Травля и буллинг в образовательных организациях: как быть?
статья

Татьяна Анатольевна Виткова

Всё чаще в детском саду, в младшем школьном возрасте и среди подростков случается травля детей. Как быть родителям, педагогам и самим ребятам? В статье мысли об этом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling_vystuplente_aprel22.docx657.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога Витковой ТА на семинаре педагогов школ Тихорецкого района

Что такое буллинг в школе?

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер?

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге?

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2022/02/5fbe3f667023b0b233954f00_a5RFxy7GO9I.jpeg

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей. Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2022/02/5fbf874ad1d75eb9c6920c13_%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-01.png

Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

                  Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга?

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

                   Как распознать буллинг и чем он опасен?

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры часто испытывают серьёзные проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

                       Как бороться с буллингом?

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

                         Что делать родителям?

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

https://i.ytimg.com/vi/m-WkrigKb0w/maxresdefault.jpg

                                    Что делать учителю?

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. Обращение к школьному психологу облегчает проблему буллинга в школе. Психолог общается с детьми в неформальной обстановке и дети могут более искренне и доверительно рассказывать о взаимоотношениях, о чувствах, о ситуации в детских коллективах. Психолог может проводить индивидуальную работу со всеми участниками травли, как с жертвой, так и с агрессорами. Очень эффективна групповая работа с подростками, так как в этом возрасте у детей активно идет социализация, и им прежде всего интересно мнение сверстников. Поучающие беседы учителей не работают в должной мере, а вот тренинги общения, где каждый будет услышан и понят, им очень полезны. На этих групповых занятиях подростки узнают мнение одноклассников о себе, могут выразить свои мысли и чувства. Требования к этим тренингам обязательно включают:

-недирективную,  а демократичную манеру общения с подростками, то есть чаще «закрытый рот, но открытые уши». И самое важное – открытое сердце, готовность услышать за словами потребность ребенка,

-построение безопасного экологичного общения с детьми, где правилами группы устанавливается то, что можно выражать мысли любые, но оскорблять других нельзя,

-регулярность и систематичность проведения групп обеспечивает то, что дети с каждым разом раскрываются все больше, создается доверие друг к другу,

-правила оговаривает конфиденциальность всего, что произошло в групповом пространстве, то есть нельзя выносить за пределы группы то, что в ней происходило. Дети очень нуждаются в сохранении их тайн.

Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

                                         Что делать ребёнку?

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

                      Что делать, если ребенок буллер?

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в семье, в доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к школьному или семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

                                             Выводы:

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Но чаще всего буллингу подвержены дети чем-то выделяющиеся из среднестатистического большинства – очень худой или очень полный ребенок, имеющий «странную» по мнению детей одежду, прическу, манеры речи, отличник («ботан», умник и т.д.) или двоечник. Тут комментарии учителя могут сыграть злую роль в травле ребенка, например, учитель в гневе назвал  мальчика клоуном, недоучкой или того хуже дебилом,  или сказал еще что-то очень обидное. Это может вызвать общий смех класса, спровоцировать прозвище, оскорбления других детей. Психотревму получает сам ребенок и все те, кто боится, что и с ним учитель может поступить так же. Психологическую травму получают не только жертвы и участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге с ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию, толерантность и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если, несмотря ни на что, ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0427/0012a1c6-2e0b1ee8/img15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

травля или буллинг. Беседа на классном часе

Раскрытие понятия "буллинг" для обучающихся 6-го класса, характеристика лиц, участвующих в буллинге, дает возможность детям состороны посмотреть на взаимоотношения в класном коллективе. ...

Кл.час "Травля или буллинг"

Час общения в 8 классе...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевремен...

Коучинг - занятие «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Статья посвящена проблемам буллинга в подростковой среде и способам профилактики этого явления в образовательном учреждении. Материал был использован для проведения методического семинара среди классн...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Профилактика буллинга в образовательной организации...