Оказание первой помощи
план-конспект занятия по обж (8 класс)

Материал для учащихся по оказанию первой помощи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по элективному курсу «Основы медицинских знаний» 9 класс

по теме «Солнце, давай дружить!»

Задачи урока:

- сформировать умения защиты себя от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и выбора средств защиты от солнца;

- дать понятие о наличие  солнцезащитных средств для кожи;

- прививать навыки правил безопасности пребывания на солнце.

Тип урока: комбинированный.  

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

 плакаты: «Дружу с солнцем с солнцезащитным средством», «Nivea sun и солнечный день будет в радость», «Солнцезащитное средство – это то, что тебе надо в жаркий день лета», «Типы солнечных лучей», «Правила безопасности пребывания на солнце», «Правило ладони»;

таблицы «Кожа»  и «Закаливание организма», «Типы солнечных лучей и их действие на кожу», «Климат и тип кожи»;

 иллюстрация к русской народной сказке «Царевна - лягушка»;

демонстрационный материал солнцезащитных средств.

Основные понятия и термины урока: загар, ожог, солнцезащитное средство, правила безопасности.

Эпиграфы.    1. «…Нет на свете прекрасней одежды, чем бронза мускул и свежесть кожи»                                                                                                       В.Маяковский

                2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Структура урока.

I.Организационный момент.

Объявление темы и задач урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с строением кожи, ее функциями, правилами гигиены,  но не усвоили еще одну важную сторону воздействия ультрафиолетовых лучей на кожу и способы ее защиты  от их вредного воздействия, а между тем это очень важно знать, так  необходимо уметь выбирать солнцезащитные средства для нашей кожи.

Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:  

 «Голубой платок, алый клубок по платку катается, людям улыбается» (солнце),

«Лакмусовая бумажка  организма человека» (кожа).

Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор о  солнце и коже человека, способах  защиты кожи.

2. Самоопределение.

Как вы думаете, почему к уроку взяты такие  загадки?

3.Актуализация знаний.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» Василиса Премудрая регулярно сбрасывала лягушачью кожу, для того чтобы принимать человеческий образ и выполнять разные задания на конкурсе жен. Однажды царевич Иван эту кожу бросил в печь, она сгорела. Излагая эту ситуацию в терминах современной медицины, можно сказать, что Василиса, в образе лягушки получила термальный ожог.

Перед нами  стоит вопрос: « Как сберечь кожу?»

II. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о характере солнца.

Солнечная активность определяет уровень солнечной радиации и температуру окружающей среды. Существуют ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человек невооруженным глазом увидеть не может.

Основное действие инфракрасных лучей на организм – тепловое. Видимые лучи обеспечивают зрение. Мы видим разные цвета видимого мира.

 Ультрафиолетовые лучи обладают большой биологической активностью. Они действуют на организмы как положительно, так и отрицательно. Под действием этих лучей образуется в коже витамин D и усиливается обмен веществ.

 Отрицательное воздействие  ультрафиолетовое облучение проявляется   в том, что они вызывают ожоги, появление пигментированных пятен, повреждение глаз. Солнечные ожоги приводят к болевым ощущениям, покраснению кожи, припухлости и повышению температуры. Избыточное  ультрафиолетовое облучение стимулирует перерождение клеток кожи в злокачественные образования.

Вы уже знаете, что загар – это защитная реакция кожи на воздействие ультрафиолетовых лучей, которые посылает нам солнце вместе с теплом. Под воздействием ультрафиолетовых лучей вырабатывается пигмент меланин, который и отвечает за интенсивность загара, окрашивая кожу в темный цвет.

2.Работа с таблицей «Типы солнечных лучей и их действие на кожу».

Учащиеся рассматривают таблицу и приходят к выводу, что:

UVB лучи воздействуют на верхние слои кожи и провоцируют ожоги, а также раковые заболевания кожи;

UVA лучи  воздействуют на глубокие слои кожи и являются причиной аллергических реакций, преждевременного старения и появления морщин;

но если на кожу наносить солнцезащитное средство, оно ее защищает от вредных воздействий.

3.Решение проблемного вопроса.   Летом,  мы проводим на солнце большую часть своего времени. Загараем… Но, к сожалению,  добиться красивого загара получается не всегда. Получаем ожоги, страдаем от их действия, прячемся от солнца.

А почему бы нам с ним не подружиться? Что для этого нужно?

Вы говорите, что для этого  необходимо  приобрести солнцезащитное средство?

Да, такие средства разрабатываются и выпускаются  разными  лабораториями и компаниями, например, одной  из  них является лаборатория NIVEA компании Байерсдорф. В ассортименте продуктов Nivea sun мы найдем то средство, которое поможет нам  подружиться с солнцем.  Они способствуют получить хороший загар, надолго сохранить интенсивный бронзовый оттенок, успокаивают раздраженную кожу, быстро впитываются, не оставляют ощущения липкости и белых следов, сверхводостойкий, создают коже дополнительный защитный барьер, есть такие, которые разработаны для чувствительной детской кожи.

 А как правильно выбрать  солнцезащитное  средство, вы знаете?

4. Работа   учащихся в парах с табличкой «Климат и тип кожи» и одним из имеющихся в наличии  солнцезащитных средств.

 Обобщаются результаты работы:

- цифры на упаковке – это солнцезащитный фактор (SPF), который защищает от ультрафиолетовых лучей, чем выше фактор, тем больше времени вы можете проводить на солнце без вреда для кожи;

- нужно знать тип своей кожи;

- климат страны.

Получившийся  SPF- фактор будет соответствовать уровню защиты, которая вам необходима.

         5. Как наносить на тело солнцезащитное средство?

Учитель задает вопрос: « Все ли из вас знают, как наносить солнцезащитное средство на кожу?»

 Учащиеся высказывают свои предположения, а затем учитель знакомит их с «правилом ладони», которую разработали эксперты компании Байерсдорф.

 6. Правила безопасности на солнце  (работа с таблицей «Правила безопасного пребывания на солнце» и  обсуждение):

- не рекомендуется находиться на солнце с 12.00 до 16.00, когда оно наиболее активно;

- закрывайте незащищенные части тела: уши, глаза, нос и т. п.  Носите солнцезащитные очки и головные уборы;

- не допускайте пребывания на солнце детей до 3-х лет, так как у них не сформировалась система пигментации кожи и она очень чувствительна к ультрафиолетовому излучению;

- обильно наносите солнцезащитное средство на кожу. Не забывайте возобновлять защиту каждые 2 часа, особенно после купания и вытирания полотенцем.

III .Закрепление изученного материала.

1.Объясните, почему к уроку были взяты данные  эпиграфы: «…Нет на свете прекрасней одежды, чем бронза мускул и свежесть кожи»,  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

2. Составьте   рекламу солнцезащитного средства и защитите ее.

Выбирается из числа учащихся жюри, которое подводит  итог, а затем учащиеся получают призы и отметки.  

3. Как нам можно дружить с солнцем? Давайте сделаем вывод:

-  Дружба с солнцем возможна при использовании солнцезащитных средств.  

-  При подборе  солнцезащитных средств нужно читать подготовленные компаниями производителями аннотации к ним.

- знать правила безопасного пребывания на солнце.

IY.Рефлексия.

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке (покажите на пальцах - 3,4,5)

Y. Домашнее задание.

Напишите письмо   своим друзьям на тему: «Солнце, давай дружить»



Предварительный просмотр:

Тема: «Кровотечения. Первая медицинская помощь».

Цели: познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении; развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Работа по теме:

1). Повторение ранее изученного.

- Что такое кровотечение, и какие виды кровотечений вам известны?

Кровотечением называют истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда.

В зависимости от вида повреждённых сосудов различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.

- Чем они отличаются друг от друга?

2). Первая медицинская помощь при кровотечениях.

В зависимости от вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное) и имеющихся при оказании первой медицинской помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку.

Временная остановка наиболее опасного для жизни наружного артериального кровотечения достигается наложением жгута или закрутки, фиксированием конечности в положении максимального сгибания, прижатием артерии выше места ее повреждения пальцами. Сонная артерия прижимается ниже раны. Пальцевое прижатие артерий — самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения. Артерии прижимаются в местах, где они проходят вблизи кости или над ней.

Височную артерию прижимают большим пальцем к височной кости впереди ушной раковины при кровотечении из ран головы.

Нижнечелюстную артерию  прижимают большим пальцем к углу нижней челюсти при кровотечении из ран, расположенных на лице.

Общую сонную артерию  прижимают к позвонкам на передней поверхности шеи сбоку от гортани. Затем накладывают давящую повязку, под которую на поврежденную артерию подкладывают плотный валик из бинта, салфеток или ваты.

3). Практикум по теме урока.

Первая медицинская помощь при незначительных ранениях.

- Промойте рану антисептическим средством ( перекись водорода, спиртовой раствор йода). Если нет медицинских средств промойте рану водой с мылом.

- Для очистки загрязненных ран используйте чистую салфетку или стерильный тампон. Очистку раны начинайте с середины, двигаясь к ее краям.

- Наложите повязку.

- Помощь врача необходима в случае, если есть риск проникновения в рану инфекции.

Артериальные кровотечения.

При артериальном кровотечении может применяться метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод может применяться для временной остановки кровотечения на конечностях. Сдавливание артерии пальцем удается временно остановить кровотечение и вызвать «скорую помощь». Артерию прижимают выше места повреждения, там, где она лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости. Существует много точек пальцевого прижатия артерий, вам необходимо запомнить две основные: плечевую и бедренную.

Существует еще один способ остановки артериального кровотечения - наложение жгута.

Жгут накладывается на конечность примерно на 5 см выше повреждения.

Он на голое тело не накладывается. ( Показать учащимся, как правильно нужно наложить жгут).

В качестве жгута можно использовать полоску материи, платок, шарф и т.д. (Показать учащимся последовательность действий при наложении жгута из приспособленного материала).

Время наложения жгута записывают на листке и прикалывают ее к нему или повязке. Объяснить учащимся, что это очень важно, так как нельзя оставлять его на конечности более 2 часов в летнее время и 1 часа в зимнее время – существует опасность омертвления конечности.

При венозном кровотечении бывает достаточно высоко поднять конечность и наложить давящую повязку.

При кровотечении из крупных подкожных вен жгут может накладываться ниже места повреждения сосуда с силой , вызывающей сдавливание только поверхностных вен. Такой жгут может оставаться в течение шести часов.

В любом случае необходимо наложить на рану стерильную повязку или чистую ткань.

  1. Просмотр учебного видеофильма.
  2. Итоги урока. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.  п.12.


Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ 10 класс
Тема: «Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок».

Цель: 

Образовательная: формирование знаний по данной теме, ознакомить с состояниями, требующими проведения первой помощи, мероприятиями и способами оказания первой помощи при неотложных состояниях, ответственностью по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.
Развивающая: познакомить с мероприятиями в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности.

Воспитательная:  воспитать чувство гражданственности; формировать у учащихся чувства ответственности при оказании первой помощи.
Оборудование:  тетради, презентация, учебник.
Тип урока: обзорное, комбинированное занятие.

Основные термины и понятия: неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Вопросы для обсуждения:

• законы Российской Федерации и социальная ответственность граждан и специалистов по оказанию первой помощи при неотложных состояниях;

• неотложные состояния, требующие оказания первой помощи;

• мероприятия по оказанию первой помощи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

3.Изучение нового материала.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации)

В любую минуту каждый человек может оказаться в ситуации, когда требуется принять решение и оказать первую помощь пострадавшим. Статистика происшествий в нашей стране и в других странах свидетельствует о наибольшем риске для любого горожанина — попадании в дорожно-транспортное происшествие. Службы экстренной помощи ведут учёт несчастных случаев. Основными причинами смерти людей в дорожно-транспортных происшествиях являются: несовместимые с жизнью повреждения, несвоевременное прибытие скорой медицинской помощи, безучастность и неосведомлённость очевидцев в оказании первой помощи пострадавшему. Как правило, первыми приходят на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием. К сожалению, часто больше вреда, чем пользы, приносят действия людей, имеющих недостаточный опыт оказания первой помощи в неотложных состояниях.

 Неотложным состоянием называют состояние пострадавшего, угрожающее его жизни и здоровью и требующее мер незамедлительной помощи.

 Первая помощь включает комплекс неотложных мероприятий, направленных на решение триединой задачи на месте происшествия:        

• прекращение воздействия на человека повреждающих факторов: отключение электрического тока, тушение огня и др.;
• восстановление жизненно важных функций организма: сердечной и дыхательной, остановка кровотечений, противошоковые меры;

подготовка к транспортировке пострадавшего (иммобилизации) и его передача бригаде скорой медицинской помощи или транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение (при отсутствии связи со службами экстренной помощи).

 Цель первой помощи — осуществление срочных мер для устранения источника опасности, спасения жизни человека, предупреждения осложнений от развития заболевания, травмы, неотложного состояния.

Меры первой помощи зависят от поражающих факторов экстремальной (или чрезвычайной) ситуации, от вида неотложного состояния вследствие полученных пострадавшими поражений (травм, увечий). Оказание первой помощи не предполагает специальных профессиональных медицинских знаний и умений. Но у лиц, получивших своевременную и грамотную первую помощь, осложнения бывают значительно реже. Зачастую своевременно и правильно оказанная первая помощь спасает человеку жизнь.

Существует понятие «фактор времени» — это оптимальный срок оказания первой помощи при различных неотложных состояниях, т.е. соблюдение Правила «золотого часа». Это то время, при котором при должном оказании первой помощи, пострадавший будет доставлен в медицинское учреждение с минимальными для него последствиями. За счет быстрого реагирования оказывающего доврачебную помощь, у пострадавшего будет наименьшее количество осложнений при дальнейшем лечении и реабилитации

 Грамотность оказания первой помощи основана на принципе «Не навреди!».

 В Уголовном кодексе Российской Федерации дано разъяснение ответственности граждан в случае необходимости оказания первой помощи:

• статья 124 определяет ответственность медицинского работника (специалиста) в случае неоказания медицинской помощи пострадавшему;
• статья 125 определяет ответственность гражданина (неспециалиста), который не сообщил службам экстренной помощи об опасной для здоровья пострадавшего ситуации.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации оказание первой помощи — право гражданина, который не обязан оказывать первую помощь, если он по религиозным, половым, расовым и другим причинам не хочет или не может этого делать. Но сообщить он обязан: вызвать службы экстренной помощи, если есть реальная угроза жизни и здоровью пострадавших или окружающих людей.

 Травмой называют любое повреждение организма человека или животного. В зависимости от характера внешней повреждающей силы различают следующие виды травм: механические, термические (ожоги, обморожения), электротравмы и др. Здесь перечислены травмы, которые человек может получить в силу обстоятельств, в результате несчастного случая на работе, в быту. Поэтому специалисты различают травмы бытовые, производственные, спортивные, боевые и др. Однако не менее сложными для лечения и восстановления являются психические травмы.

 Психическая травма — это нарушение работы нервной системы в результате сильного психического напряжения (нервного перенапряжения) организма. Психическая травма может сопровождать физическую травму и проявляться как переживание боли, мучений, стресса от беспомощности, страха. Психическая травма может развиться самостоятельно (бел физического повреждения) в результате травмирующего переживания, нервного перенапряжения (дистресса), морального унижения, словесного воздействия. Психическая травма ведёт к нарушениям в работе вегетативной нервной системы, которая начинает неадекватно реагировать на сигналы внешней среды, что ведёт к сбоям в саморегуляции функций внутренних органов и систем: развиваются депрессии, неврозы, фобии.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных cитуаций природного и техногенного характера» составляют законодательную основу организации первой помощи медицинскими работниками, специалистами служб экстренной помощи, другими специалистами, включая персонал опасных производств и транспорта, а также сотрудников, охранников предприятий. Это обязывает граждан Российской Федерации (неспециалистов) изучать теорию и практику оказания первой помощи, правильно применять эти знания с учётом социальной ответственности, здравого смысла, милосердия и мужества.

Законы Российской Федерации обязуют должностных лиц, обеспечивающих правопорядок, оказывать первую помощь людям и в нерабочее время, если они оказались рядом с местом происшествия. Это прежде всего сотрудники полиции, водители транспортных средств общественного назначения, спасатели, пожарные, бортпроводники, сотрудники охранных предприятий, врачи. Они проходят специальную подготовку по оказанию первой помощи в неотложных состояниях.

 В статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представлен перечень неотложных состояний, требующих первой помощи, и перечет, мероприятий по оказанию первой помощи.

 Перечень состояний, при которых оказывают первую помощь:

• отсутствие сознания;
• остановка дыхания и кровообращения;
• наружные кровотечения;
• инородные тела в верхних дыхательных путях;
• травмы различных областей тела;
• ожоги от действия высоких температур или теплового излучения;
• обморожения и другие эффекты воздействия низких температур;
• отравления.

 Перечень мероприятий по оказанию первой помощи:

• оценка обстановки и обеспечения безопасных условий для оказания первой помощи;
• вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
• определение наличия сознания у пострадавшего;
• восстановление проходимости дыхательных путей и определение признаков жизни у пострадавшего;
• проведение сердечно-лёгочной реанимации до появления признаков жизни;
• поддержание проходимости дыхательных путей;
• обзорный осмотр пострадавшего и временная остановка наружного кровотечения;
• подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и оказание первой помощи в случае выявления указанных состояний;
• придание пострадавшему оптимального положения тела;
• контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
• передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Вопросы и задания:

1. Узнайте, почему в современной автомобильной аптечке нет лекарственных препаратов.

2. Психологическая поддержка: примеры и эффективность.

Домашнее задание

1. Параграф 31, читать

2. В чём существенное различие прав и обязанностей гражданина Российской Федерации по оказанию первой помощи при неотложных состояниях?

3. Выясните утверждённый перечень изделий медицинского назначения, включённый в состав автомобильной аптечки, и объясните, для чего эти изделия применяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"

Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....

Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи

Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи...

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»...

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 4 «Первая помощь при кровотечениях и переломах»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 4 «Первая помощь при кровотечениях и переломах»...

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 5 «Первая помощь при ожогах, обмороках, утоплениях, обморожениях»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 5 «Первая помощь при ожогах, обмороках, утоплениях, обморожениях»....