Урок по теме "Право собственности"
методическая разработка (право, 9 класс) по теме

Зотова Анна Валерьевна

Цели урока:

Продолжить формирование   правовой культуры  учащихся.

Привить уважение к  правам  человека и гражданина.

Краткое описание идеи

Собственность как экономическая категория появилась вместе с человеческим обществом.

В условиях  современной  рыночной экономики право собственности, частная  собственность – главный её  двигатель. Сегодня  трудно представить себе, как может  человек  жить  без собственности.

Немецкий  философ Гегель писал, что «собственность человека является  предпосылкой его свободы, она  дана  природой».

Основная идея урока    Познакомить учащихся с  понятием собственность, усвоить  значение роли собственности в жизни гражданина  РФ, государства в целом. Урок изучения нового материала с использованием  интерактивных методов обучения.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochka_1.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_1a.doc43.5 КБ
Файл primernaya_shema_uroka.docx12.77 КБ
Файл urok_pravo_na_sobstvennost.docx29.36 КБ
Файл pravo_na_sobstvennost.pptx388.36 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1

Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Ютопсом?

• О каких формах собственности идет речь в ситуации?

• Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? Может ли гражданин сам защищать свою собственность?

...Господин Клопе встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

— Наверно, в капкан попался? — спросил наконец он.

— Так точно, господин Клопе. Жрал малину и попался в капкан.

— Так, так, — промычал Клопе. — Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

— И не жрал вовсе, а ел, — поправил его Незнайка.

— Ох ты, какой обидчивый! — усмехнулся господин Клопе. — Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

— Ну зачем... Захотел кушать.

— Ах, бедненький! — с притворным сочувствием воскликнул Клопе. — Захотел ку шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

— Почему не моя? — ответил Незнайка. — Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

— Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! — закричал он. — Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

— Какая такая частная собственность?

— Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? — спросил подозри тельно Клопе.

— Почему не признаю? — смутился Незнайка. — Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

— Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! — разорялся Клопе, размахивая ру ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Карточка 2

Прочитайте отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему был возмущен Филипп Филиппович?

• В каких случаях можно лишить человека его собственности?

• Как связано право собственности с другими правами человека?

...Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после об щего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...

— Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович, — потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

— Вопрос стоял об уплотнении.

— Довольно! Я понял! Вам известно, что постановлением от 12 сего августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?

— Известно, — ответил Швондер, — но общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совер шенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.

— Я один живу и работаю в семи комнатах, — ответил Филипп Филиппович, — и же лал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку. Четверо онемели.

— Восьмую! Э-хе-хе, — проговорил блондин, лишенный головного убора, — однако это здорово.

— Это неописуемо! — воскликнул юноша, оказавшийся женщиной.

— У меня приемная — заметьте — она же библиотека, столовая, мой кабинет — 3. Смотровая — 4. Операционная — 5. Моя спальня — 6 и комната прислуги — 7. В общем, не хватает... Да, впрочем, это не важно. Моя квартира свободна, и разговору конец. Мо гу я идти обедать?

— Извиняюсь, — сказал четвертый, похожий на крепкого жука.

— Извиняюсь, — перебил его Швондер, — вот именно по поводу столовой и смотро вой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке тру довой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

— Даже у Айседоры Дункан, — звонко крикнула женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно поба гровело, и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.

— И от смотровой также, — продолжал Швондер, — смотровую прекрасно можно со единить с кабинетом.

— Угу, — молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, — а где же я дол жен принимать пищу?

— В спальне, — хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.

— В спальне принимать пищу, — заговорил он слегка придушенным голосом, — в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в сто ловой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Ноя не Айседора Дун кан!.. — вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой. — Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской!

Карточка 3

Прочитайте отрывок из интервью с С.П. Капицей «Интернет изменит контуры права на интел лектуальную собственность», опубликованного в журнале «Эксперт» (№ 28. 2000), и ответьте на вопросы:

• Согласны ли вы с академиком С.П. Капицей?

• Должны ли авторы научных открытий, литературных и музыкальных произведений, ком пьютерных программ получать гонорар с каждой копии своих творений?

• Не следует ли отказаться от защиты интеллектуальной собственности, поскольку дости жения науки и искусства принадлежат всему человечеству?

• Согласны ли вы с тем. что Интернет принципиально меняет ситуацию с авторскими правами?

...— В Интернете идеи ходят свободно, ноу-хау теряют прежнюю защищенность. Идео логи Интернета упирают на то, что в современном мире «закрываться» бессмысленно: выиграет не тот, кто закрепит за собой больше патентов, а тот, кто быстрее принимает решения и внедряет инновации. «Виртуальный мир» провозглашает бессмысленность закрытости, в то время как "физический» вовсю продолжает бороться с пиратством. А есть ли смысл продолжать защищать интеллектуальную собственность старыми методами?

Вы защищаете ее тем, что быстрее реализуете ноу-хау. Или продаете тем, кто мо жет это быстрее осуществить. Тот, кто повторяет, никогда не сможет обогнать, это верно для любой области.

Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие ин теллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллекту альная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности.

Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то откры тий — это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти дости жения принадлежат человечеству в целом. Открытие моим отцом явления сверхтекучес ти было отмечено в свое время Сталинской премией и Нобелевской премией, у него было много патентов в области техники, но он никогда не брал патент на это явление, считая открытие сверхтекучести просто одним из великих достижений современной на уки. Крупные открытия должны сразу попадать, что называется, в риЫю йогпат, во все общее достояние.

То же касается прав на тексты, на музыку... Мне кажется, все учебники, все крупные художественные произведения должны находиться в общественном пользовании...

С изобретениями дело сложнее. Помню, очень давно я посетил одну из крупнейших электротехнических фирм Швеции, где мне показывали лабораторию, занимающуюся прикладной сверхпроводимостью. А рядом с этим скромным трехэтажным зданием вы силось двадцати этажное лицензионно-патентное управление фирмы. Двадцать про центов оборота этой фирмы были связаны с лицензионно-патентной деятельностью! В современном мире это очень обширная часть бизнеса. Патенты пишутся так, что по ним практически ничего сделать нельзя, можно только закрепить авторство, так что лю дей обычно интересуют не столько патенты, сколько лицензионные соглашения. Круп ные фирмы предпринимают значительные усилия, чтобы контролировать техническую информацию и лицензионную продукцию, за этим стоит, как правило, коммерческий интерес.

Тем не менее не только патенты и лицензии, но и другие объекты интеллектуаль ной собственности, например авторские права, охраняются законами, в том числе и международным правом.

Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полиостью защитить информа цию невозможно, если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опуб ликовали.

Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, уче ных. Интеракция «я читаю — я плачу» уходит в прошлое. По-видимому, необходимо ис кать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет ка ких-то фондов или общественных отчислений.

Иными словами, не должно быть ограничений на доступ к ресурсам глобальной информационной сети, например, в виде платы за доступ?

Информация должна быть доступна всем. Тем более если это информация в обла сти просвещения, культуры и науки. Недоступность этой информации есть нарушение принципиальных прав человека. Публичные библиотеки, большинство музеев бесплат ны. Это вопрос не денег, а принципа.

Мы обделяем самые бедные слои населения тем, что у них нет доступа в Интернет, обделяем их информацией, тем самым загоняя в еще большую бедность. Доступ в Ин тернет должны иметь все. Вопрос надо ставить именно в этой плоскости. Производитель и распространитель должны получать оплату не от получателя информации, а другим способом.



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

• О каких формах собственности идет речь в ситуации?

• Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? Может ли гражданин сам защищать свою собственность?

...Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран ды, и, сложив на животе свои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

— Наверно, в капкан попался? — спросил наконец он.

— Так точно, господин Клопс.  Жрал малину и попался в капкан.

— Так, так, — промычал Клопс. — Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

— И не жрал вовсе, а ел, — поправил его Незнайка.

— Ох ты, какой обидчивый! — усмехнулся господин Клопе. — Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

— Ну зачем... Захотел кушать.

— Ах, бедненький! — с притворным сочувствием воскликнул Клопе. — Захотел ку шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

— Почему не моя? — ответил Незнайка. — Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопс чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

— Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! — закричал он. — Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

— Какая такая частная собственность?

— Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? — спросил подозри тельно Клопе.

— Почему не признаю? — смутился Незнайка. — Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

— Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! — разорялся Клопс, размахивая ру ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Карточка 2

Прочитайте отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему был возмущен Филипп Филиппович?

• В каких случаях можно лишить человека его собственности?

• Как связано право собственности с другими правами человека?

...Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после об щего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...

— Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович, — потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

— Вопрос стоял об уплотнении.

— Довольно! Я понял! Вам известно, что постановлением от 12 сего августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?

— Известно, — ответил Швондер, — но общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совер шенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.

— Я один живу и работаю в семи комнатах, — ответил Филипп Филиппович, — и же лал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку. Четверо онемели.

— Восьмую! Э-хе-хе, — проговорил блондин, лишенный головного убора, — однако это здорово.

— Это неописуемо! — воскликнул юноша, оказавшийся женщиной.

— У меня приемная — заметьте — она же библиотека, столовая, мой кабинет — 3. Смотровая — 4. Операционная — 5. Моя спальня — 6 и комната прислуги — 7. В общем, не хватает... Да, впрочем, это не важно. Моя квартира свободна, и разговору конец. Мо гу я идти обедать?

— Извиняюсь, — сказал четвертый, похожий на крепкого жука.

— Извиняюсь, — перебил его Швондер, — вот именно по поводу столовой и смотро вой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке тру довой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

— Даже у Айседоры Дункан, — звонко крикнула женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно поба гровело, и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.

— И от смотровой также, — продолжал Швондер, — смотровую прекрасно можно со единить с кабинетом.

— Угу, — молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, — а где же я дол жен принимать пищу?

— В спальне, — хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.

— В спальне принимать пищу, — заговорил он слегка придушенным голосом, — в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в сто ловой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дун кан!.. — вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой. — Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской!

Карточка 3

Прочитайте отрывок из интервью с С.П. Капицей «Интернет изменит контуры права на интел лектуальную собственность», опубликованного в журнале «Эксперт» (№ 28. 2000), и ответьте на вопросы:

• Согласны ли вы с академиком С.П. Капицей?

• Должны ли авторы научных открытий, литературных и музыкальных произведений, ком пьютерных программ получать гонорар с каждой копии своих творений?

• Не следует ли отказаться от защиты интеллектуальной собственности, поскольку дости жения науки и искусства принадлежат всему человечеству?

• Согласны ли вы с тем, что Интернет принципиально меняет ситуацию с авторскими правами?

...— В Интернете идеи ходят свободно, ноу-хау теряют прежнюю защищенность. Идео логи Интернета упирают на то, что в современном мире «закрываться» бессмысленно: выиграет не тот, кто закрепит за собой больше патентов, а тот, кто быстрее принимает решения и внедряет инновации. «Виртуальный мир» провозглашает бессмысленность закрытости, в то время как «физический» вовсю продолжает бороться с пиратством. А есть ли смысл продолжать защищать интеллектуальную собственность старыми методами?

Вы защищаете ее тем, что быстрее реализуете ноу-хау. Или продаете тем, кто мо жет это быстрее осуществить. Тот, кто повторяет, никогда не сможет обогнать, это верно для любой области.

Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие ин теллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллекту альная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности.

Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то откры тий — это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти дости жения принадлежат человечеству в целом. Открытие моим отцом явления сверхтекучес ти было отмечено в свое время Сталинской премией и Нобелевской премией, у него было много патентов в области техники, но он никогда не брал патент на это явление, считая открытие сверхтекучести просто одним из великих достижений современной на уки. Крупные открытия должны сразу попадать, что называется, в public domain, во все общее достояние.

То же касается прав на тексты, на музыку... Мне кажется, все учебники, все крупные художественные произведения должны находиться в общественном пользовании...

С изобретениями дело сложнее. Помню, очень давно я посетил одну из крупнейших электротехнических фирм Швеции, где мне показывали лабораторию, занимающуюся прикладной сверхпроводимостью. А рядом с этим скромным трехэтажным зданием вы силось двадцати этажное лицензионно-патентное управление фирмы. Двадцать про центов оборота этой фирмы были связаны с лицензионно-патентной деятельностью! В современном мире это очень обширная часть бизнеса. Патенты пишутся так, что по ним практически ничего сделать нельзя, можно только закрепить авторство, так что лю дей обычно интересуют не столько патенты, сколько лицензионные соглашения. Круп ные фирмы предпринимают значительные усилия, чтобы контролировать техническую информацию и лицензионную продукцию, за этим стоит, как правило, коммерческий интерес.

Тем не менее не только патенты и лицензии, но и другие объекты интеллектуаль ной собственности, например авторские права, охраняются законами, в том числе и международным правом.

Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полностью защитить информа цию невозможно, если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опуб ликовали.

Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, уче ных. Интеракция «я читаю — я плачу» уходит в прошлое. По-видимому, необходимо ис кать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет ка ких-то фондов или общественных отчислений.

Иными словами, не должно быть ограничений на доступ к ресурсам глобальной информационной сети, например, в виде платы за доступ?

Информация должна быть доступна всем. Тем более если это информация в обла сти просвещения, культуры и науки. Недоступность этой информации есть нарушение принципиальных прав человека. Публичные библиотеки, большинство музеев бесплат ны. Это вопрос не денег, а принципа.

Мы обделяем самые бедные слои населения тем, что у них нет доступа в Интернет, обделяем их информацией, тем самым загоняя в еще большую бедность. Доступ в Ин тернет должны иметь все. Вопрос надо ставить именно в этой плоскости. Производитель и распространитель должны получать оплату не от получателя информации, а другим способом.



Предварительный просмотр:

С использованием технологии критического мышления на уроках обществознания в 9 классе или на уроках права в 11 классе я предлагаю познакомиться на примере темы « Право собственности». 

Цель урока - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни (умение работать с информацией, анализировать различные учебные и жизненные ситуации, применять взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению); сформировать представление что такое собственность, какими правомочиями обладает собственник, какие формы собственности существуют в РФ.

На стадии вызова применяется кластер – ученики обмениваются ассоциациями к понятию «собственность» (фиксирую на интерактивной доске).

На стадии осмысления организуется работа с источниками (класс разбивается по группам, каждая из которых получает свое задание – карточка №1, карточка №2, карточка №3). В ходе обсуждения работы групп  выясняются  формы собственности, возможности лишения собственности, связь права собственности с другими правами  и т.д.

 На стадии рефлексии возвращаемся к кластеру, определяем  верное и неверное утверждение.

 Право собственности  - это совокупность правовых норм, устанавливающих как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также защиту этих правомочий.

Собственность – материальные ценности, имущество, принадлежащее кому-нибудь или находящееся в полном распоряжении кого-чего-нибудь.

Завершаем  урок написанием эссе на темы:

11 класс

« Собственность – ловушка, то что мы считаем в своем владении, ан самом деле владеет нами».( А. Карр)

« Без труда и без законной, нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя».(Ф.Достоевский)

«Когда  человек  освобождается от частной собственности, он прежде всего перестает чувствовать свое я». (А.Луначарский)

9 класс

«Что важно для человека – жить для вещей и все терять с последним дыханием или жить для людей и после смерти жить среди живых?»

Либо организуем дискуссию на тему «Стоит ли ограничивать право собственности?».Группы подбирают аргументы в защиту тезисов.

«Право  собственности свято. Его нельзя ограничивать, иначе начнется произвол».

« Право собственности необходимо ограничить, именно частная собственность является источником многочисленных бед».

Цель эссе – размышление в письменной форме, отражающие мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом, - рефлексивная оценка изученного.

Данная технология раскрывает возможности учащихся, так как в процессе работы у детей участвуют 3 канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Обстановка психологического комфорта  мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе  анализа  источника, порождает  стремление к самоутверждению.



Предварительный просмотр:

Урок «Право собственности»

Тема:  Право собственности

Жанр:  урок

Автор: Зотова А.В., МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Дата разработки:

Класс: 9 класс

Ожидаемые результаты:

Знания:

- характеризовать право собственности

- определить субъекты и объекты права  собственности

- называть основные формы собственности, основания приобретения права собственности

Умения и навыки:

- работать в группе

- участвовать в дискуссии

- высказывать и аргументировать свою точку зрения

- формулировать рекомендации по защите права  собственности

- анализировать источники и проблемные ситуации

 Отношения, ценности, внутренние установки:

- осознать ценность права.

Методические рекомендации по проведению урока.

Цели урока:  

Продолжить формирование   правовой культуры  учащихся.

Привить уважение к  правам  человека и гражданина.

Краткое описание идеи 

Собственность как экономическая категория появилась вместе с человеческим обществом.

В условиях  современной  рыночной экономики право собственности, частная  собственность – главный её  двигатель. Сегодня  трудно представить себе, как может  человек  жить  без собственности.

Немецкий  философ Гегель писал, что «собственность человека является  предпосылкой его свободы, она  дана  природой».

Основная идея урока познакомить учащихся с  понятием собственность, усвоить  значение роли собственности в жизни гражданина  РФ, государства в целом. Урок изучения нового материала с использованием  интерактивных методов обучения.

Основные понятия:  собственность – это возможность владеть, пользоваться , распоряжаться своим имуществом (вещью).

 Право собственности -  это совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также предусматривающих защиту этих правомочий.

Вопросы:

Что такое собственность?

Что такое  право собственности?

Определите и  сравните формы  собственности.

Может ли гражданин сам защищать свою собственность?

Надо ли наказывать за нарушение права собственности?

При  каких условиях можно лишить человека его собственности?

Как связано право собственности с другими правами человека?

Материалы ( ресурсы):

1.Схемы : «Правомочия собственника», «Формы собственности».

2.ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ

3.Носов Н.Незнайка на луне., М.,1999.

4.Булгаков М.Собачье сердце.

5.Певцова Е. Право в нашей жизни., М., «Русское слово»,2007.

Постановка проблемы:

Собственность – предпосылка свободы?!

Мотивация (предлагаю на выбор либо притча, либо провокация)

1.Притча отказ от собственности.

Однажды ученик спросил Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека».

«Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником».

Будда постоянно советовал иметь как можно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

2.Элемент провокации ( Учитель обращается к учащимся  с просьбой  собрать сотовые телефоны. Собирает телефоны. Убирает в стол и запирает. Говорит спасибо. Ждет реакции учащихся, выдерживает паузу.

I. Информационный блок.

Собственность

1.Подберите слова ассоциации к понятию «собственность» (Составление кластера).

Владеть

Пользоваться

Распоряжаться

Экономическая  категория

Право

Имущество

Вещь

2.Сгруппируйте слова и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию «собственность».( ответы учащихся)

Собственность-это совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Владение

Владение (имею)

3.Исходя из определения, определите правомочия собственника и составьте схему, зафиксировав записи в тетрадь. Правомочия собственника

 Пользование (извлекаю пользу)

Распоряжение

(определяю судьбу вещи)

4.Слово учителя.

Право   собственности — это   совокупность   правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ. Это право собственности в объективном смысле. А субъективное право собственности — это право собственности  конкретных субъектов:  государства, юридического или физического лица.

Собственнику имущества принадлежат следующие правомочия право владения (возможность иметь имущество в своем хозяйстве), пользования (возможность получать от этого пользу) и распоряжения (возможность определять судьбу вещи: продать, сдать в аренду и т.д.). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

Право собственности - это совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих отношения, возникающие по поводу присвоения материальных благ.

Нормы права собственности, закрепленные в Конституции РФ и в Гражданском Кодексе РФ, способствуют развитию различных форм собственности: государственной, частной, муниципальной и др.

В гражданском праве понятие права собственности используется:

-  в объективном смысле, как система юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом;

-  в субъективном смысле, как предусмотренная законом мера поведения для собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению.

Собственник имущества обладает следующими правами:

-  правом владения (т.е. возможностью иметь имущество в своем хозяйстве);

-  правом пользования (т.е. возможностью использовать имущество в своих интересах);

-  правом распоряжения (т.е. возможностью определять судьбу своего имущества: продавать, менять, сдавать в аренду и т. д.).

У собственника есть право совершать с принадлежащим ему имуществом любые действия, не противоречащие закону. Помимо наделения его широким объемом правомочий, право собственности предполагает, одновременно, и обязанности по содержанию, расходам и иным мерам, поддерживающим имущество в нормальном состоянии.

5.Используя  ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ  определите  и сравните формы собственности. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Ответы учащихся.

В Российской Федерации признаются частная (собственность граждан и юридических лиц), государственная (федеральная собственность и собственность субъектов РФ), муниципальная (имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований) и иные формы собственности.

К иным формам собственности можно отнести собственность общественных организаций, иностранцев, собственность совместных предприятий и др.

 

II. Аналитический блок (интерактивная часть урока).

До сих пор не утихают споры по поводу следующего уголовного дела.

Иванов, уезжая на отдых, поставил свою квартиру на охрану органами внутренних дел. Однако этой меры ему показалось мало. На столе он оставил початую бутылку отравленного коньяка. Отравленными оказались сами милиционеры.

С одной стороны, многие замечают, что нельзя защищать собственность такими  способами.  Во- первых, ценность жизни человека, пусть даже вора, не совместима  с ценностью имущества, хотя бы и очень дорого. Во- вторых, пострадать от таких мер может и невиновный человек, случайно оказавшийся в квартире (например, прорвало трубы, квартиру пришлось вскрывать работникам ДЕЗа).

С другой стороны, можно найти и оправдание таким действиям. В самом деле, квартира является собственностью виновного, никто без его разрешения не мог в неё войти, а уж тем более  трогать его вещи. У себя в квартире каждый может хранить не запрещенные законом вещи. Если яд, которым был отравлен коньяк, разрешен, то почему я не могу оставить его на столе? В моей квартире никто случайно оказаться не мог. А уж тем более никто не должен был «случайно» распивать мои спиртные напитки.

Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Класс делится на  2 группы.  Каждой группе дается задание.

1 группа должна привести аргументы в пользу  действий Иванова.

Иванов имел полное право защищать свою собственность.

2 группа должна привести аргументы против неправомерных действий Иванова.

Иванов не имел право таким способом защищать свою собственность, жизнь человека бесценна.

III. Аналитический блок.

  1. Каждой группе дается задание.

1 группа на основе статей  Гражданского Кодекса РФ составьте схему  «Субъекты права собственности».

2 группа составляет советы потерявшему документы на собственность.

   После выполнения заданий  идет обмен информацией,  схема  и советы фиксируются учащимися во время ответа каждой группы в тетрадь.

2.В обществе на протяжении многих лет шла дискуссия о необходимости частной собственности. Одни утверждают, что она зло, жадность, другие считают, что только частная собственность  помогает человеку добиться успеха в жизни. В нашем обществе есть частная собственность встает вопрос « Стоит ли ограничивать право собственности?»

1 группа подбирает аргументы в защиту тезиса « Право частной собственности свято. Его нельзя ограничивать, иначе начнется произвол» .

2 группа аргументирует позицию о необходимости ограничить частную собственность, признать, что именно она может стать  основой многочисленных проблем во взаимоотношениях между людьми.

3 группа решает проблему « Может ли собственность  стать предпосылкой свободы?»

Рефлексия. Предлагается учащимся составить групповые или индивидуальные синквейны по теме урока. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. На второй - пишется два прилагательных, раскрывающих его тему. На третьей - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.

     

Домашнее задание.

Написать эссе по предложенным высказываниям:

« Собственность – ловушка, то что мы считаем в своем владении, на самом деле владеет нами».( А. Карр)

« Без труда и без законной, нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя».(Ф.Достоевский)

«Когда  человек  освобождается от частной собственности, он прежде всего перестает чувствовать свое я». (А.Луначарский)

«Что важно для человека – жить для вещей и все терять с последним дыханием или жить для людей и после смерти жить среди живых?»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 209. Содержание права собственности

 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 212. Субъекты права собственности

 

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

 

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

 

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

 

Статья 214. Право государственной собственности

 1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

 

Статья 215. Право муниципальной собственности

 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

 

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

 1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

 

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

 Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ

Слайд 2

Проблема : Собственность – предпосылка свободы?! Притча отказ от собственности . Однажды ученик спросил Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека». «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником». Будда постоянно советовал иметь как можно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

Слайд 3

СОБСТВЕННОСТЬ ПРАВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ ВЛАДЕТЬ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВЕЩЬ ИМУЩЕСТВО

Слайд 4

Сгруппируйте слова и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию «собственность» Собственность -это совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Слайд 5

О пределите правомочия собственника и составьте схему, зафиксировав записи в тетрадь ПРАВОМОЧИЯ СОБСТВЕННИКА РАПОРЯЖЕНИЕ ( ОПРЕДЕЛЯЮ СУДЬБУ ВЕЩИ) ВЛАДЕНИЕ (ИМЕЮ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ( ИЗВЛЕКАЮ ПОЛЬЗУ)

Слайд 6

Используя ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ определите и сравните формы собственности ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ( федеральная собственность и собственность субъектов РФ ) ЧАСТНАЯ(собственность граждан и юридических лиц) ИНЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ(общественных организаций, совместных предприятий, иностранцев и т.д.)

Слайд 7

Группа 1 Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы: • Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Ютопсом ? • О каких формах собственности идет речь в ситуации? • Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? Может ли гражданин сам защищать свою собственность? Группа 2 Прочитайте отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце» и ответьте на вопросы: • Как вы думаете, почему был возмущен Филипп Филиппович? • В каких случаях можно лишить человека его собственности? • Как связано право собственности с другими правами человека?

Слайд 8

Виндикационный иск ( от лат. - объявлять о применении силы) – требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено . Негаторный иск ( от лат. – отрицающий иск) – требования собственника устранить препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Иск о признании права собственности - требования собственника имущества о констатации перед третьими лицами, что он является собственником на спорное имущество.

Слайд 9

1 группа на основе статей Гражданского Кодекса РФ составьте схему «Субъекты права собственности». 2 группа составляет советы потерявшему документы на собственность.

Слайд 10

1 группа подбирает аргументы в защиту тезиса « Право частной собственности свято. Его нельзя ограничивать, иначе начнется произвол» . 2 группа аргументирует позицию о необходимости ограничить частную собственность, признать, что именно она может стать основой многочисленных проблем во взаимоотношениях между людьми . 3 группа решает проблему « Может ли собственность стать предпосылкой свободы?»

Слайд 11

Составьте групповые или индивидуальные синквейны по теме урока. На первой строчке записывается одно слово — существительное . Это и есть тема синквейна . На второй - пишется два прилагательных, раскрывающих его тему . На третьей - записываются три глагола, описывающих действия , относящиеся к теме синквейна . На четвертой - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.

Слайд 12

Домашнее задание Напишите эссе по предложенным высказываниям: « Собственность – ловушка, то что мы считаем в своем владении, на самом деле владеет нами».( А. Карр ) « Без труда и без законной, нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя».(Ф.Достоевский ) «Когда человек освобождается от частной собственности, он прежде всего перестает чувствовать свое я». (А.Луначарский ) «Что важно для человека – жить для вещей и все терять с последним дыханием или жить для людей и после смерти жить среди живых?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

урок по теме "Собственность"

Урок обществознания в коррекционной школе без опоры на учебник по теме "Собственность" в 8 классе....

8 класс. Обществознание. Урок на тему "Собственность"

Плак-конспект урока на тему "Собственность" , презентация к уроку  содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи)....

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

План-конспект урока по теме "Собственное имя объекта" 3 класс

План-конспект урока по теме "Собственное имя объекта" 3 класс...