Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму
методическая разработка по обж (9 класс)

Краснов Александр Николаевич

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму

Предмет: ОБЗР
Класс:  9                                                                                               Дата:
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с общественно-государственной системой противодействия экстремизму и терроризму.

УУД:
- Раскрывают основы общественно-государственной системы, роль личности

в противодействии экстремизму и терроризму.

Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.

План-конспект

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся

Подготовка к уроку

Проверка домашнего задания

Учитель опрашивает учеников. Оценивает.

Отвечают.

Мотивационный этап

1.Учитель раздает ученикам рабочие листы.

Посмотрите на задание 1. Как вы думаете, что является главным условием победы над террором?

"Мы имеем дело не с отдельными акциями

устрашения, не с обособленными вылазками

террористов, а с прямой интервенцией

международного террора против России.

_______________ страны - это главное условие победы

над террором, и без такого единства достичь этой цели невозможно."

В.В. Путин

Высказывание Президента РФ подчеркивает, что терроризм — это не разрозненные преступления, а системная угроза национальной безопасности, требующая консолидации всех сил общества и государства. Именно поэтому изучение данной темы в школе исключительно актуально.

1. Понимание масштаба угрозы

Урок помогает осознать:

Терроризм сегодня — это сетевая структура с международной поддержкой (финансы, оружие, пропаганда).

Примеры: атаки ИГИЛ* в Европе, вербовка граждан РФ в запрещённые группировки.

Без знаний о реальных рисках невозможно выработать иммунитет к манипуляциям террористической пропаганды.

2. Роль единства общества и государства

Гражданская бдительность: 80% терактов предотвращается благодаря сообщениям от населения.

Солидарность: межнациональные и межрелигиозные конфликты — почва для вербовки.

Пример: после теракта в Крокус Сити Холле (2024) волонтёры и медики спасли десятки жизней благодаря слаженным действиям.

3. Практические навыки безопасности

На уроке ученики узнают:

Как распознать вербовку в соцсетях.

Как вести себя при угрозе теракта.

Почему нельзя распространять фейки о ЧП (это усиливает панику).

4. Правовая основа борьбы

Законодательство РФ (ст. 205 УК «Террористический акт»).

Работа Национального антитеррористического комитета (НАК).

Почему даже «невинные» репосты экстремистских материалов — преступление.

5. Исторический контекст

Успехи России в борьбе с терроризмом (ликвидация бандформирований на Кавказе).

Ошибки, приведшие к трагедиям (Беслан, «Норд-Ост»), и как их избежать сегодня.

Почему это важно для молодёжи?

Подростки — основная мишень вербовщиков (через игры, соцсети, псевдоромантику «борьбы»).

Знания спасают жизни: например, правильные действия при обнаружении подозрительного предмета.

Формируется активная гражданская позиция: безопасность зависит от каждого.

«Террористы боятся не оружия, а единства людей, которые отказываются их бояться».

  1. Выполняют задание.

"Мы имеем дело не с отдельными акциями устрашения, не с обособленными вылазками

террористов, а с прямой интервенцией международного террора против России.

Единство страны - это главное условие победы над террором, и без такого единства достичь этой цели невозможно." В.В. Путин

Тема урока: основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму.

Слушают учителя и выражают свое мнение.

Изучение новой темы

Учитель

Ученики

2. 

Выполните задание 2.  Прочитайте определение и запишите понятие.

 1. Устранение коренных причин  

Терроризм не возникает на пустом месте. Его питательной средой становятся социальное неравенство, экономическая отсталость, политическая нестабильность и межнациональные конфликты. Государство ведет постоянный мониторинг этих факторов, реализуя программы по:  

- Созданию рабочих мест в депрессивных регионах;  

- Поддержке межконфессионального диалога;  

- Улучшению уровня образования и медицины.  

Пример: В Северо-Кавказском федеральном округе комплекс мер по развитию инфраструктуры и молодежной политике снизил уровень радикализации в 2,5 раза за 10 лет.  

 2. Профилактическая работа спецслужб  

Сотрудники ФСБ, МВД и Национального антитеррористического комитета (НАК):  

- Анализируют деятельность подозрительных групп;  

- Внедряют оперативные источники в радикальные сообщества;  

- Проводят превентивные задержания до совершения преступлений.  

Важно: Граждане могут анонимно сообщать о подозрительных лицах через горячую линию «112».  

 3. Неотвратимость ответственности  

В Уголовном кодексе РФ (ст. 205) предусмотрено до пожизненного заключения за терроризм. Суды учитывают:  

- Степень участия обвиняемого;  

- Наличие жертв;   Связи с международными террористическими организациями.  

Статистика: В 2023 году осуждено свыше 200 лиц за экстремизм и терроризм.  

 4. Постоянная боеготовность  

Подразделения «Альфа», «Вымпел» и Росгвардии:  

- Проводят ежедневные тренировки по освобождению заложников;  - Отрабатывают сценарии терактов в метро, аэропортах, школах;   - Используют робототехнику для обезвреживания взрывных устройств.  

 5. Защита уязвимых объектов  

Критическая инфраструктура охраняется по стандартам Постановления Правительства № 515:  

- Многоуровневый контроль доступа;  - Установка рамок металлодетекторов; - Патрулирование с кинологическими службами.  Особое внимание: Вокзалы, ТЦ, школы и больницы.  

 6. Контрпропагандистская деятельность  

Террористы активно используют соцсети для вербовки. Противодействие включает:  

- Блокировку экстремистского контента (ежегодно удаляется 50+ тыс. материалов);  

- Продвижение альтернативных narratives через СМИ и блогеров;  

- Программы реабилитации бывших сторонников радикальных группировок.  

 7. Правовое просвещение  

Совместно с  МВД разрабатывает:  - Школьные уроки по кибербезопасности;  - Лекции о методах вербовки (например, «романтизация» джихада через игры);  

- Памятки для родителей по ранним признакам радикализации подростков.  

 8. Централизованное управление  

НАК координирует:  

- Разведку (СВР, ФСБ);  - Силовые операции (Минобороны);  

- Гуманитарные аспекты (Минюст, МИД).  Современные технологии: Использование ИИ для прогнозирования атак.  

 9. Региональная безопасность  

В каждом субъекте РФ действуют антитеррористические комиссии, которые:  - Адаптируют федеральные программы к местным условиям;  - Контролируют миграционные потоки;  

- Организуют учения для местных силовиков.  Выполните задание 2 в рабочем листе. Соедините основные направления борьбы с терроризмом с их описанием.

3.

Каждый человек играет важную роль в борьбе с террористическими угрозами. Основой защиты

является твердая личная позиция, которая выражается в категорическом неприятии идеологии

насилия и готовности противостоять ей. Крайне важно развивать в себе бдительность - умение

замечать подозрительные действия и своевременно сообщать о них взрослым или в правоохранительные органы. Ответственная гражданская позиция не только защищает самого

человека, но и создает серьезные препятствия для деятельности террористических организаций.

Когда большинство граждан проявляет сознательность и ответственность, террористам становится значительно сложнее вербовать новых сторонников и распространять свои идеи. Игнорирование

потенциальных угроз повышает риски: человек может не только стать жертвой теракта, но и невольно оказаться вовлеченным в преступную деятельность. Для обеспечения безопасности недостаточно правильного настроя - необходимо также обладать конкретными знаниями о действиях в опасных

ситуациях. Особую важность имеет умение распознавать признаки вербовки, к которым относятся попытки внушить ненависть к определенным группам людей или склонить к участию в незаконных акциях. Не менее значимо знание признаков подготовки теракта: необычное поведение людей, подозрительные предметы, повышенная активность в общественных местах. В критической ситуации важно помнить правила поведения: сохранять спокойствие, следовать указаниям властей и немедленно сообщать о подозрениях в спецслужбы. Ответственность и информированность каждого

гражданина укрепляют безопасность всего общества.

Ответьте на вопросы:

Вопросы:

1.Какое качество помогает своевременно

выявлять террористические угрозы?

2.Чем опасно игнорирование

потенциальных террористических угроз?

3.Что относится к признакам вербовки в

террористические организации.

4. 

Терроризм — это сложное и многогранное явление, которое принимает различные формы и методы. Каждая из этих форм имеет свои особенности, цели и последствия. Рассмотрим подробнее основные формы терроризма.

1. Вооружённое нападение

Вооружённые нападения представляют собой одну из самых заметных и жестоких форм терроризма. Они могут включать как огневые налёты, так и нападения с использованием холодного оружия. Такие атаки часто осуществляются против мирного населения в общественных местах — на улицах, в парках, на мероприятиях. Нападения могут проводиться как группами террористов, так и одиночками, что делает их трудными для предсказания и предотвращения.

Цель таких атак заключается в создании массовых жертв и психологическом воздействии на общество. Они вызывают страх и панику среди граждан, подрывают доверие к власти и создают атмосферу нестабильности.

2. Подрывы взрывных устройств

Подрывы взрывных устройств — это ещё одна распространённая форма терроризма, которая осуществляется в местах массового скопления людей, таких как общественный транспорт или торговые центры. Взрывные устройства могут быть замаскированы или использоваться в виде поясных бомб смертников.

Эти атаки характеризуются высокой разрушительной силой и способны вызывать массовые жертвы. Они не только наносят физический ущерб, но и оставляют глубокие психологические травмы у выживших.

3. Захват заложников

Захват заложников представляет собой насильственное удержание граждан с выдвижением требований к властям или другим организациям. Такие инциденты часто происходят в учреждениях образования или культурных объектах, где террористы могут легко найти большое количество людей.

Захват заложников сопровождается угрозами убийства, что создает напряжённую атмосферу как для заложников, так и для их близких. Цель таких действий — привлечение внимания к определённым проблемам и оказание давления на власти для выполнения требований террористов.

4. Сетевой терроризм

Сетевой терроризм использует информационные технологии для осуществления террористической деятельности. Это может включать кибератаки на критическую инфраструктуру — энергосистемы, транспортные сети и другие важные объекты.

5. Рассказ учителя.

Контртеррористическая операция: как это работает и почему это важно

Представьте обычный будний день: люди спешат на работу, дети идут в школу, в кафе подают свежий кофе. Но в этот момент где-то в оперативном центре раздаётся тревожный сигнал — зафиксирована угроза теракта. В этот момент запускается сложный механизм, от которого зависят сотни жизней — контртеррористическая операция (КТО).

Что такое КТО?

Это специальный режим, который вводится для ликвидации террористической угрозы. Его главная цель — не просто задержать преступников, а спасти как можно больше людей с минимальными потерями.

Пример из реальности:
В 2004 году в Беслане боевики захватили школу. Тогда операция по освобождению заложников показала, насколько важно чёткое управление, подготовка спецназа и помощь местных жителей.

Как объявляют КТО?

Решение принимают:

  1. Президент России — если угроза затрагивает безопасность всей страны.
  2. Директор ФСБ — в случае локальной, но серьёзной угрозы.
  3. Глава региона — если террористы действуют на ограниченной территории.

Как только режим КТО введён, спецслужбы получают особые полномочия:

  • Блокировать районы — чтобы преступники не могли скрыться.
  • Проверять документы — для выявления сообщников.
  • Ограничивать связь — чтобы террористы не координировали действия.

Кто участвует в операции?

  1. Спецназ ("Альфа", "Вымпел") — проникают в здание, обезвреживают боевиков.
  2. Снайперы и сапёры — обеспечивают прикрытие и разминирование.
  3. Медики и психологи — помогают заложникам после освобождения.
  4. Местные власти — организуют эвакуацию и информируют население.

Важно: Во время КТО обычные полицейские не входят в здание — этим занимаются только подготовленные бойцы.

Главные цели КТО

1.Спасти заложников

  • Любой ценой минимизировать жертвы.
  • Использовать переговоры, если это возможно.

2.Уничтожить или задержать террористов

  • Не дать им уйти или взорвать себя.

3.Не допустить паники

  • Чётко информировать людей через СМИ и экстренные оповещения.

4.Восстановить порядок

  • После операции — помочь пострадавшим, найти всех причастных.

Почему это касается каждого?

Во время КТО действия обычных людей могут спасти жизни:
✅ 
Не мешать спецназу — не снимать на телефон, не создавать шум.
✅ 
Слушать инструкции — если объявлена эвакуация, уходить быстро, но без паники.
✅ 
Не распространять слухи — ложная информация мешает работе спецслужб.

Запомните:
Террористы хотят, чтобы люди боялись. Но когда государство действует чётко, а граждане помогают, а не паникуют — их планы рушатся.

Как научиться правильно реагировать?

  1. Знать план эвакуации в своём городе (например, где ближайшие укрытия).
  2. Не игнорировать тренировки — даже школьные "антитеррористические учения" могут спасти жизнь.
  3. Сообщать о подозрительных вещах — чем раньше спецслужбы узнают об угрозе, тем быстрее её устранят.

Итог:
Контртеррористическая операция — это не сцена из боевика, а 
слаженная работа профессионалов и граждан. Когда все понимают свои роли — шансы террористов на успех становятся нулевыми.

2 .Слушают учителя.

Выполняют задание 2 в рабочем листе.

Основные направления борьбы с терроризмом

1. Устранение коренных причин

Государство анализирует и ликвидирует социальные, экономические и политические факторы, способствующие возникновению террористических угроз.

2. Профилактическая работа спецслужб

Правоохранительные органы систематически выявляют и пресекают террористические угрозы, активно сотрудничая при этом с гражданским обществом.

3. Неотвратимость ответственности

Все лица, причастные к террористической деятельности, обязательно привлекаются к судебной ответственности в соответствии с законом.

4. Постоянная боеготовность

Специальные подразделения поддерживают круглосуточную готовность к оперативному реагированию на террористические угрозы и ликвидации их последствий.

5. Защита уязвимых объектов

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности стратегически важных объектов

инфраструктуры и мест массового скопления людей.

6. Контрпропагандистская деятельность

Ведётся активная работа по разоблачению террористической идеологии и предотвращению вербовки новых сторонников.

7. Правовое просвещение

Населению разъясняют методы, которые используют террористы для вовлечения людей в преступную деятельность.

8. Централизованное управление

Национальный антитеррористический комитет координирует работу всех ведомств и служб,

задействованных в борьбе с терроризмом.

9. Региональная безопасность

В каждом субъекте Федерации созданы местные антитеррористические комиссии, отвечающие за безопасность на местах.

10. Гражданская позиция

Активное участие населения в профилактике терроризма значительно повышает эффективность мер безопасности.

3.Выполняют задание 3.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Вопросы и ответы:

Какое качество помогает своевременно выявлять террористические угрозы?

Ответ: Бдительность - умение замечать подозрительные действия.

Чем опасно игнорирование потенциальных террористических угроз?

Ответ: Это повышает риск стать жертвой теракта или невольно оказаться вовлеченным в преступную деятельность.

Что относится к признакам вербовки в террористические организации?

Ответ: Попытки внушить ненависть к определенным группам или склонить к участию в незаконных акциях.

4.Выполняют задание 4 в рабочем листе.

Слушают учителя.

Записывают описание форм террористической деятельности.

5.Слушают учителя.

Закрепление изученного

Решите ситуационную задачу "Подозрительная находка". Задание 4  в рабочем листе.

Ситуация: Ты с друзьями пришёл в торговый центр на выходных. Возле кинотеатра ты заметил оставленную без присмотра объёмную сумку чёрного цвета. Из сумки слегка торчат какие-то провода. Рядом нет людей, которые могли бы её оставить. Прошло уже около 15 минут, а хозяин так и не появился.

Вопросы для обсуждения:

Какие признаки потенциальной опасности тывидишь в этой ситуации?

Как следует поступить в данном случае?

Выбери правильные действия:

1.Подойти и проверить, что внутри сумки

2.Сообщить о находке охране торгового центра

3.Отойти на безопасное расстояние и

предупредить окружающих

4.Позвонить по номеру 112 и описать ситуацию

Почему нельзя самостоятельно проверять

подозрительные предметы?

Решение ситуационной задачи "Подозрительная находка"

Правильный алгоритм действий:

1. Не приближаться и не трогать сумку

- Оставаться на безопасном расстоянии (не менее 50-100 метров)

- Запретить друзьям и другим людям подходить к подозрительному предмету

2. Немедленно сообщить охране или администрации

- Найти ближайшего сотрудника торгового центра или охраны

- Чётко объяснить: "Возле кинотеатра оставлена подозрительная сумка с проводами, хозяина

нет уже 15 минут"

3. Позвонить в экстренные службы

- Набрать 112 и сообщить:

- Точное местонахождение (ТЦ "Глобус", 3 этаж, зона кинотеатра)

- Описание сумки (чёрная, объёмная, видны провода)

- Время обнаружения

4. Эвакуироваться из опасной зоны

- Спокойно, без паники отойти в противоположную от сумки сторону

- Не пользоваться лифтами (только лестницами)

- Предупредить других посетителей, не создавая давку

5. Следовать указаниям спецслужб

- После эвакуации ждать инструкций полиции

- Быть готовым ответить на вопросы о том, что видел

Ошибки, которых нужно избегать:

- Пытаться открыть/передвинуть сумку

- Использовать рядом мобильный телефон (может спровоцировать взрыв)

- Распространять непроверенную информацию в соцсетях

Почему это важно:

Такие действия помогают:

1. Спасти жизни людей

2. Дать спецслужбам время обезвредить угрозу

3. Избежать паники и неконтролируемого столпотворения

Лучше десять раз перестраховаться, чем один раз проигнорировать реальную угрозу!

Рефлексия

  • На полях выполняют задание.
  • ТАБЛИЦА ДЕ БОНО
  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
  • Учащиеся проводят рефлексию с  помощью таблицы Де Боно (отмечают на полях рабочего листа).

Домашнее задание

Исследовательский блок:
Проведите мини-исследование:

Найдите в открытых источниках 1 пример успешной КТО в России за последние 10 лет

Проанализируйте:

Причины введения режима

Использованные тактики

Итоги операции

Подготовьте 3 вывода о значении таких операций для безопасности страны

Записывают домашнюю работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по противодействию религиозному экстремизму и терроризму

План мероприятий по противодействию религиозному экстремизму и терроризму...

Конспект КЧ Противодействие экстремизму и терроризму

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965753","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

УРОК по теме "Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде"

quot;Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде"...

Конспект урока ОБЖ в 10 классе Противодействие экстремизму Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Цель урока: рассмотреть основные положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму»...

Студенческая конференция на тему: «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодёжной политики»

Терроризм является одной из самых опасных проблем с которыми человечество вошло  в 21 столетие. В конференции представлены 5 тем, которые студенты подготовили самостоятельно. Каждая тема сопровож...

Основы общественногосударственной системы противодействия экстремизму и терроризм

Основы общественногосударственной системы противодействия экстремизму и терроризм...

«Основы противодействия экстремизму и терроризму»

Тема «Основы противодействия экстремизму и терроризму»Класс 101. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНАФИО разработчика (введите свои ФИО):Тюрин Михаил МихайловичМесто работы/рег...