ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
материал по обж

Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта

 

 В современных условиях быстро меняющегося мира наставничество не только остается важным элементом адаптации молодого специалиста на рабочем месте, но и приобретает особую значимость именно в образовательной среде. В настоящее время в любой сфере практически невозможно найти специалиста, готового быстро приступить к работе в новых условиях, в новом коллективе, и образование не является исключением. Именно наставничество является тем методом, который позволяет наиболее эффективно решить данную проблему.Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта «Образование». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа наставничества29.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

(учитель – учитель) на 2023-2024 учебный год

Наставник Барашева Г.Е.

Наставляемый

Котовск, 2023г.

Пояснительная записка

Актуальность:

Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта

«Образование». В современных условиях быстро меняющегося мира наставничество не только остается важным элементом адаптации молодого специалиста на рабочем месте, но и приобретает особую значимость именно в образовательной среде. В настоящее время в любой сфере практически невозможно найти специалиста, готового быстро приступить к работе в новых условиях, в новом коллективе, и образование не является исключением. Именно наставничество является тем методом, который позволяет наиболее эффективно решить данную проблему.

Наставничество является кадровой технологией, позволяющей осуществлять становление и непрерывное профессиональное развитие педагога. Наставничество позволяет соединить профессиональное развитие и персонификацию, а также гарантирует комплексный подход к каждому педагогу, испытывающему те или иные затруднения.

Цель программы:

Успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи программы:

  1. Облегчение процесса адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе, успешное закрепление на рабочем месте;
  2. Выявление профессиональных затруднений молодого педагога и оказание необходимой помощи в их преодолении.
  3. Изучение нормативно-правовой базы, согласно построению урочного занятия.
  4. Создание условий для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе в части содержания образования, применения различных образовательных методик и технологий, форм и средств обучения и воспитания, навыков профессионального общения с коллегами, обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.
  5. Формирование умения планировать предметные и метапредметные результаты на каждом этапе учебного занятия
  6. Формирование умения подбирать дидактический материалы к учебному занятию в соответствии с возрастными особенностями ребенка и типологией
  7. Ориентация молодого педагога на использование в своей деятельности передового педагогического опыта.
  8. Формирование мотивации молодого педагога к самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Форма наставничества: педагог- начинающий педагог

Предполагает взаимодействие молодого специалиста (без опыта работы, после университета) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.

Режим работы: очный

Виды наставничества:

  • традиционное наставничество (наставничество «один на один»);
  • ситуационное наставничество.

Срок реализации программы: 1 год

Программа включает в себя три этапа:

Адаптационный этап.

На данном этапе происходит знакомство опытного педагога (наставника) с молодым специалистом (наставляемым), в ходе которого наставник анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.

Основной этап.

В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и профессионального развития наставляемого.

Контрольно-оценочный этап.

На завершающем этапе производится оценка уровня профессиональной компетентности молодого учителя и определяется степень его готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.

Содержание деятельности

В ходе реализации персонализированной программы наставничества планируется следующее содержание деятельности наставника и наставляемого:

  • диагностика затруднений молодого учителя и выбор форм организации обучения и воспитания;
  • оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;
  • посещение уроков молодого учителя с последующим анализом и определением способов повышения их эффективности;
  • ознакомление молодого учителя с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности (квесты, квизы, слёты, олимпиады, игры, предметные недели и т.д.);
  • демонстрация молодому учителю опыта успешной педагогической деятельности, знакомство с различными педагогическими практиками;
  • организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • успешная адаптация молодого учителя на рабочем месте и в образовательной организации;
  • повышение навыков профессионального общения с учетом психологии личности;
  • повышение профессиональной компетентности молодого учителя в вопросах организации образовательного процесса;
  • обеспечение повышения качества преподавания и совершенствование методов работы молодого учителя по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе молодого учителя современных педагогических технологий.

План мероприятий в рамках наставничества на 2023-2024 г.

Основные направления деятельности

Конкретные меры / Формы мероприятий

Планируемые результаты

Сроки

Фактические результаты

Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных

направлений профессионального развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

сентябрь- октябрь

Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития

Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей

Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей

Вхождение в педагогическую должность

Знакомство с ОО, ее особенностями и направления развития

Изучены особенности и направления деятельности школы. Изучена программа развития школы

сентябрь

Знакомство с коллективом

Изучена структура коллектива,

выявлены направления взаимодействия и сотрудничества с различными

группами работников

сентябрь

Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации

Изучена структура официального сайта школы и размещенная документация.

Изучены правила публикации.

информации о деятельности школы на сайте и в социальных сетях.

сентябрь

Изучение локальных актов школы и иных нормативных документов (Кодекса этики, Правил

внутреннего трудового распорядка и т.д.)

Изучены и выполняются требования локальных актов школы, в том числе правила безопасности, правила внутреннего трудового распорядка,

должностная инструкция, кодекс этики

сентябрь- октябрь

Изучение внутренней системы оценки качества образования

Изучены основные положения и состав ВСОКО школы

октябрь

Организационно- методическая

деятельность

Изучение методологических основ и методики построения и организации результативного

учебного процесса

Изучены методологические основы и методика построения и организации результативного учебного процесса

сентябрь

Изучение нормативных документов в области образования

Изучены основные нормативные

документы: Закон об образовании, обновленные ФГОС

сентябрь

Консультации по подбору методической литературы

Регулярно изучается методическая литература. Сформирована и

пополняется «копилка» педагогических идей.

в течение года

Включение в деятельность ШМО

Включен в состав предметного ШМО, ознакомлен с планом работы ШМО на 2023-2024 учебный год.

Определена тема самообразования в рамках деятельности ШМО. Участие в работе ШМО: участие в проведении предметных недель, выступление на заседаниях

в течение года по плану работы ШМО

Профессиональное становление

Консультации по составлению рабочей программы и КТП в

соответствии с ФГОС

Составлена рабочая программа и КТП по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в

соответствии с требованиями ФГОС

сентябрь

Беседы «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания на ступени основного общего и

среднего образования в соответствии с ФГОС»

Изучен состав УМК, структура типовых уроков и методики преподавания

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с

обновленными ФГОС

сентябрь- октябрь

Беседа «Психофизиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста»

Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 5-9 классов,

которые учитываются при подготовке к занятиям

октябрь

Беседа «Различные типы и формы уроков»

Изучены и применяются различные типы и формы уроков

октябрь

Беседа «Методы активизации внимания обучающихся на уроках информатики»

Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются

при проведении уроков

ноябрь

Беседа «Методы эффективного контроля на уроках ОБЖ»

Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков

декабрь

Беседа «Основные направления и формы активизации познавательной, научно-

исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности»

Изучены основные направления и

формы активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной

деятельности. Ведётся отбор и подготовка обучающихся к участию в различных мероприятиях (олимпиады, квесты, конкурсы. Слёты, игры, предметные недели)

январь

Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4 урока в месяц)

Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению

эффективности уроков.

в течение года

Беседа «Возможности применения цифрового образовательного контента при изучении предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Изучены возможности применения верифицированного цифрового образовательного контента при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Материалы ЦОК применяются при

проведении уроков

февраль

Беседа «Проектная деятельность

обучающихся на уроках и внеурочной деятельности»

Изучен вопрос организации проектной

деятельности обучающихся на уроках информатики

март

Посещение уроков опытных

педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д.

Изучен положительный опыт проведения уроков и открытых мероприятий

в течение года

Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе

педагогической деятельности

Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе

педагогической деятельности

в течение года

Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства

Беседа «Повышение квалификации как фактор успешности

педагогической деятельности педагога»

Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению

педагогической деятельности

ноябрь- декабрь

Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению

педагогической деятельности, в том числе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Повышение профессионального мастерства

в течение года

Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога»

Включение в деятельность педагогических сообществ

январь-май

Рефлексия по итогам совместной

деятельности

Проведение встречи по итогам реализации программы наставничества

Оценена эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной

деятельностью.

Намечен план дальнейшего взаимодействия (при необходимости)

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...

Персонализированная программа наставничества

Персонализированная программа работы наставника с молодым педагогом...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «педагог-ученик (выбор профессионально-образовательного учреждения по профессии – «Кинолог»)»

Целью программы наставничества является определение наставляемого  ученицы 9 класса, в выборе профессионально-образовательного учреждения по профессии–«Кинолог»после окончания 9...

отчет о реализации персонализированной программы наставничества

Отчет о реализации персоналированной программы наставничества...

Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА (педагог – педагог)

Оказание помощи молодому педагогу в их профессиональном становлении, полном раскрытии потенциала личности наставляемого, успешной личной и профессиональной самореализации....

Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год.

Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год....