Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование профильного курса Право.
    календарно-тематическое планирование (право, 10 класс) по теме

     

     

    Пояснительная записка

    к программе изучения предмета  Право  на профильном уровне.

    Учитель истории и обществознания Малышкина Н.А.

     

    Более пяти тысяч лет тому назад появились первые государства, почти столько же существуют и законы. Если право сводить к законам, которые создает государство, то создается впечатление, что вне закона нет права. Тогда  можно сказать, государство является единственным создателем права. Современные ученые отрицают тождественность понятий право и закон. По их мнению, закон является только одной из форм выражения права. Закон – это творение человека, а природа наделяет человека , как живой организм, определенным набором прав и свобод, которые принадлежат ему всю жизнь - от рождения до смерти. Таким образом, право не тождественно закону, оно нечто большее, чем закон. Изначально первые законы воплощали представление о справедливости, сегодняшнее право – это нравственный минимум, который обязаны выполнять все. Современное общество не способно существовать без права, т.к. власть и государство в своей деятельности должны опираться на справедливые законы, недаром в Древнем Риме существовало выражение: « Пусть свершится справедливость, даже если погибнет мир!»

    Изучать право, конкретные правовые нормы, основные законы –  это значит: понимать происходящие в стране процессы, активно участвовать в жизни современного российского общества, приобретать навыки, необходимые для овладения правовой культурой, учиться пользоваться законами, определиться с профессиональной ориентацией, содействовать формированию политической культуры учащихся, способности самостоятельно разбираться в политических и правовых вопросах.

    Знание предмета  Право жизненно необходимо не только современным политиками, юристам, социологам, финансистам, но и представителям всех остальных профессий ибо каждый шаг , действие, поступок, слово человека   сегодня  регламентированы законом. 

     

    Изучение профильного курса  Право  осуществляется по следующим учебникам и пособиям:

    1.          Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.  « Право». Учебник издан Вита-Пресс в 2011г., и полностью соответствует профильному уровню школьного образования. В первой книге учебника изложена система основных знаний о государстве и праве, во второй книге рассматриваются правовые основы регулирования экономической жизни страны.

    2.          Варывдина В.А. « Право». Переработан в 3-м издании, издан в 2005 г. издательством Педагогическое сообщество России, М.

     В этом учебнике в схемах и таблицах, определениях раскрываются основные понятия и категории отраслей права, с которыми обучаемые наиболее часто сталкиваются сегодня; рассматривается содержание правовых документов повседневной практики. Схемы и таблицы могут быть использованы в качестве раздаточного материала при организации самостоятельной работы и практических занятий.

    3.          Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя -2-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. В пособии содержатся методические разработки по курсу «Право» для профильных школ. В нем подробно описаны различные методические приемы обучения праву, приведены материалы, помогающие эффективно организовывать занятия по праву, образцы юридических документов.                                                                                       

    4.          Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/.авт-сост. С.А.Зинина, Т.А.Корнева, Т.А.Шарова. Изд. 2-е, перераб и доп.М.:Планета, 2011г. Пособие предназначено для семинарско-практических занятий, зачетов, олимпиад. Пособие содержит задачи по различным темам правоведения.

    Изучение программы  рассчитано на 72 часа за два года обучения в 10 – 11 классах. При составлении планирования использовались рекомендации,  изложенные в методическом  пособии Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.

     

     

                Планирование первого года обучения в 10 классе.

    №№

    п/п

    Наименование  темы

    Количество

    часов

    1

    Понятие и виды государств

    1

    2

    Роль государства в жизни общества

    1

    3

    Понятие права

    1

    4

    Ценность права и его роль в жизни общества

    1

    5

    Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль.

    1

    6

    Нормы права и их система

    1

    7

    Правотворчество. Законодательный процесс

    1

    8

    Правонарушения и юридическая ответственность

    1

    9

    Конституция Российской Федерации. Гражданства

    1

    10

    Права и свободы как показатель гуманизма политики

    1

    11

    Политические права и свободы

    1

    12

    Конституционные обязанности граждан

    1

    13

    Плебисцит, референдум, народный опрос

    1

    14

    Выборы

    1

    15

    Избирательный процесс и ответственность за его нарушение

    1

    16

    Государственный аппарат

    1

    17

    Президент Российской Федерации

    1

    18

    Парламент Российской Федерации

    1

    19

    Правительство Российской Федерации

    0.5

    20

    Министерства и ведомства РФ: понятие, правовой статус и виды

    0.5

    21

    Правоохранительная система и ее задачи

    1

    22

    Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

    1

    23

    Прокуратура

    1

    24

    Нотариат

    1

    25

    Адвокатура

    1

    26

    Бюджетная система РФ

    1

    27

    Налоговая система РФ

    1

    28

    Брак и семья по семейному праву

    1

    29

    Брак и условия его заключения

    1

    30

    Права и обязанности супругов

    1

    31

    Права и обязанности родителей и детей

    1

    32

    Понятие преступления

    1

    33

    Соучастие в преступлении

    1

    34

    Виды преступлений

    1

    35

    Наказание и его цели

    1

    36

    Виды наказаний

    1

    Поурочно-тематическое планирование профильного курса Право.

    Первый  год  обучения. 10 класс.

    №№

    п/п

    Тема урока

    Тип урока

    Цель урока

    План урока

    Ожидаемый

    результат

    Домашнее

    задание

    1

    Понятие и виды

    государства.

     

    Урок изучения новой темы

     

    Изучить вопрос о происхождении государства; ознакомить с теориями происхождения государства (15);

    классифицировать государства по различным критериям

    Изучение темы:

    1.Происхождение государства

    2.Теории (всего15) происхождения государства

    3.Признаки государства

    4.Виды государств

    Закрепление изученного:

    Дискуссия на тему: армия - как необходимый атрибут государства

    Учащиеся должны:

    понять процесс образования государства; усвоить, что государство-это особая организация, которой присущи особые признаки;

    запомнить критерии, отличающие государства

    друг от друга

    Учить параграф 1,

    Выполнить задания на стр. 23-25.

    2

    Роль государства

    в жизни общества

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с задачами государства по управлению обществом, с внутренними и внешними функциями государства

     

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам  для контроля

    Новая тема:

    1.Задачи государства

    2.Внутренние функции государства

    3.Внешние функции государства

    Закрепление изученного:

    Выполнить задания на стр 32-33

    Понять в чем назначение государства, уяснить внешние и внутренние функции государств.

    Учить  параграф 2, выполнить

    задания №5-

    7 на стр.33-34

    3

    Понятие  Право

     

    Комбинированный урок

    Объяснить понятие норма,

    ознакомить с делением норм на социальные и несоциальные, рассказать

    о том, как и когда появилось право, изучить признаки права

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам на стр. 30-32

    Новая тема:

    1.Виды норм

    -несоциальные

    -социальные

    2.Возникновение права

    3.Классификация права

    Закрепление:

    Решить задачи на стр.49

    Уяснить деление норм на социальные и несоциальные; разбираться в признаках права, запомнить этапы развития права.

    Учить  параграф 3

    4

    Ценность права и

    его роль в жизни

    общества

     

     

    Комбинированный урок

    Изучить значение права и роль права в жизни общества, ознакомить с классификацией функций права

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам на стр.47-49

    Новая тема:

    1.Понятие функции права

    2.Классификация функций права

    -регулятивная;

    -охранительная;

    -дополнительная

    Закрепление:

    Обсуждение закона об альтернати- ной службе

    Понять полезность права, уяснить основные и дополнительные функции права, их значимость для общества

    Учить  параграф 4,

    Выполнить задания на стр.60-61

    5

    Право как ограничитель политики и власти.Политика и мораль

     

     

    Комбинированный урок

    Изучить право как ограничитель политики и власти;

    рассмотреть право как ограничитель деятельности политических партий; донести до учащихся мысль о том, что политика и мораль не должны противоречить

    друг другу

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам на стр. 58-59

    Новая тема:

    1.Право как ограничитель государственной политики

    2.Право как ограничитель деятельности политических партий

    3.Политика и мораль

    Закрепление:

    Решить задания на стр. 73-75

    Запомнить: 1) кто занимается политикой

    2)три опасных свойства, присущих власти:

    Усвоить, что является ограничителем  политики

    Государства и партий

    Учить параграф 5

    6

    Нормы права и их система

     

     

     

    Комбинированный урок

    Изучить «кирпичик» права

    -норму права, ее особеннос

    ть, ознакомить с системой права, материальным процессуальным правом

     

    Проверка д/з:

    Фронтальный опрос по вопросам на

    стр.71-73

    Новая тема:

    1.понятие правовой нормы

    2.система права

    3.материальное право

    4.процессуальное право

    Закрепление:

    -выполнить задания № 1-2 на стр. 86-87,

    -записать в тетрадь схему из учебника

    Запомнить понятия:

    - норма права, институт права, материальное право, процессуальное право;

    -разбираться в строении российского  права

    Учить параграф 6, выполнить оставшиеся задания на стр.86-87

    7

    Правотворчество. Законодательный процесс.

     

    Комбинированный урок.

    Понять необходимость

    письменной фиксации норм права, задачи правотворчества, ознакомиться с видами нормативных актов

    и законотворчеством.

    Изучить типы высших законодательных органов

    власти, законодательным процессом

    Проверка д/\з

    Опрос по вопросам на стр. 85

    Новая тема:

    1.понятие правотворчества и его разновидности;

    2.понятие нормативного акта

    3.виды нормативных актов

    4.законотворчество

    5.парламенты и их типы

    6.принятие законов

    7.реализация прав

    Закрепление:

    -ответить на задания № 1,2

    Уяснить и запомнить:

    -три разновидности правотворчества;

    -законодательные органы власти;

    -процесс принятия закона

    Учить параграф 7, завершить работу над оставшимися  заданиями

    8

    Правонарушения и

    юридическая ответственность

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с тремя вида-

    ми правомерного поведения, с понятием правонарушение и видами

    правонарушений, причина-

    ми правонарушений, с понятием юридическая ответственность и целями юридической ответственности,

    видами юридической ответственности

    Проверка д/з:

    Опрос пол вопросам для контроля

    На стр.99-100.

    Новая тема:

    1.правомерное поведение

    2.понятие правонарушения

    3.виды правонарушений

    4.причины правонарушений

    5.понятие юридической ответственности

    6.цели юридической ответственности

    7.принципы юридической ответственности

    8.виды юридической ответственности.

    Закрепление:

    решение заданий №1,2  на стр. 120-121.

    Понять, что такое:

    -правомерное поведение

    -правонарушение

    -виды правонарушений

    Запомнить:

    -признаки юридической ответственности

    -принципы юридической ответственности

    -цели юридической ответственности

     

    Учить параграф 8, завершить работу над заданиями на стр. 120-122

    9

    Конституция РФ.

    Гражданство.

     

     

     

    Комбинированный урок

    Познакомить с историей российских Конституций,

    с юридическими свойствами Конституции,

    с конституционным строем РФ, с понятием гражданство.

    Проверка д/з по вопросам на стр 117-119

    Новая тема:

    1.история российских Конституций

    2.юридические свойства Конституции

    3.конституцуионный строй РФ

    4.гражданство

    Закрепление:

    Задания № 1,2 на стр. 131

    Изучить и запомнить:

    -основные положения Конституции РФ

    -принципы устройства России

    -гражданство РФ

    -основания получения гражданства РФ

    Учить параграф 9, доделать письменно задания в тетради на стр.131-133

    10

    Права и свободы как показатель гуманизма политики

     

    Комбинированный урок

    Изучить особую категорию

    прав и обязанностей – конституционный статус гражданина, особенности прав человека как гражданина страны, ознакомить с этапами освоения  прав человека в России.

    Проверка знаний по вопросам на стр. 130-131

    Новая тема:

    1.правовой статус и правовое положение личности

    2.понятие прав человека

    3.особенности прав человека

    4.права и свободы человека как центра правовой системы

    5.этапы освоения прав человека

    6.классификация прав и свобод

    Закрепление:

    Задания № 1-5 на стр. 143-145

    Уяснить учащимися:

    -понятие правовой статус

    -права человека

    -особенности прав человека

    -этапы освоения прав человека

    Учить параграф 10, выписать в тетрадь права человека как гражданина РФ

    11

    Политические  права и свободы

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Дать представление о политических правах и свободах и изучить их подробнее

    Проверка ранее полученных знаний по вопросам для контроля на стр.141-143

    Новая тема:

    1.понятие политических прав и свобод

    2.свобода мыслей, слова, печати

    3.свобода объединений

    4.свобода собраний, митингов. демонстраций

    5.участие в референдуме

    6.право избирать и быть избранным

    7.право на доступ к госслужбе

    8.право участвовать в отправлении

    правосудия

    9.право на обращение в госорганы

    Закрепление:

    Обсудить тему: «Демонстрации как

    показатель уровня развития общества»

    Усвоить конституционные права и свободы;

    Уяснить значение и роль конституционных прав и свобод в жизни общества и индивида

    Учить параграф 11, решить задания к параграфу

    12

    Конституционные обязанности граждан

    Изучить конституционные обязанности граждан

    Проверка д/з:

    Обсуждение по вопросам на стр.153-154

    Новая тема:

    1.обязанности граждан:

    -соблюдать Конституцию

    -платить налоги

    -сохранять природу

    -0защищать Отечество

    -получать образование

    -заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

    Закрепление:

    Решить задачи № 1,2 на стр.166

    Запомнить свои конституционные обязанности и получить представление о том, как они исполняются

    Учить параграф 12,  решить  остальные задачи на стр. 166-168

    13

    Плебисцит, референдум, всенародный опрос.

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с понятиями: плебисцит, референдум, их значением, видами, порядком проведения

    Проверка  д/з:

    -работа в группах по вопросам на стр. 164-165

    Новая тема:

    1.историчесик корни референдума

    2.понятие референдум

    3.цель референдума, виды референдума

    4.порядок проведения  референдума

    Закрепление:

    Запись в тетрадь основных положений темы

     

    Должны уяснить понятия –плебисцит

    - референдум;

    Знать:

    - виды референдумов и их применение в РФ

    Учить параграф 13

    14

    Выборы

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Дать представление о прямой демократии, о достоинстве и недостатках выборной системы управления; ознакомить с принципами избирательного права, видами избирательных систем

    Проверка д/з:

    -групповой опрос на вопросы на стр.175-176

    Новая тема:

    1.представительная демократия:

    история, достоинства, недостатки

    2.понятие избирательное право

    3.нормы и принципы избирательного права;

    4.права избирателей

    5.виды избирательных систем

    Закрепление:

    -запись в тетрадь основных положений темы

    -продолжить работу над словарем

    Должны уметь

    -различать виды избирательных систем

    -знать права избирателей

    -отличать особенности активного и пассивного избирательных прав

     

    Учить параграф 14, задания  на стр.191

    15

    Избирательный процесс и ответственность за его нарушение

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с избирательными органами, избирательным процессом; изучить виды санкций за нарушение избирательного законодательства

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам на стр.189-190

    Новая тема:

    1.избирательные органы

    2.стадии избирательного процесса:

    -назначение выборов

    -образование избирательных участков

    -выдвижение кандидатов

    -предвыборная агитация

    -голосование, подведение итогов

    -ответственность за нарушение избирательного законодательства

    Закрепление:

    -работа с вопросами № 1-9 на стр 204

    Знать:

    -принципы работы избирательных органов

    -стадии избирательного процесса

    -о правилах проведения голосования

    -об ответственности за нарушение избирательного процесса

    Учить параграф 15, выполнить все задания к параграфу

    16

    Государственный аппарат

     

     

     

    Комбинированный урок

    Рассказать о госаппарате, его особенностях; изучить госуд-ые органы РФ, их структуру; ознакомить с законодательными, исполнительными и правоохранительными органами.

    Проверка д/з:

    -письменный опрос по вопросам на стр.189-190 № 8-31

    Новая тема:

    1.госаппарат, его особенности

    2.виды государственных органов

    3.характеристика законодательных, исполнительных, правоохранительных органов

    Закрепление:

    -выполнить задания № 1,2 на стр.219

    Освоить новые понятия; усвоить особенности устройства и деятельности государственного аппарата

    Учить параграф 16, завершить работу над заданиями на стр. 219-221

    17

    Президент

    Российской Федерации

     

     

    Комбинированный урок

    Познакомить с положением Президента в РФ, его функциями, компетенцией Президента, изучить требования, предъявляемыми к кандидатам на пост Президента

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам  на стр.217-218

    Новая тема:

    1.положение президента в системе  государственных органов

    2.функции президента РФ

    3.компетенция президента РФ

    4.требования к кандидату

    5.прекращение полномочий

    Закрепление:

    -запись в тетрадь основных положений темы

    -решить тест на стр.227

    Уяснить:

    -функции Президента РФ

    -компетенцию Президента

    -ограничения власти Президента

    -условия прекращения полномочий Президента

    Учить параграф 17,  выполнить все задания к параграфу

    18

    Парламент РФ

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с общей характеристикой Федерального собрания, с функциями Совета Федерации и Государственной думы

    Проверка д/з:

    -опрос учащихся по вопросам на стр.226-227

    Новая тема:

    1.эволюция парламентаризма

    2.история парламентаризма

    3.характеристики Федерального собрания и Госдумы

    4.функции Совета Федерации и Государственной думы

    Закрепление:

    -письменно решить задачи № 1,2 на стр.235

    Знать:

    -с какой целью появился парламент

    -почему парламент является представительным органом

    -кто может быть членами Совета Федерации и Государственной думы

    -функции Совета Федерации и Государственной думы

    Учить параграф 18, письменно решить задания на стр. 235-237

    19

    Правительство РФ

     

     

    Комбинированный урок

    Изучить состав Правительства, его функции и компетенцию, систему федеральных органов исполнительной власти

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам на стр. 235

    Новая тема:

    1.состав правительства

    2.компетенция правительства

    3.министерства и ведомства РФ

    Закрепление:

    -выполнить задания из рабочей тетради

    -запись в тетради основных положений темы

     

    Знать:

    -к какой ветви власти относится Правительство

    -какой принцип лежит в основе его деятельности

    -кто руководит деятельностью Правительства

    -кто входит в состав Пра-

    вительства

    -процесс его формирования

    -функции Правительства

    -систему министерств РФ

    Учить параграфы 19, 20, решить  все задания к параграфам

    20

    Правоохранительная система и ее задачи

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Объяснить устройство правоохранительной системы РФ, рассказать о судах, прокуратуре, полиции и др. – системе государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

    Проверка знаний по вопросам на стр. 240, 245-246

    Новая тема:

    Правоохранительная система:

    -суды

    -прокуратура

    -полиция

    -пенитенциарная система

    -органы госбезопасности

    -нотариат

    -адвокатура

    -таможенные органы

    Закрепление:

    -решить задания № 1,2 на стр.253-254

    Знать систему правоохранительных органов РФ, функции органов правоохранительной системы

    Учить параграф 21, решить задания на стр. 254-256

    21

    Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

     

     

    Комбинированный урок

    Объяснить, почему суды, рассматривающие гражданские споры, называют судами общей юрисдикции; ознакомить с работой арбитражных судов, раскрыть специфичность судебной власти

    Проверка знаний:

    -групповая работа по вопросам на стр.  252-253

    Новая тема:

    1.суды общей юрисдикции

    2.система общих судов

    3.арбитражные суды

    4.особенности судебной власти

    Закрепление:

    Обсудить вопрос «Возраст судьи»

    Знать:

    -общие суды рассматривают юридические дела между гражданами или меду гражданами и организациями

    -арбитражные суды решают споры между юридическими лицами

    -судьями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж от 5 лет

    -особенности судебной

    системы

    Учить параграф 22, письменно в тетради решить задания  № 1-5 на стр. 263-265 

    22

    Прокуратура.

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Изучить, кто может стать работником прокуратуры; ознакомить с направлениями прокурорской деятельности, с системой органов прокуратуры, с полномочиями прокурора

    Проверка  д/з:

    -выборочная проверка письменного домашнего задания;

    -опрос по вопросам на стр. 262-263

    Новая тема:

    1.компетенция прокуратуры

    2.система органов прокуратуры

    3.полномочия прокурора

    Закрепление:

    -решить задание №5 на стр.271

    Знать:

    -направления деятельности прокуратуры

    -полномочия прокурора

    -роль прокурора с судопроизводстве

    -роль прокуратуры в защите прав и свобод человека

    Учить параграф 23; устно ответить на вопросы №1-4 на стр.269-270

    23

    Нотариат

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с обязанностя-

    ми нотариата и нотариуса, полномочиями нотариуса.

     

    Проверка д/з:

    -устная проверка заданий нс стр. 269-270

    -опрос по вопросам на стр.269

    Новая тема:

    1.понятие нотариата и его задачи

    2.обязанности нотариуса

    3.полномочия нотариуса

    Закрепление:

    -решить задание №4. 5 на стр.279

    Знать:

    -основы законодательства о нотариате

    -полномочия нотариуса

    -ответственность нотариуса

    Учить параграф 24;

    отвечать на вопросы на стр.277-278

    24

    Адвокатура

     

     

     

    Комбинированный урок

     

    Понять задачи, стоящие перед адвокатурой, изучить обязанности адво-

    ката, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

    Проверка домашнего задания:

    -опрос по вопросам на стр. 277-278

    -решение задач на стр.278

    Новая тема:

    1.понятие и задачи адвокатуры

    2.обязанности адвоката

    3.виды юридической помощи

    Закрепление:

    -работа со схемой (учебник Варывдина)

    -задание №1 на стр.286

    Знать, что:

    -адвокатура – это негосударственная организация;

    -задача адвокатуры – оказывать юридическую помощь;

    -входит в обязанности адвоката

    Учить параграф 25; выполнить письменно задания № 2-5 на стр. 286, 287

    25

    Бюджетная система Российской Федерации

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с понятием «бюджет», изучить бюджетное устройство РФ, структуру бюджета

    Проверка д/з:

    -письменный опрос по вопросам  на стр. 285

    Новая тема:

    1.понятие бюджета

    2.бюджетное устройство РФ

    3.принципы построения бюджетной системы

    4.структура бюджета

    Закрепление:

    -решить задачу №4 на стр.298

    Знать, что

    -бюджет – это финансовый план образования  и

    расходования денежных средств бюджетных фон-

    дов различного уровня;

    -бюджет – это юридический документ, принимаемый  Федеральным  собранием РФ;

    -бюджетное  устройство в РФ основывается на прин-

    ципах единства, полноты, реальности, гласности;

    -любой бюджет состоит из доходной и расходной частей

    Учить параграф 26; решить письменно задачи №1-4 на стр.296-298

    26

    Налоговая система Российской Федерации

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с понятием и функциями налогов, изучить виды налогов, закон о налогах, с ответственностью за нарушение налогового законодательства; объяснить налоговую систему РФ

    Проверка д/з:

    -выборочная  проверка письменного домашнего задания

    -опрос по вопросам на стр.296

    Новая тема:

    1.понятие налога

    2.функции налога

    3.виды налогов

    4.ответственность за нарушение налогового законодательства

    5.налоговая система РФ

    Закрепление:

    -работа со схемой (учебник Варывдина)

    - решение задач № 1,2 на стр.309

    Должны запомнить, что:

    -налог – это безвозмездный обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

    -выделяются фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов;

    -налоги подразделяются на прямые и косвенные, федеральные, региональные, местные;

    -в РФ налоги могут устанавливаться только

    Налоговым кодексом РФ.

    Учить параграф 27, ответы на вопросы на стр.308-309, и стр. 310-311.

    27

    Брак и семья по семейному праву

     

     

     

    Комбинированный урок

    Рассказать о значении семьи, о том, как регулируются семейные отношения в РФ, ознакомить с понятиями брака и семьи, функциями семьи.

    Проверка д/з:

    -проверка по вопросам на стр.308-309, 310-311

    Новая тема:

    1.семейное право как отрасль права

    2.понятие брака

    3.понятие семья

    4.функции семьи

    Закрепление:

    -работа со схемами из учебника Варывдина

    Запомнить:

    -семейные отношения регулируются  Семейным кодексом;

    -особенности семейных отношений;

    -признаки семейных отношений;

    -функции семьи

    Учить параграф 28,  ответы на вопросы на стр. 319 и задания на стр. 320-321

    28

    Брак и условия его заключения

     

     

     

    Комбинированный урок

    Рассмотреть порядок и условия заключения ,  условия расторжения брака

    Проверка д/з:

     -опрос по вопросам  на стр.319

    Новая тема:

    1.порядок заключения брака

    2.условия заключения брака

    3.расторжение брака

    Закрепление:

    диспут на тему: «Нужна ли регистрация брака»

    Знать:

    -какой брак в РФ признается государством;

    -когда возникают супружеские права и обязанности;

    -зачем устанавливается срок с момента подачи заявления;

    -препятствия заключению брака;

    -причины расторжения брака

    Учить параграф 29, ответить на вопросы на стр. 325-326

    29

    Права и обязанности супругов

     

     

     

     

    Комбинированный урок

    Уяснить, какие права и обязанности, возникают у супругов в случае регистрации брака

    Проверка д/з:

    -опрос по вопр. на стр.325-326

    -письменно выполнить задания на стр.3276-330

    Новая тема:

    1.личные права и обязанности супругов

    2.имущественные права и обязанности супругов

    Закрепление:

    -выполнить задания № 1,2 на стр.336

    Знать:

    -виды прав и обязанностей супругов в браке;

    -личные права и обязанности супругов;

    -признаки семьи;

    -типы внутрисемейных отношений;

    -личная и совместная собственность супругов

    Учить параграф 30

    Ответить на вопросы для контроля

    30

    Права и обязанности родителей и детей

     

     

     

    Комбинированный урок

    Изучить права детей, в том числе, личные, обязанности родителей по отношению к детям, имущественные права детей

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля;

    -решения задач на стр.336-337

    Новая тема:

    1.установление происхождения ребенка

    2.личные права детей и обязанности родителей по отношению к детям 

    3.имущественные права детей и обязанности родителей

    Закрепление:

    -решить задачи № 1,2 на стр.345

    Запомнить:

    -кого считают отцом ребенка;

    -что такое права ребенка;

    Знать:

    -личные права ребенка;

    -имущественные права ребенка

    Учить параграф 31, отвечать на вопроса для контроля

    31

    Понятие преступления

     

     

    Комбинированный урок

    Рассказать об уголовном праве, об Уголовном кодексе; изучить признаки преступления, разные формы вины

    Проверка д/з:

    -решить задачи № 3-7 на стр.345-346

    -выборочный опрос по вопр. на стр. 344

    Новая тема:

    1.уголовное право

    2.признаки преступления

    3.вина, разновидности формы вины

    Закрепление:

    -решить задачу №1 на стр.353

    Запомнить, что:

    -уголовное право = это система норм права, определяющая круг преступных деяний и виды наказаний за них;

    -преступление = это общественно опасное деяние;

    -преступление имеет определенные признаки;

    -вина это психическое отношение лица, совершившего преступление к своему деянию

    Учить параграф 32, решить задачи на стр. 353-355

    32

    Соучастие в преступлении

     

     

     

    Комбинированный урок

    Познакомить с понятием «соучастник», видами соучастников, изучить вопрос о том, кого могут привлечь к уголовной ответственности.

    Проверка д/з:

    -проверка решения задач на стр. 353-355

    -опрос по вопросам для контроля

    Новая тема:

    1.понятие соучастник

    2.субъект преступления

    3.виды соучастников

    Закрепление:

    -обсудить вопрос о невменяемости

    Запомнить, что:

    -уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет;

    -за отдельные виды преступления ответственность наступает с 14 лет;

    -субъект преступления-  это вменяемое лицо, совершившее уголовно-противоправное деяние;

    -соучастие – это умышленное участие 2-х и более лиц в совершении преступления

    Учить параграф 33, выполнить задания на стр.360-361

    33

    Виды преступлений

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с особенностями действующего Уголовного кодекса, с различными видами преступлений

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля

    -проверка решения задач

    Новая тема:

    1.преступления против личности

    2.преступления в сфере экономики

    3.преступления против общественной безопасности

    4.преступления против государственной власти

    5.воинские преступления

    6.преступления против мира и безопасности

    Закрепление:

    -обсудить тему об ужесточении наказания несовершеннолетних за преступления.

    Знать

    -особенности действующего Уголовного кодекса;

    -виды преступлений

    Учить параграф 34, решить задания на стр. 367-368

    34

    Наказание и его цели

     

     

     

    Комбинированный урок

    Проанализировать  определение понятие «наказание», изучить особенности уголовного наказания, цели наказания.

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля

    -проверка решения задач

    Новая тема:

    1.понятие наказания

    2.особенности уголовного наказания

    3.цели наказания

    Закрепление:

    -решить задачи № 1,2 на стр. 373

    Запомнить, что:

    -наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная УК;

    -наказание назначается только судом;

    -является целями наказания;

    -уголовные санкции назначаются с использованием особой процедуры

    Учить параграф 35, выполнить задания на стр. 373-374

    35

    Виды наказаний

     

     

     

    Комбинированный урок

    Ознакомить с видами наказаний и о назначении на​казания

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля;

    -проверка решения задач

    Новая тема:

    1.виды наказаний

    2.лишение свободы

    3.смертная казнь

    4.назначение наказаний

    Закрепление:

    -работа со схемой из учебника Варывдина;

    -решить задачу №1 на стр.381

    Помнить, что :

    - в УК дается перечень 13 видов наказаний, которые суд не может дополнять по своему усмотрению;

    -наиболее распространенным видом уголовного наказания является решение свободы

    -минимальный срок лишения свободы-6 лет, максимальный-20 лет;

    -назначение наказания очень сложный процесс

    Учить параграф 36, выполнить задания и задачи на стр. 381-383

    36

    Заключительный урок

     

    Итоговая тестовая работа

     

     

     

     

    Список литературы

    1. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Учебно-методичский комплекс.  Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое сообщество России,  2003

    2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.  «Право» ,М.: « Вита-Пресс» , 2011г.

    3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя 2-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

    4. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые  ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А.Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Планета, 2012. -116 с. – (Качество обучения).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kurs_pravo.doc172 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    к программе изучения предмета  Право  на профильном уровне.

    Учитель истории и обществознания Малышкина Н.А.

    Более пяти тысяч лет тому назад появились первые государства, почти столько же существуют и законы. Если право сводить к законам, которые создает государство, то создается впечатление, что вне закона нет права. Тогда  можно сказать, государство является единственным создателем права. Современные ученые отрицают тождественность понятий право и закон. По их мнению, закон является только одной из форм выражения права. Закон – это творение человека, а природа наделяет человека , как живой организм, определенным набором прав и свобод, которые принадлежат ему всю жизнь - от рождения до смерти. Таким образом, право не тождественно закону, оно нечто большее, чем закон. Изначально первые законы воплощали представление о справедливости, сегодняшнее право – это нравственный минимум, который обязаны выполнять все. Современное общество не способно существовать без права, т.к. власть и государство в своей деятельности должны опираться на справедливые законы, недаром в Древнем Риме существовало выражение: « Пусть свершится справедливость, даже если погибнет мир!»

    Изучать право, конкретные правовые нормы, основные законы –  это значит: понимать происходящие в стране процессы, активно участвовать в жизни современного российского общества, приобретать навыки, необходимые для овладения правовой культурой, учиться пользоваться законами, определиться с профессиональной ориентацией, содействовать формированию политической культуры учащихся, способности самостоятельно разбираться в политических и правовых вопросах.

    Знание предмета  Право жизненно необходимо не только современным политиками, юристам, социологам, финансистам, но и представителям всех остальных профессий ибо каждый шаг , действие, поступок, слово человека   сегодня  регламентированы законом.  

    Изучение профильного курса  Право  осуществляется по следующим учебникам и пособиям:

    1. Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.  « Право». Учебник издан Вита-Пресс в 2011г., и полностью соответствует профильному уровню школьного образования. В первой книге учебника изложена система основных знаний о государстве и праве, во второй книге рассматриваются правовые основы регулирования экономической жизни страны.
    2. Варывдина В.А. « Право». Переработан в 3-м издании, издан в 2005 г. издательством Педагогическое сообщество России, М.

     В этом учебнике в схемах и таблицах, определениях раскрываются основные понятия и категории отраслей права, с которыми обучаемые наиболее часто сталкиваются сегодня; рассматривается содержание правовых документов повседневной практики. Схемы и таблицы могут быть использованы в качестве раздаточного материала при организации самостоятельной работы и практических занятий.

    1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя -2-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. В пособии содержатся методические разработки по курсу «Право» для профильных школ. В нем подробно описаны различные методические приемы обучения праву, приведены материалы, помогающие эффективно организовывать занятия по праву, образцы юридических документов.                                                                                      
    2. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/.авт-сост. С.А.Зинина, Т.А.Корнева, Т.А.Шарова. Изд. 2-е, перераб и доп.М.:Планета, 2011г. Пособие предназначено для семинарско-практических занятий, зачетов, олимпиад. Пособие содержит задачи по различным темам правоведения.

    Изучение программы  рассчитано на 72 часа за два года обучения в 10 – 11 классах. При составлении планирования использовались рекомендации,  изложенные в методическом  пособии Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.

                Планирование первого года обучения в 10 классе.

    №№

    п/п

    Наименование  темы

    Количество

    часов

    1

    Понятие и виды государств

    1

    2

    Роль государства в жизни общества

    1

    3

    Понятие права

    1

    4

    Ценность права и его роль в жизни общества

    1

    5

    Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль.

    1

    6

    Нормы права и их система

    1

    7

    Правотворчество. Законодательный процесс

    1

    8

    Правонарушения и юридическая ответственность

    1

    9

    Конституция Российской Федерации. Гражданства

    1

    10

    Права и свободы как показатель гуманизма политики

    1

    11

    Политические права и свободы

    1

    12

    Конституционные обязанности граждан

    1

    13

    Плебисцит, референдум, народный опрос

    1

    14

    Выборы

    1

    15

    Избирательный процесс и ответственность за его нарушение

    1

    16

    Государственный аппарат

    1

    17

    Президент Российской Федерации

    1

    18

    Парламент Российской Федерации

    1

    19

    Правительство Российской Федерации

    0.5

    20

    Министерства и ведомства РФ: понятие, правовой статус и виды

    0.5

    21

    Правоохранительная система и ее задачи

    1

    22

    Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

    1

    23

    Прокуратура

    1

    24

    Нотариат

    1

    25

    Адвокатура

    1

    26

    Бюджетная система РФ

    1

    27

    Налоговая система РФ

    1

    28

    Брак и семья по семейному праву

    1

    29

    Брак и условия его заключения

    1

    30

    Права и обязанности супругов

    1

    31

    Права и обязанности родителей и детей

    1

    32

    Понятие преступления

    1

    33

    Соучастие в преступлении

    1

    34

    Виды преступлений

    1

    35

    Наказание и его цели

    1

    36

    Виды наказаний

    1

    Поурочно-тематическое планирование профильного курса Право.

    Первый  год  обучения. 10 класс.

    №№

    п/п

    Тема урока

    Тип урока

    Цель урока

    План урока

    Ожидаемый

    результат

    Домашнее

    задание

    1

    Понятие и виды

    государства.


    Урок изучения новой темы

    Изучить вопрос о происхождении государства; ознакомить с теориями происхождения государства (15);

    классифицировать государства по различным критериям

    Изучение темы:

    1.Происхождение государства

    2.Теории (всего15) происхождения государства

    3.Признаки государства

    4.Виды государств

    Закрепление изученного:

    Дискуссия на тему: армия - как необходимый атрибут государства

    Учащиеся должны:

    понять процесс образования государства; усвоить, что государство-это особая организация, которой присущи особые признаки;

    запомнить критерии, отличающие государства

    друг от друга

    Учить параграф 1,

    Выполнить задания на стр. 23-25.

    2

    Роль государства

    в жизни общества


    Комбинированный урок

    Ознакомить с задачами государства по управлению обществом, с внутренними и внешними функциями государства

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам  для контроля

    Новая тема:

    1.Задачи государства

    2.Внутренние функции государства

    3.Внешние функции государства

    Закрепление изученного:

    Выполнить задания на стр 32-33

    Понять в чем назначение государства, уяснить внешние и внутренние функции государств.

    Учить  параграф 2, выполнить

    задания №5-

    7 на стр.33-34

    3

    Понятие  Право


    Комбинированный урок

    Объяснить понятие норма,

    ознакомить с делением норм на социальные и несоциальные, рассказать

    о том, как и когда появилось право, изучить признаки права

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам на стр. 30-32

    Новая тема:

    1.Виды норм

    -несоциальные

    -социальные

    2.Возникновение права

    3.Классификация права

    Закрепление:

    Решить задачи на стр.49

    Уяснить деление норм на социальные и несоциальные; разбираться в признаках права, запомнить этапы развития права.

    Учить  параграф 3

    4

    Ценность права и

    его роль в жизни

    общества



    Комбинированный урок

    Изучить значение права и роль права в жизни общества, ознакомить с классификацией функций права

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам на стр.47-49

    Новая тема:

    1.Понятие функции права

    2.Классификация функций права

    -регулятивная;

    -охранительная;

    -дополнительная

    Закрепление:

    Обсуждение закона об альтернати- ной службе

    Понять полезность права, уяснить основные и дополнительные функции права, их значимость для общества

    Учить  параграф 4,

    Выполнить задания на стр.60-61

    5

    Право как ограничитель политики и власти.Политика и мораль



    Комбинированный урок

    Изучить право как ограничитель политики и власти;

    рассмотреть право как ограничитель деятельности политических партий; донести до учащихся мысль о том, что политика и мораль не должны противоречить

    друг другу

    Проверка д/з:

    Опрос по вопросам на стр. 58-59

    Новая тема:

    1.Право как ограничитель государственной политики

    2.Право как ограничитель деятельности политических партий

    3.Политика и мораль

    Закрепление:

    Решить задания на стр. 73-75

    Запомнить: 1) кто занимается политикой

    2)три опасных свойства, присущих власти:

    Усвоить, что является ограничителем  политики

    Государства и партий

    Учить параграф 5

    6

    Нормы права и их система




    Комбинированный урок

    Изучить «кирпичик» права

    -норму права, ее особеннос

    ть, ознакомить с системой права, материальным процессуальным правом

    Проверка д/з:

    Фронтальный опрос по вопросам на

    стр.71-73

    Новая тема:

    1.понятие правовой нормы

    2.система права

    3.материальное право

    4.процессуальное право

    Закрепление:

    -выполнить задания № 1-2 на стр. 86-87,

    -записать в тетрадь схему из учебника

    Запомнить понятия:

    - норма права, институт права, материальное право, процессуальное право;

    -разбираться в строении российского  права

    Учить параграф 6, выполнить оставшиеся задания на стр.86-87

    7

    Правотворчество. Законодательный процесс.


    Комбинированный урок.

    Понять необходимость

    письменной фиксации норм права, задачи правотворчества, ознакомиться с видами нормативных актов

    и законотворчеством.

    Изучить типы высших законодательных органов

    власти, законодательным процессом

    Проверка д/\з

    Опрос по вопросам на стр. 85

    Новая тема:

    1.понятие правотворчества и его разновидности;

    2.понятие нормативного акта

    3.виды нормативных актов

    4.законотворчество

    5.парламенты и их типы

    6.принятие законов

    7.реализация прав

    Закрепление:

    -ответить на задания № 1,2

    Уяснить и запомнить:

    -три разновидности правотворчества;

    -законодательные органы власти;

    -процесс принятия закона

    Учить параграф 7, завершить работу над оставшимися  заданиями

    8

    Правонарушения и

    юридическая ответственность





    Комбинированный урок

    Ознакомить с тремя вида-

    ми правомерного поведения, с понятием правонарушение и видами

    правонарушений, причина-

    ми правонарушений, с понятием юридическая ответственность и целями юридической ответственности,

    видами юридической ответственности

    Проверка д/з:

    Опрос пол вопросам для контроля

    На стр.99-100.

    Новая тема:

    1.правомерное поведение

    2.понятие правонарушения

    3.виды правонарушений

    4.причины правонарушений

    5.понятие юридической ответственности

    6.цели юридической ответственности

    7.принципы юридической ответственности

    8.виды юридической ответственности.

    Закрепление:

    решение заданий №1,2  на стр. 120-121.

    Понять, что такое:

    -правомерное поведение

    -правонарушение

    -виды правонарушений

    Запомнить:

    -признаки юридической ответственности

    -принципы юридической ответственности

    -цели юридической ответственности

    Учить параграф 8, завершить работу над заданиями на стр. 120-122

    9

    Конституция РФ.

    Гражданство.




    Комбинированный урок

    Познакомить с историей российских Конституций,

    с юридическими свойствами Конституции,

    с конституционным строем РФ, с понятием гражданство.

    Проверка д/з по вопросам на стр 117-119

    Новая тема:

    1.история российских Конституций

    2.юридические свойства Конституции

    3.конституцуионный строй РФ

    4.гражданство

    Закрепление:

    Задания № 1,2 на стр. 131

    Изучить и запомнить:

    -основные положения Конституции РФ

    -принципы устройства России

    -гражданство РФ

    -основания получения гражданства РФ

    Учить параграф 9, доделать письменно задания в тетради на стр.131-133

    10

    Права и свободы как показатель гуманизма политики


    Комбинированный урок

    Изучить особую категорию

    прав и обязанностей – конституционный статус гражданина, особенности прав человека как гражданина страны, ознакомить с этапами освоения  прав человека в России.

    Проверка знаний по вопросам на стр. 130-131

    Новая тема:

    1.правовой статус и правовое положение личности

    2.понятие прав человека

    3.особенности прав человека

    4.права и свободы человека как центра правовой системы

    5.этапы освоения прав человека

    6.классификация прав и свобод

    Закрепление:

    Задания № 1-5 на стр. 143-145

    Уяснить учащимися:

    -понятие правовой статус

    -права человека

    -особенности прав человека

    -этапы освоения прав человека

    Учить параграф 10, выписать в тетрадь права человека как гражданина РФ

    11

    Политические  права и свободы





    Комбинированный урок

    Дать представление о политических правах и свободах и изучить их подробнее

    Проверка ранее полученных знаний по вопросам для контроля на стр.141-143

    Новая тема:

    1.понятие политических прав и свобод

    2.свобода мыслей, слова, печати

    3.свобода объединений

    4.свобода собраний, митингов. демонстраций

    5.участие в референдуме

    6.право избирать и быть избранным

    7.право на доступ к госслужбе

    8.право участвовать в отправлении

    правосудия

    9.право на обращение в госорганы

    Закрепление:

    Обсудить тему: «Демонстрации как

    показатель уровня развития общества»

    Усвоить конституционные права и свободы;

    Уяснить значение и роль конституционных прав и свобод в жизни общества и индивида

    Учить параграф 11, решить задания к параграфу

    12

    Конституционные обязанности граждан

    Изучить конституционные обязанности граждан

    Проверка д/з:

    Обсуждение по вопросам на стр.153-154

    Новая тема:

    1.обязанности граждан:

    -соблюдать Конституцию

    -платить налоги

    -сохранять природу

    -0защищать Отечество

    -получать образование

    -заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

    Закрепление:

    Решить задачи № 1,2 на стр.166

    Запомнить свои конституционные обязанности и получить представление о том, как они исполняются

    Учить параграф 12,  решить  остальные задачи на стр. 166-168

    13

    Плебисцит, референдум, всенародный опрос.




    Комбинированный урок

    Ознакомить с понятиями: плебисцит, референдум, их значением, видами, порядком проведения

    Проверка  д/з:

    -работа в группах по вопросам на стр. 164-165

    Новая тема:

    1.историчесик корни референдума

    2.понятие референдум

    3.цель референдума, виды референдума

    4.порядок проведения  референдума

    Закрепление:

    Запись в тетрадь основных положений темы

     

    Должны уяснить понятия –плебисцит

    - референдум;

    Знать:

    - виды референдумов и их применение в РФ

    Учить параграф 13

    14

    Выборы





    Комбинированный урок

    Дать представление о прямой демократии, о достоинстве и недостатках выборной системы управления; ознакомить с принципами избирательного права, видами избирательных систем

    Проверка д/з:

    -групповой опрос на вопросы на стр.175-176

    Новая тема:

    1.представительная демократия:

    история, достоинства, недостатки

    2.понятие избирательное право

    3.нормы и принципы избирательного права;

    4.права избирателей

    5.виды избирательных систем

    Закрепление:

    -запись в тетрадь основных положений темы

    -продолжить работу над словарем

    Должны уметь

    -различать виды избирательных систем

    -знать права избирателей

    -отличать особенности активного и пассивного избирательных прав

    Учить параграф 14, задания  на стр.191

    15

    Избирательный процесс и ответственность за его нарушение





    Комбинированный урок

    Ознакомить с избирательными органами, избирательным процессом; изучить виды санкций за нарушение избирательного законодательства

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам на стр.189-190

    Новая тема:

    1.избирательные органы

    2.стадии избирательного процесса:

    -назначение выборов

    -образование избирательных участков

    -выдвижение кандидатов

    -предвыборная агитация

    -голосование, подведение итогов

    -ответственность за нарушение избирательного законодательства

    Закрепление:

    -работа с вопросами № 1-9 на стр 204

    Знать:

    -принципы работы избирательных органов

    -стадии избирательного процесса

    -о правилах проведения голосования

    -об ответственности за нарушение избирательного процесса

    Учить параграф 15, выполнить все задания к параграфу

    16

    Государственный аппарат




    Комбинированный урок

    Рассказать о госаппарате, его особенностях; изучить госуд-ые органы РФ, их структуру; ознакомить с законодательными, исполнительными и правоохранительными органами.

    Проверка д/з:

    -письменный опрос по вопросам на стр.189-190 № 8-31

    Новая тема:

    1.госаппарат, его особенности

    2.виды государственных органов

    3.характеристика законодательных, исполнительных, правоохранительных органов

    Закрепление:

    -выполнить задания № 1,2 на стр.219

    Освоить новые понятия; усвоить особенности устройства и деятельности государственного аппарата

    Учить параграф 16, завершить работу над заданиями на стр. 219-221

    17

    Президент

    Российской Федерации



    Комбинированный урок

    Познакомить с положением Президента в РФ, его функциями, компетенцией Президента, изучить требования, предъявляемыми к кандидатам на пост Президента

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам  на стр.217-218

    Новая тема:

    1.положение президента в системе  государственных органов

    2.функции президента РФ

    3.компетенция президента РФ

    4.требования к кандидату

    5.прекращение полномочий

    Закрепление:

    -запись в тетрадь основных положений темы

    -решить тест на стр.227

    Уяснить:

    -функции Президента РФ

    -компетенцию Президента

    -ограничения власти Президента

    -условия прекращения полномочий Президента

    Учить параграф 17,  выполнить все задания к параграфу

    18

    Парламент РФ



    Комбинированный урок

    Ознакомить с общей характеристикой Федерального собрания, с функциями Совета Федерации и Государственной думы

    Проверка д/з:

    -опрос учащихся по вопросам на стр.226-227

    Новая тема:

    1.эволюция парламентаризма

    2.история парламентаризма

    3.характеристики Федерального собрания и Госдумы

    4.функции Совета Федерации и Государственной думы

    Закрепление:

    -письменно решить задачи № 1,2 на стр.235

    Знать:

    -с какой целью появился парламент

    -почему парламент является представительным органом

    -кто может быть членами Совета Федерации и Государственной думы

    -функции Совета Федерации и Государственной думы

    Учить параграф 18, письменно решить задания на стр. 235-237

    19

    Правительство РФ



    Комбинированный урок

    Изучить состав Правительства, его функции и компетенцию, систему федеральных органов исполнительной власти

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам на стр. 235

    Новая тема:

    1.состав правительства

    2.компетенция правительства

    3.министерства и ведомства РФ

    Закрепление:

    -выполнить задания из рабочей тетради

    -запись в тетради основных положений темы

    Знать:

    -к какой ветви власти относится Правительство

    -какой принцип лежит в основе его деятельности

    -кто руководит деятельностью Правительства

    -кто входит в состав Пра-

    вительства

    -процесс его формирования

    -функции Правительства

    -систему министерств РФ

    Учить параграфы 19, 20, решить  все задания к параграфам

    20

    Правоохранительная система и ее задачи





    Комбинированный урок

    Объяснить устройство правоохранительной системы РФ, рассказать о судах, прокуратуре, полиции и др. – системе государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

    Проверка знаний по вопросам на стр. 240, 245-246

    Новая тема:

    Правоохранительная система:

    -суды

    -прокуратура

    -полиция

    -пенитенциарная система

    -органы госбезопасности

    -нотариат

    -адвокатура

    -таможенные органы

    Закрепление:

    -решить задания № 1,2 на стр.253-254

    Знать систему правоохранительных органов РФ, функции органов правоохранительной системы

    Учить параграф 21, решить задания на стр. 254-256

    21

    Суды общей юрисдикции и арбитражные суды



    Комбинированный урок

    Объяснить, почему суды, рассматривающие гражданские споры, называют судами общей юрисдикции; ознакомить с работой арбитражных судов, раскрыть специфичность судебной власти

    Проверка знаний:

    -групповая работа по вопросам на стр.  252-253

    Новая тема:

    1.суды общей юрисдикции

    2.система общих судов

    3.арбитражные суды

    4.особенности судебной власти

    Закрепление:

    Обсудить вопрос «Возраст судьи»

    Знать:

    -общие суды рассматривают юридические дела между гражданами или меду гражданами и организациями

    -арбитражные суды решают споры между юридическими лицами

    -судьями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж от 5 лет

    -особенности судебной

    системы

    Учить параграф 22, письменно в тетради решить задания  № 1-5 на стр. 263-265  

    22

    Прокуратура.





    Комбинированный урок

    Изучить, кто может стать работником прокуратуры; ознакомить с направлениями прокурорской деятельности, с системой органов прокуратуры, с полномочиями прокурора

    Проверка  д/з:

    -выборочная проверка письменного домашнего задания;

    -опрос по вопросам на стр. 262-263

    Новая тема:

    1.компетенция прокуратуры

    2.система органов прокуратуры

    3.полномочия прокурора

    Закрепление:

    -решить задание №5 на стр.271

    Знать:

    -направления деятельности прокуратуры

    -полномочия прокурора

    -роль прокурора с судопроизводстве

    -роль прокуратуры в защите прав и свобод человека

    Учить параграф 23; устно ответить на вопросы №1-4 на стр.269-270

    23

    Нотариат




    Комбинированный урок

    Ознакомить с обязанностя-

    ми нотариата и нотариуса, полномочиями нотариуса.

    Проверка д/з:

    -устная проверка заданий нс стр. 269-270

    -опрос по вопросам на стр.269

    Новая тема:

    1.понятие нотариата и его задачи

    2.обязанности нотариуса

    3.полномочия нотариуса

    Закрепление:

    -решить задание №4. 5 на стр.279

    Знать:

    -основы законодательства о нотариате

    -полномочия нотариуса

    -ответственность нотариуса

    Учить параграф 24;

    отвечать на вопросы на стр.277-278

    24

    Адвокатура




    Комбинированный урок

    Понять задачи, стоящие перед адвокатурой, изучить обязанности адво-

    ката, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

    Проверка домашнего задания:

    -опрос по вопросам на стр. 277-278

    -решение задач на стр.278

    Новая тема:

    1.понятие и задачи адвокатуры

    2.обязанности адвоката

    3.виды юридической помощи

    Закрепление:

    -работа со схемой (учебник Варывдина)

    -задание №1 на стр.286

    Знать, что:

    -адвокатура – это негосударственная организация;

    -задача адвокатуры – оказывать юридическую помощь;

    -входит в обязанности адвоката

    Учить параграф 25; выполнить письменно задания № 2-5 на стр. 286, 287

    25

    Бюджетная система Российской Федерации





    Комбинированный урок

    Ознакомить с понятием «бюджет», изучить бюджетное устройство РФ, структуру бюджета

    Проверка д/з:

    -письменный опрос по вопросам  на стр. 285

    Новая тема:

    1.понятие бюджета

    2.бюджетное устройство РФ

    3.принципы построения бюджетной системы

    4.структура бюджета

    Закрепление:

    -решить задачу №4 на стр.298

    Знать, что

    -бюджет – это финансовый план образования  и

    расходования денежных средств бюджетных фон-

    дов различного уровня;

    -бюджет – это юридический документ, принимаемый  Федеральным  собранием РФ;

    -бюджетное  устройство в РФ основывается на прин-

    ципах единства, полноты, реальности, гласности;

    -любой бюджет состоит из доходной и расходной частей

    Учить параграф 26; решить письменно задачи №1-4 на стр.296-298

    26

    Налоговая система Российской Федерации




    Комбинированный урок

    Ознакомить с понятием и функциями налогов, изучить виды налогов, закон о налогах, с ответственностью за нарушение налогового законодательства; объяснить налоговую систему РФ

    Проверка д/з:

    -выборочная  проверка письменного домашнего задания

    -опрос по вопросам на стр.296

    Новая тема:

    1.понятие налога

    2.функции налога

    3.виды налогов

    4.ответственность за нарушение налогового законодательства

    5.налоговая система РФ

    Закрепление:

    -работа со схемой (учебник Варывдина)

    - решение задач № 1,2 на стр.309

    Должны запомнить, что:

    -налог – это безвозмездный обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

    -выделяются фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов;

    -налоги подразделяются на прямые и косвенные, федеральные, региональные, местные;

    -в РФ налоги могут устанавливаться только

    Налоговым кодексом РФ.

    Учить параграф 27, ответы на вопросы на стр.308-309, и стр. 310-311.

    27

    Брак и семья по семейному праву




    Комбинированный урок

    Рассказать о значении семьи, о том, как регулируются семейные отношения в РФ, ознакомить с понятиями брака и семьи, функциями семьи.

    Проверка д/з:

    -проверка по вопросам на стр.308-309, 310-311

    Новая тема:

    1.семейное право как отрасль права

    2.понятие брака

    3.понятие семья

    4.функции семьи

    Закрепление:

    -работа со схемами из учебника Варывдина

    Запомнить:

    -семейные отношения регулируются  Семейным кодексом;

    -особенности семейных отношений;

    -признаки семейных отношений;

    -функции семьи

    Учить параграф 28,  ответы на вопросы на стр. 319 и задания на стр. 320-321

    28

    Брак и условия его заключения




    Комбинированный урок

    Рассмотреть порядок и условия заключения ,  условия расторжения брака

    Проверка д/з:

     -опрос по вопросам  на стр.319

    Новая тема:

    1.порядок заключения брака

    2.условия заключения брака

    3.расторжение брака

    Закрепление:

    диспут на тему: «Нужна ли регистрация брака»

    Знать:

    -какой брак в РФ признается государством;

    -когда возникают супружеские права и обязанности;

    -зачем устанавливается срок с момента подачи заявления;

    -препятствия заключению брака;

    -причины расторжения брака

    Учить параграф 29, ответить на вопросы на стр. 325-326

    29

    Права и обязанности супругов





    Комбинированный урок

    Уяснить, какие права и обязанности, возникают у супругов в случае регистрации брака

    Проверка д/з:

    -опрос по вопр. на стр.325-326

    -письменно выполнить задания на стр.3276-330

    Новая тема:

    1.личные права и обязанности супругов

    2.имущественные права и обязанности супругов

    Закрепление:

    -выполнить задания № 1,2 на стр.336

    Знать:

    -виды прав и обязанностей супругов в браке;

    -личные права и обязанности супругов;

    -признаки семьи;

    -типы внутрисемейных отношений;

    -личная и совместная собственность супругов

    Учить параграф 30

    Ответить на вопросы для контроля

    30

    Права и обязанности родителей и детей




    Комбинированный урок

    Изучить права детей, в том числе, личные, обязанности родителей по отношению к детям, имущественные права детей

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля;

    -решения задач на стр.336-337

    Новая тема:

    1.установление происхождения ребенка

    2.личные права детей и обязанности родителей по отношению к детям  

    3.имущественные права детей и обязанности родителей

    Закрепление:

    -решить задачи № 1,2 на стр.345

    Запомнить:

    -кого считают отцом ребенка;

    -что такое права ребенка;

    Знать:

    -личные права ребенка;

    -имущественные права ребенка

    Учить параграф 31, отвечать на вопроса для контроля

    31

    Понятие преступления



    Комбинированный урок

    Рассказать об уголовном праве, об Уголовном кодексе; изучить признаки преступления, разные формы вины

    Проверка д/з:

    -решить задачи № 3-7 на стр.345-346

    -выборочный опрос по вопр. на стр. 344

    Новая тема:

    1.уголовное право

    2.признаки преступления

    3.вина, разновидности формы вины

    Закрепление:

    -решить задачу №1 на стр.353

    Запомнить, что:

    -уголовное право = это система норм права, определяющая круг преступных деяний и виды наказаний за них;

    -преступление = это общественно опасное деяние;

    -преступление имеет определенные признаки;

    -вина это психическое отношение лица, совершившего преступление к своему деянию

    Учить параграф 32, решить задачи на стр. 353-355

    32

    Соучастие в преступлении




    Комбинированный урок

    Познакомить с понятием «соучастник», видами соучастников, изучить вопрос о том, кого могут привлечь к уголовной ответственности.

    Проверка д/з:

    -проверка решения задач на стр. 353-355

    -опрос по вопросам для контроля

    Новая тема:

    1.понятие соучастник

    2.субъект преступления

    3.виды соучастников

    Закрепление:

    -обсудить вопрос о невменяемости

    Запомнить, что:

    -уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет;

    -за отдельные виды преступления ответственность наступает с 14 лет;

    -субъект преступления-  это вменяемое лицо, совершившее уголовно-противоправное деяние;

    -соучастие – это умышленное участие 2-х и более лиц в совершении преступления

    Учить параграф 33, выполнить задания на стр.360-361

    33

    Виды преступлений




    Комбинированный урок

    Ознакомить с особенностями действующего Уголовного кодекса, с различными видами преступлений

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля

    -проверка решения задач

    Новая тема:

    1.преступления против личности

    2.преступления в сфере экономики

    3.преступления против общественной безопасности

    4.преступления против государственной власти

    5.воинские преступления

    6.преступления против мира и безопасности

    Закрепление:

    -обсудить тему об ужесточении наказания несовершеннолетних за преступления.

    Знать

    -особенности действующего Уголовного кодекса;

    -виды преступлений

    Учить параграф 34, решить задания на стр. 367-368

    34

    Наказание и его цели




    Комбинированный урок

    Проанализировать  определение понятие «наказание», изучить особенности уголовного наказания, цели наказания.

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля

    -проверка решения задач

    Новая тема:

    1.понятие наказания

    2.особенности уголовного наказания

    3.цели наказания

    Закрепление:

    -решить задачи № 1,2 на стр. 373

    Запомнить, что:

    -наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная УК;

    -наказание назначается только судом;

    -является целями наказания;

    -уголовные санкции назначаются с использованием особой процедуры

    Учить параграф 35, выполнить задания на стр. 373-374

    35

    Виды наказаний




    Комбинированный урок

    Ознакомить с видами наказаний и о назначении наказания

    Проверка д/з:

    -опрос по вопросам для контроля;

    -проверка решения задач

    Новая тема:

    1.виды наказаний

    2.лишение свободы

    3.смертная казнь

    4.назначение наказаний

    Закрепление:

    -работа со схемой из учебника Варывдина;

    -решить задачу №1 на стр.381

    Помнить, что :

    - в УК дается перечень 13 видов наказаний, которые суд не может дополнять по своему усмотрению;

    -наиболее распространенным видом уголовного наказания является решение свободы

    -минимальный срок лишения свободы-6 лет, максимальный-20 лет;

    -назначение наказания очень сложный процесс

    Учить параграф 36, выполнить задания и задачи на стр. 381-383

    36

    Заключительный урок

    Итоговая тестовая работа

    Список литературы

    1. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Учебно-методичский комплекс.  Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое сообщество России,  2003

    2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.  «Право» ,М.: « Вита-Пресс» , 2011г.

    3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя 2-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

    4. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые  ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А.Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Планета, 2012. -116 с. – (Качество обучения).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

    Тематическое планирование по курсу "Право" для 11 профильного класса

    Тематическое планирование курса "Право" для 11 профильного класса , учебник Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина...

    Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

    Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)

    Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)...

    Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

    Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

    Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...

    Календарно-тематический план по общебразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    Календарно-тематический план по общебразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...