Оповещение населения МЧС
учебно-методический материал по обж

Загайнова Наталья Николаевна

Оповещение населения МЧС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opoveshchenie_naseleniya_mchs.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме : «Оповещение» 8 класс

Задачи урока:

1. Сообщить об организации оповещения и информирования населения в ЧС мирного и военного времени.  

2.Изучить систему и порядок оповещения населения в ЧС;

3.Закрепить знания учащихся по ЧС мирного времени.

4.Разъяснить учащимся необходимость знания и соблюдения всех положений по данному вопросу;

5.Выработать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и окружающих, распознавать и правильно действовать в различных ЧС.

1.Мотивационно-ориентировочный этап. Стадия вызов.

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.  

  Вводное слово учителя, приветствие: Приветствие учителя.

- Я хочу начать урок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео (презентация).

-Прочитайте ключевое слово (катастрофа).

Катастрофу можно рассматривать как особый тип ЧС.

 А какие чрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!

- Как вы думаете, почему происходят катастрофы?

Катастрофы могут происходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной опасностям, не знают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какие защитные меры следует предпринять.

Давайте вспомним, что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.

(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)

2.Решение ситуационных задач (работа по группам)  Работа в микрогруппах.

  Каждая группа получает карточку с практическим заданием. Участникам групп необходимо в течение 3 минут ответить на вопросы, имеющие в карточке.  

Практическое задание (ситуация) для I группы: Определите вид и причину опасности. Вы дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг в телевизоре пропало изображение, появился шум, треск. Начала раскачиваться люстра, падает посуда, осыпается побелка. Ощущаете колебание здания. Ваши действия (разыграйте ситуацию).

Практическое задание (ситуация) для II группы: Вас захватили в заложники. Как вы должны себя вести, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?

Практическое задание (ситуация) для III группы: Как защитить органы дыхания подручными средствами?

Индивидуальная работа прием «Покопаемся в памяти».                                                                                                     

В тетрадях заполните    таблицу.  Что вы знаете и хотели бы узнать про оповещение.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

 

 

 

 

 

Обобщение и обсуждение ответов обучающихся работающих в группах.

II.   Стадия осмысления.

Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.

Вопрос: Какие опасности вы знаете?

Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е. опасности техногенного характера.

-Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержение вулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)

Вопрос: Почему я поместил в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения информацию о возникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаи угрозы жизни и здоровью).

Подберите к нему однокоренные слова.

Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить).

Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».

Вопрос: Как вы считаете, какая тема нашего урока?

Да, сегодня мы будем изучать тему «  Оповещения населения».     Запишите в тетради тему урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также важность данных мероприятий.

Вопрос: Как выдумаете знакомо ли  вам это понятие? Проверка ответов ребят (сильные ).Подведение итого что такое оповещение.

Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба оповещения.

Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.

Задачи системы оповещения:

1. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО и РСЧС.

2.Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналов оповещения ГО и другой информации.

Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки).

Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!» (сигнал).

Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)

Услышав сирену надо:

Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.

Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.

Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий.

Передача сигналов оповещения   осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала. В опасных районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.

Приведем варианты сообщений (слайд с голосовым сопровождением)

При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Вопрос: Ваши действия? (ответы обучающихся)

Просмотр видеоролика.

При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защиты организма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Задание: опишите свои действия в данной ситуации.

Просмотр видеоролика.

При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Закрепление:

Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался.

III  Оценочно-рефлексивный этап. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

 . Блиц– опрос

Вопросы:

1.Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременного доведения до населения сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).

2.Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые гудки).

3.Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена, сообщение)

4.Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения? (радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).

5.Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещения ГО и ЧС).

6.Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).

IV. Домашнее задание: п. 6.1 

1-ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.

2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего района и опишите последовательность действий при их возникновении.

3-ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.

Знание сигналов гражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе чрезвычайной ситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе. "Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени".

Урок ОБЖ в 10 классе "Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени" (Презентация урока) по разделу программы "Гражданская оборона - составная часть обороноспособност...

ОБЖ_8 класс_12-Оповещение населения

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 8 классов средней общеобразовательной школы....

ОБЖ_10класс_32_Оповещение населения

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для 10 классов старшей школы....

Оповещение населения при ЧС техногенного характера

Данный урок проведен в 8 классах . В уроке описывается порядок оповещения населения в случае возникновения ЧС техногенного характера...

Оповещение населения

Система оповещения ГО и РСЧС –это организационно-техническое объединение сил, специализированных технических средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и инф...

Конспект урока по ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"

Урок в 10 классе по предмету ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"...

Презентация к уроку ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"

Презентация с демонстративным материалом к уроку ОБЖ в 10 классе...