Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ
статья по обж

Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.

Применение активных методов обучения в современной школе – одно из обязательных условий стимуляции образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ

Термин «активного обучения» возник в семидесятые годы девятнадцатого века – в период застоя в отечественном образовании и снижения его качества. Эта проблема не оставалась без внимания и новые методы, способные активизировать деятельность школьников активно предлагались, однако, кризис системы образования ликвидировать не удалось и по сегодняшний день.

Согласно данным Всемирного банка образовательных тенденций, выявленных в подготовке учащихся тринадцати лет по девятнадцати странам мира, в советской системе образования традиционно большее внимание уделяется восстановлению имеющейся культуры, в то время как в других странах возможностям ее обновления и совершенствования.

Многие уверены, что причиной этой ситуации выступают менталитет и специфика западной и восточной культур: для западной культуры более характерным является личностный, индивидуальный подход, когда ученик имеет и выражает свое мнение об изучаемом, может отказаться учить то, что не считает нужным или неинтересным. Для восточной же культуры обучения основой является просветление, то, что предоставляется «сверху» и не может меняться, по крайней мере, в обучении. Учащийся не имеет права выражать собственное мнение в случае, если оно у него в таких реалиях появляется, его задача - воспроизводить то знание, что ему предоставили. В описанных условиях применение специальных активных методов не будет востребовано, так как не будет нужным. В описанных условиях достаточно информационно-презентационных и репродуктивных методов. Интересно, что сами студенты восточной культуры часто отказываются от активных методов работы и имеют страх высказывать свое мнение.

Наша страна находится на стыке двух культур, на стыке этих двух подходов, что ведет к тому, что именно на нас ложится миссия их сочетания, ведь даже традиционное преимущество какому-то одному из них способно вызвать ограничение или торможение развития, а также заложение в основу образовательного процесса, а в это время и головы учащихся, слабой базы, основы. Именно поэтому применение не только традиционных, но и активных методов обучения в нашей системе обучения целесообразно на всех этапах и ступенях образования.

Помимо этого, объем знаний человечества с каждым годом стабильно увеличивается в несколько раз, что приводит к необходимости изменения привычных форм обучения на инновационные. Новизна современного процесса обучения заключается в комбинации индивидуальных и групповых форм работы с обучающимися и использовании как активных, так и интерактивных методов обучения, а также инновационных технологий. Такая зависимость прописана в статье 20 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Несмотря на это, однозначного объяснения термина «метод обучения» не существует, также, как и единой классификации видов методов обучения.

Сегодня акцент делается на взаимодействии обучающихся и учителя и на взаимодействии обучающихся между собой. Одной из приоритетных целей современного образования является принятие учениками участия в образовательном процессе. Методы обучения позволяют обозначить цель обучения, сбалансировать способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. И наиболее частыми в педагогике являются такие методы, как пассивный, интерактивный и активный методы обучения.

Пассивный (его также называют традиционным) метод представляет собой форму взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой преподаватель выступает основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики - пассивные слушатели.

При интерактивном методе происходит более широкое взаимодействие обучающихся: взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом.

Активный же метод является такой формой взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом как активные участники.

Активные методы обучения позволяют решить такие учебно-организационные задачи, как:

  • подчинение процесса обучения управляющему воздействию

преподавателя;

  • обеспечение активного участия в учебной работе как подготовившихся, так и не подготовившихся учащихся;
  • установление непрерывного контроля за процессом усвоения учебного материала.

Главными характеристиками активных методов обучения выступают:

  • активность познавательной деятельности учащихся;
  • тесная связь теории и практики;
  • направленность на овладение диалектическим методом анализа и решение сложных проблем;
  • развитая рефлексия;
  • атмосфера сотрудничества и содействие в обучении продуктивному стилю мышления и деятельности.

Использование активных методов обучения также может сопровождаться проблемами, среди которых:

  • нежелание обучающихся быть вовлеченными в учебный процесс;
  • данные методы выглядят как что-то, что может нарушить уже установленный порядок, тем самым вызывая дискомфорт;
  • общий разбор точек зрения, поскольку за основу может быть принята точка зрения ученика-доминанта;
  • для части обучающихся командная работа — возможность ничего не делать и рассчитывать на положительный результат.

Главная задача преподавателя, которая может продемонстрировать его компетентность – понимать и предвидеть описанные препятствия, свести их к минимуму. В условиях безостановочного и стремительного прогресса образование должно развиваться в соответствии с современными потребностями участников образовательного процесса, однако традиции, которые закладывались в науку об обучении на протяжении многих лет, исключать нельзя, но осовременить их можно.

Современный процесс организации учебно-познавательной деятельности обязует педагогов раз за разом привносить разнообразие в свою деятельность. То, как педагог подходит к подготовке учебного материала имеет прямое влияние на результативность обучения учеников, которые способны к безопасным действиям в разнообразных жизненных ситуациях.

«Современные педагогические технологии» представляют собой совокупность инструментов, необходимых для построения деятельности педагога таким образом, что все входящие в нее действия имеют определенную последовательность и целостность, а ее выполнение подразумевает достижение нужного результата и несет прогнозируемый характер. На уроках используются различные педагогические технологии для продуктивного усвоения материала, доступности его объяснения и фокусирования внимания обучающихся на уроке.

О качественной подготовке самого специалиста можно говорить лишь в том случае, если знания, умения и навыки (ЗУН) тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют единую систему. Преподаватель обязан в силу своих возможностей передать ученикам все те ЗУНы, которые были приобретены им на протяжении всей преподавательской практики. Осуществлять процесс передачи ЗУНов на уроках ОБЖ возможно не только с помощью изучения наглядных материалов, но и благодаря таким активным методам работы как:

  • практические задания, направленные на усвоение изученного материала;
  • текущий контроль знаний (тест или приведение в пример жизненных ситуаций, которые помогут определить, как закрепил ли обучающийся материал урока).
  • метод анализа жизненных ситуаций, благодаря которому ученик не просто пишет и сдает работу, а ставит себя в определенную ситуацию, в которой размышляет, как бы он в ней поступил. Данный метод позволяет не просто расширять кругозор учащихся, более того, с его помощью ученики учатся видеть и анализировать ситуации и события, происходящие в современном мире.
  • сравнение ситуаций: ученики, высказывая свое мнение, придерживаются рамок определенной ситуации и ставят себя на место другого;
  • формат внеклассной деятельности: сборы, тренировки, туристические слёты, тимбилдинги и так далее.

Описанные методы являются наиболее эффективными, благодаря практическому действию выполняемому обучающимися, что оказывает особое влияние на их образовательный процесс и воспитание. Так, ребенок не просто решает жизненные ситуации, работая только с наглядным материалом, но и самостоятельно проявляет себя в той или иной ситуации, например, во время тренировок перед важным мероприятием (военно-учебные сборы, на которых проходит физическая подготовка учеников, или эвакуационный сбор) или во время сборов на туристический слёт (организация лагеря, приготовление пищи, разведение костра, эстафета, ориентирование на местности, оказание первой медицинской помощи пострадавшему).

Такие методы помогают осознанно воспринимать теоретический материал, и практически его закреплять в условиях естественной среды. Однако, важно понимать, что какими бы эффективными не были методы работы на уроках или внеклассная деятельность, особую роль играет личность педагога. Если педагог в процессе обучения опирается не только на теоретический материал, ограниченный стенами школы, а выходит с учениками на различные сборы, мероприятия, поддерживает их и помогает справиться с трудностями, то такой педагог окажет на учеников не только внешнее влияние как большинство учителей, но и коснется внутренней стороны детей, что только поспособствует увеличению их вовлеченности в процесс обучения.

В связи с этим, у каждого педагога должна быть активная, веселая и целенаправленная образовательная деятельность, заметная учащимся. Деятельность, в которой они хотели бы принимать участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая икт компетентность учителя-необходимое условие современного образования

Под информационной компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих:„ эффективный поиск, структурирование информации её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидакт...

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

На сегодняшний день образовательная система России внесла изменения в содержание и формы педагогической деятельности преподавателей и обучающихся.Поэтому всем преподавателям стала интересна такая педа...

Билингвальное обучение как необходимое условие подготовки учеников к работе с нерусифицированным программным оборудованием

Данная статья посвящена использованию билингвального обучения на уроках информатики в старшей общеобразовательной школе для формирования умения самостоятельной работы учеников с нерусифицированным про...

Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования

Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования...

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории....

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории....