Система правового обучения и воспитания в нашей школе.
статья по праву по теме

Выпускная работа

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Кафедра философии и методологии науки

Система правового обучения и воспитания в нашей школе.

Выпускная работа

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

г. Саратов, 2012 г.

Оглавление:

Введение……………………………………………..…………………… с. 3-4.

Основная часть……………………………………………………………с. 5-11.

Заключение……………………………………………………………….  с. 12.

Список использованной литературы и ресурсов Интернета……………с. 13

Введение

Большую часть своего детства и юности мы прово дим в школе. Не зря иногда говорят, что школа — это наш второй дом. От того, ка кие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реа лизация нашего права на образование, зна чит, и наша будущая жизнь.

В каждой шко ле есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные усло вия, чтобы каждый ученик получил хоро шее образование и вырос успешным, дос тойным человеком и гражданином.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи  большое значение для позитивной социализации учащихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения       с их участием.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и  оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания.

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

В наше время с пугающей частотой  говорят о подростковой преступности, это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Причиной этого является ряд негативных факторов: асоциальные условия проживания многих семей, рост числа неполных семей и ослабление традиционных семейных связей, снижение уровня духовных потребностей молодых людей.

В связи с этим необходимо в школах создавать систему правового воспитания и обучения  несовершеннолетних.

Основная часть

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

  1. уважения к праву,
  2. собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
  3. компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Основой правового воспитания учащихся нашей школы является их правовое просвещение на уроках и во внеклассной деятельности. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре делять грань между дозволенным и запрещенным, выби рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право вой действительности составляет необходимое условие,  как правовой образованности, так и правовой воспитан ности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолет них в нашем образовательном учреждении включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю щих в самостоятельную жизнь: это трудовое, брачно-семейное, уголовное и административное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна комство с которыми для школьников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об щественных местах и др.

Основными формами правового просвещения учащих ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс трируются местным материалом; правовые беседы; исполь зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

В нашей школе существуют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряд юных друзей полиции, «зеленые» пат рули по охране природы, отряд юных инспекторов до рожного движения, а также активное участие учащихся в работе по пропаганде правовых зна ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен ной правовой культуры.

В основе воспитательной системы МОУ «СОШ №5г. Вольск»  лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать формированию социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, уважительное отношение к своей семье, «малой родине», стране, окружающей среде.

Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы: охрана безопасности жизнедеятельности обучающихся, нравственное и правовое воспитание школьников, патриотическое и экологическое воспитание.

Одной из основных задач  воспитательной работы нашей школы является: совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию. В течение года в каждом звене проходят мероприятия, соответствующие целям и задачам данной программы.

Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Основной целью на данном этапе становится правовое просвещение в игровой, занимательной форме. Это игры, викторины, презентации с использованием героев сказок и мультипликационных фильмов.    

В среднем и старшем звене - это школьные беседы инспектора ПДН «Знай свои права!» с подростками, требующими особого внимания;  дискуссия «Подросток и толерантность» в 8 кл.; открытые мероприятия по правовому просвещению; беседы юрисконсульта Центра «Семья» с учащимися 8-9 классов;  заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; тематические беседы, викторины и классные часы.

Также в школе реализуется программа «Подросток и закон» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников, координация и контроль реализации, которой возложен на управление образования администрации Вольского муниципального района.  

Основные мероприятия этой программы: проведение диагностических исследований; социологические опросы; оформление и обновление в образовательных учреждениях информационно-консультационных стендов по праву, законам; создание банка данных видео, аудио, CD- материалов по данному направлению работы; координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях; организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов; проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;  рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях УО, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях; проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся; организация индивидуальных  встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; оказание юридической помощи      несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Конечно же, существует и план мероприятий социального педагога и педагога-психолога в данном направлении. Проводятся мероприятия по:

  1. профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
  2. по профилактике экстремизма,
  3. формированию толерантности,
  4. профилактике суицида среди учащихся,
  5. профилактике безнадзорности  и беспризорности,
  6. профилактике жестокого обращения,
  7. пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ, наркомании, алкоголизма и табакокурения с привлечением правоохранительных органов, медицинских работников (нарколог, гинеколог, психотерапевт).

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания является содержание образования, в первую очередь - гуманитарного. Программы по предметам истории, обществознания, литературы, обж, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины. В программах также поставлена задача использования приобретенных  знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества, гражданина России.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания.

Данные предметы формируют правовую культуру, гражданскую грамотность через изучение норм общественной жизни и законов общества.

Задачами  своей педагогической деятельности я считаю:

- формирование навыков социально-активного поведения личности, прояв ляющихся в осознанном правомерном поведении,

- эффективная реализация прав и свобод, умелая и цивилизованная их защита,

-  ответственное отношение к обязанно стям гражданина РФ,

- способность в любых ситуациях действовать юридически гра мотно,

- активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую пози цию,

-  бережно относиться к историческому наследию нашего народа.

На данный учебный год мною были запланированы и проведены следующие мероприятия.

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Класс

Сроки

1.

Кто я? Какой я?», «Хочу и надо»

Беседа

5а, 5б

сентябрь

2.

Урок милосердия и доброты

Акция милосердия

6

сентябрь

3.

«Быть человеком»

Дискуссия

7а, 7б

сентябрь

4.

«Добро и зло»

Видео-урок

5а, 5б

октябрь

5.

«Мои права и обязанно сти»

Беседа о школь ном уставе

6

октябрь

6.

«Права человека глазами ребенка»

Конкурсные работы

7 - 8

октябрь

7.

«Конвенция о правах ребенка»

Классный час

5а, 5б

ноябрь

8.

«Колесо прав»

Внеклассное мероприятие

6

ноябрь

7.

«Кража или...?»

Мозговой штурм

7а, 7б

ноябрь

8.

«Насилие и закон»

Круглый стол с привлечение сотрудников МВД

8

ноябрь

9.

«День героев Отечества»

Презентация

5 - 8

декабрь

10.

«Поговорим о ПДД»

Беседа с привлечение сотрудников

ГИБДД

5а, 5б

январь

11.

«Имею право»

Оформление правового уголка

6 - 7

январь

12.

«Мой  выбор»  

Диспут

8

январь

13.

«Как не стать жертвой преступления»

Беседа

5 - 6

февраль

14.

«Правонарушение и преступление»

Лекция с привлечением сотрудников ПДН

7 - 8

февраль

15.

«Я - гражданин!»

Ролевая игра

5а, 5б

март

16.

«Вина и ответственность»

Классный час

6

март

17.

«Если тебя задержала полиция»

Практикум

7 - 8

март

Успешная реализация правового образования и воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении во многом зависит от целеустремленности и взаимодействия  всего педагогического коллектива школы.

Заключение

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в школе закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. Закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании», закрепляя приоритет интересов личности обучающегося, определяет ст. 14, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, укрепление и совершенствование правового государства в России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие  ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Понимая актуальность и сложность данного процесса,  в нашей школе проводится системная, целенаправленная и комплексная работа с учениками.

Список использованной литературы

  1. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. - М.: Арсенал образования, 2010;
  2. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, Е.М.,  Ашмарина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект "Правовое образование в школе". Серия "Основы правовых знаний". - М.: Вита-Пресс, 1999;
  3. Права человека – твои и мои (в школьную библиотеку). Книга первая. Материалы конференции «Права человека и школа в открытом обществе». М., 1999;
  4. Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2002;
  5. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап - основная школа 5-7 (8) классы/ под ред. Н.И. Элиасберг.- Спб.: Специальная литература, 1999.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/525654/   - Фестиваль  

          педагогических идей «Открытый урок» , 25. 03.20012 г.

  1. http://www.open.websib.ru/service2-2f.php  - «Открытие» Сибирский  

          Центр Инновационных Педагогических  Технологий , 28.03.2012 г.

  1. http://schools.pp.ru/content/view/149/ - Сообщество социальных

          педагогов, 1.04.2012 г.

  1. http://умная-школа.рф/ - Закон РФ «Об образовании», 3.04.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Использование активных методов в правовом обучении и воспитании.

Изучение права в специальном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением – это жизненная необходимость. Важно обеспечить качественное его образование, применяя д...

Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида

Текст «Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида» предназначен для родителей будущих первоклассников. Здесь описана специфика учебно-воспитательной работы  в школе для детей с тяжёлы...

Патриотическое воспитание в нашей школе

Ежегодно в МБОУ Кызыл-Сылдысской СОШ Эрзинского района Республики Тыва с целью привлечения детей к ЗОЖ, воспитания патриотизма, любви к родному краю педколлективом нашей школы проводится  «...

Правовое обучение и воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

В современном российском обществе сохраняется, до сих пор, низкий уровень правовой грамотности и правового самосознания граждан. К сожалению, наша школа не исключение, поэтому мы и взялись за реализац...