Урок ОБЖ 7 класс "Безопасность в метрополитене" по Егорову
план-конспект занятия по обж (7 класс)

Максим Владимирович Щербаков

Урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-otkrytogo-uroka_1.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безопасность в метрополитене»

Учитель: Щербаков М.В.

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

7

Тема урока

Безопасность в метрополитене.

Цель урока

Расширение представлений детей о метро, как подземном рельсовом транспорте, познакомить с правилам безопасного поведения в метро для обеспечения личной безопасности.

Задачи урока

Образовательные: обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях в метрополитене.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:  знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро.  Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.

Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Межпредметные связи

История, география

Ресурсы урока

Учебник, рабочая  тетрадь, мультимедийное оборудование.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Ребята у нас сегодня необычный урок на нашем уроке присутствуют гости, но несмотря на это я думаю, что вы будете работать активно, слушать меня внимательно.

Вы обратили внимание, что вы сидите сегодня  группами.

 Давайте вспомним  о правилах такой работы.( называют правила работы)

В течение урока, за правильные ответы я буду давать жетоны, в конце нашей работы вы подсчитаете,  у какой группы больше всего жетонов получится.

II. Актуализация знаний. Начнем зарабатывать жетоны для своей команды, вспомнив пройденный материал.

Учитель:  О чем мы с вами говорили на нашем последнем уроке? (ответы детей: о правилах безопасности на железной дороге)

 Учитель: Железная дорога — это зона повышенной опасности. Давайте мы еще раз проговорим правила поведения на железной дороге и железнодорожном транспорте. ( фронтальный опрос)

-Молодцы, все справились с заданиями.

III. Определение темы и проблемы урока Постановка целей и задач. 

А мы продолжаем наш урок. Тема, о которой мы с вами поговорим  на нашем уроке, очень важна, ведь представить жизнь современного мегаполиса без этого вида транспорта совершенно невозможно. Это особое средство передвижения, оснащенный целым рядом различных по сложности механизмов и устройств, которые обслуживают пассажиров не только непосредственно во время поездки, но и до нее, и после. Попробуйте догадаться, о чем идет речь. (включить звук метро) ( слайд 1)

Ребята, вы догадались что это? (метро)

Учитель: несмотря на удобство и быстроту в передвижении, метро считается транспортным средством повышенной опасности. Опасности подстерегают неосторожного человека повсюду в метро.

Я думаю вы догадались о чем пойдет речь на нашем уроке? (предполагаемые ответы детей)( слайд 2)

- Запишите тему нашего урока в тетрадь «Безопасность в метрополитене»

-Определите цель нашего урока? (Познакомиться с правилами безопасного поведения в метро)( слайд 3)

- Какие мы должны поставить задачи, чтобы достичь  цели нашего урока?

(Ответы детей).( слайд 4)

Хотя мы с вами живем в небольшом провинциальном городе и в нем нет метрополитена, но те знания, которые вы сегодня приобретете на уроке, вам несомненно понадобятся.

IV. Организация познавательной деятельности.

1. Работа с текстом

Ребята, где мы можем узнать информацию о метро? (энциклопедии, интернете, в учебнике.)

Я вам подготовила для вас выдержки из энциклопедии, прошу с  ней познакомиться. Читаем внимательно, а затем поработаем с текстом.( 2-3 минуты чтение текста)

Текст

«Метрополитен, или просто метро – городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, инженерно отделённая от любого другого вида общественного транспорта и пешеходного движения и предназначенная для пассажирского движения.

Может быть подземным, наземным и надземным. Подземные метро характерны запахом, вызванным пропитками деревянных шпал креозотом, постепенно заменяемыми на железобетонные.

Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс чел в одном направлении).

Первое метро было построено в Лондоне в1863 году, протяженность линии была 6 км.

Ещё в 1820 году в столице Российской империи - Санкт Петербурге, инженер Торгованов предложил императору Александру I построить тоннель под Невой, так как тогда была острая необходимость соединить 2 берега Невы, а постоянного моста ещё не было. Инженеру Торгованову отказали, посчитав его проект абсурдом, то есть полной ерундой.

Вскоре в новой столице, в Москве, возникла такая же транспортная проблема, как и в Петрограде, в своё время. И, наконец, в июне 1931 года на всеобщем собрании было принято постановление: "Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство. "

В России первое метро появилось в Москве

15 октября 1935 года 13 великолепно оформленных станций Московского метро открыли свои двери для пассажиров.

После войны - 3 сентября 1947 года строительство было начато строительство в Ленинграде. 5 ноября 1955 года 8 роскошных станций были сданы.

Теперь прошу ответить на мои вопросы.

  1. Что такое метрополитен?
  2. Назовите причину появления  подземной дороги?
  3. Назовите автора проекта метрополитена в России?
  4. Где и когда появилось метро в нашей стране?
  5. Чем пахнет в метро?

- Кто знает в каких городах в нашей стране есть метрополитен? ( ответы детей)

Для жителей некоторых крупных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода метро, Рязани.

Посмотрите на слайд, так выглядят карты метрополитена российских городов.( слайд 5 -6 Самара, Рязань, Екатеринбург, С-П, Москва)

- В каком городе по вашему мнению, самое протяженное метро?(ответы детей)

- А кто знает, к каком городе в нашей стране самое глубокое метро?

(Адмиралтейская» — колонно-стеновая станция глубокого заложения. Глубина заложения — 86 метров)

-А вот так выглядят логотип метрополитена в разных городах нашей страны.

( слайд 7 Москва С-П, Казань, Екатеринбург, Нижний -Новгород)

 А кто у нас самый внимательный. И обратил внимание, на жетоны, которые вы получаете за работу,  что на них изображено?

2.Определение опасных зон в метрополитене.

-Ребята, а почему метро, это опасность?

А вы можете назвать причины несчастных случаев в метро?

Можете мне назвать   опасные зоны в метрополитене?  (ответы детей- фронтальная работа)

-Хорошо, а теперь давайте посмотрим на презентацию, и определим, правильно ли вы назвали опасные места (Опасные места: Тяжёлые двери при входе в вестибюль метро, турникеты. Эскалатор. Платформа и туннель. Вагон) ( слайды 8-9)

3. Работа в группах. (исследовательская работа)

Каждая группа получает задание с определенной опасной зоной. Работаете группой.    Составляете правила поведения в предложенной опасной зоне и найти нарушителей этих правил. Все фиксируете на рабочем листе. Как только группа будет готова, поднимаете сигнальную карту.

- Прошу озвучить ваши работы.( заслушивать работы детей, выслушать дополнения одноклассников, сверить с  информацией на презентации ((слайды 8-17.)

V. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

VI. Первичное закрепление знаний

Ребята, а сейчас я вам предлагаю посмотреть мультипликационный фильм : «Приключение  Зины и Кеши в метро.»

Смотрим внимательно определяем все опасные зоны , посчитать их. Выявить те зоны, о которых речь ещё не шла на уроке.

1. Эскалатор

2. Платформа

3. Задымление в вагоне

4.Открытый огонь в вагоне.

5.Резкое торможение при полной остановке поезда в туннеле

Давайте посмотрим на слайд и еще раз повторим общие правила поведения в метро:

( слайд 19)

VII. Закрепление материала. Разбор ситуационных задач.

Возьмите папки и в третье  файле  ,  найдете ситуационную  задачу для своей команды, прочитайте внимательно и, найдите опасность и её решение .

 Ситуация 1. Вы спустились в метро, в ожидании поезда заметили, что один из пассажиров роняет сумку на рельсы и собирается спрыгнуть за ней. Горит зеленый сигнал светофора.

- Ваши действия

Ситуация 2. При посадке в вагон в метро у пожилого мужчины застряла нога между вагоном вагона поезда и платформой.

- Ваши действия

Ситуация 3. Вы едете в поезде метро и вдруг увидели дым в конце  вагона.

- Ваши действия

Ситуация 4. Вы встали на ступеньку эскалатора в метро. При выходе ваш шнурок зацепился за ступеньку.  Как вы поступите?

(резерв)

Ситуация 5. Находясь в вагоне движущегося электропоезда, вы заметили появление открытого огня. Как вы поступите?

VII. Рефлексия.

Наш урок подходит к логическому завершению, предлагаю обобщить его следующим образом. Прошу продолжить : я знал…, я узнал…., мне было бы интересно……  

VIII.Домашнее задание.

Выучить правила поведения в метро.

 Дополнительная часть: подготовить сообщение какие профессии есть в метро, или рассказать историю создания какой - либо станции в городе Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход-выступление Егоровой В.С. на кафедре Филология

Реализациясистемно-деятельного подхода при обучении письменной речи на уроках иностранного языка-тема для обсуждения накафедре....

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс

Тематическое планирование учебного материала...

Практические диагностические тесты по по критериям Л.В.Егоровой

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной...

Книга Памяти "Дружных пчелок". Семья Саши Егорова.

К 70летию Великой Победы воспитанники группы "Дружные пчелки" МБДОУ "Детский сад № 79" города Иваново, родители и, конечно, воспитатели готовились с большим трепетом.В группе был реализован проект ...