Рабочая программа по Валеологии 9кл (34 часа)
рабочая программа по обж (9 класс)

Рабочая программа по Валеологии 9кл (34 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_valeologii_9kl.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 755 «Региональный Центр аутизма»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Принято и рекомендовано

к использованию

педагогическим советом ОУ

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Утверждено

Приказом № 88-ОД от 31.08.2022 г.

Директор _________  Л.Н. Демьянчук

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

 «ВАЛЕОЛОГИЯ»

ДЛЯ 9  КЛАССА

(1 вариант)

Составила:

Букер Ольга Михайловна

учитель

Согласовано

Зам.д иректора по УВР

______________ О.П. Карева

«____» __________ 20___г.

Санкт-Петербург

2022г.

Статус документа.

Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана) на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования обучающихся  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

Основания разработки рабочей программы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287". Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115". Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р. «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году».
  • Устав ГБОУ школы №755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.

Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, систему оценки предметных результатов, учебно-методический комплекс.  

Общая характеристика курса.

Наряду с теоретическим материалом и презентаций ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей школьного возраста.  

 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, настольные игры, деловые игры («Скорая помощь», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений и заданий, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают физические упражнений. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Задача учебного курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью является формирование основ здорового образа жизни и принципов валеологии, выработка гигиенических навыков и мотивации к здоровым потребностям, практическое применение методов оздоровления.

Задачи курса валеологии:

- формировать у учащихся с ограниченным интеллектом  установки на жизнь как высшую ценность;

-  научить  бережному отношению к себе и окружающим людям, применяя знания и умения в согласии с законами бытия и природы.

- корригировать недостатки психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа 1 раз в неделю, состоит из 7 разделов.

Планируемые результаты изучения курса

Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • развитие мотивации к обучению;
  • формирование представления о себе
  • овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
  • овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты включают освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

  • профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;  
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым
  • стремиться заботиться о своем здоровье, применяя знания и умения полученные на уроках валеологии

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

  • Развивать и корригировать недостатки познавательной деятельности учащихся с ограниченными  возможностями здоровья путем:
  •   – обучения  умению сравнивать, анализировать данные о своем здоровье и здоровье  близких ему людей;
  • – обучения пониманию причинно-следственной зависимости возникновения заболеваний от  несоблюдения правил ЗОЖ;
  • – обучения  учащихся умению наблюдать за изменениями, происходящими в организме в результате их роста и развития;
  • Расширять словарный запас учащихся с ограниченным интеллектом путем  знакомства с новыми словами и введения этих слов в связную речь.

Учащиеся должны уметь:

  • осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам;
  • программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;
  • практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.п.).

Развивать и корригировать недостатки познавательной деятельности учащихся с ограниченными  возможностями здоровья путем:

  – обучения  умению сравнивать, анализировать данные о своем здоровье и здоровье  близких ему людей;

– обучения пониманию причинно-следственной зависимости возникновения заболеваний от  несоблюдения правил ЗОЖ;

– обучения  учащихся умению наблюдать за изменениями, происходящими в организме в результате их роста и развития;

Расширять словарный запас учащихся с ограниченным интеллектом путем  знакомства с новыми словами и введения этих слов в связную речь.

Достаточный уровень

1. Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.

2. Различать понятия «часть тела» и «орган».

3. Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.

4. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

5. Сформировать не менее 10 важных навыков: ухаживать за своей обувью, убирать постель после сна и т.д.

6. Знать нормы и правила поведения.

7. Знать обычаи, традиции своей семьи, правила поведения в общественных местах, ориентироваться в своем микрорайоне.

8. Не вступать в контакт с незнакомыми взрослыми.

9. Знакомить с сезонными изменениями в природе.

  1. правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;
  2. системы органов человека и их основные функции;
  3. правила поведения за столом, в общественном месте, в транспорте, на дороге
  4. знать свой режим дня
  5. знать правила питания и поведение за столом
  6. знать правила гигиены своего тела

Минимальный уровень

  1. правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;
  2. системы органов человека и их основные функции;
  3. правила поведения за столом, в общественном месте, в транспорте, на дороге
  4. знать свой режим дня
  5. знать правила питания и поведение за столом
  6. знать правила гигиены своего тела


Программа содержит познавательный материал (презентации/), соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинги, валеологический самоанализ, оздоровительные минутки: упражнения для коррекции осанки, зрения, плоскостопия, дыхательные упражнения). Для активизации познавательной деятельности программой предусмотрено наполнить содержание уроков в 7-9  классах сказочными и игровыми сюжетам и привязать учебный материал к жизненным условиям, дополняя экскурсиями, 
деловыми играми,  просмотром видеофильмов, выполнением ряда практических работ и творческих заданий, валеологических анализов, самоанализов, тестов и анкет 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов по разделу

Кол-во

часов по

теме

Дата проведения

Р.1

Человек и здоровье

3

часа

1

Валеология – страна Здоровья Здоровье – что это такое

1

2

Здоровье и болезнь. Доктора Природы

1

3

Все мы очень разные, но все мы – люди

1

Р.2

Познай себя. Мой организм

7

часов

4

Мой организм. Внутреннее строение организма

1

5

Мой скелет. Красивая осанка

1

6

Гигиена что это такое? Гигиена: ушей, зубов, волос, рук, ног

1

7

Болезни, что это такое? Профилактика простудных заболеваний

1

8

Лекарства: витамины,  лекарственные растения, таблетки

1

9

Одевайся по погоде

1

10

Мой организм. Обобщающий урок

1

Р.3

Правильное питание

2

 часа

11

Правила питания. Полезное – вредное

1

12

Правила поведения за столом

1

Р.4

Режим дня

2

часа

13

Мой режим дня!

1

14

Сон. Советы доктора Отдых

1

Р.5

Спорт

2

часа

15

Зачем надо заниматься спортом

1

16

Виды спорта

1

Р.6

Нравственное здоровье

6

Часов

17

Как надо относится к окружающим тебя людям

1

18

Поведение в транспорте

1

19

Поведение в общественном месте

1

20

Что такое хорошо и что такое плохо?

1

21

Я люблю и слушаю своих родителей

1

22

Обобщающий урок

1

Р.7

Безопасность

11

Часов

23

ПДД правила поведения на дороге

1

24

Солнце- друг, или враг

1

25

Поведение на водоеме

1

26

Беречь природу, чтобы быть здоровым

1

27

Будь осторожен дома. Правила безопасного поведения в доме

Личная безопасность на улице

1

28

Травмы

1

29

Животные среди нас: кошки и собаки. Правила обращения с домашними

1

30

Укусы змей. Оказание первой помощи при укусах змей

1

31

Желудочно-кишечные и глистные заболевания

1

32

Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы насекомых. Оказание первой медицинской помощи

1

33

Повторение

1

34

Игра « верно-неверно»

1

       

Список литературы

Литература для педагога

1.Г. К. Зайцев «Школьная валеология» СПб. - 1998г.

2. Л. М. Козырева «Мир природы и человека в загадках и кроссвордах 6-10 лет». Ярославль 2006 г.

3. Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». М. 2004г.

4. Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов «Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. М. 2000г.

5. Л.Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью» Ярославль 1997г.

6. Л.Ф. Тихомирова, А.В. басов «Здоровье и здоровый образ жизни» пособие для педагогов воспитателей. Ярославль 1997г.

7. Н.А. Шевердина «Оздоровительная работа в начальной школе» Ростов - на - Дону 2008г.

Литература для детей

1.Е. Багрян «Маленький спортсмен»

2. А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»

3. М. Карим «Мой кот»

4. А. Милн «Воспаление хитрости»

5. С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп», «Про мимозу»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.

6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» М. 2003г.

7. Т.И. Тарабарина «Загадки и пословицы для малышей» Ярославль 2006г.

8. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 6-8 лет» Ярославль 2003г.

9. И. Токмакова «Где спит рыбка»

10. «Уроки Мойдодыра» пособие для детей 6-8 лет М. 2003г.

11. Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

12. Е. Чарушин «Утка»

13. К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по валеологии для 5 классов.

основные материалы по валеологии, здоровьесбережению в школе. Программа состоит из двух частей (теория и практика)....

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа по валеологии

Рабочая программа по валеологии 5 класс ФГОС...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...