Основы социальной жизни
план-конспект урока по обж (7 класс)
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.59 КБ | |
| 111.17 КБ | |
| 42.98 КБ | |
| 32.11 КБ | |
| 63.32 КБ | |
| 118.3 КБ | |
| 173.05 КБ | |
| 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Опасные и безопасные ситуации»
Цель:
-познакомить учащихся понятиями «безопасность» и «опасная ситуация».
-развивать самостоятельность и ответственность за своё поведение, учить избегать и предотвращать опасные ситуации.
-показать связь поступков и решений.
-расширить знания детей о предметах и ситуациях, которые могут быть опасны для человека.
-коррекция мыслительной деятельности на основе выполняемых заданий.
-воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.
Ход занятия:
Сегодня у нас с вами открытое занятие. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. А начну я наше занятие с таких слов:
На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.
- Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем говорить?
(об опасностях, с которыми встречается человек каждый день)
-Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том, чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях.
- как вы думаете, что является причиной несчастных случаев (незнание или несоблюдение правил безопасности.)
Но прежде, чем мы будем говорить об опасных ситуациях, давайте выясним, что такое безопасность.
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
- Ну а теперь возникает вопрос, а что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
- Я приготовила вам кроссворд, разгадав который мы назовём места, в которых нас подстерегают опасности, и определим главное слово нашего занятия.
1.Спортивное сооружение (стадион)
2. Зелёная зона отдыха в городе (парк)
3. Место покупки товаров (магазин)
4. Он бывает наземным, воздушным, морским (транспорт)
5. Помещение, предназначенное для приготовления пищи (кухня)
6.Место прибытия и отправления поездов (вокзал)
7. Помещение для занятия спортом (спортзал)
8. Подземная железная дорога (метро)
9. Помещение для просмотра кинофильмов (кинотеатр)
- какое слово у нас получилось по вертикали? (опасности)
-Почти все эти места, за исключением метро, вам хорошо известны, и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного. Однако в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.
- Что же относиться к таким факторам, что может стать причиной опасных ситуаций? (Приложение1)
1.Предметы быта. 2.Транспорт.
3.Животные. 4.Заводы и фабрики.
5.Острые предметы 6.Бытовая химия и взрывоопасные
предметы.
- Очень важно уметь правильно пользоваться опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами.
Сейчас я вам загадаю загадки о предметах, с которыми нужно обращаться очень осторожно.
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (ножницы)
Если остриём упрётся – сразу дырочка найдётся. (Шило)
Есть у моего Антошки только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь)
Не хочу я молчать – дайте вволю постучать,
И стучит день – деньской он железной головой. (молоток)
Я иголкина подружка, только нет у меня ушка. (булавка)
Зубы есть, а рта не надо. (пила)
Я сижу в своём домишке, не серди меня, мальчишка,
Обращайся осторожно - мной порезаться ведь можно. (нож)
Конь стальной, хвост льняной, подружись- ка ты со мной. (иголка)
Очень хрупкая я - берегите меня,
Если только разобьёте, лишь осколки соберёте. (стеклянная посуда)
Посмотрите на меня - вся дырявая я,
Но зато я ловко тру тебе морковку. (тёрка)
Что опасного во мне, если супа нет на дне,
Только если суп горяч – от детей меня ты прячь. (кастрюля)
В брюхе жарко у меня, а в носу моём дыра,
Когда всё во мне кипит, из неё пар валит. (чайник)
- Молодцы, я думаю, что со всеми опасными предметами вы будете обращаться очень осторожно.
Но не бывает так, чтобы опасность возникала сразу, из ничего. Опасность сгущается, как туча на горизонте. В каждом происшествии можно увидеть, как нарастает опасность, и как можно не допустить, чтобы она стала совсем большой. Давайте рассмотрим картинки, которые помогут понять, как рождается опасность.(Приложение2)
- Что вы видите на этих картинках?
1. женщина, наливая молока, разлила, и потом упала.
2.мальчик бросил банановую кожуру, а другой идёт и не смотрит под ноги.
3.дети катаются на роликах по дороге, могу попасть под машину.
Любое из этих неприятных событий не случилось бы, если бы их участники знали главные правила поведения.
Давайте запомним эти правила:
Предвидеть опасность. (предвидеть, как твой поступок отразиться на тебе и окружающих людях)
По возможности избегать её. (Подумать, что можно сделать, чтобы не случилось беды. Выбрать занятия, последствия которого безопасны, и не делать того, что может иметь плохие последствия).
При необходимости действовать. (убрать за собой)
Похвали себя. (за то, что удалось принять ответственное решение и удалось избежать опасности).
А сейчас я предлагаю вам посмотреть очередной мультфильм из серии «Спасик и его друзья». Но сначала давайте вспомним, какие серии мы уже смотрели
Безопасность в городе.
Действия при пожаре.
Безопасность на природе.
А сейчас вы посмотрите мультфильм «Безопасность в быту».
Ну, теперь после просмотра мультфильма давайте вспомним, что нельзя делать дома, чтобы не случилось беды.
С малого возраста и до самой старости люди ездят в общественном транспорте, переходят улицу, многие взрослые водят автомобили.
- Что нужно делать, чтобы на дороге не возникало опасных ситуаций? (соблюдать правила дорожного движения)
- А кто должен соблюдать эти правила? (и водители и пешеходы)
- Какие основные правила поведения на дороге надо соблюдать, чтобы не попасть в опасную ситуацию? Ответить на этот вопрос вам помогут картики.
1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Не ходить по дороге.
2. На загородной дороге идти по обочине, навстречу движущемуся транспорту.
3. Не переходить улицу перед близко идущим транспортом.
4. Не играть на улице. Не кататься по дороге или рядом с дорогой на санках, коньках, самокатах.
5. На велосипеде, по улице города разрешается ездить ребятам с 14 лет.
Молодцы. Без правил мчались колесницы.
Без правил всадник мчал конём,
Но век пришёл автомобильный,
Без правил, мы не проживём.
Для того, чтобы безопасно и по правилам двигаться по улице, нужно знать азбуку города. Что же является азбукой города? (дорожные знаки)
Сейчас мы вспомним дорожные знаки с помощью песенки, которая так и называется «Дорожные знаки». (Музыкально-динамическая пауза)
А сейчас мы проведём небольшую викторину-конкурс. Я буду задавать вопросы. А вы, кто знает ответ, поднимаете руку и даёте короткий ответ. За правильный ответ я буду давать вот такие разукрашки. У кого в конце игры их окажется больше, тот и выиграл.
1. Проезжая часть дороги с твёрдым покрытием. (Шоссе)
2. Человек, который едет на транспорте. (Пассажир)
3. Он бывает запрещающий, разрешающим, информационный. (дорожный знак)
4. Место ожидания автобуса, (Остановка)
5. Как называется палочка регулировщика? (Жезл)
6. Как называется край проезжей части? (Обочина)
7. Транспорт, работающий от электричества. (Трамвай, троллейбус, электричка)
8. Место, где на время оставляют транспорт. (Стоянка)
9. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
10. Где может двигаться пешеход, если отсутствует пешеходная дорожка? (Обочина)
11. Как называется автомобиль, который носит «имя» великой русской реки? (Волга)
12. Место, для перехода улицы? ( Переход)
13. Виды перехода. (Наземный, подземный, надземный)
14. Как называется перекладина, закрывающая путь автомобилям, её обычно устанавливают перед железнодорожным переездом. (Шлагбаум)
Выявить победителя. Аплодисменты.
Ну а теперь мы проверим, как вы усвоили правила безопасного дорожного движения. У каждого из вас есть вот такое зашифрованное письмо с пропущенными словами. Вам нужно правильно вставить слова.
Для Марины и Виталика у меня индивидуальное задание. Прошу вас к компьютеру. Остальные приступайте к работе.
Марина и Виталик допечатывают по одному слову в предложении.
Играть и бегать по дороге – запрещается.
Переходи дорогу осторожно.
Для остальных такой текст:
Ребята, играть на мостовой опасно. Играть и бегать по дороге – запрещается.
Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у краятротуара. Посмотри внимательно, сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом.
Итак, давайте прочитаем, что у вас получилось. Читать будем по одному предложению.
Молодцы! Я думаю, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и никогда не попадёте в опасную ситуацию.
Мы уже с вами говорили о том, что в большинстве случаев опасные ситуации создаёт сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.
Сейчас в игре «Да или нет» мы вспомним эти правила.
Итак, если вы согласны с тем, что я скажу, вы хором говорите – «да», а если не согласны – тогда «нет».
Любой электроприбор нельзя оставлять без присмотра. (да)
Телефон службы газа – 104. (да)
Почувствовав запах газа зажигай спичку и проверяй, не у тебя ли это. (нет)
Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности (да)
Если в доме появились тараканы, смело уничтожай их средствами от насекомых (нет)
Дорожные знаки установлены для красоты (нет)
Транспорт сразу остановить нельзя (да)
Если «добрый» незнакомец предложил тебе конфет,
Надо ль брать конфеты эти? Отвечаем дружно (нет)
Ток меня – я очень храбрый, не ударит никогда.
Можно пальцем лезть в розетку?
Знают все: конечно (нет)
Спички детям не игрушка, и поэтому совет:
Трогать их совсем не нужно, это так? Конечно (да)
Постучался кто-то в двери,
Ну а ты ему в ответ,
Кем бы он не назывался,
Скажешь твёрдо слово (нет).
Молодцы.
Так будьте всегда внимательны, дети,
Твёрдо запомните правила эти.
Кто знает правила поведения,
Тому почёт и уважение.
Но если всё же с вами случилась беда, вы попали в опасную ситуацию, то прежде всего, что нужно сделать? (позвонить по нужному телефону)
Если дома появился сильный дым, набери по телефону - 101.
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Угрожает и стучится в дверь ногой,
Ты в милицию быстрей номер набирай - 102.
Если вдруг ты дома сильно заболел.
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Номер «скорой помощи» - 103.
Мы с вами выяснили, что при несчастном случае прежде всего нужно позвонить по нужному номеру. Как это правильно сделать?
Набрать номер службы ( с мобильного бесплатно)
Коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы.
Сообщить точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд)
Назвать свою фамилию и телефон, с которого передаётся вызов.
Записать фамилию дежурного, который принял ваш вызов.
Ну а теперь небольшая викторина. Вам нужно помочь сказочным героям набрать нужный номер. Я буду читать отрывок из литературного произведения, а вы будете показывать нужный номер. Карточки с номерами у вас на столах. Положите их перед собой.
А рядом бегемотики схватились за животики,
У них, у бегемотиков, животики болят. (103)
Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей. (102)
Бом-бом! Бом-бом! Загорелся кошкин дом. (101)
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошка. (102)
Приоткрыла дверцу Лена – соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол, влез по скатерти на стол. (101)
Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отворите, отоприте,
Ваша мать пришла, молока принесла. (102)
Куклы кашляют в постели – днём мороженое ели. (103)
Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь. От этого может зависеть состояние его здоровья в настоящем и будущем.
Мы с вами уже можем оказать некоторые виды помощи. Кое что давайте сейчас вспомним.
- Что может произойти с человеком, если он лежит на спине без сознания? (он может задохнуться, так как у него западает корень языка, и, следовательно, человек дышать не может). Но это происходит только, когда человек без сознания, т.е. когда мы на спине спим, этого произойти не может.
- Что же нужно сделать, чтобы этого не случилось? ( перевернуть человека на бок)
-Давайте представим, что………….. потерял сознание. Кто покажет как его нужно перевернуть.
Итак ещё раз медленно, с объяснением.
Для того, чтобы перевернуть человека, нужно сделать ось, вокруг которой будем вращать человека. Для этого выпрямляем с одной стороны руку и ногу, а из другой руки делаем рычаг. Для этого нужно завести руку между плечом и шеей. Вторую ногу нужно согнуть в колене.
И вот у нас получились два рычага6 локоть и колено, и ось - тело человека. И теперь очень легко и аккуратно, вращаем пострадавшего и переворачиваем на бок.
Ещё кто-нибудь хочет попробовать? Пожалуйста.
Ребята, подойдите, пожалуйста, все ко мне. Давайте возьмёмся за руки. А теперь коротко скажите о своей мечте, о том, чего вы хотите добиться в жизни, кем стать.
А как вы думаете, без чего человек не сможет достичь всего, о чём вы сказали.
- Без здоровья. И поэтому берегите себя и всегда и везде выполняйте правила безопасного поведения.
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз – здоровье!
Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
Я желаю всем вам и всем нашим гостям здоровья. И никогда не попадать в опасные ситуации. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
«Как избежать обморожения. Первая помощь при обморожении. Полезные советы и рекомендации для детей».
Цель: Объяснить детям, как избежать обморожения. Как оказывать первую помощь.
Ход беседы
- Обморожение — это повреждение кожного покрова под воздействием низкой температуры. Чаще всего обморожение можно получить зимой при температуре ниже О °С. Однако обморожение может грозить человеку и весной и осенью в дождливую, ветреную погоду при высокой влажности и длительном пребывании вне помещения. К обморожению могут привести также длительное отсутствие движения (например, при ожидании транспорта на остановке), тесная обувь, влажная одежда, отсутствие головного убора, ослабленное состояние организма после болезни.
Чтобы избежать переохлаждения, нужно всегда держать ноги в тепле. Для этого обувь должна быть свободной. Прослойка воздуха удерживает тепло, а в тесной, плотно прилегающей к ноге обуви замерзнуть можно очень быстро. Кроме того, необходимо носить непромокаемую обувь на толстой подошве. В сильные морозы надевайте шерстяные носки.
Пальцы рук замерзают быстрее всего, носите тёплые перчатки или варежки, чтобы не получить обморожения.
Обязательно закрывайте уши и лицо, на этих участках кожа наиболее чувствительна к холоду. В ветреную погоду и тем более в метель натягивайте шапку на лоб и закрывайте лицо шарфом так, чтобы оставались открытыми только глаза. Нос — самая холодная часть человеческого тела, поэтому он может быстро замерзнуть и обморозиться. В сильный холод дышите через нос. Если вас начинает бить дрожь, постарайтесь унять её и выровнять дыхание.
Длительное пребывание на одном месте без движения ускоряет процесс замерзания. Почувствовав, что замерзаете, трите руки друг о дружку, стучите ногами, шевелите пальцами ног, прыгайте, делайте круговые движения руками. Если всё это не помогает вам согреться, постарайтесь как можно быстрее добраться домой или в любое отапливаемое помещение. И только после того, как вы почувствуете, что согрелись, можете снова выйти на улицу.
Помните: части тела, подвергшиеся обморожению однажды, будут уязвимы всегда и начнут замерзать уже при лёгком морозе.
ЗАПОМНИ!
Первая помощь при обморожении.
К признакам обморожения относятся: потеря чувствительности, ощущение покалывания или пощипывания. При первой степени обморожения кожа белеет. Ни в коем случае нельзя игнорировать происходящее, иначе обморожение может усилиться. Уже при первых признаках обморожения нужно срочно бежать в тёплое помещение. На морозе растирать и греть обмороженные части тела бесполезно и опасно.
Придя в тёплое помещение, прежде всего снимите промёрзшие обувь и носки. Помните, чтосогреваться нужно медленно. Нельзя растирать обмороженные участки кожи. Наложите сухую повязку на повреждённую кожу, это уменьшит скорость отогревания. Пейте много тёплой и сладкой жидкости для согревания организма изнутри. Если вы испытываете болевые ощущения, примите обезболивающую таблетку, которую вам дадут родители. При сильном обморожении обязательно обратитесь к врачу. Впоследствии старайтесь не подвергать воздействию холода те части тела, которые были обморожены.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ, КАК МЗБЕЖАТЬ ОБМРОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК И ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ НА ПРАКТИКЕ.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
«Общие правила поведения при встрече с животными».
Цель: Познакомить детей с общими правилами поведения при встрече с животными.
Ход беседы.
- В жизни мы часто сталкиваемся с различными представителями животного мира. Это могут быть домашние и дикие животные, хищники и травоядные, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся и земноводные.
Животный мир прекрасен во всех своих проявлениях. Однако отнюдь не все животные доброжелательны и доверчивы. Они знают, что человек в большинстве случаев наносит вред их жизни и среде обитания, поэтому либо вовсе избегают человека, либо держатся от него на значительном расстоянии.
Любое животное нападёт на вас только в том случае, если будет считать, что вы угрожаете его жизни или жизни его детёнышей. Не провоцируйте животных на защитную реакцию: не обращайте на них внимания и не трогайте их!
Если вы увидели коз, баранов, быков или коров, не подходите к ним близко. Все они имеют рога и могут больно вас боднуть.
Никогда не подходите к лошадям сзади!
Лошади очень этого не любят и могут сильно лягнуть. По этой же причине не советуем дёргать лошадей за хвост.
Что касается диких животных, то, прежде чем идти в лес, узнайте, кто из них там обитает. Это могут быть лисы, кабаны, олени, лоси, волки и медведи. Если вы увидели следы дикого животного, измените направление движения или вернитесь домой.
Всегда будьте внимательны! Смотрите под ноги и не трогайте без надобности кусты, ветки, деревья, старые пни, дупла. Вы можете случайно потревожить диких животных или насекомых и навлечь на себя их гнев.
Никогда не залезайте в пчелиные ульи и осиные гнёзда!
Осы часто делают свои гнёзда на балконах, под крышей, внутри различных металлических предметов (чаще всего, в старых ржавых трубах), поэтому будьте внимательны. В отличие от пчёл, осы жалят по многу раз. Укусы как пчёл, так и ос могут представлять очень серьёзную угрозу здоровью. Если вокруг вас кружит пчела или оса, не делайте резких движений и подождите, пока она улетит.
Некоторые люди имеют тяжёлую аллергическую реакцию на пчелиные и осиные укусы. При первых признаках появления такой реакции (покраснение и отёк) обращайтесь к врачу.
«Правила безопасности в обращении с собаками».
Многие из вас любят собак. Кто-то держит их сам, у кого-то собак держат друзья и знакомые. Собаки — дружелюбные животные; они любят, когда их ласкают. Однако, как и все другие животные, собаки могут вести себя весьма непредсказуемо.
Чаще всего могут стать опасными собаки, которых вы встречаете на улице. Владельцы собак должны выгуливать их на поводке и в наморднике. Но если встреченная вами собака злая и крупная, лучше обойти её стороной.
Ни в коем случае не гладьте бездомных собак!
Во-первых, они могут быть больными, а во-вторых, некоторые из них одичали и могут быть весьма агрессивными. Никогда не подходите к собаке, грызущей кость. Она может решить, что вы претендуете на её пищу и наброситься на вас. Не трогайте собак, которые кормят своих щенков.
Не подходите к собакам, сидящим на привязи.
Не приставайте к собаке, если видите, что ей это не нравится. Если собака рычит или скалит зубы, это верный признак того, что она может напасть на вас. Лающая собака хочет предупредить вас, что к ней не следует подходить.
Никогда не показывайте собаке, что вы её боитесь. Собаки очень хорошо чувствуют это. Если вы считаете, что собака приближается к вам с недобрыми намерениями, скажите ей громким уверенным голосом: «фу!» или «Нельзя!» Не бегите — это может спровоцировать нападение собаки на вас. Уходить от собаки нужно медленно, не ускоряя шага. Можно попытаться задобрить собаку, дав ей какую-либо еду.
Если собака напала на вас, закрывайте горло. Отбивайтесь от неё палкой, портфелем, камнями, ногами. Бить напавшую на вас собаку нужно в нижнюю челюсть или в живот.
Если на улице вас укусила собака, обязательно обратитесь к врачу!
Если вас укусила домашняя собака, промойте и продезинфицируйте рану. После этого забинтуйте место укуса. Выясните у хозяина собаки, делали ли ей прививку от бешенства. Если укус был сильный и рана серьёзная, подайте на хозяина собаки в суд.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ОБЩИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ЖИВОТНЫМИ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
«Первая медицинская помощь».
Цель: Научить детей оказывать первую медицинскую помощь.
- В жизни случается всякое. Кто-то поранился, кто-то обжегся, кто-то простудился. Вот почему тебе нужно уметь оказывать первую медицинскую помощь. Если травма серьезная, то эту помощь нужно оказать до того, как на место происшествия приедет врач.
Главное — не впадать в панику!
Раны, мозоли. Первая медицинская помощь.
1. Посадить или положить раненого.
2. Освободить его от одежды.
3. Осмотреть рану.
4. Если кровотечение, то:
• промыть рану перекисью водорода или чистой водой;
• кожу вокруг раны смазать йодом или спиртом;
• наложить на рану стерильную марлевую салфетку или сложенный бинт (главное — остановить кровотечение, при мозолях можно наложить бактерицидный лейкопластырь);
• перевязать рану стерильным бинтом или чистой тряпкой.
Если в ране есть посторонний предмет (металл, стекло, дерево или другое), доставать его не надо, необходимо только наложить повязку и отправить пострадавшего в больницу.
Боль, опухоль, покраснение около раны свидетельствуют о нагноении, и в этом случае тоже необходимо обратиться к врачу.
Растяжение. Первая медицинская помощь при растяжении.
При растяжении в районе сустава образуется небольшая опухоль. Боль несильная, движения в суставе происходят нормально.
1. Наложить тугую повязку, которая практически не даст двигаться суставу.
2. Можно приложить холод или специальную мазь.
3. Дать обезболивающее.
Все же лучше показать больного врачу, так как можно перепутать растяжение с трещиной возле сустава.
Вывихи. Первая медицинская помощь при вывихе.
При вывихе происходит резкая деформация в районе сустава. Возникает сильная боль, возрастающая при попытке движения.
1. Обездвижить конечность в районе вывиха, не меняя ее положение.
2. Дать обезболивающее.
3. Доставить в больницу.
Ни в коем случае не пытайся вправлять вывих самостоятельно. Это должен делать только врач!
Перелом. Первая помощь при переломе.
При переломе происходит деформация конечности, она принимает необычное положение. Человек не может самостоятельно двигаться или опираться на конечность.
1. Обездвижить поврежденную конечность. Обязательно надо укрепить два ближайших сустава.
2. Дать обезболивающее.
3. Дать пить: воды, чаю.
4. Если в месте перелома есть рана, которая доходит до кости, то такой перелом называется открытым. Открытый перелом очень опасен и требует срочного вмешательства врача.
И в этом случае, прежде чем обездвижить конечность, надо наложить тугую повязку, для того чтобы остановить кровотечение.
Потеря сознания. Первая помощь при потере сознания.
К обмороку могут привести: духота, перегревание, нервное или физическое перенапряжение, удар, а иногда серьезные болезни. Человек бледнеет, покрывается холодным потом, чувствует слабость в конечностях и теряет сознание.
1. Положить потерпевшего на спину, горизонтально с немного поднятыми ногами.
2. Расстегнуть воротник или освободить от мешающей одежды.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха.
4. Обтереть лицо, шею платком, смоченным холодной водой.
5. Перенести пострадавшего в прохладное место.
Ожоги. Первая помощь при ожоге.
Ожоги бывают разной степени. Это может быть просто покраснение, а могут появиться водянистые пузырьки. Гораздо хуже, если кожа становится беловатого цвета, желто-коричневого, а то и вовсе чернеет, а также если пропадает чувствительность.
1. Необходимо быстро охладить участок поражения холодной водой и продолжать это делать в течение 15-30 минут.
2. Снять одежду, а лучше разрезать ее; если есть участки, где одежда прилипла к коже, обрезать ее по краям и оставить.
3. Дать обезболивающее.
4. Сделать перевязку, но не тугую, только чтобы в рану не попала грязь.
5. Обездвижить поврежденную поверхность.
6. Дать попить сладкого чаю или подсоленной воды — как можно больше.
7. При сильном ожоге доставить в больницу.
Носовое кровотечение. Первая помощь при носовом кровотечении.
Кровь из носа может пойти при ушибе носа или даже без видимых причин (из-за переутомления или слабости кровеносных сосудов).
1. Посадить потерпевшего.
2. Наклонить голову вперед.
3. Сжать ноздри с боков на 10 минут.
4. После остановки кровотечения не удалять сгустки крови, не давать больших физических нагрузок.
Травма глаза. Первая помощь при травме глаза.
При ожоге глаза нужно:
1. Промыть глаз большим количеством воды.
2. Наложить повязку.
3. Доставить пострадавшего в больницу
При других травмах глаза (боли, слезоточивости, покраснении и распухании век) надо сделать следующее:
1. Закапать в глаз альбуцид.
2. Наложить чистую повязку.
3. Дать обезболивающее.
4. При ухудшении зрения отправить пострадавшего в больницу.
Укусы. Первая помощь при укусах насекомых.
При укусах насекомых (ос, пауков, шершней, скорпионов) появляются опухоль и покраснение. Место укуса болит и чешется.
При укусах насекомых нужно:
1. Вытащить жало.
2. Приложить что-то холодное, можно смоченную в уксусе салфетку.
3. Если укус сопровождается сильной болью — дать обезболивающее.
4. Смазать противовоспалительной мазью.
5. При укусах в лицо, шею, рот кто- то из взрослых должен быстро сделать укол дексаметазона, или преднизалона, или гидрокортизона. После этого пострадавшего надо отправить в больницу Дело в том, что укусы в шею, лицо, рот, язык очень опасны, так как опухоль может перекрыть дыхательные пути.
При укусе змеи возникает боль в ране, появляется незначительная опухоль в районе укуса, опухоль укушенной конечности. Человек чувствует слабость, головную боль и боль в животе. Появляются одышка и рвота. Надо:
1. Доставить пострадавшего в больницу.
2. Если больница далеко, то уложить больного и не разрешать ему вставать, ходить, сидеть.
3. Давать больному больше пить.
4. Позвать на помощь.
Полезные советы и рекомендации.
➣ При любых травмах следует проверить, двигаются ли пальцы травмированной конечности, а также чувствительность кожи ниже травмированной области.
➣ Если самочувствие не улучшается в течение 7-10 минут, а также при болях в груди, животе, головной боли, нужно показать человека врачу. Можно попробовать использовать точку Т-26 (в центре носогубной складки) — надо сделать 30-40 быстрых надавливаний на нее кончиком ногтя большого пальца.
➣ Протыкать пузырьки и смазывать пораженную кожу не надо.
➣ Если кровотечение не останавливается в течение 15 минут, нужно вставить пострадавшему в ноздри тампоны и обратиться к врачу.
Отравление. Первая помощь при отравлении.
Отравление могут вызвать газ или дым, различные яды, передозировка лекарств. При отравлении какими-либо ядовитыми веществами, газом, дымом, лекарствами или недоброкачественной пищей у пострадавшего обычно
возникают боли в животе, понос, головная боль, повышается температура тела. В таких случаях необходимо принять срочные меры.
• Прежде всего, следует позвонить на станцию скорой медицинской помощи и точно выполнять все указания врача.
• Если пострадавший отравился ядом или лекарством, необходимо сохранить флакон или другую упаковку, в которой хранилось это вещество, чтобы предъявить врачу.
• Нужно постараться вызвать рвоту у пострадавшего и дать ему несколько таблеток активированного угля.
• Если отравление вызвано газом от кухонной плиты, немедленно выключи конфорку и широко открой все окна, чтобы в помещение проникал чистый воздух. Выведи, вынеси или вытащи пострадавшего на свежий воздух как можно скорее.
• Если пострадавший находится без сознания, но у него сохраняются пульс и дыхание, уложи его, расстегни воротник, ослабь пояс, чтобы облегчить дыхание.
Предварительный просмотр:
Беседа: «Поведение на воде»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения на воде.
Ход беседы
ЗАПОМНИ!
Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду (этими местами могут быть край пристани, мост, крутой берег).
- Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.
- Не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.
- Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.
- Не играй в игры с удерживанием «противника» под водой – он может захлебнуться.
- Не заплывай далеко на надувных матрасах и камерах. Если вдруг матрас или камера начнут сдуваться, ты можешь с ними пойти ко дну.
Игры в «морские» бои на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, т.к. лодка от этого может перевернуться.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Чтоб не случилось с тобою беды,
Правила эти всегда помни ты!
Беседа: «Правила электробезопасности».
Цель: Познакомить детей с правилами электробезопасности.
Ход беседы
ЗАПОМНИ!
- Не включать без разрешения педагогов или воспитателей электроприборы.
- Не проверять температуру утюга касанием его подошвы пальцами рук.
- Не включать несколько электроприборов в одну розетку.
- Не открывать электрошкафы, не включать электрорубильники.
- Не вывинчивать электролампочки при включённой настольной лампе или включенном выключателе.
- Не касаться никаких оголённых проводов руками, они могут быть под напряжением.
- Не открывать розетки и выключатели для ремонта.
- Не забрасывать на провода различные предметы и верёвки.
- При обнаружении упавшего на землю электроприбора со столба не подходите к нему ближе 5 м.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Беседа: «Правила поведения».
Цель: Познакомить детей с правилами поведения.
Ход беседы
Вы пришли в Центр.
- Каждый подопечный должен чётко знать: есть вещи, которые делать нельзя.
Запрещается:
• покидать здание без разрешения;
• открывать окна, высовываться в окна и форточки, сидеть на подоконниках;
• ругаться, употреблять непристойные слова;
• курить, распивать спиртные напитки, употреблять наркотические вещества;
• приносить опасные предметы, применение которых может нанести вред здоровью окружающих и привести к порче имущества (оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды).
• Не толкайте других ребят, не деритесь.
Правила поведения в перерывах.
- Перерыв предназначен для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку.
Многие считают, что в перерыве можно делать всё, что хочется: бегать, прыгать, баловаться, кричать, шуметь.
Нередко воспитанники забывают, что в перерыве должны все отдохнуть. Кому-то нужно повторить домашнее задание, чтобы увереннее отвечать на уроке, кто-то хочет спокойно поговорить по телефону, кому-то надо сходить в столовую или библиотеку. Не забывайте, что вы не одни, что вас окружают товарищи и взрослые, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.
На перемене постарайтесь хорошо отдохнуть и набраться сил перед следующим уроком.
Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга.
Запрещается:
• толкать друг друга;
• употреблять непристойные выражения и жесты;
• бросаться различными предметами;
• драться и применять физическую силу;
• играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;
• бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;
• перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;
• грызть семечки;
• слушать плеер.
Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны.
Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.
Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми.
Перемена — это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.
• Во время перемены не играйте и не бегайт
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Беседа: «Правила безопасной езды на велосипеде».
Цель: 1.Познакомить детей с правилами безопасной езды на велосипеде.
2. Закрепить знания по ПДД.
Ход беседы
Правила безопасной езды на велосипеде.
- В городе ездить по шоссе очень опасно. Я надеюсь, что вы не станете этого делать. А вот на даче иногда приходится выезжать на шоссе — тут ничего не поделаешь. Главное — соблюдать меры предосторожности.
ЗАПОМНИ!
• Одевайся удобно. На велосипеде нельзя ездить в широких брюках или в юбке.
• Прежде чем отправиться в путь, проверь исправность велосипеда: в порядке ли тормоза, не искривились ли колеса, все ли спицы на месте?
• Держись за руль обеими руками, кроме тех случаев, когда ты сигнализируешь о повороте.
• На поворотах подавай сигналы рукой:
— левый поворот: машешь вытянутой левой рукой;
— правый поворот: поднимаешь левую руку вверх;
— остановка или снижение скорости: опускаешь левую руку вниз.
• Выучи правила дорожного движения. Четко знай все знаки, разметки и сигналы.
• Пешеходные переходы преодолевай пешком, спустившись с велосипеда.
• Двигайся в одном направлении с машинами.
• Будь особенно внимательна на перекрестках.
• Аккуратно проезжай мимо припаркованных машин и следи, чтобы тебя не ударили открывающейся дверью.
• Не езди с плеером в ушах. Помни, что звуки на дороге — это тоже знаки и сигналы.
• Не устраивай на дороге никаких виражей и аттракционов! Все это может привести к серьезной аварии.
• Следи за исправностью велосипеда. Убирая его на зиму, смажь и почисти, чтобы он не ржавел. Доставая велосипед весной, тщательно проверь, все ли работает. Протри свою «машину», смажь, покрути педали, проверь тормоза, руль, седло и багажник.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПДД.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Беседа: «Правила безопасного поведения детей на улице»
Цель: Научить детей соблюдать правила безопасного поведения на улице.
Ход беседы:
большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации.
1. Дорожно-транспортные происшествия.
Это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП - самые тяжелые.
Поэтому переходя дорогу необходимо соблюдать ПДД.
А вы их знаете?
(Дети называют ПДД, а воспитатель показывает картинки).
2. Незнакомые люди.
Воспитатель: Люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаете. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребенка закон четырех «не»:
Никогда
- не разговаривай с незнакомцем;
- не садись к незнакомцу в машину;
- не играй по дороге из школы домой;
- не гуляй с наступлением темноты.
- Незнакомец – это любой человек, которого сами вы не знаете.
Незнакомец может назвать вас по имени, сказать, что пришел по просьбе вашей мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету.
Но если человек вам не знаком, то вы должны на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Воспитатель: - Запомните, что никогда и ни при каких обстоятельствах ваши родители не пришлют за вами в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к милиционеру.
Необходимо соблюдать простые меры предосторожности:
- Ходить только в группе детей или вдвоем, по дороге нигде не останавливаться, ходить всегда одним и тем же маршрутом, а придя домой, тут же позвонить маме или папе на работу.
ВАЖНО!
- уходя из дома, всегда сообщайте, куда идёте и как с ними связаться в случае необходимости;
- избегайте случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;
- перед уходом из гостей, театра и т.п. идите домой, предупреждая родителей об этом;
- не входите в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕС ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Беседа: «Инструкция по правилам дорожного движения».
Цель: 1.Закрепить с детьми знания по ПДД. 2. Развивать внимание, наблюдательность и память.
Ход беседы
ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА!
1. При движении по дороге будьте внимательны и осторожны, соблюдайте указания учителя. При движении группой необходимо построиться в ряд по два человека, идти по тротуару шагом, придерживаясь правой стороны, из строя не выходить, на левую сторону не забегать, не мешать другим пешеходам.
2. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочине.
3. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой по внешнему краю проезжей части).
4. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
5. Пересекать проезжую часть разрешается только по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках, по линии тротуаров или обочин.
6. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
7. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
Переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофора, при разрешающем жесте регулировщика.
При красном и желтом сигнале, а также при мигающих сигналах светофора переход запрещается.
8. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающегося транспорта, его скорость и убедятся, что переход будет безопасен,
9. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств, не выходить из-за стоящего транспорта, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
10. Выйдя на проезжую часть, не задерживайтесь и не останавливайтесь: если это не связано с обеспечением безопасности.
При переходе улицы оцените ситуацию на дороге в целом, затем посмотрите налево в сторону приближающихся транспортных средств, а дойдя до середины, остановитесь и посмотрите направо, и если путь свободен, закончите переход.
11. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны останавливаться на линии, разделяющей транспортные потоки, противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
Если улица имеет одностороннее движение, то при ее переходе надо все время смотреть в ту сторону, откуда движутся транспортные средства.
12. При приближении транспортных средств с включенными синими маяками или специальными звуковыми сигналами пешеходы обязаны воздержаться от перехода и уступить дорогу этим транспортным средствам.
13. Ожидать транспортные средства разрешается только на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
14. Во время ожидания транспортного средства не играйте, не катайтесь на коньках, лыжах и санках, не выбегайте на дорогу.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПДД С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Беседа: «Правила безопасного поведения в лесу».
Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения в лесу.
Ход беседы
Не бросать в сухую траву горящие спички и окурки.
- Не разводить костров в местах с сухой травой, в хвойных молодняках.
- Не зажигать траву под деревьями, на лесных полянах.
- Не оставлять в лесу бутылки и осколки стекла.
- Не оставлять в лесу легко воспламеняющийся промасленный обтирочный материал.
- Не использовать в лесу автомашину или мотоцикл с неисправной системой питания.
- При необходимости развести в лесу костёр примите меры пожарной безопасности, исключающие попадание искр на сухую траву.
- Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.
- Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.
- Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.
- Нельзя бежать в загоревшейся одежде. Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.
БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА!
Находясь в лесу, соблюдайте простейшие правила пожарной безопасности:
- При разведении костров используйте места вдали от кустарников и скошеной травы, хвойного молодняка и низко свисающих крон деревьев.
- Запрещается разводить костер в лесопосадках, находящихся вблизи полей с созревшими сельскохозяйственными культурами.
- Для разжигания костров нельзя применять бензин и другие горючие смеси.
- Не поджигайте камыш, не выжигайте сухую траву под деревьями, на лесных полянах, в садах и полях.
- Не бросайте горящие спички, окурки, тлеющие тряпки и ветошь.
- Не оставляйте костер без присмотра, особенно в ветреную погоду.
- Уходя из леса, потушите костер: залейте водой, присыпьте землей.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы:
Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Беседа: «Если в квартире начался пожар»
Цель: Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Задачи:
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Ход беседы.
- Если вы одни, сначала постарайтесь справиться с огнем (если очаг пожара носит локальный и простой характер), одновременно, криками старайтесь привлечь внимание соседей.
Если чувствуете, что огонь становится неуправляемым, звоните в пожарную охрану и покиньте квартиру.
Если вы не одни, вызывайте пожарную охрану и пытайтесь справиться с очагом огня.
Вызывая пожарную охрану, сохраняйте спокойствие и членораздельную речь,
назовите:
улицу;
номер дома;
подъезд;
этаж;
номер квартиры (это может повлиять на тип и количество техники, которую к вам направят);
кратко сообщите, что, где и сколько горит, есть ли люди, отрезанные огнем.
Обязательно убедитесь, что вас поняли правильно.
При самостоятельном тушении пожара нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. В случае любого пожара в квартире первым делом обесточьте квартиру на входном щитке.
Не бойтесь остаться в темноте даже ночью – пока что-то горит, видно, что тушить.
На случай пожара хорошо иметь в квартире углекислотный огнетушитель, допустим, марки ОУ-5. Его преимущество в том, что им можно тушить предметы под напряжением.
Если такие финансовые затраты вам не по плечу, разоритесь хотя бы на садовый шланг длиной не менее 7–8 м. Рекомендуется расположить шланг на кухне (при пожаре отключается электричество и в ванной будет темно, а на кухне всегда будет светло от уличного освещения), а также обязательно нужно проверить, достаточно ли плотно он надевается на трубку крана. Традиционные ведра, тазики и чайники на реальном пожаре крайне неудобны.
Помните!
При пожаре не открывайте окна, так как с поступлением кислорода огонь вспыхнет сильнее;
уведите из опасной зоны детей и престарелых;
вызовите пожарных по телефону 01;
выключите электричество, перекройте газ;
залейте очаг пожара водой;
- передвигайтесь в задымленном помещении ползком или пригнувшись, закрыв нос и рот мокрой тряпкой.
ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КВАРТИРЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК.
Подведение итога беседы: Молодцы! Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры
для развития навыков коммуникативного общения обучающихся с ОВЗ.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
«Дипломатический прием»
Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- уметь выполнять последовательную цепочку игровых действий.
- учить соблюдать общественно принятые нормы поведения;
Роли: деловые партнеры, дипломатические работники.
Количество участников: до 15 человек.
Время проведения: 30-50 минут.
Описания игры: Участникам необходимо встать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».
Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».
Педагог фиксирует время.
Ученики разбиваются на пары, и каждая пара начинает разговор.
По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».
Примечание:
Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».
«Магазин канцтоваров»
Цель: развитие представления об окружающем мире.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- уметь выполнять последовательную цепочку игровых действий.
- учить соблюдать общественно принятые нормы поведения в магазине;
- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца;
Роли: продавец, покупатели, кассир.
Оборудование: канцелярские товары, касса, кошелек с «деньгами», одежда для продавца.
Описание игры: Обучающиеся должны понять, что посещение магазина всегда вызвано необходимостью сделать какую-то покупку. Например, можно сказать: «Скоро первое сентября. Нужно пойти в магазин и купить нужные канцтовары для школы».
Для игры оборудуется касса, прилавок, на котором выложены товары для школы. Но чтобы купить товар, нужно выполнить правило: не называть его, а описать признаки. По вашему описанию продавец узнает игрушку, скажет, сколько она стоит и продаст ее вам (в первый раз роль продавца берет на себя учитель, а затем становится покупателем). Продавец и покупатель вежливо разговаривают. Продавец дает покупателю выбранный товар, объясняет, как им пользоваться, сколько он стоит. Покупатель оплачивает покупку, берет чек.
Дальнейшее развитие игры осуществляется с изменением профиля магазина (магазин игрушек, продукты).
В игре отрабатываются следующие слова и выражения:
- «Здравствуйте. Я бы хотел посмотреть...»;
- «Покажите мне, пожалуйста...»;
- «А можно мне посмотреть...»;
- «Я хочу купить...»;
- «А сколько стоит?»;
- «Возьми, пожалуйста, сдачу»;
- «Большое спасибо»;
- «Приходи (приходите) к нам еще».
«Телефонный разговор»
Цель: развитие культуры разговора по телефону.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас общепринятыми выражениями;
- развивать представления детей о нормах и правилах разговора по телефону;
Роли: телефонный абонент
Оборудование: телефонные трубки или мобильные телефоны.
Описание игры: Учитель моделирует ситуацию, в которой необходимо сделать телефонный звонок, при этом обучающийся вначале может находиться в роли ответчика, а затем в роли звонящего. Перед началом звонка можно дать ребёнку принятые стандартные вопросы и ответы. По ходу игры учитель направляет диалог в заданном направлении, объясняя какие вопросы или просьбы нужно задавать абоненту. Например, если на завтра нет билетов в цирк, то, на какое число есть свободные, можно ли забронировать билеты на определенное время и т.д.
Варианты ситуаций:
- Звонок другу, чтобы узнать домашнее задание, а телефонную трубку берёт его мама. Твои слова?
- Ты звонишь маме на работу, а к телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать телефонный разговор?
- Звонок в цирк - узнать, есть ли билеты на завтра.
- Звонок на вокзал - узнать, когда приходит поезд из Москвы.
- Звонок в библиотеку, чтобы узнать, работает ли она в воскресенье.
- Звонок на автобусную станцию - узнать, нужно ли заранее покупать билеты для поездки в другой город.
- Звонок в поликлинику для вызова врача на дом.
- Заказ такси по телефону.
В игре отрабатываются следующие слова и выражения:
- «Алло!»;
- «Извините, пожалуйста, с кем я могу поговорить по поводу…»;
- «В какое время я могу Вам перезвонить?»;
- «Вам удобно сейчас разговаривать?»;
- «Я звоню Вам по поводу…»;
- «Всего доброго, до свидания»;
- «Созвонимся в следующий раз…»;
- «Я звоню по поручению…»;
- «Спасибо, что позвонили»;
- «Хорошо, меня это устраивает»
«Парикмахерская»
Цель: Развитие представления о профессии парикмахера.
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - приобретение навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- развивать представления детей о нормах и правилах поведения в парикмахерской;
Роли: парикмахер, клиент.
Оборудование: предметы из парикмахерского набора.
Описание игры: Перед игрой необходимо обговорить назначение предметов. После оборудования парикмахерского салона можно принимать клиентов. Клиент высказывает свои пожелания по поводу стрижки, а мастер в свою очередь задает вопросы: «Чем будем стричь?»; «Вам челку длиннее или короче подстричь?» и т.д. Перед стрижкой мастер накидывает на клиента чистую простынку или пеленку. После стрижки клиент оплачивает услугу в кассе и получает квитанцию. В следующей игре учитель исполняет роль клиента. В следующих играх можно менять цель посещения парикмахерской, например, сделать укладку феном, покрасить волосы.
В игре отрабатываются следующие речевые выражения:
- «Вам очень идет эта стрижка!»;
- «Сделайте модельную стрижку»;
- «Сверху оставьте волосы длиннее, сзади подстригите короче»;
- «Подровняйте, пожалуйста, челку»;
- «Такая прическа мне не подойдет»;
«Кафе»
Цель: дать представление о труде работников кафе
Предметная область: язык и речевая практика.
Задачи: - закрепление навыка нормативного поведения;
- закрепление навыка диалоговой речи;
- обогатить словарный запас новыми словами;
- воспитывать у детей уважение к чужому труду;
Роли: посетитель, официант.
Оборудование: набор столовых приборов, разнос, обеденный стол, стулья,
салфетки, меню, чек, деньги.
Описание игры. Перед игрой учитель объясняет обязанности работников кафе и посетителей, распределяет роли, предлагает обучающимся самим выбрать название кафе. К открытию кафе официант сервирует стол, а посетители усаживаются. Официант предлагает меню. Посетитель интересуется, из чего состоит то или иное блюдо, просит помочь с выбором, после чего делает заказ. Официант ставит заказанные блюда на разнос и подает их посетителю, при этом перечисляет названия всех блюд. Отобедав, посетитель просит счет у официанта, высказывает свое мнение по поводу блюд, после оплаты вежливо благодарит работника кафе. Официант убирает посуду.
В игре отрабатываются следующие речевые выражения:
- «Добрый день!»;
- «Этот столик свободный?»;
- «Вы готовы сделать заказ?»;
- «Можно посмотреть меню?»;
- «Какой салат вы посоветуете?»;
- «Этот соус очень острый?»;
- «Это блюдо пользуется большой популярностью»;
- «Ваш заказ, пожалуйста»;
- «Принесите счет, пожалуйста»
- «Спасибо, все было очень вкусно!»
- «Приходите к нам еще!»;
- «Будем рады видеть вас снова!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни"
Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа курса "Основы социальной жизни" для детей с ОВЗ
Данная рабочая программа ориентирована на интеграцию ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников, в жизненном пространстве....

Обобщающий урок по основам социальной жизни в 5 классе "Об одежде и в шутку и всерьёз!"
Данный урок может быть использован как урок-обобщение по разделу "Одежда и обувь" в 5 классе....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1))....
АООП "Основы социальной жизни"
6 клласс...
Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные.Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национ...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5-9 класса...
















