Профилактика табакокурения методом контракта в старших классах
статья по обж (10, 11 класс)

Левкин Дмитрий Михайлович

Подростковый возраст – один из самых сложных возрастов детства. Во время данного периода происходит переход от детства к взрослости. Организм ребенка проходит перестройку, связанную с половым созреванием. Как правило, подростковый возраст характеризуется большим количеством трудностей. Его называют затянувшимся кризисом.

Возрастные границы периода отрочества по разным определениям варьируются от 12–19 лет (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Э. Эриксон).

В развитии личности подростка главным фактором является его собственная возрастающая социальная активность. Она направлена на усвоение определенных образцов и ценностей, а также на построение таких отношений, которые будут удовлетворять взрослых, сверстников, а главное, самого себя. Социальное развитие подростков отличается от социального развития в детстве не только по внешним обстоятельствам, но и по внутренним причинам. Подросток, как и раньше, продолжает учиться в школе, жить в семье, общаться с теми же сверстниками, но социальная ситуация претерпевает изменения в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации: трансформируется шкала ценностей, увеличивается значимость оценок близких для него людей. В подростковом возрасте ребенок стремится пройти через все, чтобы в будущем обрести себя. Без поддержки со стороны взрослых или друзей он может оказаться в асоциальной группе.

Для воспрепятствования увеличения курящего населения необходимо проработать вопрос табакокурения у наиболее восприимчивой категории населения – детей и подростков. Так как данная категория населения обучается в общеобразовательных учреждениях, рассмотрим, как проводится профилактика табакокурения в старших классах.

Одним из самых перспективных методов профилактики табакокурения, на наш взгляд, является метод контрактов. Метод контрактов впервые был применен в 1989 году в Швеции, город Мура, на подростках от 7 до 17 лет.

Исходя из того, что подростки занимают пограничную позицию между миром детей и миром взрослых и стремятся к последнему, в некоторых случаях, за счет употребления алкоголя или табакокурения, был создан контрактный метод. Договор у подростков ассоциируется с чем-то серьезным, что принято заключать между взрослыми или компаниями, но никак не с детьми. Тем самым заключение контракта позволяет подросткам прикоснуться к миру взрослых без прибегания к аддиктивному поведению. 

 Контракт представляет собой договор, в котором прописаны условия его соблюдения, положительные санкции за его соблюдение и отрицательные санкции за его нарушение.  Под санкциями понимаются средства психологического воздействия, в основном отрицательные, которые отдельные люди, социальные группы и общество используют для того, чтобы определенным образом влиять на поведение людей. Санкции могут быть положительными, стимулирующими соответствующие формы поведения. В частности, в Мура положительными санкциями выступало получение членской карточки и скидка в некоторых магазинах, отрицательными санкциями выступало лишение членской карточки, тем самым, нарушивших условия договора отстраняли от команды и лишали имеющихся привилегий.

Метод контрактов влияет на поведение подростков, так как заключение договора – это его собственный выбор, он обещает отказаться от употребления ПАВ и табака, в частности. Существует крайне мало методов профилактической работы, которые позволяют влиять на поведение подростка, но контрактный метод осуществляет эту функцию.

Контракт заключается между 3 сторонами: подростком, родителями и стороной, заключающей контракт. Важно, чтобы подпись договора подростком была сделана самостоятельно, взвесив все за и против. Если это решение будет им принято, то в будущем это подготовит его к отрицательному ответу, если ему предложат попробовать табак, алкоголь или наркотики.

Немаловажную роль в методе контрактов играют предоставляемые подросткам привилегии, выступающие вознаграждением за соблюдение условий контракта и мотивирующим фактором. Так как соблюдение условий договора подкрепляется положительным стимулом, то происходит закрепление, что отказ от употребления ПАВ – хорошо. Положительное групповое давление создается путем подписания договора и предоставляемых привилегий.

Преимущественно, контракт заключается с подростками, не употребляющими ПАВ, но существуют примеры, когда этот метод успешно использовался для отказа от табакокурения и употребления алкоголя.

Исследование проводилось в ГБОУ СОШ №186 Калининского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов в количестве 94 человек.

Проведение эксперимента было в несколько этапов. На первом был проведен анкетированный опрос учащихся 9-11 классов (94 человека), направленный на определение отношения учащихся к табакокурению и их знаний о методе контрактов. Оно состояло из 31 вопроса открытого и закрытого типа.

Проанализировав анкеты учащихся, мы выявили, что в 10Б классе, большинство склонно к табакокурению. Этот класс мы взяли в качестве экспериментальной группы (24 человека). 10А класс был выбран в качестве контрольной группы (24 человека).

Следующим этапом было проведение урока в контрольном классе. В рамках темы «Значение двигательной активности для здоровья человека», с учащимися была проработана тема вредных привычек. В экспериментальном классе была проведена беседа «Табакокурение - вред своему здоровью и окружающим». В конце беседы со всеми учащимися 10Б класса был заключен контракт продолжительностью в 2 месяца. Согласно подписанному договору, они отказывались от употребления никотина в различных формах. В договоре были прописаны положительные и отрицательные санкции, в случае соблюдения условий договора или их нарушения.

Спустя 1 месяц в экспериментальной группе 8% участников (2 мальчика) нарушило условия договора. Для выяснения причин нарушения контракта была проведена беседа с этими учащимися, в ходе проведения которой, они сослались на высокую стрессовую обстановку. Чтобы определить достоверность их ответов, все учащиеся в экспериментальной и контрольной групп прошли тест «Шкала самооценки уровня тревожности» (тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).

Проанализировав анкеты учащихся, можно сделать следующие выводы:

  • 64,6% учащихся имели результат в 37-41 балл, что находится в верхней границе нормы;
  • 4,2% учащихся (которые нарушили условия договора) имели результат в 46-49 баллов, что свидетельствует о высоком уровне тревожности;
  • 31,2% учащихся имели результат в 30-36 баллов, что свидетельствует о нормальном уровне тревожности.

Спустя 2 месяца с момента заключения контрактов было повторное анкетирование учащихся экспериментальной и контрольных групп, направленное на выявление отношения к табакокурению. В среднем, показатели в экспериментальной группе снизились на 20%, в контрольной группе на 10%.

Следующим этапом было проведено анкетирование учащихся в экспериментальной группе, направленное на определение факторов, помогающих и мешающих соблюдать условия договора. Были выделены следующие факторы, стимулирующие к соблюдению контракта: награда за выполнение условий, сила воли, нежелание наказания. Главным фактором мешающим, соблюдению контракта, стало – курящие друзья.  Исходя из того, что награда упоминалась наибольшее количество раз (66,7 респондентов выбрали этот пункт), было принято решения определить уровень корреляции между этим фактором и отношением к табакокурению.

Так мы обработали методом корреляции Пирсона от минимума 1 балла до максимума 5 баллов.

Формула, по которой были произведены расчеты:

 R_{X,Y}=\frac{M[XY]-M[X]M[Y]}{\sqrt{(M[X^2]-(M[X])^2)}\sqrt{(M[Y^2]-(M[Y])^2)}},

где буква M обозначает математическое ожидание. В нашем же случае расчеты производились по уровню отношения к табакокурения учащихся в основной группе к уровню мотивации от награды. Результаты наших расчетов были переведены в таблицу (См. Табл. 1).

Ученик

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Уровень отношения к табакокурению

47

45

51

61

48

55

52

48

41

39

53

46

52

47

50

52

54

51

49

47

50

52

54

48

Уровень мотивации от награды

3

4

3

5

4

1

2

3

5

4

5

5

1

3

3

3

1

2

5

4

5

2

4

2

Таблица 1 - Зависимость уровня отношения к табакокурению от мотивации за награду при применении метода контракта

image

Проведенный анализ выявил низкий и обратный уровень корреляции (image). Как показал результат расчётов, награда, предложенная за отказ от курения, повлияла на отношение к табакокурению, но не в достаточной степени.

Также было принято решение рассчитать зависимость уровня отношения к табакокурению от уровня стресса. Результаты наших расчетов были переведены в таблицу (См. Табл. 2).

Ученик

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Уровень отношения к табакокурению

47

45

51

61

48

55

52

48

41

39

53

46

52

47

50

52

54

51

49

47

50

52

54

48

Уровень стресса

35

37

33

41

38

46

35

49

34

31

40

35

38

39

33

39

41

40

30

37

33

39

40

32

Таблица 2 - Зависимость уровня отношения к табакокурению от уровня стресса

image

Проведенный анализ выявил умеренный уровень корреляции (image ). Как показал результат расчётов, зависимость отношения подростков к табакокурению и уровень стресса имеет место быть.

В заключении можно сделать следующие выводы:

  1. метод корреляции дает наиболее точные данные для выявления факторов, влияющих на мотивацию учащихся к соблюдению условий контракта и их отношения к табакокурению;
  2. 2 ученицы из экспериментальной группы, являющиеся активными курильщицами, отказались от табака;
  3. метод контрактов не оказал должного влияния на отношение к табакокурению, что может быть связано со слабой материальной базой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика табакокурения методом контракта в старших классах

Подростковый возраст – один из самых сложных возрастов детства. Во время данного периода происходит переход от детства к взрослости. Организм ребенка проходит перестройку, связанную с половым созреванием. Как правило, подростковый возраст характеризуется большим количеством трудностей. Его называют затянувшимся кризисом.

Возрастные границы периода отрочества по разным определениям варьируются от 12–19 лет (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Э. Эриксон).

В развитии личности подростка главным фактором является его собственная возрастающая социальная активность. Она направлена на усвоение определенных образцов и ценностей, а также на построение таких отношений, которые будут удовлетворять взрослых, сверстников, а главное, самого себя. Социальное развитие подростков отличается от социального развития в детстве не только по внешним обстоятельствам, но и по внутренним причинам. Подросток, как и раньше, продолжает учиться в школе, жить в семье, общаться с теми же сверстниками, но социальная ситуация претерпевает изменения в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации: трансформируется шкала ценностей, увеличивается значимость оценок близких для него людей. В подростковом возрасте ребенок стремится пройти через все, чтобы в будущем обрести себя. Без поддержки со стороны взрослых или друзей он может оказаться в асоциальной группе.

Для воспрепятствования увеличения курящего населения необходимо проработать вопрос табакокурения у наиболее восприимчивой категории населения – детей и подростков. Так как данная категория населения обучается в общеобразовательных учреждениях, рассмотрим, как проводится профилактика табакокурения в старших классах.

Одним из самых перспективных методов профилактики табакокурения, на наш взгляд, является метод контрактов. Метод контрактов впервые был применен в 1989 году в Швеции, город Мура, на подростках от 7 до 17 лет.

Исходя из того, что подростки занимают пограничную позицию между миром детей и миром взрослых и стремятся к последнему, в некоторых случаях, за счет употребления алкоголя или табакокурения, был создан контрактный метод. Договор у подростков ассоциируется с чем-то серьезным, что принято заключать между взрослыми или компаниями, но никак не с детьми. Тем самым заключение контракта позволяет подросткам прикоснуться к миру взрослых без прибегания к аддиктивному поведению.  

 Контракт представляет собой договор, в котором прописаны условия его соблюдения, положительные санкции за его соблюдение и отрицательные санкции за его нарушение.  Под санкциями понимаются средства психологического воздействия, в основном отрицательные, которые отдельные люди, социальные группы и общество используют для того, чтобы определенным образом влиять на поведение людей. Санкции могут быть положительными, стимулирующими соответствующие формы поведения. В частности, в Мура положительными санкциями выступало получение членской карточки и скидка в некоторых магазинах, отрицательными санкциями выступало лишение членской карточки, тем самым, нарушивших условия договора отстраняли от команды и лишали имеющихся привилегий.

Метод контрактов влияет на поведение подростков, так как заключение договора – это его собственный выбор, он обещает отказаться от употребления ПАВ и табака, в частности. Существует крайне мало методов профилактической работы, которые позволяют влиять на поведение подростка, но контрактный метод осуществляет эту функцию.

Контракт заключается между 3 сторонами: подростком, родителями и стороной, заключающей контракт. Важно, чтобы подпись договора подростком была сделана самостоятельно, взвесив все за и против. Если это решение будет им принято, то в будущем это подготовит его к отрицательному ответу, если ему предложат попробовать табак, алкоголь или наркотики.

Немаловажную роль в методе контрактов играют предоставляемые подросткам привилегии, выступающие вознаграждением за соблюдение условий контракта и мотивирующим фактором. Так как соблюдение условий договора подкрепляется положительным стимулом, то происходит закрепление, что отказ от употребления ПАВ – хорошо. Положительное групповое давление создается путем подписания договора и предоставляемых привилегий.

Преимущественно, контракт заключается с подростками, не употребляющими ПАВ, но существуют примеры, когда этот метод успешно использовался для отказа от табакокурения и употребления алкоголя.

Исследование проводилось в ГБОУ СОШ №186 Калининского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов в количестве 94 человек.

Проведение эксперимента было в несколько этапов. На первом был проведен анкетированный опрос учащихся 9-11 классов (94 человека), направленный на определение отношения учащихся к табакокурению и их знаний о методе контрактов. Оно состояло из 31 вопроса открытого и закрытого типа.

Проанализировав анкеты учащихся, мы выявили, что в 10Б классе, большинство склонно к табакокурению. Этот класс мы взяли в качестве экспериментальной группы (24 человека). 10А класс был выбран в качестве контрольной группы (24 человека).

Следующим этапом было проведение урока в контрольном классе. В рамках темы «Значение двигательной активности для здоровья человека», с учащимися была проработана тема вредных привычек. В экспериментальном классе была проведена беседа «Табакокурение - вред своему здоровью и окружающим». В конце беседы со всеми учащимися 10Б класса был заключен контракт продолжительностью в 2 месяца. Согласно подписанному договору, они отказывались от употребления никотина в различных формах. В договоре были прописаны положительные и отрицательные санкции, в случае соблюдения условий договора или их нарушения.

Спустя 1 месяц в экспериментальной группе 8% участников (2 мальчика) нарушило условия договора. Для выяснения причин нарушения контракта была проведена беседа с этими учащимися, в ходе проведения которой, они сослались на высокую стрессовую обстановку. Чтобы определить достоверность их ответов, все учащиеся в экспериментальной и контрольной групп прошли тест «Шкала самооценки уровня тревожности» (тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).

Проанализировав анкеты учащихся, можно сделать следующие выводы:

  • 64,6% учащихся имели результат в 37-41 балл, что находится в верхней границе нормы;
  • 4,2% учащихся (которые нарушили условия договора) имели результат в 46-49 баллов, что свидетельствует о высоком уровне тревожности;
  • 31,2% учащихся имели результат в 30-36 баллов, что свидетельствует о нормальном уровне тревожности.

Спустя 2 месяца с момента заключения контрактов было повторное анкетирование учащихся экспериментальной и контрольных групп, направленное на выявление отношения к табакокурению. В среднем, показатели в экспериментальной группе снизились на 20%, в контрольной группе на 10%.

Следующим этапом было проведено анкетирование учащихся в экспериментальной группе, направленное на определение факторов, помогающих и мешающих соблюдать условия договора. Были выделены следующие факторы, стимулирующие к соблюдению контракта: награда за выполнение условий, сила воли, нежелание наказания. Главным фактором мешающим, соблюдению контракта, стало – курящие друзья.  Исходя из того, что награда упоминалась наибольшее количество раз (66,7 респондентов выбрали этот пункт), было принято решения определить уровень корреляции между этим фактором и отношением к табакокурению.

Так мы обработали методом корреляции Пирсона от минимума 1 балла до максимума 5 баллов.

Формула, по которой были произведены расчеты:

 R_{X,Y}=\frac{M[XY]-M[X]M[Y]}{\sqrt{(M[X^2]-(M[X])^2)}\sqrt{(M[Y^2]-(M[Y])^2)}},

где буква M обозначает математическое ожидание. В нашем же случае расчеты производились по уровню отношения к табакокурения учащихся в основной группе к уровню мотивации от награды. Результаты наших расчетов были переведены в таблицу (См. Табл. 1).

Ученик

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Уровень отношения к табакокурению

47

45

51

61

48

55

52

48

41

39

53

46

52

47

50

52

54

51

49

47

50

52

54

48

Уровень мотивации от награды

3

4

3

5

4

1

2

3

5

4

5

5

1

3

3

3

1

2

5

4

5

2

4

2

Таблица 1 - Зависимость уровня отношения к табакокурению от мотивации за награду при применении метода контракта

 

Проведенный анализ выявил низкий и обратный уровень корреляции (). Как показал результат расчётов, награда, предложенная за отказ от курения, повлияла на отношение к табакокурению, но не в достаточной степени.

Также было принято решение рассчитать зависимость уровня отношения к табакокурению от уровня стресса. Результаты наших расчетов были переведены в таблицу (См. Табл. 2).

Ученик

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Уровень отношения к табакокурению

47

45

51

61

48

55

52

48

41

39

53

46

52

47

50

52

54

51

49

47

50

52

54

48

Уровень стресса

35

37

33

41

38

46

35

49

34

31

40

35

38

39

33

39

41

40

30

37

33

39

40

32

Таблица 2 - Зависимость уровня отношения к табакокурению от уровня стресса

 

Проведенный анализ выявил умеренный уровень корреляции ( ). Как показал результат расчётов, зависимость отношения подростков к табакокурению и уровень стресса имеет место быть.

В заключении можно сделать следующие выводы:

  1. метод корреляции дает наиболее точные данные для выявления факторов, влияющих на мотивацию учащихся к соблюдению условий контракта и их отношения к табакокурению;
  2. 2 ученицы из экспериментальной группы, являющиеся активными курильщицами, отказались от табака;
  3. метод контрактов не оказал должного влияния на отношение к табакокурению, что может быть связано со слабой материальной базой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ-СПИДа»

Здоровье подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причи...

Профилактика табакокурения, употребления наркотиков, вредных привычек.

В статье даются рекомендации родителям по воспитанию детей с целью профилактики вредных зависимостей....

Методические рекомендации по профилактике табакокурения подростков

Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Ребенок впервые пробует закурить, не задумываясь  о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение ...

Профилактика табакокурения

Профилактика табакокурения Одним из направлений работы классного руководителя является формирование у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни. Детский алкоголизм, наркомания – э...

Конспект флэштренинга по первичной профилактике табакокурения среди учащихся 3- 5 классов «Курить – здоровью вредить»

Флэштренинг «Курить - здоровью вредить» направлен на профилактику табакокурения среди младших школьников. Наблюдения показывают: многие учащиеся начальных классов  пробовали курить, о чем и расск...

План урока ОБЖ в 9 классе по теме "Профилактика табакокурения", "Забава для дураков".

Урок по теме провожу в форме групповой деятельности, учащимся заранее даётся домашнее задание по группам....

Занятие для учащихся 7-х классов по профилактике табакокурения

Статистика подтверждает тот факт, что большинство курящих с физической и психологической зависимостью, начинают употреблять в подростковом возрасте, мотивируя это занятие интересом или "за компан...