-то время

Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция)

Мифы о буллинге

В буллинге замешаны только дети из социально неблагополучных семей?  НЕТ!

Буллинг бывает только в классах  у плохих учителей?              НЕТ!

Чаще буллинг встречается у подростков?         НЕТ!

Буллинг   проходит сам, это просто одна из подростковых проблем?         НИКОГДА!

Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе  ???НЕТ!

Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось  только в последние годы.  Еще в  1910 г.  Фрейд и  Адлер провели в Вене  первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы.  Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством  противостоять насилию.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины,  возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают:  в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф 3.  Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников.  По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Оллвеуса).

Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия. Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах  по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором  месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов   чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.

Миф 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают  этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.

Миф 7.  Жертвами буллинга становятся   дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками  

Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика.

Миф 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).  Это никогда не работало. Так же ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать  с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними  психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг – это не спонтанное поведение. Буллер – это человек, который хладнокровно добивается власти над другими. К нему нужны совсем другие подходы. Не работает, кстати, и  практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая мера не поможет справиться с буллингом. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры школы.

Миф 9.  Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют  конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей – это калька с поведения родителей, причем молчаливо одобряемая родителями. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего,  не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность   и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома – пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»  

Миф 10. Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе.  Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, когда   педагоги объединяться против насилия. Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия  - это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы – педагоги, должны  уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.  

Почему нужно заниматься буллингом?

1. Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв

2. Меняет климат группы (ОУ)

3. Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями

4. Жертвы буллинга могут совершить суицид

Последствия для здоровья «жертв»:

Симптомы

Не жертвы

Жертвы

Головная боль

6%

23%

Нарушенный сон

23%

42%

Абдоминальные боли в животе

9%

20%

Чувство нагруженности

9%

17%

Тревога

10%

28%

Чувство, что «я несчастен»

6%

23%

Депрессия сст

16%

49%

Тяжелая депрессия

2%

16%

Типы жертв

1.дети, отличающиеся от основной массы

2.дети с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные)

3.дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками

4.физически слабые, в том числе инвалиды

5.те, кого не любит учитель

6.новенькие

7.чудаковатые

8.сензитивные (чувствительные)

9.любые другие дети

Одновременно индикаторами буллинга могут быть следующие психосоматические нарушения

проблемы с концентрацией внимания,

подавленность, угнетенное состояние),

раздражительность,

чувство неуверенности,

повышенная чувствительность,

кошмары,

боли в желудке,

усталость,

отсутствие аппетита,

бедность социальных контактов,

симптомы страха, например, давление в области груди,

приступы потливости,

боли в спине, в затылке, в мышцах,

нарушение сна.

Факторы, способствующие буллингу в образовательном учреждении

отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой,  укромных углах и т.д.

позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

равнодушие как установка  педагогов

Что делать? (3 уровня работы)

1.Изменить правила ОУ в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила. Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным 

2.Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе. Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно

3.Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями. Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием.

Что не считается эффективным? (Чего не делать)

1.Переложить всю ответственность на психолога

2.Переадресовать проблему родителям

3.Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное

4.Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений

5.Рекомендовать жертве не обращать внимания

Что делать психологу?

1.Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу

2.Выслушать мнение каждого педагоги и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу

3.Помочь педагогам оформить позицию в конкретные правила и санкции

4.Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости

Как правильно работать с родителями?

1.Не передавать им всю ответственность.

2.Не звонить, пока у вас не сложился какой-то конкретный план (родители буллера редко могут помочь, родители жертвы не должны чувствовать ваше бессилие)

3.Рассказывать на собраниях у буллинге и позиции ОУ заранее

4.Применять методику «Без обвинений» с участием родителей

Как правильно работать с педагогами?

1.Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга

2.Побудить каждого занять личную позицию

3.Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг

4.Рассказать, что им делать

5.Практиковать вести регулярную  супервизионную группу по данной проблеме

Действия педагогов

Не игнорировать, не преуменьшать значение 

Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга  и появляется способность адекватно реагировать.

Занять позицию 

Если педагогу стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а, по возможности, и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

Разговор с группой

Обсудить с ребятами в группе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних,  центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д.

Пригласить родителей для беседы 

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Распознавать буллинг по первым же признакам

1.Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия

2.Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки

3.Ученик на всех переменах один

4.Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая

5.С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах

6.Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе

7.В столовой кто-то покупает  на свои деньги еду для другого

8.Те, кто сильнее физически или старше, постоянно просят «слабых» дать позвонить по их телефону.

Действия на уровне образовательного учреждения

 I. Повышение уровня коммуникативной культуры в ОУ: учить всех, как обходиться с буллингом  (улучшать взаимодействие между студентами и взрослыми в ОУ)

Повышение квалификации администрации ОУ по вопросу предотвращения буллинга.  В ОУ должны быть разработаны правила поведения для всех студентов, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В ОУ также создается Антибуллинговый комитет/ Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.

Повышение квалификации администрации по созданию позитивной атмосферы ОУ.

II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала ОУ

Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.

Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.

Педагоги должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).

Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес

Учащиеся должны уметь и быть готовы: 

рассказать о случае буллинга своим родителям, либо  взрослым, которым они доверяют, например, педагогу, воспитателю, руководителю студии и т.п.;

вести себя уверенно;

искать друзей среди сверстников и одногруппников;

избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;

заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;

быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);

не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;  

учиться использовать юмор  - самое мощное оружие против вербальной агрессии.

В ноябре 2015г. по приказу Министерства образования МО в ОСП «ШЭТ» было проведено анонимное анкетирование среди студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ»

Результаты анкетирования по опроснику «оценки себя»

Результат обработки данных по опроснику «оценки себя»

Дата 12 ноября 2015г. Группа М - 41  ОСП ОГБПОУ МО «ШЭТ»

Число учащихся в группе 24 Число юношей 24. Число девушек 0

Статистика

      М

 Сумма

Пояснения

Число опрошенных

   18

   18

Внесите сюда данные об общем числе опрошенных – раздельно для юношей и девушек.

Действия буллинга

   25

   25

Внесите данные об общем числе действий буллинга, перечисленных в пунктах 1-55, раздельно для юношей и девушек.

Случаи буллинга I

  4

    4

Внесите число тех студентов, в отношении которых действия буллинга начались не менее, чем полгода назад (пункты 62-64) и осуществлялись не менее одного раз в неделю (пункты 56-58). Это и есть собственно случаи буллинга.

Случаи буллинга II

  2

   2

Внесите сюда (раздельно для юношей и девушек) число всех остальных студентов, в отношении которых действия буллинга совершались 1) реже, чем один раз в неделю (пункты 59-60) и длятся менее полугода (пункты 65-68) или 2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или 3) длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю.

Общее число жертв буллинга

   6

   6

Буллинг I в %

   22

  22

Это процентный показатель собственно случаев буллинга (буллинг I) от общего числа опрошенных студентов; средний показатель, полученный с помощью данного опросника, около 16%.

Буллинг II в %

  11

   11

Это процентный показатель случаев буллинга II.

Число жертв буллинга в %

   33

     33

Это процент учащихся, являющихся жертвами обеих форм буллинга (I и II).

Индикатор группы

   ---

   1,9

Индикатор группы – это коэффициент, высчитываемый от общего числа действий буллинга и общего числа опрошенных. Его среднее значение: 3,1.

Результат обработки данных по опроснику «оценки себя»

Дата  11 ноября 2015г.   Группа Э - 41. ОСП ОГБПОУ МО «ШЭТ»

Число учащихся в группе  15. Число мальчиков  5.  Число девочек 10.

Статистика

ММ

ДЖ

 Сумма

Пояснения

Число опрошенных

   3

  7

.10

Внесите сюда данные об общем числе опрошенных – раздельно для юношей и девушек.

Действия буллинга

  1

  15

   16

Внесите данные об общем числе действий буллинга, перечисленных в пунктах 1-55, раздельно для юношей и девушек

Случаи буллинга I

  1

  0

    1

Внесите число тех студентов, в отношении которых действия буллинга начались не менее, чем полгода назад (пункты 62-64) и осуществлялись не менее одного раз в неделю. Это и есть собственно случаи буллинга.

Случаи буллинга II

  0

  3

   3

Внесите сюда (раздельно для юношей и девушек) число всех остальных учащихся, в отношении которых действия буллинга совершались 1) реже, чем один раз в неделю (пункты 59-60) и длятся менее полугода (пункты 65-68) или 2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или 3) длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю.

Общее число жертв буллинга

  1

  3

   4

Буллинг I в %

 10

  0

   10

Это процентный показатель собственно случаев буллинга (буллинг I) от общего числа опрошенных студентов; средний показатель, полученный с помощью данного опросника, около 16%.

Буллинг II в %

 0

330  

   30

Это процентный показатель случаев буллинга II.

Число жертв буллинга в %

 --

  --

   40

Это процент студентов, являющихся жертвами обеих форм буллинга (I и II).

Индикатор класса

  ---

  ---

  1,6

Индикатор группы – это коэффициент, высчитываемый от общего числа действий буллинга и общего числа опрошенных. Его среднее значение: 3,1.

Результат обработки данных по опроснику «оценки себя»

Дата 11 ноября 2015г. Группа А – 42.  ОСП ОГБПОУ МО «ШЭТ»

 Число учащихся в группе 22. Число юношей 22. Число девушек 0

Статистика

      М

 Сумма

Пояснения

Число опрошенных

   17

   17

Внесите сюда данные об общем числе опрошенных – раздельно для юношей и девушек.

Действия буллинга

   29

   29

Внесите данные об общем числе действий буллинга, перечисленных в пунктах 1-55, раздельно для юношей и девушек.

Случаи буллинга I

  3

    3

Внесите число тех студентов, в отношении которых действия буллинга начались не менее, чем полгода назад (пункты 62-64) и осуществлялись не менее одного раз в неделю (пункты 56-58). Это и есть собственно случаи буллинга.

Случаи буллинга II

  1

   1

Внесите сюда (раздельно для юношей и девушек) число всех остальных студентов, в отношении которых действия буллинга совершались 1) реже, чем один раз в неделю (пункты 59-60) и длятся менее полугода (пункты 65-68) или 2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или 3) длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю.

Общее число жертв буллинга

   4

   4

Буллинг I в %

   18

  18

Это процентный показатель собственно случаев буллинга (буллинг I) от общего числа опрошенных студентов; средний показатель, полученный с помощью данного опросника, около 16%.

Буллинг II в %

  6

   6

Это процентный показатель случаев буллинга II.

Число жертв буллинга в %

   24

     24

Это процент студентов, являющихся жертвами обеих форм буллинга (I и II).

Индикатор класса

   ---

   1,7

Индикатор группы – это коэффициент, высчитываемый от общего числа действий буллинга и общего числа опрошенных. Его среднее значение: 3,1.

Результат обработки данных по опроснику «оценки себя»

Дата  11 ноября 2015г.   Группа ПК -43…….ОСП ОГБПОУ МО «ШЭТ»

Число учащихся в группе  23. Число юношей 4. Число девушек 19.

Статистика

ММ

ДЖ

 Сумма

Пояснения

Число опрошенных

   2

  15

..17

Внесите сюда данные об общем числе опрошенных – раздельно для юношей и девушек.

Действия буллинга

  0

  26

   26

Внесите данные об общем числе действий буллинга, перечисленных в пунктах 1-55, раздельно для юношей и девушек.

Случаи буллинга I

  0

  1

    1

Внесите число тех студентов, в отношении которых действия буллинга начались не менее, чем полгода назад (пункты 62-64) и осуществлялись не менее одного раз в неделю (пункты 56-58). Это и есть собственно случаи буллинга.

Случаи буллинга II

  0

  4

   4

Внесите сюда (раздельно для юношей и девушек) число всех остальных студентов, в отношении которых действия буллинга совершались 1) реже, чем один раз в неделю (пункты 59-60) и длятся менее полугода (пункты 65-68) или 2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или 3) длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю.

Общее число жертв буллинга

  0

  5

   5

Буллинг I в %

 0

  6  

   6

Это процентный показатель собственно случаев буллинга (буллинг I) от общего числа опрошенных учащихся; средний показатель, полученный с помощью данного опросника, около 16%.

Буллинг II в %

 0

  23

   23

Это процентный показатель случаев буллинга II.

Число жертв буллинга в %

 0

  29  

   29

Это процент учащихся, являющихся жертвами обеих форм буллинга (I и II).

Индикатор класса

  0

  1,5

  1,5

Индикатор группы – это коэффициент, высчитываемый от общего числа действий буллинга и общего числа опрошенных. Его среднее значение: 3,1.

Выводы:

Анонимный опрос показал, что случаи буллинга в группах присутствуют. При этом, процент «Случаев буллинга I» значительно меньше средних 16% в группах, в которых совместно обучаются юноши и девушки (Э – 41, ПК – 43). А в группах, где обучаются только юноши (М - 41, А - 42) процент «Случаев буллинга I» незначительно выше 16% (22%, 18%). Необходимо отметить, что в группах М – 41 и А – 42 имеют место случаи буллинга со стороны педагогов.

Исследование провела педагог-психолог ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ»:______Мишина С.Г.

Литература

С.В.Кривцова. Буллинг в школе, сплоченность неравнодушных. Организационная культура  ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. М., 2011.