Олимпиада по правоведению
олимпиадные задания по праву (10 класс) по теме

Суркова Галина Владимировна

Право как предмет создает основу для становления социальной компетентности обучающихся, акцентирует их внимание на проблемах реализации и применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Поэтому мной разработана образовательная программа кружка "Право для каждого из нас" (10-11 класс), по которой работаю в течение 5 лет. Программа размещена в сети Интернет на ресурсе Всероссийского педагогического портала  МЕТОДКАБИНЕТ.РФ по адресу:URL: http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/dopobrazovanie/185-surkova.html Задания курса легли в основу заданий школьного этапа Всероссийских олимпиад школьников по праву в 2010-2012 гг. (являюсь членом городской предметно-методической комиссии по разработке заданий олимпиад школьников по праву).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_pravu.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по правоведению

Часть 1 включает задания с выбором одного из 4 вариантов ответа, только один из которых является правильным (За каждый правильный ответ 1 балл).

1. Одним из признаков государства является:

а. наличие народа;

б. наличие суверенитета;

в. наличие территории;

г. наличие класса, который платит налоги

2. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации:

а. должны повторять нормы Конституции РФ;

б. не должны содержать нормы, указанные в Конституции РФ;

в. не должны противоречить нормам Конституции РФ;

г. не могут реализовываться на территории РФ.

3. Что из нижеперечисленного не является обязательным признаком государственного органа?

а. организационная самостоятельность;

б. право законодательной инициативы;

в. наличие необходимых материальных средств;

г. властные полномочия.

4. Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

а. указы;

б. постановления;

в. распоряжения;

г. приказы.

5. Какая пенсия назначается на общих основаниях мужчинам и женщинам:

а. по старости;

б. по инвалидности;

в. по случаю потери кормильца;

г. за выслугу лет.

6. Какими социальными нормами регулируются действия и поступки?

а. только моральными;

б. только религиозными;

в. только правовыми;

г. различными (моральными, религиозными, правовыми и т.д.).

7. В течении какого времени может быть обжаловано судебное решение по гражданскому делу с момента его составления:

а. 7 дней;

б. 10 дней;

в. 14 дней;

г. месяца.

8. По правилам общей подсудности иск, связанный с имущественным спором, предъявляется:

а. по месту жительства истца;

б. по месту жительства ответчика;

в. по выбору истца;

г. по выбору ответчика.

9. Обстоятельства, которые дают возможность истцу что-либо требовать в судебном заседании называют:

а. предмет иска;

б. основание иска;

в. возражение на иск;

г. опровержение на иск.

10. Противоправные проступки подразделяются на:

а. административные;

б. дисциплинарные;

в. гражданско-правовые;

г. уголовные.

11. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;

б. наблюдение;

в. попечительство;

г. надзор.

12. Найдите обстоятельства, исключающие административную ответственность:

а. крайняя необходимость;

б. исполнение приказа или распоряжения;

в. обоснованный риск;

г. состояние аффекта.

13. С какого момента возникает дееспособность и правоспособность юридического лица?

а. с момента подписания устава организации;

б. с момента утверждения устава организации;

в. с момента регистрации организации;

г. с момента обсуждения устава организации.

14. Какие виды правонарушений могут быть совершены только физическими лицами?

а. гражданско-правовые;

б. уголовные;

в. налоговые;

г. административные.

15. По истечении, какого срока с момента начала трудовой деятельности, несовершеннолетний имеет право на отпуск?

а. по истечении 11 месяцев;

б. по истечении 8 месяцев;

в. по истечении 6 месяцев;

г. по истечении 4 месяцев.

Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом. Ответы к ним необходимо сформулировать самостоятельно в виде слова, словосочетания, цифры или набора цифр.

1. Вставьте пропущенное слово. (За верный ответ 1 балл).

___________________   может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию.

2. Найдите в приведенном ниже списке стадии судебного разбирательства по гражданским делам. Расположите в правильной последовательности стадии судебного

разбирательства.

Обведите буквы, под которыми они указаны. (За верный ответ 1 балл).

а. подготовка дела к судебному разбирательству;

б. обращение заинтересованных лиц в суд;

в. судебные прения;

г. вынесение решения по делу;

д.изложение сторонами судебного разбирательства обстоятельств дела

е. исследование доказательств;

ж. обжалование решения суда.

Обведенные буквы запишите в порядке возрастания.

3. Вставьте пропущенное слово. (За верный ответ 1 балл).

В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках, осуществляется принцип  ___________________  

4. Найдите в приведенном ниже списке обязательные функции любого государства. Обведите цифры, под которыми они указаны. (1 балл за каждый правильный ответ).

1. оборона страны;

2. создание правовых норм;

3. управление всей экономической жизнью общества;

4. установление международных связей;

5. захват соседних территорий;

6. защита правопорядка.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5. Вставьте пропущенное слово. (За верный ответ 1 балл).

___________________   - это полная независимость государства от других государств.

6. Прочитайте определение и запишите понятие. (За верный ответ 1 балл).

Неспособность лица в момент совершения отдавать ответ своим действиям.

7. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (1 балл за верный ответ в каждой позиции).

а.Арб…тражный суд разрешает экономические споры.

б. Пл…б…сцит – выражение воли народа по вопросам исключительной государственной важности, определяющим судьбу страны.

в. К…нс…лидация – объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

8. Установите соответствия между видами наказаний и видами ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

(1 балл за каждый правильный ответ).

Виды наказаний:                                                       Виды ответственности:

1. Арест                                                                      а. уголовная ответственность

2. Предупреждение                                                   б. административная ответственность

3. Лишение специального звания

4. Лишение свободы на определенный срок

Запишите соответствия в виде пары последовательных цифр и букв.

1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – .

9. Прочитайте определение и запишите понятие. (За верный ответ 1 балл).

Предусмотренная законом возможность требовать совершения каких-либо сделок или возможность совершать какие-либо действия.

10. Ниже приведен ряд терминов. Какой из их не соответветствует понятию «правовая культура»? (За верный ответ 1 балл).

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

Часть 3 включает задания с развернутым свободным ответом.

1.После смерти бабушки Кате В. по наследству перешло дорогое колье. На свой день рождения (16 лет) девушка решила устроить праздник. Поэтому обратилась в ломбард, чтобы сдать колье. 

Может ли Катя совершить данную сделку? Ответ обоснуйте. (За краткий ответ – 1 балл, за полный – 2 балла).

2. Назовите любые три вида правоотношений. (1 балл за каждый правильный ответ).

3. Защищая интересы Николая Д., адвокат узнал от него о нескольких преступлениях. Данные преступления еще не были раскрыты. Поэтому адвокат решил сообщить эти сведения следствию.

Имеет ли право адвокат совершать подобные действия? Ответ обоснуйте. (За краткий ответ – 1 балл, за полный – 2 балла).

4. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах. (1 балл за каждый правильный ответ).        

5. Сотрудница Сбербанка, придя домой, рассказала своему мужу, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Муж поинтересовался у сослуживца, какую покупку тот собирается сделать. На следующий день сослуживец написал жалобу в банк о нарушении тайны вклада. 

Обоснованна ли жалоба? Ответ обоснуйте. (За краткий ответ – 1 балл, за полный – 2 балла).

Ключи к ответам

Задание

Часть 1

Ответ

Оценка ответа в баллах

1

б

1

2

в

1

3

б

1

4

а

1

5

а

1

6

г

1

7

б

1

8

б

1

9

б

1

10

в

1

11

в

1

12

а

1

13

в

1

14

б

1

15

в 

1

Максимальное количество баллов - 15

Задание

Часть 2

1

Политическая власть

1

2

б, а, д, е, в, г, ж

1

3

Разделения властей

1

4

1, 2, 5, 7

4

5

Суверенитет

1

6

Невменяемость

1

7

а. Арбитражный б. Плебисцит в. Консолидация

3

8

1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – а.

4

9

Правомочие

1

10

Чувства

1

Максимальное количество баллов - 18

Задание

Часть 3

1

Нет. Девушка не достигла 18 лет, поэтому не может совершать крупные сделки.

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

2

Могут быть названы следующие виды правоотношений: административные, гражданские, уголовные, трудовые.

За каждый верный вид – 1 балл, максимальное количество – 3 балла.

3

Нет. Адвокат не может разглашать тайну своего клиента

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

4

Могут быть названы следующие причины: избиратели не доверяют властям; политическая стабильность в обществе; неверие граждан в перемены к лучшему.

За каждую причину 1 –  балл, максимальное количество – 3 балла.

5

Жалоба обоснованна, т.к. банк гарантирует тайну вкладов.

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов 12

Максимальное количество баллов - 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

Правоведение Исследовательская работа Тема: «Правовое государство в России- миф или реальность?»

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Во...

Правоведение

Рабочая программа по правоведению для 10 - 11 класов, составленная по учебнику под редакцией А. Ф. Никитина....

Рабочая программа по дисциплине Информационные системы в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение

Программа учебной дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по с...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Олимпиада по основам правоведения.

Формат заданий олимпиады: блок А - тестовые задания, блок Б - задания на соотнесение понятий и определений государственных органов и их компетенций, блок В - задачи - задания. Продолжительность олимпи...