внеурочка 6 классОБЖ
рабочая программа по обж (6 класс)

Бальзанов Вадим Николаевич

рабочая программа внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6_klass_obzh.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                               УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО                   Заместитель директора по УВР        Директор МБОУ «СШ №18»

_______ /Каторгина ИЮ/           __________/Винник ЛН/                    __________/Ягодкина НВ/

Протокол №                                 «____» сентября 2023г                       Приказ №___

от «____» сентября 2023г                                                                         от «____» сентября 2023г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»

в 6 классе

2023 - 2024 учебный год

Мы - патриоты

Составитель:

Бальзанов Вадим Николаевич,

Преподаватель – организатор

Основ безопасности

жизнедеятельности

высшая квалификационная

категория

г. Ачинск

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы - патриоты» для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МБОУ «СШ №18», учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5-6 классов под редакцией А.Т. Смирнова:

учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 6 класс. – М.: Просвещение, 2013

рабочая тетрадь 6 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013

поурочные разработки 5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова М.:Просвещение, 2013

тестовый контроль 5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013

На изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности отводится 17 часов в год, 0.5 часа в неделю.

Планируемы результаты освоения программы

Обучение по программе внеурочной деятельности «Мы – патриоты» в 6 классе основной школы направлено на достижение следующих результатов обучения

Личностные результаты:

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых

информационных технологий;

•развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

формирование   духовно-нравственных   качеств        учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

 понимание личной и общественной значимости современной культуры        безопасности жизнедеятельности;

понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствия для личности, общества и государства;

знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умения оказывать первую медицинскую помощь;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов

Рассказ, Объяснение,  Инструктаж,  Лекция,  Беседа, Метод показа (демонстрации)

Практические занятия, средства ( наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью:

Натуральная (реальные объекты, раздаточный материал); Изобразительная (фотографии, картины, рисунки); Символическая (чертежи, графики, диаграммы); Компьютер;

Медиапроектор.

Достичь данных результатов обучения поможет следующая организация процесса.

Типы уроков

урок «открытие нового знания»; урок рефлексии;

урок общей методологической направленности; урок упражнений и практической работы; урок развивающего контроля.

Технологии обучения. Процесс обучения построен на основе системно-деятельностного подхода через технологии:

ИКТ;

Проектная деятельность; Уровневая дифференциация;

Технологии ситуативного обучения.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая работа, коллективная работа, путешествия, экскурсия.

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля: контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, (т.), практическая работа (п. р).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль I. Основы безопасности личности, общества, государства.

Раздел І. Безопасность человека в природных условиях.

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака. Разведение костра. Определение необходимого снаряжения для похода. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода. Преодоление водных препятствий. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в лыжном походе. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия. Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «НЕТ! » наркотикам.

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий.
  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их
  • влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
  • ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умения оказывать первую медицинскую помощь;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

практические

самостоятельные.

тесты

контрольные

1

Подготовка к

активному отдыху на природу

2

1

2

Активный отдых на природе и

безопасность

2

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм.

Меры безопасности

2

1

4

Обеспечение

безопасности при автономном существовании

человека в природной среде.

1

5

Опасные ситуации в природных

условиях.

1

1

6

Первая помощь при

неотложных состояниях

5

5

7

Здоровье человека и факторы, на него

влияющие.

4

1

Итого

17

5

2

2

Учебно-методическое обеспечение

1. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова– М.: Просвещение, 2010

2. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций) /автор составитель О.В. Павлова, Г.П. Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010

3. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации.

5-11классы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, В.А. Васнев, М.В. Маслов; под общей редакцией А.Т. Смирнова.


Поурочное планирование

урока

Наименование темы и раздела урока

Количество часов

Безопасность человека в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе

1

Природа и человек Ориентирование на местности

1

2

Определение необходимого снаряжения для похода.

1Самостоятельная работа

Активный отдых на природе и безопасность

3

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе

1

4

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной

местности

1

Дальний ( внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

5

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1

6

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха

наземными видами транспорта

1Самостоятельная работа

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природе

7

Автономное пребывание человека в природной среде.

1

Опасные ситуации в природных условиях

8

Укусы насекомых и защита от них.

1Контрольная работа

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Первая помощь при неотложных состояниях

9

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1Практическая работа

10

Оказание первой помощи при травмах

1Практическая работа

11

Оказание первой помощи при ранении

1Практическая работа

12

Оказание первой  помощи при тепловом и солнечных ударах, отморожении и ожоге

1Практическая работа

13

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

1Практическая работа

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

14

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

1

15

Компьютер и его влияние на здоровье

1

16

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1Контрольная работа

17

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)

Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"

Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа               Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

внеурочка по математике

внеурочка по математике 5 класс...