Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом: основные этапы урока (мотивация к деятельности, актуализация знаний,целеполагание, ввод нового материала, первичное закрепление, применение нового знания, контроль знаний, рефлексия), деятельность учителя и деятельность ученика, формируемые УУД. Старалась как можно подробнее указывать деятельность учителя и ученика, чтобы облегчить подготовку к уроку по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhn._karta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Учебный предмет: русский язык. 

Тип урока: применения и совершенствования знаний.

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель  урока: повторить и дополнить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных; развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Задачи:

Обучающие (формирование познавательных УУД) :

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развитие критического мышления обучающихся;

- развитие внимания обучающихся;

     - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- воспитывать интерес к истории имён собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

 -развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Материалы и необходимое техническое оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён; ПК, мультимедийный проектор.


           Структура и ход  урока:

Приложение к плану-конспекту урока

«Собственные и нарицательные имена существительные».

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности.

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам, затем записать число и вид работы.

Приветствие

учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число, вид работы.

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Актуализация знаний

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Ребята, попробуйте с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов: пороша, соревнование.

В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это книга. О любой кошке или собаке: это кошка, а это собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи имена существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь, сказав, что это кошка, мы не уточнили ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Записывают в тетрадь словарные статьи.

Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - снежная пыль. Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - старательно, тщательно, усердно.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся формулируют тему урока.

5 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

3

Целепола-гание и мотивиро-вание

Работа с текстом (на экране проектора): Антарктида – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океанов с морями. Также включает в себя ряд островов: остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.

-Какова тема текста?

- Что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности?

- Назовите нарицательные имена существительные?

Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Учащиеся ставят цели урока:

научиться отличать собственные и нарицательные имена существительные;

усвоить правила написания прописной буквы в именах собственных.

6 мин

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД

4

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно  дать определение, собственных и нарицательных имён существительных, затем сопоставить с определением из учебника

( параграф 80).

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника.

2 мин.

Коммуникативные, познавательные  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД

5.

Физкульт-минутка

Упражнения для глаз.

1 мин.

6.

Первичное закрепление

- фиксация знаний.

Выпишите существительные из текста по группам: собственные и нарицательные имена существительные (на экране проектора).

- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.

- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.

- А вот и нет! – воскликнул хитро Ваня.

-А какая же? – удивился брат Коля.

- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкины. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.

Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась весь вечер.

(В.Н. Куприн)

Учитель предлагает пофантазировать на тему того, какие фамилии могли бы иметь они и записать полученные варианты.

Учитель направляет, консультирует.

Ученики распределят слова по группам.

Чтение учениками записанных вариантов фамилий.

3 мин.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение (при необходимости), познавательные (рефлексия способов и условий действия,

анализ и синтез объектов), регулятивные планирование своей деятельности для решения поставленной задачи) УУД

7.

Применение нового знания в нестандарт-ной ситуации

Учитель предлагает игру с элементами исследования. С помощью этимологических толковых словарей нужно как можно быстрее определить значения имён.

1 группа: Софья, Георгий, Владимир, Николай.

2 группа: Людмила, Надежда, Константин, Андрей.

3 группа: Никита, Ольга, Мария, Павел.

Учитель консультирует в случае необходимости.

Ученики работают в группах.

1 группа: мудрая; земледелец; владеющий миром; народный победитель.

2 группа: милая людям; надежда; верный; мужественный, сильный.

3 группа: победитель; святая; любимая; маленький.

5 мин.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция)  УУД

Учитель предлагает выполнить упражнение учебника № 625.

Задание: записать имена персонажей русских сказок, продолжив список: Василиса Прекрасная, Иван-царевич, Кощей Бессмертный… Составьте 2-3 предложения с этими именами.

Ученики работают индивидуально

5 мин.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные  (решение поставленной задачи) УУД

8.

Контроль знаний                                                                                                                                                                                                                                                            

 Учитель предлагает прочитать слова в двух столбиках и определить, какие называют однородные предметы, а какие единичные из числа однородных.

город

Анна

озеро

Антоновна

 пес

Асмолова

фамилия

Полкан

река

Кубань

отчество

Рица

имя

Краснодар

ЗАДАНИЕ  1: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.

Учитель корректирует  деятельность учеников.

 Коллективная проверка работы.

 ЗАДАНИЕ  2: Составление и запись предложения с любыми из этих словосочетаний.

 Учитель акцентирует внимание  на уровень сложности: каждый имеет право выбрать задание по силам  составить

а) простое предложение;

б) простое предложение с однородными членами;

в) сложное предложение.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам.

5мин.

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности)

9.

Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор: 

1) Списать текст, подчеркнув собственные имена. Подумать над расстановкой знаков препинания в предложениях.

    О Бородино, Бородино! Кто из русских людей не мечтал постоять посреди твоего поля?!

     1812 год и 1941 год сочетаются здесь в трепетном и величественном соответствии: оба раза люди стояли грудью перед Моствой. Оба раза защищали Родину.

    Поле русской славы – Бородинское поле!

   Дважды измерила тобою Россия самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей своих.

 (О.Ф. Берггольц)

(раздаточный материал)

2)Записать известные клички домашних животных, интересные названия городов, посёлков, рек, озёр и т.д. Подумать, почему они получили именно эти прозвища (метод исследования). Что эти клички, географические названия могут обозначать?

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

10

Подведение итогов

Учитель подводит итог.

- Что изучали сегодня на уроке?

 - Чему научились?  

- Что понравилось?

Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема:

Имена существительные

собственные        нарицательные

Единичные предметы из числа однородных

Однородные предметы

Пишутся с прописной буквы

Пишутся со строчной буквы

Заключаются в кавычки

--------------------------------------------------

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Ученики ещё раз проговаривают положения правила.

3 мин.

Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД

11

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся по 5-балльной шкале.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

1 мин.

Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока)                                                                               УУД

12

Рефлексия

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

Ученики рисуют смайлики.

1 мин.

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

технологическая карта урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные....

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...