Внеурочное мероприятие "Армейский калейдоскоп"
методическая разработка по обж (10 класс)

Крюков Алексей Иванович

Викторина для 10-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_armeyskiy_kaleydoskop.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное  мероприятие «Армейский калейдоскоп»

Данное мероприятие разработано для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Может быть  использовано как в отдельном классе, так и для соревнований между классами одной или нескольких школ.  Состав групп (команд) 4-6 человек. Проводится в форме викторины. За каждый правильный ответ команде насчитывается один балл. Победитель определяется по сумме баллов за все этапы викторины.

Цели:

  • воспитание чувства гражданского долга и ответственности, понимания патриотизма как любви к родине;
  • формирования убежденности в необходимости защиты Отечества.

Первый этап: «Разминка»

(Всем участникам предлагается закончить известные афоризмы)

Пуля-дура… (штык молодец).

Когда грохочут пушки… (музы молчат).

Дыма … (без огня не бывает).

Военное дело не учить… (битым быть).

Дисциплина… (мать порядка).

Надо бить умением… (а не числом).

Скорость нужна… (а поспешность вредна).

Увидеть… (победить).

        

Второй этап. «Вопрос-ответ».

(команды  выбирают задание и отвечают по очереди)

1 вариант

1) Как официально называется газета Министерства обороны РФ?
а) «Андреевский флаг»;

б) «Красная звезда»;
в) «Голубой берет»;

г) «Маршальский жезл».

2) Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря?
(Витязь.)

3)  Какого полководца А.В. Суворов называл «своей правой рукой»?
(М.И. Кутузова.)

4) Название какого войскового соединения совпадает с названием производственной группы?

(Бригада. В России с начала 18-го века.)

5)  При императоре Александре II срок службы солдата в русской армии уменьшился на 19 лет и составил 72 месяца. Сколько же лет служили в нашей армии до этого?
(19 + (72/12) = 19 + 6 = 25 лет.)

6) И при сходе на берег, и при подъёме на борт российские моряки должны отдать ему честь. Кому?
(Флагу.)

7) В российской армии есть подразделение со своим роддомом, где рождаются будущие солдаты. Кто в нём служит?
(Собаки и их проводники. Разумеется, кинологи рождаются в другом месте.)
8)  Какую часть тела древнерусского воина защищала бармица?
а) Плечи;

б) Шею;
в) Локти;

г) Бёдра.
(Это кольчужная железная сетка, прикреплявшаяся к шлему воина

9) Какое оружие НЕ изображено на картине В. Васнецова «Богатыри»?
а) Копьё;

б) Меч;
в) Лук;

г) Секира.

10) Как в русской армии начала 20-го века называли воспитанников военного училища?
а) Юнга;

б) Юниор;
в) Юнкер;

г) Юннат.

2 вариант

1)Одна её часть состояла из «лучших» – бояр и начальных людей, другая – из «молодших» – отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь?
(О дружине – отборном княжеском войске.)

2) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» утверждается: «Солдаты шилом бреются». А чем же, согласно этой поэме, солдаты греются?
(Дымом.)

3) Кто командовал легендарной Первой конной армией, которая во время Гражданской войны с боями прошла по всему югу России?
(Семён Михайлович Будённый.)

4) Чему был равен шаг Александра Суворова на марше?
(Один аршин. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». 1 аршин = 71 см 12 мм.)

5) Назовите геометрическую фигуру на петлицах высших офицеров Красной Армии в беспогонную эпоху. 
(Ромб.)

6) Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил России?
(Президент России.)

7) Назовите знаменитых российских хоккеистов с «армейскими» фамилиями.
(Старшинов Вячеслав Иванович, братья Майоровы – Борис Александрович и Евгений Александрович.)

8)Как в Древней Руси назывался вид железного шлема с острым верхом, наушниками и козырьком с наносником?
а) Чухонка;

б) Ерихонка;
в) Лоханка;

г) Ермолка.

9) Как называлось заграждение из деревьев, поваленных вершинами в сторону противника, известное на Руси с 13-го века и широко применявшееся в 16-17 веках? 
а) Валежник;

б) Засека;
в) Просека;

г) Бурелом.
(В 20-м веке засеки обычно оплетали колючей проволокой

10) Какое почётное звание и значок существовали в СССР в 1932-41 гг.? 
а) «Чапаевский рубака»;

б) «Будёновский наездник»;
в) «Ворошиловский стрелок»;

г) «Альпинист-суворовец».
(Для выполнивших установленные нормативы в стрельбе из винтовки.)

                                                       3 вариант

  1. Какой термин для наших предков означал «потерять в бою коня», а для нас – «растеряться от неожиданности»?
    (Опешить.)
  2. Гангутское сражение со шведами, разгром турецкого флота при Чесме, Синопское сражение. Какой предмет одежды не даёт забыть каждому матросу об этих трёх славных страницах русского флота?
    (Воротник матроски с тремя полосками
  3. Какой рукой отдают воинскую честь российские военнослужащие?
    (Правой.)
  4. О каком российском полководце писал лорд Байрон?

    «Над ним посмеивались иногда, А он в ответ брал с ходу города...»

(О Суворове.)

  1. На каком знаменитом крейсере советские нахимовцы приобретали первичные навыки военно-морского дела?
    («Аврора».)
  2.  В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость солдатам изобрёл именно это. Что?
    (Полевую кухню.)
  3. Есть ли на вооружении в нашей сегодняшней армии стрелы?
    (Да, это «Стрела-1», «Стрела-10». Эти современные стрелы представляют собой зенитные комплексы.)
  4.  Какая часть тела дала название древнему боевому оружию, применявшемуся на Руси?

     а) Кисть;

  б) Локоть;
 в) Плечо;

     г) Колено.
(Кистень. Это короткая палка, на одном конце которой на ремне или    на цепи подвешен металлический шар, а на другом - петля для надевания на кисть руки.)

9) Кто в русской армии был облачён в металлический панцирь? 
  а) Гренадёры;

б) Кирасиры;
в) Драгуны;

г) Уланы.
(Вид тяжёлой кавалерии, в России с 18 в.) 

10) Как называлась Советская Армия в период 1918-1946 гг.?
а) Белая Армия;

б) Красная Армия;
в) Красная гвардия;

    г) Молодая Гвардия.
   (Рабоче-Крестьянская Красная Армия – РККА.

4 вариант

1)Чьё имя должен был носить русский корабль, чтобы, по общему признанию моряков, никогда не мог утонуть?
(Святого Николая – покровителя моряков.)

2)  На Руси боевые бронебойные стрелы изготовлялись из стали или железа и подвергались термической закалке, о чём свидетельствует и это их название. Какое?
(Стрелы калёные.)

3) Как при Петре I называли знаменосца?
(Когда-то на Руси называли знамя прапором. А при Петре I прапорщиком стали называть знаменосца.)

4)  Вплоть до 1917 года этот офицерский военный чин в России существовал лишь в военно-морском флоте. Какой?
(Лейтенант.)

5)В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию именно их. За время войны их сильно поубавилось. Кто же они?
(Лошади.)

6)В нашем государстве есть Министр обороны. А есть ли у нас Министр нападения?
(Министра нападения у нас нет, так как наше государство ни на кого не собирается нападать.)

 7)Назовите высший российский военный орден.
  («Победа».)

8) Как называется «бронежилет» времён Александра Невского?
а) Камзол;

б) Понёва;
в) Кольчуга;

    г) Дублёнка

 9)  Как называется столица Республики Бурятии в составе РФ?
а) Драгун-Удэ;

б) Гусар-Удэ;
в) Улан-Удэ;

г)Кирасир-Удэ.
10) Военнослужащие каких войск называют себя «голубыми беретами»?
а) Десантники;

б) Моряки;
в) Лётчики;

г) Танкисты

5 вариант

  1. О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь»? (Ура  боевой клич при атаке)
  2. Когда в военной истории России опасность представляла... свинья?
    (В Ледовом побоище, 5 апреля 1242 г., войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй».)
  3.  Какой высший военный титул, согласно Уставу 1716 года, мог принадлежать только царям и владетельным принцам?
    (Генералиссимус.)
  4.  Подразделение кубанских казаков носило прозвище «черноморские пластуны». Отсюда пошёл этот всем известный армейский термин. Какой?
    (Ползти по-пластунски – на локтях, прижимаясь к земле. )
  5. Какой советский маршал был также маршалом Польши?(Рокоссовский Константин Константинович.)
  6.  Геральдический знак Вооружённых Сил России – золотой или серебряный двуглавый орёл под короной – держит в лапах эти два символа военной мощи и мира. Что это за символы?
    (Меч и лавровый венок.)

7)   Город с каким названием есть во Владимирской области РФ на реке Пекша?
а) Кольчугино;

б) Шинелино;
в) Гимнастёркино;

г) Мундирово.                                                                                                                8)  Какой из этих российских флотов был создан первым?
а) Балтийский;                                                                                                                            б) Черноморский;
в) Тихоокеанский;                                                                                                                     г) Северный.
(Во время Северной войны 1700-21 гг.)

9) Чем раньше занимались ремонтёры?
а) Заготовкой съестных запасов;
б) Проведением ревизий;
в) Обучением новобранцев;
г) Закупкой лошадей.
(Офицер, занимающийся закупкой лошадей.)

10)  Какое из этих званий в Российской Армии самое старшее? 
а) Ефрейтор;

б) Рядовой;
в) Старшина;

г) Сержант.

6 вариант

  1. Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника «партии», то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель». Назовите это слово.(Партизан.)
  2. Изображение какого сказочного существа присутствовало на знамёнах драгунских полков?(Дракона, отсюда и их название.)
  3. Какой русский генерал принадлежал к династии, представители которой занимали грузинский престол с IX по XIX век?
    (Багратион Пётр Иванович.)
  4. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ? (Она говорит и об имени изобретателя знаменитого пистолета и о не менее знаменитом месте его производства. Она расшифровывается «Тульский Токарева».)
  5. Назовите самое младшее по рангу генеральское звание в России?
    (Генерал-майор.)
  6. Кители солдат этой роты Президентского полка шьются по индивидуальным меркам, а сапоги стоят до 400 долларов. Что это за рота?
    (Рота почётного караула.)

7) Укажите древнерусское название воинского знамени. 
а) Флаг;

б) Прапор;
в) Стяг;

г) Вымпел.
(Стяг у русских дружин был с языческих времён. Представлял собой шест с пучком конских волос, клином яркой ткани и др. Слово это сохраняется и в наши дни.)
8) Какой чин имел Фёдор Фёдорович Ушаков, в то время, когда он командовал Черноморским флотом? 
а) Вице-адмирал;

б) Адмирал;
в) Контр-адмирал;

    г) Капитан бригадного ранга.

9) Что в XVII веке использовали на занятиях по строевой подготовке?
а) Рожь и пшеницу;

б) Сено и солому;
в) Кнут и пряник;

    г) Лафет и пушку.

10) Какой срок обучения в Нахимовском училище?
а) Один год;

б) Два года;
в) Три года;

    г) Четыре года

7 вариант

  1.  В старой русской армии при высших командирах состояли специальные гонцы для передачи распоряжений и выполнения прочих обязанностей и поручений. Со временем название их должности превратилось в наименование воинского звания. Какое это звание?
    (Поручик.)
  2. Как воины Дмитрия Донского называли то, что мы зовём сегодня арбалетом?
    (Самострел.)
  3. Назовите воинское звание Екатерины II. (Полковник
  4. В чём состояло принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских?
    (В них юношей готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.)
  5.  Назовите главного хирурга Советской Армии.
    (Николай Нилович Бурденко. Участник 4-х войн: русско-японской, 1-й мировой, советско-финляндской, Великой Отечественной. Труды по военно-полевой хирургии, отец нейрохирургии, первый президент Академии медицинских наук.)

6) Кто из этих российских военачальников был кавалером ордена Святого Георгия всех четырёх степеней?
а) М.Б. Барклай-де-Толли;

б) П.И Багратион;
в) А.В. Суворов;

г) М.А. Милорадович.

7)  Как назывался доспех древнерусского воина, представляющий собой кольчужную рубашку без рукавов с металлическими пластинами?
а) Колонтарь;

б) Колонок;
в) Кологрив;

    г) Коллонтай.
   (Всё остальное к военному делу не отношения не имеет.)

8) Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень, ...» Продолжите слова полководца.
а) «никто уже не пройдёт»;
б) «всё равно пройдёт русский солдат»;
в) «пройдёт только леший»;
г) «только птица пролетит».

9) Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I, образовались Преображенский и Семёновский полки?
а) Потешных;

б) Куражных;
в) Увеселительных;

    г) Клоунских.

10) В каком из перечисленных родов войск царской армии существовало звание корнет?
а) Пехота;

б) Флот;
в) Кавалерия;

    г) Артиллерия.


Третий этап
«Воинские звания» 

(выполняется письменно)

Расположите в соответствии воинские звания военнослужащих сухопутных войск и ВМФ:

1. Генерал-лейтенант                                              

А. Старшина первой  статьи

2. Капитан  

Б. Главный корабельный старшина

3. Подполковник  

В. Вице-адмирал

4. Прапорщик

Г. Контр-адмирал

5. Сержант

Д. Мичман

6. Генерал-майор                

Е. Капитан второго ранга

7. Старшина  

Ж. Капитан-лейтенант

8. Майор  

З. Капитан третьего ранга

Ответ: 1-В, 2-Ж, 3-Е, 4-Д, 5-А, 6-Г, 7-Б, 8-З

Четвертый этап «Исторический»

(отвечают устно, те, кто первым поднял руку)

1. Какие события произошли:

1 сентября 1939 г.  

22 июня 1941 г.

2 февраля 1943 г.

9 мая 1945 г.

2 сентября 1945 г.

Ответ: (начало 2 мировой, начало ВОВ, окончание Сталинградской битвы, день Победы, окончание 2 мировой)

2. К какому виду войск относятся воздушно-десантные войска?

А) Сухопутные;

Б) Военно-космические;

В) Военно-морские;

Г) Иной ответ.

Ответ: г. (особый род войск)

3. Кто из полководцев имел самое высокое воинское звание:

Георгий Жуков, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Константин  Рокоссовский, Иосиф Сталин, Михаил Кутузов.

Какое?

Ответ: (Александр Суворов, Иосиф Сталин - генералиссимус)

Пятый этап «Структура войск»

(выполняется письменно)

 Расположите подразделения в порядке увеличения количества военнослужащих:

ВЗВОД, ОТДЕЛЕНИЕ, ПОЛК, БАТАЛЬОН, ДИВИЗИЯ, РОТА

Ответ: (ОТДЕЛЕНИЕ, ВЗВОД, РОТА, БАТАЛЬОН, ПОЛК, ДИВИЗИЯ)

Шестой этап «Города герои» 

(выполняется письменно)

Выберите из списка города-герои:

ТВЕРЬ, МОСКВА, РЖЕВ, КЕРЧЬ, ТУЛА, КУРСК, СТАЛИНГРАД, БЕРЛИН, СМОЛЕНСК.

Ответ: (МОСКВА, КЕРЧЬ, ТУЛА, СТАЛИНГРАД, СМОЛЕНСК)

        

Седьмой этап «Конкурс  капитанов»

(капитаны записывают ответ, а затем его озвучивают)

  • Какие три слова А.В. Суворов выбрал своим девизом?

а) Сила;

б) Быстрота;
в) Натиск;

г) Дисциплина;
д) Хитрость;

е) Глазомер.
(«Глазомер, быстрота, натиск»)

  • Какие войска в дореволюционной России назывались «инфантерия»?

а) Пехота;

б) Кавалерия;
в) Флот;

г) Артиллерия.

  • Какие моря соединяет пролив Красной Армии?

а) Карское и Лаптевых;

б) Чёрное и Азовское;
в) Берингово и Охотское;

г) Белое и Баренцево.

Восьмой этап «Подведение итогов, награждение победителей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"

Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Сценарий внеурочного мероприятия "Ритмический калейдоскоп"

Сценарий внеурочного мероприятия «Ритмический калейдоскоп» составлен для дошкольников и первоклассников, обучающихся в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Разработан на основе трех в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...