Экологическая грамотность и разумное природопользование
план-конспект урока по обж (11 класс)

Езиев Артур Сарабиевич

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экологическая грамотность и разумное природопользование

Предмет: ОБЗР
Класс: 11 Дата:
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с экологической грамотностью и разумным природопользованием

УУД:
Образовательные
Предметные результаты:

-Характеризуют источники экологических угроз, обосновывают влияние человеческого

фактора на риски их возникновения.

-Характеризуют значение риск ориентированного подхода к обеспечению

экологической безопасности.

-Вырабатывают навыки экологической грамотности и разумного природопользования

Познавательные:
- определение темы урока;

- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.

Нажмите для перехода по ссылке: Рабочий лист

Моя группа в ВК.

План-конспект

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся

Подготовка к уроку

Проверка домашнего задания

Учитель опрашивает учеников. Оценивает.

Отвечают.

Мотивационный этап

Посмотрите на задание 1. Разгадай загадку. Подумай, о чем будет наш урок?

В наше время экологические проблемы, с которыми сталкивается наша планета, становятся всё более серьезными и требуют нашего внимания и действий.

Экологическая грамотность — это не просто способность понимать экологические процессы и проблемы. Это осознание того, как наши действия влияют на окружающую среду и как мы можем изменить своё поведение, чтобы защитить природу для будущих поколений. Мы живем в мире, где ресурсы не безграничны, и важно понимать, как разумно их использовать.

Выполняют задание 1.

Я - наука о том, как все связано в природе,

Изучаю, как живут растения, звери и воды.

Что нужно сохранять, чтобы мир зелёным был,

Я пришла к вам с важной миссией — защитить наш мир!

Что я такое?

Рассуждают.

Тема урока: Экологическая грамотность и разумное природопользование

Изучение новой темы

Учитель

Ученики

2. Давайте вспомним, что такое экологическая культура. Составьте правильно определение.

3. Общепланетарные экологические проблемы, такие как изменение климата, утрата биоразнообразия, загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов, представляют серьезную угрозу для человечества и планеты в целом.

К общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие:

загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «лёгкими» планеты и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;

деградация почвы — опустынивание, засоление, разрушение её структуры;

изменение климата — его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков;

природные катастрофы; озоновые дыры — разрушение озонового слоя планеты, который защищает живые организмы от космической радиации.

4. Разумное природопользование — это подход к использованию природных ресурсов, основанный на уважении к экосистемам, их способности к самообновлению и сохранению баланса между экономическими, экологическими и социальными аспектами. Этот принцип направлен на создание устойчивых систем, которые позволяют удовлетворять потребности современного общества, не истощая ресурсы для будущих поколений.

Принципы разумного природопользования

1. Устойчивость:

Разумное природопользование предполагает использование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить их восполнения в течение времени. Это включает контроль за количеством добываемых ресурсов и защита экосистем от чрезмерной эксплуатации.

2. Экономическая эффективность:

Экономически целесообразное использование ресурсов означает внедрение технологий, которые снижают затраты и повышают эффективность, уменьшая негативное воздействие на окружающую среду.

3. Социальная ответственность:

Важно учитывать мнение и интересы местных сообществ, которые могут быть затронуты деятельностью по использованию природных ресурсов. Это включает создание рабочих мест и поддержку местных экономик.

4. Охрана окружающей среды:

Разумное природопользование подразумевает защиту биоразнообразия и экосистем. Это может включать создание охраняемых территорий, восстановление деградированных земель и соблюдение норм экологической безопасности.

5. Образование и осведомленность:

Важным аспектом является образование и информирование общества о значении ресурсов, их устойчивого использования и экологических последствий. Повышение экологической грамотности способствует формированию ответственного поведения.

Разумное природопользование — это не просто концепция, а необходимость для устойчивого существования человечества и сохранения природы. Применение этих принципов поможет обеспечить, чтобы природные ресурсы были доступны не только для текущего поколения, но и для будущих, создавая гармонию между экономическим развитием и охраной окружающей среды. Каждое наше действие имеет значение, и разумный подход к использованию ресурсов может значительно повлиять на качество нашей жизни и будущее нашей планеты.

#1042;ыполняют задание.

Экологическая культура — это часть общечеловеческой культуры, социальных отношений, норм, взглядов и ценностей, которые относятся к системе взаимоотношения человека с природой и окружающей средой.

#1057;лушают учителя и выполняют задание 3 в рабочем листе.

Обсуждаем.

4. Ученики выполняют творческое задание.

Примерные ответы учеников.

1. Восстановительное земледелие:

Применение методов, которые сохраняют почву, минимизируют использование химических удобрений и пестицидов, что способствует поддержанию здоровья экосистем.

2. Устойчивое рыболовство:

Рыболовные практики, которые контролируют численность вылова в зависимости от состояния популяций рыб и подводных экосистем, помогают защищать океаны.

3. Возобновляемые источники энергии:

Использование солнечной, ветровой и гидроэнергии вместо ископаемых видов топлива, что снижает уровень загрязнения и играет важную роль в борьбе с изменением климата.

4. Экологически чистые технологии:

Инвестиции в новые экологически чистые технологии и практики, которые уменьшают негативное воздействие на окружающую среду — от переработки отходов до затратных процессов с меньшим углеродным следом.

5. Лесное хозяйство:

Устойчивое управление лесами, включая практики, которые способствуют восстановлению и поддержанию здоровья лесных экосистем, а также предотвращение истощения лесных ресурсов.

Заключение

Разумное природопользование — это не просто концепция, а необходимость для устойчивого существования человечества и сохранения природы. Применение этих принципов поможет обеспечить, чтобы природные ресурсы были доступны не только для текущего поколения, но и для будущих, создавая гармонию между экономическим развитием и охраной окружающей среды. Каждое наше действие имеет значение, и разумный подход к использованию ресурсов может значительно повлиять на качество нашей жизни и будущее нашей планеты.

Закрепление изученного

Прочитайте текст и запишите пропущенные слова.

Формирование ________________ ______________ — это процесс, который требует времени и усилий со стороны каждого из нас. Повышая свою осведомленность и меняя привычки, мы не только улучшаем свое качество жизни, но и вносим вклад в создание более безопасной и здоровой планеты для будущих поколений. _________________ _______________ — это основа для устойчивого будущего, в котором человек может гармонично сосуществовать с природой.

Рефлексия

  • Выполняем таблицу.
  • ТАБЛИЦА ДЕ БОНО
  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
  • Учащиеся проводят рефлексию с помощью таблицы Де Боно (отмечают на полях рабочего листа).

Домашнее задание

Выполните задание 6 в рабочем листе.

Исправьте утверждения на правильные.

Записывают домашнюю работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкети...

раб. прогр. Экологическая грамотность

раб. прогр. Экологическая грамотность...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

«Моя экологическая грамотность»

Примерная программа внеурочной деятельности по экологическому  образованию  составлена в соответствии с требованиями к результатами  освоения основной образовательной программы основног...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

ОБЗР, Экологическая грамотность и разумное природопользование, 11 класс

ОБЗР, Экологическая грамотность и разумное природопользование, 11 класс, презентация...

Экологическая грамотность и рациональное природопользование

Экологическая грамотность и рациональное природопользование...