8 Класс
план-конспект урока по обж (8 класс)

Материалы урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prohozhdenie_kursa.doc69 КБ
Microsoft Office document icon urok_1.doc100.5 КБ
Microsoft Office document icon Материалы урок 2105 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 8 ОБЗР

Номера

п/п

Наименования раздела и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Причина (и/или описание) корректировки

1. Модуль: Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства (всего 4 часа, 1 час в неделю)

1

ТБ и ПП на уроках ОБЗР. Роль безопасности в жизни человека, общества, государства.

02.09 – 06.09

2

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера.

09.09 – 13.09

3

Мероприятия по оповещению и защите населения при ЧС и возникновении угроз военного характера.

16.09 – 20.09

4

Защита Отечества как долг и обязанность гражданина.

23.09 – 27.09

2. Модуль: «Военная подготовка. Основы военных знаний» (всего 9 часов, 1 час в неделю)

5

Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества.

30.09 – 04.10

6

ТБ и ПП на уроках ОБЗР. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации.

14.10 – 18.10

7

Основные образцы вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации (основы технической подготовки и связи).

21.10 – 25.10

8

Организационно-штатная структура мотострелкового отделения (взвода) (тактическая подготовка).

28.10 – 01.11

9

 Виды, назначение и тактико-технические характеристики стрелкового оружия и ручных гранат Вооруженных Сил Российской Федерации (огневая подготовка).

05.11–08.11

10

Общевоинские уставы – закон жизни Вооруженных Сил Российской Федерации.

11.11 – 15.11

11

ТБ и ПП на уроках ОБЗР. Военнослужащие и взаимоотношения между ними (общевоинские уставы).

25.11 – 29.11

12

Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

02.12 – 06.12

13

Строевые приёмы и движение без оружия (строевая подготовка).

09.12 – 13.12

3. Модуль: «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» (всего 2 часа,

1 час в неделю)

14

Основы безопасности жизнедеятельности.

16.12 – 20.12

15

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

23.12 — 27.12

4. Модуль: «Безопасность в быту» (всего 6 часов, 1 час в неделю)

16

ТБ и ПП на уроках ОБЗР. Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений.

08.01 – 10.01

17

 Предупреждение бытовых травм.

13.01 – 17.01

18

Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования.

20.01 – 24.01

19

Пожарная безопасность в быту.

27.01 – 31.01

20

Предупреждение ситуаций криминального характера.

03.02 – 07.02

21

Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения.

10.02 – 14.02

5. Модуль: «Безопасность на транспорте» (всего 7 часов, 1 час в неделю)

22

Правила дорожного движения.

25.02 – 28.02

23

 Безопасность пешехода.

03.03 – 07.03

24

ТБ и ПП на уроках ОБЗР. Безопасность пассажира.

11.03 – 14.03

25

Безопасность водителя.

17.03 – 21.03

26

Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях.

24.03 – 28.03

27

Безопасность пассажиров на различных видах транспорта.

31.03 – 04.04

28

ТБ и ПП на уроках ОБЗР. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте.

14.04 — 18.04

6. Модуль: «Безопасность в общественных местах» (всего 6 часов, 1 час в неделю)

29

Основные опасности в общественных местах.

21.04 — 25.04

30

Правила безопасного поведения при посещении массовых мероприятий.

28.04 — 30.04

31

Пожарная безопасность в общественных местах.

05.05 — 08.05

32

Пожарная безопасность в общественных местах.

12.05 – 16.05

33

Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.

19.05 – 23.05

34

Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.

26.05 – 30.05



Предварительный просмотр:

Урок 1. Роль безопасности в жизни человека, общества, государства.

  1. Нормативно-правовая база    Российской Федерации       в области обеспечения          безопасности личности, общества, государства

Для безопасности российских граждан, сохранения их жизни и здоровья необходима правовая защита.  Государство создало нормативно-правовую базу для обеспечения безопасности населения и формирования у  него  культуры безопасности. В перечисленных ниже  основных  документах  изложены права  и  обязанности  граждан  в  области  безопасности  жизнедеятельности.

Военная  доктрина  (утверждена  Президентом  Российской  Федерации  в  2014  г.)

Военная  доктрина  Российской  Федерации  представляет собой  систему  официально  принятых  в  государстве  взглядов  на  подготовку  к  вооружённой  защите  и  вооружённую защиту  Российской  Федерации.

В  Военной  доктрине  на  основе  анализа  военных  опасностей  и  военных  угроз  Российской  Федерации  и  интересам  её  союзников  сформулированы  основные  положения военной  политики  и  военно-экономического  обеспечения обороны  государства.

Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (принят в  1994  г.)

Регулирует  гражданско-правовые  отношения.  Гражданский  кодекс  имеет  приоритет  перед  другими  федеральными законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами  в  сфере  гражданского  права.

Стратегия  национальной  безопасности  Российской Федерации  (утверждена  Указом  Президента  Российской Федерации  от  2  июля  2021  г.  №  400)

Стратегия  является  базовым  документом  стратегическо-го  планирования,  определяющим  национальные  интересы и  стратегические  национальные  приоритеты  Российской Федерации,  цели  и  задачи  государственной  политики  в  области  обеспечения  национальной  безопасности  и  устойчивого  развития  Российской  Федерации  на  долгосрочную перспективу.

Налоговый  кодекс  Российской  Федерации  (принят  в 1998  г.)

Кодифицированный  законодательный  акт,  устанавливающий  систему  налогов  и  сборов,  отношения  с  Федеральной налоговой  службой.

Семейный  кодекс  Российской  Федерации  (принят  в 1995  г.)

Регулирует  семейные  отношения  (брак,  развод,  опекунство,  усыновление  и  пр.).

Трудовой  кодекс  Российской  Федерации  (принят  в 2001  г.)

Регламентирует  взаимоотношения  работника  и  работодателя,  защищая  их  права,  определяя  обязанности.  Особое внимание  уделяется  социальному  партнёрству  в  сфере  труда.

Уголовный  кодекс  Российской  Федерации  (принят  в 1996  г.)

Кодекс  разработан  на  основе  Конституции  России  с  целью  регулирования  вопросов,  касающихся  прав  и  свобод, общественного  порядка,  предупреждения  преступности.

Федеральный  закон  «Об  обороне»  (принят  в  1996  г.)Федеральный  закон  определяет  основы  и  организацию обороны  Российской  Федерации,  полномочия  и  функции различных  органов  государственной  власти  Российской  Федерации  в  области  обороны,  силы  и  средства,  привлекаемые  для  обороны,  ответственность  за  нарушение  законодательства  Российской  Федерации  в  области  обороны,  а  также  другие  нормы,  касающиеся  обороны.

Федеральный  закон  Российской  Федерации  «О  безопасности»  (принят  в  2010  г.)

В  законе  определены  основные  принципы  и  содержание деятельности  по  обеспечению  безопасности  государства, общественной  безопасности,  экологической  безопасности, безопасности  личности,  иных  видов  безопасности,  предусмотренных  законодательством,  полномочия  и  функции  федеральных  органов  государственной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации, органов  местного  самоуправления  в  области  безопасности, а  также  статус  Совета  безопасности.

С  извлечениями  из  Федерального  закона  «О  безопасности»  можно  познакомиться  в  «Приложениях»  к  учебнику.

Федеральный  закон  «О  безопасности  дорожного движения»  (принят  в  1995  г.)

Федеральный  закон  определяет  правовые  основы  обеспечения  безопасности  дорожного  движения  на  территории Российской  Федерации.

В  законе  записано,  что  его  задачей  является  охрана жизни,  прав  и  имущества  граждан,  «защита  интересов  общества  и  государства  путём  предупреждения  дорожно-транспортных  происшествий».

Федеральный  закон  «О  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера»  (принят  в  1994  г.)

Федеральный закон  определяет  общие  для  Российской Федерации  организационно-правовые  нормы  в  области  за-щиты  граждан  Российской  Федерации,  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  находящихся  на  территории Российской  Федерации,  всего  земельного,  водного,  воздушного  пространства  в  пределах  Российской  Федерации или  его  части,  объектов  производственного  и  социального назначения,  а  также  окружающей  среды  от  чрезвычайных ситуаций  природного  и  техногенного  характера.

В  главе  IV  Федерального  закона  определены  права  и обязанности  граждан  Российской  Федерации  в  области  за-щиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  и социальная  защита  пострадавших.

В  главе  V  определён  порядок  подготовки  населения  в области  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций.

Федеральный  закон  «О  пожарной  безопасности» (принят  в  1994  г.)

Настоящий  федеральный  закон  определяет  общие  правовые,  экономические  и  социальные  основы  обеспечения пожарной  безопасности  в  Российской  Федерации,  регулирует  в  этой  области  отношения  между  органами  государственной  власти,  органами  местного  самоуправления,  общественными  объединениями,  юридическими  лицами, должностными  лицами,  гражданами,  в  том  числе  индивидуальными  предпринимателями. Особое  внимание  в  законе  уделяется  обучению  детей  и подростков  мерам  противопожарной  безопасности.

Федеральный  закон  «О  гражданской  обороне»  (принят  в  1998  г.)

В  законе  определены  задачи,  правовые  основы  их  осуществления  и  полномочия  органов  государственной  власти Российской  Федерации,  органов  государственной  власти субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления  и  организаций  в  области  гражданской  обороны.

Определены  права  и  обязанности  граждан  в  области гражданской  обороны  (ст.  10).

Федеральный  закон  «О  радиационной  безопасности населения»  (принят  в  1996  г.)

Закон  определяет  правовые  основы  обеспечения  радиационной  безопасности  населения  в  целях  охраны  его  здоровья. Правовое  регулирование  в  области  обеспечения  радиационной  безопасности  осуществляется  настоящим  федеральным  законом  и  иными  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  а  также  законами  и  иными нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской Федерации.

Федеральный  закон  «О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения»  (принят  в  1999  г.)

Настоящий  федеральный  закон  направлен  на  обеспечение  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  как  одного  из  основных  условий  реализации  конституционных  прав  граждан  на  охрану  здоровья  и  благоприятную окружающую  среду.

Федеральный  закон  «О  наркотических  средствах  и психотропных  веществах»  (принят  в  1997  г.)

В  законе  зафиксированы  направления  государственной политики  в  области  противодействия  наркобизнесу,  обороту  психотропных  препаратов.  Закон  разработан  с  целью охраны  здоровья  личности,  общества  и  государства.

Федеральный  закон  «Об  оружии»  (принят  в  1997  г.)

Закон  регулирует  правоотношения,  возникающие  при обороте  гражданского,  служебного,  а  также  боевого  ручно-го  стрелкового  и  холодного  оружия  на  территории  Российской  Федерации,  направлен  на  защиту  жизни  и  здоровья граждан,  собственности,  обеспечение  общественной  безопасности,  охрану  природы  и  природных  ресурсов,  обеспечение  развития  связанных  с  использованием  спортивного оружия  видов  спорта,  укрепление  международного  сотрудничества  в  борьбе  с  преступностью  и  незаконным  распространением  оружия.

Федеральный закон  «О  полиции»  (принят  в  2011  г.)

В  законе  раскрывается  основное  предназначение  полиции  —  защита  жизни,  здоровья,  прав  и  свобод  граждан Российской  Федерации,  иностранных  граждан,  лиц  без гражданства,  противодействие  преступности,  охрана  общественного  порядка,  собственности,  обеспечение  общественной  безопасности.  В  законе  устанавливаются  также  основные  направления  и  принципы  деятельности  этой  важной государственной  структуры.

Федеральный  закон  «О  противодействии  терроризму»  (принят  в  2006  г.)

В законе  установлены  основные  принципы  противодействия  терроризму,  правовые  и  организационные  основы профилактики  терроризма  и  борьбы  с  ним,  минимизации  и  (или)  ликвидации  последствий  проявлений  терроризма,  а  также  правовые  и  организационные  основы  применения Вооружённых  Сил  Российской  Федерации  в  борьбе  с  терроризмом.

Также  указано,  что  федеральные  органы  исполнительной власти,  органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления  осуществляют  противодействие  терроризму  в  пределах  своих полномочий.

Федеральный  закон  «Об  экологической  экспертизе» (принят  в  1995  г.)

Закон  реализует  конституционное  право  граждан  на  проживание  в  экологически  безопасной  окружающей  среде  путём  предотвращения  негативных  воздействий  хозяйственной и  иной  деятельности  на  окружающую  среду.

Федеральный  закон  «Технический  регламент  о  требованиях  пожарной  безопасности»  (принят  в  2008  г.)

Закон принят  в  целях  защиты  жизни,  здоровья,  имущества  граждан  и  юридических  лиц,  государственного  и  муниципального  имущества  от  пожаров.  Законом  определены основные  положения  технического  регулирования  в  области пожарной  безопасности  и  установлены  общие  требования пожарной  безопасности  к  объектам  защиты  (продукции),  в том  числе  к  зданиям,  сооружениям  и  строениям,  объектам, пожарно-технической  продукции  и  продукции  общего  назначения.

  1. Конституция Российской Федерации

(Извлечения)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА 1.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Комментарий

1. На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. Россия признаёт нерушимость этих прав и свобод.

2. В статье 2 Конституции Российской Федерации впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в её взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нём прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

3. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт уполномоченного по правам человека. Обязанность государства – конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их – предусмотрена во всех главах Конституции Российской Федерации.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Комментарий

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении. Особое место в обеспечении подлинного суверенитета России занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки данной Конституции Российской Федерации.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает неделимость и единство суверенитета России.

Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России – главное выражение верховенства государственной власти.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. В соответствии с Уставом ООН данное право «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Положение о неприкосновенности территории Российской Федерации обращено, с одной стороны, внутрь страны и связано с правом народа путём референдума изменять содержание территории государства, а с другой – вовне государства и призвано подчеркнуть неприемлемость чьих-либо притязаний на территорию России и решимость защищать её в случае нападения или демографической экспансии.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Комментарий

Среди основных прав человека, которые согласно статье 17 Конституции Российской Федерации неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания статьи 2 Конституции Российской Федерации, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.

Положения части 2 статьи 20 Конституции Российской Федерации соответствуют нормам международного права, регулирующим вопросы смертной казни. Движение в пользу отмены смертной казни, усилившееся в странах Запада после Второй мировой войны, постепенно привело к включению соответствующих положений в ряд важнейших международно-правовых документов. При этом в документах, одобренных к настоящему времени ООН, подчёркивается прежде всего необходимость ограничения круга преступных деяний, караемых смертной казнью. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах говорится: «В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления» (часть 2 статьи 6). В этих актах особо подчёркнута также необходимость тщательного соблюдения процессуальных гарантий законности в отношении лиц, приговариваемых к смертной казни.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий

Международное право чётко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Конституция Российской Федерации указывает в части 2 статьи 41 на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Формами оказания медицинской помощи являются: экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определённое время не повлечёт за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

6. Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий

Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии – так называемое экологическое право. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также развивает положение Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий

Конституционную обязанность граждан сохранять окружающую среду и природу, бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как моральную и правовую. Это положение конкретизировано в рамках землепользования (Земельный кодекс Российской Федерации), водопользования (Водный кодекс Российской Федерации), пользования лесным фондом (Лесной кодекс Российской Федерации), в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и т. д.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Комментарий

Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны, охрану её суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности её территории.

Термины «долг» и «обязанность» являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т. е. подчёркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Порядок военной службы регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На военную службу призываются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.

Порядок прохождения альтернативной службы регулируется Законом Российской Федерации от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», вступившим в силу с 1 января 2004 г. Закон был принят в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

  1. Стратегия национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.

№ 400. Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

В Стратегии используются следующие основные понятия:

1) национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;

2) национальные интересы Российской Федерации – объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии;

3) стратегические национальные приоритеты Российской Федерации – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;

4) обеспечение национальной безопасности – реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности;

5) угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;

6) система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.

Национальные интересы и угрозы национальной безопасности

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации её национальными интересами на современном этапе являются защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также отмечается: «Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Федерации способствуют попытки силового давления на Россию, её союзников и партнёров, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия».

Такая ситуация привела к появлению и усилению внешних и внутренних военных опасностей для Российской Федерации.

Основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения обороны страны, военные опасности и военные угрозы определены в Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 26.12.2014 г. № Пр-2976).

Основные внешние военные опасности:

• наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО – к границам Российской Федерации, в том числе путём дальнейшего расширения блока;

• дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;

• развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;

• создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

• территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

• распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

• нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;

• применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, в нарушение Устава Организации Объединённых Наций (ООН) и других норм международного права;

• наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;

• растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;

• наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряжённости, деятельность международных вооружённых радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах;

• использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру безопасности, глобальной и региональной стабильности;

• установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;

• подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.

Основные внутренние военные опасности:

• деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;

• деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

• деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

• провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

Основные военные угрозы:

• резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

• воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;

• создание и подготовка незаконных вооружённых формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников;

• демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;

• активизация деятельности вооружённых сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Внешние и внутренние военные опасности, а также военные угрозы оказывают отрицательное влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оборона страны является составной частью национальной безопасности России. Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение её военной безопасности.

Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путём стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.



Предварительный просмотр:

Урок 2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера.

1.Классификация    чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного          характера.

Опасные  явления  и  ситуации  всегда  были  постоянными спутниками  человечества.  Ещё  в  каменном  веке  различные стихийные  бедствия  типа  наводнения  или  землетрясения нередко  приводили  к  уничтожению  стоянок  и  гибели  людей, иногда  целых  племён.

При  появлении  первых  городов  стали  внедряться  различные  изобретения  учёных  древности,  которые  заметно поднимали  производительность  труда,  развивали  производство  материальных  благ  и  способствовали  развитию  цивилизации.  Технический  прогресс  всегда  шёл  рука  об  руку  с развитием  культуры  и  науки  и  в  конечном  счёте  благоприятно  воздействовал  на  уровень  благосостояния  граждан. Одновременно  технический  прогресс  способствовал  безопасности  жизнедеятельности  человека  —  строились  дамбы, в  быт  человека  прочно  вошли  пожарный  инвентарь  и  медицинский  инструмент.

Но  примерно  с  конца  XIX  в.  технический  прогресс  породил  и  техногенные  аварии,  которые  возникали  на  крупных производственных  объектах,  железных  дорогах.  Тогда  человечеству  пришлось  учиться  борьбе  с  новыми  опасностями.

В  наше  время,  как  считают  специалисты,  вопреки  всем достижениям  науки  и  техники,  количество  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  резко  снижаться  не  будет.  Последствия  чрезвычайных  ситуаций  попрежнему  наносят  значительный  урон  экономическому потенциалу  государства  и,  к  сожалению,  способствуют  гибели  людей.  Такое  явление,  как  парниковый  эффект,  как предсказывают  учёные,  станет  причиной  таяния  ледников  и затопления  целых  территорий,  которые  в  настоящее  время плотно  заселены.

Не случайно проблемой безопасности жизнедеятельности человечества в недалёком будущем стали вплотную заниматься руководители ведущих развитых стран.

В  Федеральном  законе  «О  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера»  чрезвычайная  ситуация  характеризуется  как обстановка  на  определённой  территории,  сложившаяся в  результате  аварии,  опасного  природного  явления,  катастрофы,  распространения  заболевания,  представляющего  опасность  для  окружающих,  стихийного  или  иного бедствия,  которые  могут  повлечь  или  повлекли  за  собой человеческие  жертвы,  ущерб  здоровью  людей  или  окружающей  среде,  значительные  материальные  потери  и нарушение  условий  жизнедеятельности  людей.

Иначе  говоря,  чрезвычайная  ситуация  —  совокупность исключительных  условий  и  факторов,  которые  могут  сложиться  в  соответствующей  зоне  в  результате  чрезвычайного  события.

Чрезвычайные  ситуации  воздействуют  на  окружающую среду  и  приводят  к  травмам  и  гибели  людей,  наносят  большой  экономический  ущерб.

Источник  чрезвычайной  ситуации  —  опасное  природное  явление,  авария  или  опасное  техногенное  происшествие,  широко  распространённая  инфекционная  болезнь людей,  сельскохозяйственных  животных  и  растений,  а  также  применение  современных  средств  поражения,  в  результате  чего  происходит  или  может  возникнуть  чрезвычайная ситуация.  На  территории  Российской  Федерации  благодаря её  географическому  разнообразию  опасные  природные  явления  (землетрясения,  цунами,  наводнения,  природные  пожары,  снежные  лавины  и  др.),  которые  приводят  к  природным  чрезвычайным  ситуациям,  регистрируются  очень  часто.

Природная  чрезвычайная  ситуация  —  обстановка  на определённой  территории  или  акватории,  сложившаяся  в  результате  опасного  природного  явления,  которое может  повлечь  или  повлекло  за  собой  человеческие жертвы,  ущерб  здоровью  людей  или  окружающей  среде,  значительные  материальные  потери  и  нарушение условий  жизнедеятельности  людей.

Специалисты  различных  стран  мира  пришли  к  выводу, что  в  мире  в  последнее  время  наблюдается  тревожный  рост количества  техногенных  катастроф  —  пожаров  и  взрывов на  предприятиях  и  газопроводах,  транспортных  аварий  и катастроф,  выбросов  в  окружающую  природную  среду  аварийное  химически  опасных  веществ.

Техногенная  чрезвычайная  ситуация  —  состояние, при  котором  в  результате  возникновения  источника техногенной  чрезвычайной  ситуации  на  объекте,  определённой  территории  или  акватории  нарушаются  нормальные  условия  жизни  и  деятельности  людей,  возникает  угроза  их  жизни  и  здоровью,  наносится  ущерб имуществу  населения,  экономике  и  окружающей  природной  среде.

В  Стратегии  национальной  безопасности  Российской Федерации  (утверждена  Указом  Президента  Российской Федерации  от  2  июля  2021  г.  №  400)  отмечено,  что  возрастает  частота  опасных  природных  явлений  и  процессов, которые  становятся  источниками  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера.

Как  говорится  в  Постановлении  Правительства  Российской  Федерации  от  21  мая  2007  г.  №  304  «О  классификации  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера»,  чрезвычайные  ситуации  природного и  техногенного  характера  подразделяются  на:

- чрезвычайную ситуацию локального характера;  

- чрезвычайную ситуацию муниципального характера;  

- чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера;  

- чрезвычайную ситуацию регионального характера;  

- чрезвычайную ситуацию межрегионального характера;  

- чрезвычайную ситуацию федерального характера.

Чрезвычайная  ситуация  локального  характера  —  это  такая  чрезвычайная  ситуация,  в  результате  которой  территория,  на  которой  сложилась  чрезвычайная  ситуация  и  нарушены  условия  жизнедеятельности  людей,  не  выходит  за пределы  территории  организации  (объекта),  при  этом  количество  людей,  погибших  и  (или)  получивших  ущерб  здоровью,  составляет  не  более  10  человек  либо  размер  ущерба  окружающей  природной  среде  и  материальных  потерь составляет  не  более  240  тыс.  рублей.

Чрезвычайная  ситуация  муниципального  характера  — это  такая  чрезвычайная  ситуация,  в  результате  которой зона  чрезвычайной  ситуации  не  выходит  за  пределы  территории  одного  муниципального  образования,  при  этом  количество  людей,  погибших  и  (или)  получивших  ущерб  здоровью,  составляет  не  более  50  человек  либо  размер материального  ущерба  составляет  не  более  12  млн  рублей, а  также  данная  чрезвычайная  ситуация  не  может  быть  отнесена  к  чрезвычайной  ситуации  локального  характера.

Чрезвычайная  ситуация  межмуниципального  характера  — это  такая  чрезвычайная  ситуация,  в  результате  которой зона  чрезвычайной  ситуации  затрагивает  территорию  двух и  более  муниципальных  районов,  муниципальных  округов, городских  округов,  расположенных  на  территории  одного субъекта  Российской  Федерации,  или  внутригородских  территорий  города  федерального  значения,  при  этом  количество  людей,  погибших  и  (или)  получивших  ущерб  здоровью, составляет  не  более  50  человек  либо  размер  материального  ущерба  составляет  не  более  12  млн  рублей.

Чрезвычайная  ситуация  регионального  характера  —  это такая  чрезвычайная  ситуация,  в  результате  которой  зона чрезвычайной  ситуации  не  выходит  за  пределы  территории одного  субъекта  Российской  Федерации,  при  этом  количество  людей,  погибших  и  (или)  получивших  ущерб  здоровью, составляет  свыше  50  человек,  но  не  более  500  человек либо  размер  материального  ущерба  составляет  свыше 12  млн  рублей,  но  не  более  1,2  млрд  рублей.

Чрезвычайная  ситуация  межрегионального  характера  — это  такая  чрезвычайная  ситуация,  в  результате  которой зона  чрезвычайной  ситуации  затрагивает  территорию  двух и  более  субъектов  Российской  Федерации,  при  этом  количество  людей,  погибших  и  (или)  получивших  ущерб  здоровью,  составляет  свыше  50  человек,  но  не  более  500  человек  либо  размер  материального  ущерба  составляет  свыше 12  млн  рублей,  но  не  более  1,2  млрд  рублей.

Чрезвычайная ситуация федерального характера — это такая  чрезвычайная  ситуация,  в  результате  которой  количество  людей,  погибших  и  (или)  получивших  ущерб  здоровью,  составляет  свыше  500  человек  либо  размер  материального  ущерба  составляет  свыше  1,2  млрд  рублей.

Обеспечение  национальной  безопасности  в  области защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера,  в  области пожарной  безопасности  осуществляется  по  нескольким направлениям.  В число этих направлений входят:  

- совершенствование  и  развитие  единой  государственной системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  её  территориальных  и  функциональных  подсистем;  

- обновление  парка  технологического  оборудования  и  технологий  производства  на  потенциально  опасных  объектах  и  объектах  жизнеобеспечения  населения;

-  развитие  системы  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций,  внедрения  современных  технических средств  информирования  и  оповещения  населения;  

- проведение  профилактических  мероприятий;  

- формирование  культуры  безопасности  жизнедеятельности  населения.

2.Основные этапы развития ГО, роль ГО при ЧС и угрозах военного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Гражданская  оборона  —  система  мероприятий  по  подготовке  к  защите  и  по  защите  населения,  материальных  и культурных  ценностей  на  территории  Российской  Федерации  от  опасностей,  возникающих  при  военных  конфликтах или  вследствие  этих  конфликтов,  а  также  при  чрезвычайных ситуациях  природного  и  техногенного  характера.

Мероприятия  по  гражданской  обороне  —  организационные  и  специальные  действия,  осуществляемые  в  области  гражданской  обороны  в  соответствии  с  федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами Российской  Федерации.

Требования  в  области  гражданской  обороны  —  специальные  условия  (правила)  эксплуатации  технических  систем  управления  гражданской  обороны  и  объектов  гражданской  обороны,  использования  и  содержания  систем оповещения,  средств  индивидуальной  защиты,  другой  специальной  техники  и  имущества  гражданской  обороны,  установленные  федеральными  законами  и  иными  нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации.

Нештатные  формирования  по  обеспечению  выполнения  мероприятий  по  гражданской  обороне  —  формирования,  создаваемые  организациями  из  числа  своих  работников  в  целях  участия  в  обеспечении  выполнения мероприятий  по  гражданской  обороне  и  проведения  не связанных  с  угрозой  жизни  и  здоровью  людей  неотложных работ  при  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.

Система  управления  гражданской  обороной  —  составная  часть  системы  государственного  управления  Российской  Федерации,  предназначенная  для  решения  задач в  области  гражданской  обороны  и  представляющая  собой совокупность  органов,  осуществляющих  управление  гражданской  обороной,  а  также  пунктов  управления  и  технических  средств,  обеспечивающих  управление  гражданской обороной.

Подготовка  населения  в  области  гражданской  обороны  —  система  мероприятий  по  обучению  населения  действиям  в  случае  угрозы  возникновения  и  возникновения опасностей  при  военных  конфликтах  или  вследствие  этих конфликтов,  а  также  при  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного  характера.

Президент  Российской  Федерации: 

- определяет  основные  направления  единой  государственной  политики  в  области  гражданской  обороны;  

- утверждает  План  гражданской  обороны  и  защиты  населения  Российской  Федерации;  

- вводит  в  действие  План  гражданской  обороны  и  защиты населения  Российской  Федерации  на  территории  Российской  Федерации  или  в  отдельных  её  местностях  в полном  объёме  или  частично;  

- утверждает  структуру,  состав  спасательных  воинских формирований  федерального  органа  исполнительной власти,  уполномоченного  на  решение  задач  в  области гражданской  обороны,  штатную  численность  военнослужащих  и  гражданского  персонала  указанных  воинских формирований  и  положение  о  спасательных  воинских формированиях  федерального  органа  исполнительной власти,  уполномоченного  на  решение  задач  в  области гражданской  обороны;  

- осуществляет  иные  полномочия  в  области  гражданской обороны  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации.

Правительство  Российской  Федерации: 

- обеспечивает  проведение  единой  государственной  политики  в  области  гражданской  обороны;  

- руководит  организацией  и  ведением  гражданской  обороны;  

- издаёт  нормативные  правовые  акты  в  области  гражданской  обороны  и  организует  разработку  проектов  федеральных  законов  в  области  гражданской  обороны;  

- определяет  порядок  отнесения  территорий  к  группам  по гражданской  обороне  в  зависимости  от  количества  проживающего  на  них  населения  и  наличия  организаций, играющих  существенную  роль  в  экономике  государства или  влияющих  на  безопасность  населения,  а  также  организаций  —  к  категориям  по  гражданской  обороне  в зависимости  от  роли  в  экономике  государства  или  влияния  на  безопасность  населения;  

- определяет  порядок  эвакуации  населения,  материальных и  культурных  ценностей  в  безопасные  районы;  

- определяет  порядок  подготовки  населения  в  области гражданской  обороны;

- определяет  порядок  создания  убежищ  и  иных  объектов гражданской  обороны,  а  также  порядок  накопления,  хранения  и  использования  в  целях  гражданской  обороны запасов  материально-технических,  продовольственных, медицинских  и  иных  средств;

- определяет  порядок  приведения  в  готовность  гражданской  обороны;  

- определяет  порядок  функционирования  сети  наблюдения и  лабораторного  контроля  гражданской  обороны  и  защиты  населения;  

- осуществляет  иные  полномочия  в  области  гражданской обороны  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и  указами  Президента  Российской  Федерации.

ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В  число  основных  задач  в  области  гражданской  обороны  входят: 

- подготовка  населения  в  области  гражданской  обороны;  

- оповещение  населения  об  опасностях,  возникающих  при военных  конфликтах  или  вследствие  этих  конфликтов, а  также  при  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного  характера;  

- эвакуация  населения,  материальных  и  культурных  ценностей  в  безопасные  районы;  

- предоставление  населению  средств  индивидуальной  и коллективной  защиты;

-  проведение  мероприятий  по  световой  маскировке  и  другим  видам  маскировки;

-  проведение  аварийно-спасательных  и  других  неотложных работ  в  случае  возникновения  опасностей  для  населения при  военных  конфликтах  или  вследствие  этих  конфликтов,  а  также  при  чрезвычайных  ситуациях  природного  и техногенного  характера;  

- первоочередное  жизнеобеспечение  населения,  пострадавшего  при  военных  конфликтах  или  вследствие  этих конфликтов,  а  также  при  чрезвычайных  ситуациях  при-родного  и  техногенного  характера;  

- борьба  с  пожарами,  возникшими  при  военных  конфликтах  или  вследствие  этих  конфликтов;  

- обнаружение  и  обозначение  районов,  подвергшихся  радиоактивному,  химическому,  биологическому  или  иному заражению;  

- санитарная  обработка  населения,  обеззараживание  зданий  и  сооружений,  специальная  обработка  техники  и территорий;  

- восстановление  и  поддержание  порядка  в  районах,  пострадавших  при  военных  конфликтах  или  вследствие этих  конфликтов,  а  также  при  чрезвычайных  ситуациях природного  и  техногенного  характера;  

- срочное  восстановление  функционирования  необходимых коммунальных  служб  в  военное  время;  

- срочное  захоронение  трупов  в  военное  время;  

- обеспечение  устойчивости  функционирования  организаций,  необходимых  для  выживания  населения  при  военных  конфликтах  или  вследствие  этих  конфликтов,  а также  при  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техно-генного  характера;  обеспечение  постоянной  готовности  сил  и  средств  гражданской  обороны.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Подготовка  государства  к  ведению  гражданской обороны  осуществляется  заблаговременно  в  мирное  время с  учётом  развития  вооружения,  военной  техники  и  средств защиты  населения  от  опасностей,  возникающих  при  военных  конфликтах  или  вследствие  этих  конфликтов,  а  также при  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного характера.

Ведение  гражданской  обороны  на  территории  Российской  Федерации  или  в  отдельных  её  местностях  начинается  с  момента  введения  в  действие  Президентом  Российской  Федерации  Плана  гражданской  обороны  и  защиты населения  Российской  Федерации.

Обеспечение  координации  деятельности  органов управления  гражданской  обороной,  управления  силами  и средствами  гражданской  обороны,  организации  информационного  взаимодействия  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления и  организаций  при  решении  задач  в  области  гражданской обороны,  а  также  при  осуществлении  мер  информационной поддержки  принятия  решений  в  области  гражданской  обороны  осуществляют: 

- на  федеральном  уровне  —  орган  повседневного  управления  (Национальный  центр  управления  в  кризисных ситуациях),  находящийся  в  ведении  федерального  органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на  решение  задач  в  области  гражданской  обороны;  

- на  региональном  уровне  —  центры  управления  в  кризисных  ситуациях  территориальных  органов,  подведомственных  федеральному  органу  исполнительной  власти, уполномоченному  на  решение  задач  в  области  гражданской  обороны.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

Граждане  Российской  Федерации  в  соответствии  с  федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми актами  Российской  Федерации:  

- проходят  подготовку  в  области  гражданской  обороны;  

- принимают  участие  в  проведении  других  мероприятий по  гражданской  обороне;

- оказывают  содействие  органам  государственной  власти и  организациям  в  решении  задач  в  области  гражданской обороны.

СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

В  состав  Сил  гражданской  обороны  входят:  

- спасательные  воинские  формирования  федерального  органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на  решение  задач  в  области  гражданской  обороны;

- подразделения  Государственной  противопожарной службы;  

- аварийно-спасательные  формирования  и  спасательные службы;  

- нештатные  формирования  по  обеспечению  выполнения мероприятий  по  гражданской  обороне;  

- создаваемые  на  военное  время  в  целях  решения  задач в  области  гражданской  обороны  специальные  формирования.

На  вооружении  спасательных  воинских  формирований федерального  органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на  решение  задач  в  области  гражданской  обороны, находится  специальная  техника,  а  также  боевое  ручное стрелковое  и  холодное  оружие.

Для  решения  задач  в  области  гражданской  обороны  воинские  части  и  подразделения  Вооружённых  Сил  Российской  Федерации,  других  войск  и  воинских  формирований привлекаются  в  порядке,  определённом  Президентом  Российской  Федерации.

Аварийно-спасательные  службы  и  аварийно-спасательные  формирования  привлекаются  для  решения  задач  в  области  гражданской  обороны  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации.

Запомните!  Неисполнение  должностными  лицами  и гражданами  Российской  Федерации  обязанностей  в  области  гражданской  обороны  влечёт  ответственность  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации.

Это интересно.

Гражданская  оборона  в  СССР

4  октября  1932  г.  Советом  народных  комиссаров  —  Правительством  страны  было  принято  «Положение  о  противовоздушной  обороне  СССР».  Эта  дата считается  днём  рождения  Гражданской  обороны,  так как  именно  те  функции,  которые  выполняла  МПВО страны,  в  дальнейшем  продолжала  совершенствовать и  развивать  Гражданская  оборона  СССР.

Поскольку  МПВО  являлась  составной  частью  всей системы  противовоздушной  обороны  страны,  общее  руководство  МПВО  в  стране  осуществлялось Наркоматом  по  военным  и  морским  делам.  Помимо  Воинских  частей  МПВО,  подчиняющихся  командованию  военных  округов,  организовывались  добровольные  формирования  МПВО.  В  городских районах  это  были  участковые  команды,  на  пред-приятиях  —  объектовые  команды,  при  домоуправлениях  —  группы  самозащиты.

Постановлением  СНК  СССР  от  7  октября  1940  г. руководство  МПВО  было  передано  Наркомату  внутренних  дел  СССР,  в  составе  которого  было  создано  Главное  управление  МПВО.

Постановлением  СНК  СССР  от  2  июля  1941  г. введена  всеобщая  обязательная  подготовка  населения  к  противовоздушной  обороне.

15  июля  1961  г.  Постановлением  Совета  министров  СССР  МПВО  преобразована  в  Гражданскую оборону,  была  введена  должность  начальника  гражданской  обороны  и  создана  новая  общегосударственная  система:  Гражданская  оборона  СССР. Было  утверждено  Положение  о  гражданской  обороне  СССР.  Непосредственное  руководство  гражданской  обороной  в  союзных  и  автономных  республиках,  краях,  областях,  городах,  городских  и сельских  районах  осуществляется  председателями Советов  народных  депутатов,  которые  являлись  начальниками  гражданской  обороны.

В  1970-е  гг.  были  созданы  новые  виды  формирований  гражданской  обороны  повышенной  готовности:  сводные  отряды  и  команды  механизации  работ,  а  затем  и  войска  гражданской  обороны.

В 1971  г.  руководство  гражданской  обороны  возложено  на  заместителя  министра  обороны  СССР, а  сама  система  передана  в  подчинение  Министерству  обороны.

С  1987  г.  на  Гражданскую  оборону  официально были  возложены  обязанности  по  защите  населения и  объектов  народного  хозяйства  от  последствий аварий,  катастроф,  стихийных  бедствий,  проведение  спасательных  и  восстановительных  работ.

27  декабря  1990  г.  было  принято  Постановление Совета  министров  РСФСР  «Об  образовании  российского  корпуса  спасателей  на  правах  Государственного  комитета  РСФСР,  а  также  формирование единой  государственно-общественной  системы прогнозирования,  предотвращения  и  ликвидации последствий  чрезвычайных  ситуаций»

17  апреля  1991  г.  Сергей  Шойгу  был  назначен председателем  российского  корпуса  спасателей. Постановлением  Президиума  Верховного  Совета РСФСР  от  30  июля  1991  г.  российский  корпус  спасателей  был  преобразован  в  Госкомитет  РСФСР  по чрезвычайным  ситуациям,  председателем  которого 5  августа  1991  г.  был  переназначен  С. К.  Шойгу.

Гражданская  оборона  в  Российской  Федерации

19  ноября  1991  г.  Указом  Президента  РСФСР Б. Н.  Ельцина  №  221  был  создан  Государственный комитет  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных бедствий  при  Президенте  РСФСР  (ГКЧС  РСФСР), председателем  которого  был  назначен  С.  К.  Шойгу.

В  1991  г.  система  ГО  была  включена  в  состав  Государственного  комитета  Российской  Федерации  по делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий. В  мае  1993  г.  Россия  вступила  в  Международную организацию  гражданской  обороны  (МОГО).

10  января  1994  г.  Указом  Президента  Российской Федерации  №  66  «О  структуре  федеральных  орга-нов  исполнительной  власти»  ГКЧС  России  был  пре-образован  в  Министерство  Российской  Федерации по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  (МЧС  России).

Всемирный  день  гражданской  обороны  отмечается  ежегодно  1  марта.

День  гражданской  обороны  МЧС  России  отмечается  4  октября.

3.Средства индивидуальной коллективной защиты населения, вырабатывают навыки пользования фильтрующим противогазом.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Главными направлениями являются осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

—        создание и содержание фонда защитных сооружений ГО;

—        подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО;

—        прогнозирование инженерной обстановки;

—        планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

—        подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

—        подготовка и содержание дорожной сети;

—        подготовка к светомаскировке населённых пунктов и объектов экономики;

—        подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким и дорогостоящим мероприятием.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, специально предназначенное для защиты населения от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также всех других поражающих факторов. Все защитные сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме этого, для защиты людей можно использовать простейшие укрытия.

Убежища и ПРУ строятся заблаговременно.

К убежищам относятся сооружения, которые обеспечивают защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва. Они могут также стать защитой от отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств, от вредных газов в зоне обширных пожаров и т.п. В убежищах люди могут находиться длительное время, даже если убежище будет завалено.

Наиболее распространены встроенные убежища, под которые используют подвальные и полуподвальные этажи производственных, общественных и жилых зданий. Встречаются также убежища, которые строятся в виде отдельно стоящих сооружений. Такие убежища частично или полностью заглублены и обсыпаны сверху и с боков грунтом. Под них могут быть приспособлены различные подземные переходы, галереи, горные выработки и метрополитены.

Убежища располагаются, как правило, там, где имеется большое скопление людей, для укрытия которых они предназначены,

Состоит убежище из основного помещения, где размещаются люди, а также из вспомогательных помещений — входов, фильтровентиляционной камеры, санузла, помещения для отопительных устройств и артезианской скважины. В больших убежищах выделяются помещения под склады для продуктов питания и медицинскую комнату.

Для того чтобы избежать загрязнения помещения убежища радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами, они хорошо герметизируются. Обычно в убежище не менее двух входов, которые расположены в противоположных сторонах. Кроме того, убежище должно иметь и аварийный выход.

Входы в убежище оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров), отделённых от основного помещения и перегороженных между собой герметическими дверями.

Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на не заваливаемую территорию через вертикальную шахту. Аварийный выход закрывается защитно-герметическими ставнями, дверями или другими открывающимися устройствами для отсекания ударной волны.

В фильтровентиляционной камере размещается фильтровентиляционный агрегат, который обеспечивает вентиляцию помещений убежища и очищает наружный воздух от радиационных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Фильтровентиляционная система может работать в двух режимах: чистой вентиляции и фильтровентиляции.

В убежище должны быть документы, которые определяют характеристику и правила его содержания, паспорт, план, табель оснащения убежища, схема внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состояния убежища и другие документы.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) — это самые надёжные защитные убежища от ядерных боеприпасов и выпадения радиоактивных веществ. С течением времени уровни радиации на местности постепенно снижаются и доходят до безопасных для человека уровней. Так, уровень радиации после наземного взрыва через 2 часа уменьшается почти вдвое, через 3 часа — вчетверо, через 7 часов в десять раз, через 2 суток — в сто раз и т.д. В этот период, пока проходит снижение уровня радиации, люди должны быть укрыты в соответствующих убежищах.

ПРУ хорошо защищают людей от радиоактивного заражения. Такие укрытия устраиваются в подвальных этажах зданий и сооружений. Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7—12 раз, в каменных зданиях — в 200—600 раз, а средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей — в 500—1000 раз.

В сельской местности под ПРУ могут быть использованы погреба, которые находятся в личном пользовании жителей, а также овощехранилища.

Оборудование под ПРУ подвалов и внутренних помещений в домах сводится к выполнению двух видов работ: повышению защитных свойств помещений и устройству в них вентиляции. Чтобы повысить защитные свойства помещений, в них заделываются оконные и лишние дверные проёмы — они закладываются мешками с песком, кирпичом, забиваются досками. Заделываются все отверстия в стенах и потолках, места вводов отопительных и водопроводных труб проконопачиваются. На перекрытия насыпают грунт толщиной 60—70 см, сами перекрытия предварительно усиливаются дополнительными столбами или стойками.

Иногда возникает необходимость возвести отдельно стоящее быстровозводимые противорадиационные укрытия. Для их строительства можно использовать промышленные (сборные железобетонные элементы, кирпич, арматуру, трубы, прокат и др.) или местные (лесоматериалы, камень, саман, хворост, камыш и т.п.) строительные материалы. В зимнее время можно использовать промёрзший грунт, лёд или снег. Отдельно стоящие ПРУ являются заглубленными сооружениями. Для их строительства роют котлован, где устанавливают остов убежища. После его сборки и соединения всех элементов между собой щели в стенах и перекрытиях тщательно заделываются. Промежутки между остовом и котлованом засыпаются грунтом, который трамбуется через 20—30 см слоя, а затем насыпается грунт в том месте, где перекрытия соприкасаются с землёй по всему периметру укрытия. Над перекрытием устраивается гидроизоляция с использованием рубероида, толя, полиэтиленовой плёнки или укладывается слой глины толщиной 10 см, которая предварительно увлажняется и перемешивается до состояния густого теста; слой её должен быть выпуклым, чтобы могла стекать вода. На гидроизолированные перекрытия насыпается слой грунта в 60—70 см. Главное при устройстве ПРУ — это оборудование входа в него. Он устраивается под углом 90° по отношению к основному помещению укрытия; делается он в виде герметичного тамбура.

Внутреннее оборудование противорадиационного укрытия аналогично оборудованию помещений убежищ, предназначенных для размещения людей.

Самыми простыми и доступными укрытиями являются щели — открытые и перекрытые.

В Великую Отечественную войну щели сыграли большую роль в укрытии населения, при применении обычных средств поражения. С применением оружия массового поражения их роль возрастает. Если щели перекрыты, то защита от светового излучения будет полная, от ударной волны увеличивается в 2,5—3 раза, а от проникающей радиации при необходимой толщине перекрытия в 200—300 раз. Однако необходимо помнить, что щели, даже перекрытые, не защищают от отравляющих веществ и бактериальных средств. В этом случае надо использовать противогаз и средства защиты кожи.

Щели можно возводить на территории промышленного (сельскохозяйственного) объекта и в жилых районах. Их необходимо располагать вне зоны возможных завалов.

Время пребывания населения в защитных сооружениях определяют штабы гражданской обороны объектов. Они устанавливают порядок действий и правила поведения населения при выходе из убежищ и укрытий. Эти порядок действия и правила поведения передаются в защитные сооружения по доступным средствам связи.

Кроме различных убежищ, в случае какой-либо чрезвычайной ситуации существуют ещё и такие средства защиты, как рассредоточение и эвакуация.

Рассредоточение — это организованный вывоз и выход населения из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих промышленных объектов. Они периодически в соответствии с производственными циклами предприятия (объекта) возвращаются в город для работы, после чего вновь возвращаются в загородную зону.

Эвакуация — вывоз и вывод из городов в загородную зону остального населения. В отличие от рассредоточения эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого распоряжения.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населения городов, а следовательно, и потери его могут быть во много раз меньше.

Использование средств индивидуальной защиты не исключается ни одним мероприятием гражданской обороны, которые проводятся в целях защиты населения от оружия массового поражения. Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и средств защиты кожи человека.

Средства индивидуальной защиты подразделяются на фильтрующие и изолирующие. Принцип фильтрации заключается в том, что воздух, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма человека, при прохождении через средства защиты очищается от вредных примесей.

Средства защиты второго типа полностью изолируют организм человека от окружающей среды.

К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы (фильтрующие и изолирующие) и респираторы, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки, которые могут быть изготовлены самими людьми).

Средства защиты кожи человека могут быть специальные и простейшие (подручные). Специальными, средствами защиты кожи оснащаются в первую очередь невоенизированные формирования гражданской обороны, которые работают в очагах поражения. Подручные средства могут быть применены гражданским населением.

Средства защиты органов дыхания и простейшие средства защити кожи, при необходимости, должны быть постоянно у каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....