Общие рекомендации по подготовке обучающихся к муниципальному этапу олимпиады по ОБЖ
методическая разработка по обж

Крюков Алексей Иванович

В данном материале рассмотрены общие рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по ОБЖ и дан краткий анализ моей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

В данном материале рассмотрены общие рекомендации по подготовке  обучающихся к олимпиаде по ОБЖ и дан краткий анализ моей работы.

Вопросы:

1. Выбор участников.

2. Целенаправленная подготовка к теоретическому и практическому туру.

3. Анализ возможных заданий.

Актуальность: В современном мире защита населения от ЧС мирного и военного времени является приоритетной в государственной политике и повседневной жизни.

  1. Выбор участников. 

Участники муниципального этапа - это, преодолевшие школьный этап,

а также призёры и победители муниципального этапа прошлого года. Если со вторыми всё относительно понятно (они охотно участвуют), то первых как минимум нужно уговорить, убедить, заинтересовать  и подготовить.

Какие факторы оказывают влияние на желание школьника принять участие в олимпиаде вообще и по ОБЖ в частности. Это интерес к предмету, авторитет учителя, желание показать себя, добиться высоких результатов, повысить свою самооценку и так далее.

           Исходя из собственной практики, я выделяю следующие категории участников олимпиад:

Первые – «Желающие прогулять уроки». Такие в основном отсеиваются, если время проведения школьного этапа последний урок и позже;

Вторые – «Амбиционные». Хотят всё и везде успеть, но за редким исключением получается;

Третьи – «От нечего делать или за компанию». Вот здесь – самый кладезь талантов (как показывает практика). Причем, добиваются неожиданных для себя успехов;

Четвертые – «Я знаю предмет лучше всех» - срабатывает, но далеко не всегда;

Пятые – «Можно я попробую, но не уверен». Это дети, которые на уроках, как правило, себя ни чем и ни как не проявляют, но вот с ними-то происходят метаморфозы (правда, не всегда);

Шестые – «Трудные подростки». С ними получается не всегда, но если получается…

 И наконец – «Целеустремленные». Они заранее собираются поступать в военные училища, ФСБ, МЧС. С ними всё просто.

     Кому же отдать предпочтение? Вопрос риторический? Нет. Шанс нужно давать всем желающим. Отказать в праве на участие в олимпиаде – это прямой путь к недопониманию со стороны школьника, а значит работа по воспитанию подрастающего поколения насмарку. Именно поэтому у нас в школе всегда большое количество участников школьного этапа олимпиады по ОБЖ и, как следствие, высокое представительство на муниципальном этапе. Более половины моих детей ежегодно преодолевают проходной порог на муниципальный этап.

2. Целенаправленная подготовка к теоретическому и практическому туру.

      Как построить подготовку к олимпиаде? Здесь следует отметить несколько аспектов, относящихся  в том числе, к специфике предмета ОБЖ.

Первое - все люди, включая школьников, имеют определенные умения и навыки безопасного поведения в социуме;

Второе – дети на уроках получают определенные знания по нескольким направлениям (ПДД, действия при ЧС природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, основам военной службы, правилам безопасного поведения в быту и обществе);

Третье – на уроках отрабатываются навыки практических действий при различных ЧС (использование СИЗ, оказание первой помощи пострадавшему);

Четвёртое – изучается порядок действий в определенных негативных ситуациях (автономное существования человека, природные стихийные бедствия, аварии и катастрофы);

Пятое – внеурочная деятельность (активное участие в лицейских объединениях «Юный патриот», «Юные друзья пожарных», «Юные инспектора дорожного движения»);

 Шестое - самоподготовка  обучающихся (дополнительная литература, методические пособия, интернет - ресурсы).

Задача преподавателя - правильно направить детей к успешному овладению материалом.

3. Анализ олимпиадных заданий.

    При подготовке детей к олимпиаде стоит обратить внимание на структуру заданий и отработать определенный алгоритм их решений.

Как показывает практика, в последние годы в олимпиадных заданиях прослеживается определенная закономерность. Следует отметить, что вопросы могут повторяться с определенной периодичностью. Самое простое, что можно применить для подготовки к олимпиаде, это создать базу данных заданий прошлых лет, но… из-за большого количества информации, вся работа будет направлена на простое натаскивание по предмету (подобие ЕГЭ), что считаю не целесообразным.

     Я поступаю следующим образом. Все желающие получают данный материал и, в зависимости от свободного времени и условий, готовятся по нему самостоятельно. Моя задача, разъяснить на какие темы нужно уделить особое внимание. Ведь, согласитесь, не возможно, изучить весь учебный материал семи- и восьмикласснику с учетом того, что для первых - такого предмета у нас в школе вообще нет, а для вторых - он является новым.

 ( Напомню, муниципальные олимпиады проходят в начале учебного года).

     Итак, к заданиям.

   Тестирование. Количество баллов, которое можно заработать, не большое, но тем не менее. Следует обратить внимание, что на первые вопросы необходимо дать один ответ и не более. Нередко, во время проверки работ в составе жюри, сталкиваешься с ситуацией, когда ответов несколько. Во второй части нужно выбрать все правильные ответы или записать правильную последовательность действий. Это уже сложнее. Что здесь можно посоветовать? Обращаю внимание на то, что если ответов несколько, то их как минимум два, но просто отметить два ответа недостаточно. Необходимо внимательно прочитать вопрос и (если есть уверенность) выбрать большее количество ответов. Обязательно предупреждаю, что количество ответов, превышающее количество правильных, обнуляет результат. На вопрос с последовательностью рекомендую смоделировать предложенную ситуацию, проанализировать ее и выбрать логическое решение. Опять таки, рекомендую не оставлять вопросы без ответа. Даже не зная правильного ответа, можно угадать, но на этом не нужно зацикливать внимание.

 Теоретическая часть. Она состоит из нескольких типов заданий, ответы на которые имеют большой вес. Рекомендую детям такие задания не игнорировать, потому как, ответив правильно даже на одно из них, можно заработать баллов столько же, сколько за все тесты.

      Одно из заданий на определение понятия. «Хорошо», когда учитель приучает детей к систематическому запоминанию материала путем заучивания основных понятий и определений, если же, по каким-то причинам, это не удаётся, приходится включать логическое мышление. Здесь многое зависит от способности ученика к самореализации своих умений и навыков.

     На задания, по определению нескольких вариантов ответа на развёрнутый вопрос, рекомендую подумать и дать ответов не менее необходимого количества.

     Вопросы на соответствие, решаются от «явного», то есть, вначале указывается заведомо правильный ответ (если он известен ребёнку), а затем в ходе размышлений выстраивается вся логическая цепочка.

     Задания, требующие решения, не очень просты, но имея определенные математические способности, весьма решаемы.

     И, наконец, заполнение таблиц. Здесь играет главную роль знание предмета на высоком уровне.

    Практическая часть. Не секрет, что имея хорошие теоретические знания, не всегда их возможно реализовать на практике. По этой причине на своих уроках и внеурочной деятельности особое внимание уделяю развитию практических знаний и умений.

      К сожалению, отработать некоторые практические умения и навыки не всегда получается из-за отсутствия материальной базы. Например, тренажер для проведения реанимации у нас в городе есть только в одной школе, не в нашей. Приходиться работать с презентациями и интернет ресурсами.  

      Следует отметить, что практический тур состоит из определенных блоков: первая помощь пострадавшему, выживание в природных условиях, действия в зоне химического заражения, правила поведение при пожарах, спасение пострадавшего и основ военной службы. Все эти блоки включены  в рабочую программу как практические занятия. Однако, приходится давать дополнительный материал, который ранее изучался в 6-7 классах (сигналы бедствия, виды костров, определение азимута, действия при ЧС природного характера и т.п.). К сожалению, на этот материал отводится, по программе, совсем мизерное время. Тем не менее, отработать практические умения и навыки на достаточно высоком уровне получается. Не случайно, что среди моих воспитанников, трое за последние пять лет, показали 100-процентны результат в практической части олимпиады школьников, что происходит крайне редко.

      Значение успешного прохождения практического тура с огромной вероятностью гарантирует попадание в число победителей и призёров, так как это половина всех баллов за олимпиаду. Здесь, конечно же, не стоит пренебрегать теоретическими знаниями, потому, что слагаемое успеха - теория плюс практика.

   В целом же, хочется отметить, что только грамотный подход к работе со школьниками гарантирует высокий уровень их подготовки по предмету и как следствие поможет им правильно применять свои знания в сфере безопасности жизнедеятельности.

А теперь небольшой сравнительный анализ нашей работы за последние пять лет.

Год

Количество участников (общее)

Количество участников

(нашей школы)

Количество победителей и призёров

(общее)

Количество победителей и призёров

(нашей школы)

Максимальное

количество победителей и призёров

( в других школах)

% количества призеров и победителей по сравнению с остальными школами ( от общего)

Примечание

(количество школ)

2018

105

23

26

6

5

23.3

12

2019

84

15

23

5

6

21.7

12

2020

80

16

26

4

5

15.3

12

2021

148

26

27

5

9

18.2

13

2022

163

32

45

11

8

24.4

13

    Как мы видим, примерно каждый пятый победитель или призёр ежегодно представитель нашей школы. Конечно же, есть к чему ещё стремиться. Ведь подготовка победителей и призеров олимпиады - не самоцель. Самое важное, чтобы дети,  да и взрослые смогли защититься от всего негативного и опасного, что нас окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...

Методические рекомендации РМО учителей биологии по проведению школьного и муниципального этапов олимпиады.

Характеристика содержания школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии. Основные требования к заданиям для проведения школьного этапа Олимпиады.Подходы к разработке заданий регион...

Методичекие рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Методичекие рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре                   ...

Педагогический проект «Географическая школа: школа подготовки подготовка учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников»

В настоящее время одно из ключевых направлений работы средней школы – создание условий для выявление одарённых обучающихся и их мотивация на углублённое изучение отдельных предметов. Важнейший и...

Статья. Подготовка обучающихся к школьному этапу олимпиады по английскому языку

Основными задачами олимпиады по английскому языку являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к иностранному языку, создание необходимых условий для поддержки одарен...