Календарно-тематическое планирование профильного курса Право.
календарно-тематическое планирование (право, 10 класс) по теме
Пояснительная записка
к программе изучения предмета Право на профильном уровне.
Учитель истории и обществознания Малышкина Н.А.
Более пяти тысяч лет тому назад появились первые государства, почти столько же существуют и законы. Если право сводить к законам, которые создает государство, то создается впечатление, что вне закона нет права. Тогда можно сказать, государство является единственным создателем права. Современные ученые отрицают тождественность понятий право и закон. По их мнению, закон является только одной из форм выражения права. Закон – это творение человека, а природа наделяет человека , как живой организм, определенным набором прав и свобод, которые принадлежат ему всю жизнь - от рождения до смерти. Таким образом, право не тождественно закону, оно нечто большее, чем закон. Изначально первые законы воплощали представление о справедливости, сегодняшнее право – это нравственный минимум, который обязаны выполнять все. Современное общество не способно существовать без права, т.к. власть и государство в своей деятельности должны опираться на справедливые законы, недаром в Древнем Риме существовало выражение: « Пусть свершится справедливость, даже если погибнет мир!»
Изучать право, конкретные правовые нормы, основные законы – это значит: понимать происходящие в стране процессы, активно участвовать в жизни современного российского общества, приобретать навыки, необходимые для овладения правовой культурой, учиться пользоваться законами, определиться с профессиональной ориентацией, содействовать формированию политической культуры учащихся, способности самостоятельно разбираться в политических и правовых вопросах.
Знание предмета Право жизненно необходимо не только современным политиками, юристам, социологам, финансистам, но и представителям всех остальных профессий ибо каждый шаг , действие, поступок, слово человека сегодня регламентированы законом.
Изучение профильного курса Право осуществляется по следующим учебникам и пособиям:
1. Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. « Право». Учебник издан Вита-Пресс в 2011г., и полностью соответствует профильному уровню школьного образования. В первой книге учебника изложена система основных знаний о государстве и праве, во второй книге рассматриваются правовые основы регулирования экономической жизни страны.
2. Варывдина В.А. « Право». Переработан в 3-м издании, издан в 2005 г. издательством Педагогическое сообщество России, М.
В этом учебнике в схемах и таблицах, определениях раскрываются основные понятия и категории отраслей права, с которыми обучаемые наиболее часто сталкиваются сегодня; рассматривается содержание правовых документов повседневной практики. Схемы и таблицы могут быть использованы в качестве раздаточного материала при организации самостоятельной работы и практических занятий.
3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя -2-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. В пособии содержатся методические разработки по курсу «Право» для профильных школ. В нем подробно описаны различные методические приемы обучения праву, приведены материалы, помогающие эффективно организовывать занятия по праву, образцы юридических документов.
4. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/.авт-сост. С.А.Зинина, Т.А.Корнева, Т.А.Шарова. Изд. 2-е, перераб и доп.М.:Планета, 2011г. Пособие предназначено для семинарско-практических занятий, зачетов, олимпиад. Пособие содержит задачи по различным темам правоведения.
Изучение программы рассчитано на 72 часа за два года обучения в 10 – 11 классах. При составлении планирования использовались рекомендации, изложенные в методическом пособии Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.
Планирование первого года обучения в 10 классе.
№№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Понятие и виды государств | 1 |
2 | Роль государства в жизни общества | 1 |
3 | Понятие права | 1 |
4 | Ценность права и его роль в жизни общества | 1 |
5 | Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль. | 1 |
6 | Нормы права и их система | 1 |
7 | Правотворчество. Законодательный процесс | 1 |
8 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
9 | Конституция Российской Федерации. Гражданства | 1 |
10 | Права и свободы как показатель гуманизма политики | 1 |
11 | Политические права и свободы | 1 |
12 | Конституционные обязанности граждан | 1 |
13 | Плебисцит, референдум, народный опрос | 1 |
14 | Выборы | 1 |
15 | Избирательный процесс и ответственность за его нарушение | 1 |
16 | Государственный аппарат | 1 |
17 | Президент Российской Федерации | 1 |
18 | Парламент Российской Федерации | 1 |
19 | Правительство Российской Федерации | 0.5 |
20 | Министерства и ведомства РФ: понятие, правовой статус и виды | 0.5 |
21 | Правоохранительная система и ее задачи | 1 |
22 | Суды общей юрисдикции и арбитражные суды | 1 |
23 | Прокуратура | 1 |
24 | Нотариат | 1 |
25 | Адвокатура | 1 |
26 | Бюджетная система РФ | 1 |
27 | Налоговая система РФ | 1 |
28 | Брак и семья по семейному праву | 1 |
29 | Брак и условия его заключения | 1 |
30 | Права и обязанности супругов | 1 |
31 | Права и обязанности родителей и детей | 1 |
32 | Понятие преступления | 1 |
33 | Соучастие в преступлении | 1 |
34 | Виды преступлений | 1 |
35 | Наказание и его цели | 1 |
36 | Виды наказаний | 1 |
Поурочно-тематическое планирование профильного курса Право.
Первый год обучения. 10 класс.
№№ п/п | Тема урока Тип урока | Цель урока | План урока | Ожидаемый результат | Домашнее задание |
1 | Понятие и виды государства.
Урок изучения новой темы
| Изучить вопрос о происхождении государства; ознакомить с теориями происхождения государства (15); классифицировать государства по различным критериям | Изучение темы: 1.Происхождение государства 2.Теории (всего15) происхождения государства 3.Признаки государства 4.Виды государств Закрепление изученного: Дискуссия на тему: армия - как необходимый атрибут государства | Учащиеся должны: понять процесс образования государства; усвоить, что государство-это особая организация, которой присущи особые признаки; запомнить критерии, отличающие государства друг от друга | Учить параграф 1, Выполнить задания на стр. 23-25. |
2 | Роль государства в жизни общества
Комбинированный урок | Ознакомить с задачами государства по управлению обществом, с внутренними и внешними функциями государства
| Проверка д/з: Опрос по вопросам для контроля Новая тема: 1.Задачи государства 2.Внутренние функции государства 3.Внешние функции государства Закрепление изученного: Выполнить задания на стр 32-33 | Понять в чем назначение государства, уяснить внешние и внутренние функции государств. | Учить параграф 2, выполнить задания №5- 7 на стр.33-34 |
3 | Понятие Право
Комбинированный урок | Объяснить понятие норма, ознакомить с делением норм на социальные и несоциальные, рассказать о том, как и когда появилось право, изучить признаки права | Проверка д/з: Опрос по вопросам на стр. 30-32 Новая тема: 1.Виды норм -несоциальные -социальные 2.Возникновение права 3.Классификация права Закрепление: Решить задачи на стр.49 | Уяснить деление норм на социальные и несоциальные; разбираться в признаках права, запомнить этапы развития права. | Учить параграф 3 |
4 | Ценность права и его роль в жизни общества
Комбинированный урок | Изучить значение права и роль права в жизни общества, ознакомить с классификацией функций права | Проверка д/з: Опрос по вопросам на стр.47-49 Новая тема: 1.Понятие функции права 2.Классификация функций права -регулятивная; -охранительная; -дополнительная Закрепление: Обсуждение закона об альтернати- ной службе | Понять полезность права, уяснить основные и дополнительные функции права, их значимость для общества | Учить параграф 4, Выполнить задания на стр.60-61 |
5 | Право как ограничитель политики и власти.Политика и мораль
Комбинированный урок | Изучить право как ограничитель политики и власти; рассмотреть право как ограничитель деятельности политических партий; донести до учащихся мысль о том, что политика и мораль не должны противоречить друг другу | Проверка д/з: Опрос по вопросам на стр. 58-59 Новая тема: 1.Право как ограничитель государственной политики 2.Право как ограничитель деятельности политических партий 3.Политика и мораль Закрепление: Решить задания на стр. 73-75 | Запомнить: 1) кто занимается политикой 2)три опасных свойства, присущих власти: Усвоить, что является ограничителем политики Государства и партий | Учить параграф 5 |
6 | Нормы права и их система
Комбинированный урок | Изучить «кирпичик» права -норму права, ее особеннос ть, ознакомить с системой права, материальным процессуальным правом
| Проверка д/з: Фронтальный опрос по вопросам на стр.71-73 Новая тема: 1.понятие правовой нормы 2.система права 3.материальное право 4.процессуальное право Закрепление: -выполнить задания № 1-2 на стр. 86-87, -записать в тетрадь схему из учебника | Запомнить понятия: - норма права, институт права, материальное право, процессуальное право; -разбираться в строении российского права | Учить параграф 6, выполнить оставшиеся задания на стр.86-87 |
7 | Правотворчество. Законодательный процесс.
Комбинированный урок. | Понять необходимость письменной фиксации норм права, задачи правотворчества, ознакомиться с видами нормативных актов и законотворчеством. Изучить типы высших законодательных органов власти, законодательным процессом | Проверка д/\з Опрос по вопросам на стр. 85 Новая тема: 1.понятие правотворчества и его разновидности; 2.понятие нормативного акта 3.виды нормативных актов 4.законотворчество 5.парламенты и их типы 6.принятие законов 7.реализация прав Закрепление: -ответить на задания № 1,2 | Уяснить и запомнить: -три разновидности правотворчества; -законодательные органы власти; -процесс принятия закона | Учить параграф 7, завершить работу над оставшимися заданиями |
8 | Правонарушения и юридическая ответственность
Комбинированный урок | Ознакомить с тремя вида- ми правомерного поведения, с понятием правонарушение и видами правонарушений, причина- ми правонарушений, с понятием юридическая ответственность и целями юридической ответственности, видами юридической ответственности | Проверка д/з: Опрос пол вопросам для контроля На стр.99-100. Новая тема: 1.правомерное поведение 2.понятие правонарушения 3.виды правонарушений 4.причины правонарушений 5.понятие юридической ответственности 6.цели юридической ответственности 7.принципы юридической ответственности 8.виды юридической ответственности. Закрепление: решение заданий №1,2 на стр. 120-121. | Понять, что такое: -правомерное поведение -правонарушение -виды правонарушений Запомнить: -признаки юридической ответственности -принципы юридической ответственности -цели юридической ответственности
| Учить параграф 8, завершить работу над заданиями на стр. 120-122 |
9 | Конституция РФ. Гражданство.
Комбинированный урок | Познакомить с историей российских Конституций, с юридическими свойствами Конституции, с конституционным строем РФ, с понятием гражданство. | Проверка д/з по вопросам на стр 117-119 Новая тема: 1.история российских Конституций 2.юридические свойства Конституции 3.конституцуионный строй РФ 4.гражданство Закрепление: Задания № 1,2 на стр. 131 | Изучить и запомнить: -основные положения Конституции РФ -принципы устройства России -гражданство РФ -основания получения гражданства РФ | Учить параграф 9, доделать письменно задания в тетради на стр.131-133 |
10 | Права и свободы как показатель гуманизма политики
Комбинированный урок | Изучить особую категорию прав и обязанностей – конституционный статус гражданина, особенности прав человека как гражданина страны, ознакомить с этапами освоения прав человека в России. | Проверка знаний по вопросам на стр. 130-131 Новая тема: 1.правовой статус и правовое положение личности 2.понятие прав человека 3.особенности прав человека 4.права и свободы человека как центра правовой системы 5.этапы освоения прав человека 6.классификация прав и свобод Закрепление: Задания № 1-5 на стр. 143-145 | Уяснить учащимися: -понятие правовой статус -права человека -особенности прав человека -этапы освоения прав человека | Учить параграф 10, выписать в тетрадь права человека как гражданина РФ |
11 | Политические права и свободы
Комбинированный урок | Дать представление о политических правах и свободах и изучить их подробнее | Проверка ранее полученных знаний по вопросам для контроля на стр.141-143 Новая тема: 1.понятие политических прав и свобод 2.свобода мыслей, слова, печати 3.свобода объединений 4.свобода собраний, митингов. демонстраций 5.участие в референдуме 6.право избирать и быть избранным 7.право на доступ к госслужбе 8.право участвовать в отправлении правосудия 9.право на обращение в госорганы Закрепление: Обсудить тему: «Демонстрации как показатель уровня развития общества» | Усвоить конституционные права и свободы; Уяснить значение и роль конституционных прав и свобод в жизни общества и индивида | Учить параграф 11, решить задания к параграфу |
12 | Конституционные обязанности граждан | Изучить конституционные обязанности граждан | Проверка д/з: Обсуждение по вопросам на стр.153-154 Новая тема: 1.обязанности граждан: -соблюдать Конституцию -платить налоги -сохранять природу -0защищать Отечество -получать образование -заботиться о сохранении исторического и культурного наследия Закрепление: Решить задачи № 1,2 на стр.166 | Запомнить свои конституционные обязанности и получить представление о том, как они исполняются | Учить параграф 12, решить остальные задачи на стр. 166-168 |
13 | Плебисцит, референдум, всенародный опрос.
Комбинированный урок | Ознакомить с понятиями: плебисцит, референдум, их значением, видами, порядком проведения | Проверка д/з: -работа в группах по вопросам на стр. 164-165 Новая тема: 1.историчесик корни референдума 2.понятие референдум 3.цель референдума, виды референдума 4.порядок проведения референдума Закрепление: Запись в тетрадь основных положений темы
| Должны уяснить понятия –плебисцит - референдум; Знать: - виды референдумов и их применение в РФ | Учить параграф 13 |
14 | Выборы
Комбинированный урок | Дать представление о прямой демократии, о достоинстве и недостатках выборной системы управления; ознакомить с принципами избирательного права, видами избирательных систем | Проверка д/з: -групповой опрос на вопросы на стр.175-176 Новая тема: 1.представительная демократия: история, достоинства, недостатки 2.понятие избирательное право 3.нормы и принципы избирательного права; 4.права избирателей 5.виды избирательных систем Закрепление: -запись в тетрадь основных положений темы -продолжить работу над словарем | Должны уметь -различать виды избирательных систем -знать права избирателей -отличать особенности активного и пассивного избирательных прав
| Учить параграф 14, задания на стр.191 |
15 | Избирательный процесс и ответственность за его нарушение
Комбинированный урок | Ознакомить с избирательными органами, избирательным процессом; изучить виды санкций за нарушение избирательного законодательства | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр.189-190 Новая тема: 1.избирательные органы 2.стадии избирательного процесса: -назначение выборов -образование избирательных участков -выдвижение кандидатов -предвыборная агитация -голосование, подведение итогов -ответственность за нарушение избирательного законодательства Закрепление: -работа с вопросами № 1-9 на стр 204 | Знать: -принципы работы избирательных органов -стадии избирательного процесса -о правилах проведения голосования -об ответственности за нарушение избирательного процесса | Учить параграф 15, выполнить все задания к параграфу |
16 | Государственный аппарат
Комбинированный урок | Рассказать о госаппарате, его особенностях; изучить госуд-ые органы РФ, их структуру; ознакомить с законодательными, исполнительными и правоохранительными органами. | Проверка д/з: -письменный опрос по вопросам на стр.189-190 № 8-31 Новая тема: 1.госаппарат, его особенности 2.виды государственных органов 3.характеристика законодательных, исполнительных, правоохранительных органов Закрепление: -выполнить задания № 1,2 на стр.219 | Освоить новые понятия; усвоить особенности устройства и деятельности государственного аппарата | Учить параграф 16, завершить работу над заданиями на стр. 219-221 |
17 | Президент Российской Федерации
Комбинированный урок | Познакомить с положением Президента в РФ, его функциями, компетенцией Президента, изучить требования, предъявляемыми к кандидатам на пост Президента | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр.217-218 Новая тема: 1.положение президента в системе государственных органов 2.функции президента РФ 3.компетенция президента РФ 4.требования к кандидату 5.прекращение полномочий Закрепление: -запись в тетрадь основных положений темы -решить тест на стр.227 | Уяснить: -функции Президента РФ -компетенцию Президента -ограничения власти Президента -условия прекращения полномочий Президента | Учить параграф 17, выполнить все задания к параграфу |
18 | Парламент РФ
Комбинированный урок | Ознакомить с общей характеристикой Федерального собрания, с функциями Совета Федерации и Государственной думы | Проверка д/з: -опрос учащихся по вопросам на стр.226-227 Новая тема: 1.эволюция парламентаризма 2.история парламентаризма 3.характеристики Федерального собрания и Госдумы 4.функции Совета Федерации и Государственной думы Закрепление: -письменно решить задачи № 1,2 на стр.235 | Знать: -с какой целью появился парламент -почему парламент является представительным органом -кто может быть членами Совета Федерации и Государственной думы -функции Совета Федерации и Государственной думы | Учить параграф 18, письменно решить задания на стр. 235-237 |
19 | Правительство РФ
Комбинированный урок | Изучить состав Правительства, его функции и компетенцию, систему федеральных органов исполнительной власти | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр. 235 Новая тема: 1.состав правительства 2.компетенция правительства 3.министерства и ведомства РФ Закрепление: -выполнить задания из рабочей тетради -запись в тетради основных положений темы
| Знать: -к какой ветви власти относится Правительство -какой принцип лежит в основе его деятельности -кто руководит деятельностью Правительства -кто входит в состав Пра- вительства -процесс его формирования -функции Правительства -систему министерств РФ | Учить параграфы 19, 20, решить все задания к параграфам |
20 | Правоохранительная система и ее задачи
Комбинированный урок | Объяснить устройство правоохранительной системы РФ, рассказать о судах, прокуратуре, полиции и др. – системе государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий. | Проверка знаний по вопросам на стр. 240, 245-246 Новая тема: Правоохранительная система: -суды -прокуратура -полиция -пенитенциарная система -органы госбезопасности -нотариат -адвокатура -таможенные органы Закрепление: -решить задания № 1,2 на стр.253-254 | Знать систему правоохранительных органов РФ, функции органов правоохранительной системы | Учить параграф 21, решить задания на стр. 254-256 |
21 | Суды общей юрисдикции и арбитражные суды
Комбинированный урок | Объяснить, почему суды, рассматривающие гражданские споры, называют судами общей юрисдикции; ознакомить с работой арбитражных судов, раскрыть специфичность судебной власти | Проверка знаний: -групповая работа по вопросам на стр. 252-253 Новая тема: 1.суды общей юрисдикции 2.система общих судов 3.арбитражные суды 4.особенности судебной власти Закрепление: Обсудить вопрос «Возраст судьи» | Знать: -общие суды рассматривают юридические дела между гражданами или меду гражданами и организациями -арбитражные суды решают споры между юридическими лицами -судьями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж от 5 лет -особенности судебной системы | Учить параграф 22, письменно в тетради решить задания № 1-5 на стр. 263-265 |
22 | Прокуратура.
Комбинированный урок | Изучить, кто может стать работником прокуратуры; ознакомить с направлениями прокурорской деятельности, с системой органов прокуратуры, с полномочиями прокурора | Проверка д/з: -выборочная проверка письменного домашнего задания; -опрос по вопросам на стр. 262-263 Новая тема: 1.компетенция прокуратуры 2.система органов прокуратуры 3.полномочия прокурора Закрепление: -решить задание №5 на стр.271 | Знать: -направления деятельности прокуратуры -полномочия прокурора -роль прокурора с судопроизводстве -роль прокуратуры в защите прав и свобод человека | Учить параграф 23; устно ответить на вопросы №1-4 на стр.269-270 |
23 | Нотариат
Комбинированный урок | Ознакомить с обязанностя- ми нотариата и нотариуса, полномочиями нотариуса.
| Проверка д/з: -устная проверка заданий нс стр. 269-270 -опрос по вопросам на стр.269 Новая тема: 1.понятие нотариата и его задачи 2.обязанности нотариуса 3.полномочия нотариуса Закрепление: -решить задание №4. 5 на стр.279 | Знать: -основы законодательства о нотариате -полномочия нотариуса -ответственность нотариуса | Учить параграф 24; отвечать на вопросы на стр.277-278 |
24 | Адвокатура
Комбинированный урок
| Понять задачи, стоящие перед адвокатурой, изучить обязанности адво- ката, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами | Проверка домашнего задания: -опрос по вопросам на стр. 277-278 -решение задач на стр.278 Новая тема: 1.понятие и задачи адвокатуры 2.обязанности адвоката 3.виды юридической помощи Закрепление: -работа со схемой (учебник Варывдина) -задание №1 на стр.286 | Знать, что: -адвокатура – это негосударственная организация; -задача адвокатуры – оказывать юридическую помощь; -входит в обязанности адвоката | Учить параграф 25; выполнить письменно задания № 2-5 на стр. 286, 287 |
25 | Бюджетная система Российской Федерации
Комбинированный урок | Ознакомить с понятием «бюджет», изучить бюджетное устройство РФ, структуру бюджета | Проверка д/з: -письменный опрос по вопросам на стр. 285 Новая тема: 1.понятие бюджета 2.бюджетное устройство РФ 3.принципы построения бюджетной системы 4.структура бюджета Закрепление: -решить задачу №4 на стр.298 | Знать, что -бюджет – это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фон- дов различного уровня; -бюджет – это юридический документ, принимаемый Федеральным собранием РФ; -бюджетное устройство в РФ основывается на прин- ципах единства, полноты, реальности, гласности; -любой бюджет состоит из доходной и расходной частей | Учить параграф 26; решить письменно задачи №1-4 на стр.296-298 |
26 | Налоговая система Российской Федерации
Комбинированный урок | Ознакомить с понятием и функциями налогов, изучить виды налогов, закон о налогах, с ответственностью за нарушение налогового законодательства; объяснить налоговую систему РФ | Проверка д/з: -выборочная проверка письменного домашнего задания -опрос по вопросам на стр.296 Новая тема: 1.понятие налога 2.функции налога 3.виды налогов 4.ответственность за нарушение налогового законодательства 5.налоговая система РФ Закрепление: -работа со схемой (учебник Варывдина) - решение задач № 1,2 на стр.309 | Должны запомнить, что: -налог – это безвозмездный обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц; -выделяются фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов; -налоги подразделяются на прямые и косвенные, федеральные, региональные, местные; -в РФ налоги могут устанавливаться только Налоговым кодексом РФ. | Учить параграф 27, ответы на вопросы на стр.308-309, и стр. 310-311. |
27 | Брак и семья по семейному праву
Комбинированный урок | Рассказать о значении семьи, о том, как регулируются семейные отношения в РФ, ознакомить с понятиями брака и семьи, функциями семьи. | Проверка д/з: -проверка по вопросам на стр.308-309, 310-311 Новая тема: 1.семейное право как отрасль права 2.понятие брака 3.понятие семья 4.функции семьи Закрепление: -работа со схемами из учебника Варывдина | Запомнить: -семейные отношения регулируются Семейным кодексом; -особенности семейных отношений; -признаки семейных отношений; -функции семьи | Учить параграф 28, ответы на вопросы на стр. 319 и задания на стр. 320-321 |
28 | Брак и условия его заключения
Комбинированный урок | Рассмотреть порядок и условия заключения , условия расторжения брака | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр.319 Новая тема: 1.порядок заключения брака 2.условия заключения брака 3.расторжение брака Закрепление: диспут на тему: «Нужна ли регистрация брака» | Знать: -какой брак в РФ признается государством; -когда возникают супружеские права и обязанности; -зачем устанавливается срок с момента подачи заявления; -препятствия заключению брака; -причины расторжения брака | Учить параграф 29, ответить на вопросы на стр. 325-326 |
29 | Права и обязанности супругов
Комбинированный урок | Уяснить, какие права и обязанности, возникают у супругов в случае регистрации брака | Проверка д/з: -опрос по вопр. на стр.325-326 -письменно выполнить задания на стр.3276-330 Новая тема: 1.личные права и обязанности супругов 2.имущественные права и обязанности супругов Закрепление: -выполнить задания № 1,2 на стр.336 | Знать: -виды прав и обязанностей супругов в браке; -личные права и обязанности супругов; -признаки семьи; -типы внутрисемейных отношений; -личная и совместная собственность супругов | Учить параграф 30 Ответить на вопросы для контроля |
30 | Права и обязанности родителей и детей
Комбинированный урок | Изучить права детей, в том числе, личные, обязанности родителей по отношению к детям, имущественные права детей | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля; -решения задач на стр.336-337 Новая тема: 1.установление происхождения ребенка 2.личные права детей и обязанности родителей по отношению к детям 3.имущественные права детей и обязанности родителей Закрепление: -решить задачи № 1,2 на стр.345 | Запомнить: -кого считают отцом ребенка; -что такое права ребенка; Знать: -личные права ребенка; -имущественные права ребенка | Учить параграф 31, отвечать на вопроса для контроля |
31 | Понятие преступления
Комбинированный урок | Рассказать об уголовном праве, об Уголовном кодексе; изучить признаки преступления, разные формы вины | Проверка д/з: -решить задачи № 3-7 на стр.345-346 -выборочный опрос по вопр. на стр. 344 Новая тема: 1.уголовное право 2.признаки преступления 3.вина, разновидности формы вины Закрепление: -решить задачу №1 на стр.353 | Запомнить, что: -уголовное право = это система норм права, определяющая круг преступных деяний и виды наказаний за них; -преступление = это общественно опасное деяние; -преступление имеет определенные признаки; -вина это психическое отношение лица, совершившего преступление к своему деянию | Учить параграф 32, решить задачи на стр. 353-355 |
32 | Соучастие в преступлении
Комбинированный урок | Познакомить с понятием «соучастник», видами соучастников, изучить вопрос о том, кого могут привлечь к уголовной ответственности. | Проверка д/з: -проверка решения задач на стр. 353-355 -опрос по вопросам для контроля Новая тема: 1.понятие соучастник 2.субъект преступления 3.виды соучастников Закрепление: -обсудить вопрос о невменяемости | Запомнить, что: -уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет; -за отдельные виды преступления ответственность наступает с 14 лет; -субъект преступления- это вменяемое лицо, совершившее уголовно-противоправное деяние; -соучастие – это умышленное участие 2-х и более лиц в совершении преступления | Учить параграф 33, выполнить задания на стр.360-361 |
33 | Виды преступлений
Комбинированный урок | Ознакомить с особенностями действующего Уголовного кодекса, с различными видами преступлений | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля -проверка решения задач Новая тема: 1.преступления против личности 2.преступления в сфере экономики 3.преступления против общественной безопасности 4.преступления против государственной власти 5.воинские преступления 6.преступления против мира и безопасности Закрепление: -обсудить тему об ужесточении наказания несовершеннолетних за преступления. | Знать -особенности действующего Уголовного кодекса; -виды преступлений | Учить параграф 34, решить задания на стр. 367-368 |
34 | Наказание и его цели
Комбинированный урок | Проанализировать определение понятие «наказание», изучить особенности уголовного наказания, цели наказания. | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля -проверка решения задач Новая тема: 1.понятие наказания 2.особенности уголовного наказания 3.цели наказания Закрепление: -решить задачи № 1,2 на стр. 373 | Запомнить, что: -наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная УК; -наказание назначается только судом; -является целями наказания; -уголовные санкции назначаются с использованием особой процедуры | Учить параграф 35, выполнить задания на стр. 373-374 |
35 | Виды наказаний
Комбинированный урок | Ознакомить с видами наказаний и о назначении наказания | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля; -проверка решения задач Новая тема: 1.виды наказаний 2.лишение свободы 3.смертная казнь 4.назначение наказаний Закрепление: -работа со схемой из учебника Варывдина; -решить задачу №1 на стр.381 | Помнить, что : - в УК дается перечень 13 видов наказаний, которые суд не может дополнять по своему усмотрению; -наиболее распространенным видом уголовного наказания является решение свободы -минимальный срок лишения свободы-6 лет, максимальный-20 лет; -назначение наказания очень сложный процесс | Учить параграф 36, выполнить задания и задачи на стр. 381-383 |
36 | Заключительный урок |
| Итоговая тестовая работа |
|
|
Список литературы
1. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Учебно-методичский комплекс. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое сообщество России, 2003
2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» ,М.: « Вита-Пресс» , 2011г.
3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя 2-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А.Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Планета, 2012. -116 с. – (Качество обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_pravo.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе изучения предмета Право на профильном уровне.
Учитель истории и обществознания Малышкина Н.А.
Более пяти тысяч лет тому назад появились первые государства, почти столько же существуют и законы. Если право сводить к законам, которые создает государство, то создается впечатление, что вне закона нет права. Тогда можно сказать, государство является единственным создателем права. Современные ученые отрицают тождественность понятий право и закон. По их мнению, закон является только одной из форм выражения права. Закон – это творение человека, а природа наделяет человека , как живой организм, определенным набором прав и свобод, которые принадлежат ему всю жизнь - от рождения до смерти. Таким образом, право не тождественно закону, оно нечто большее, чем закон. Изначально первые законы воплощали представление о справедливости, сегодняшнее право – это нравственный минимум, который обязаны выполнять все. Современное общество не способно существовать без права, т.к. власть и государство в своей деятельности должны опираться на справедливые законы, недаром в Древнем Риме существовало выражение: « Пусть свершится справедливость, даже если погибнет мир!»
Изучать право, конкретные правовые нормы, основные законы – это значит: понимать происходящие в стране процессы, активно участвовать в жизни современного российского общества, приобретать навыки, необходимые для овладения правовой культурой, учиться пользоваться законами, определиться с профессиональной ориентацией, содействовать формированию политической культуры учащихся, способности самостоятельно разбираться в политических и правовых вопросах.
Знание предмета Право жизненно необходимо не только современным политиками, юристам, социологам, финансистам, но и представителям всех остальных профессий ибо каждый шаг , действие, поступок, слово человека сегодня регламентированы законом.
Изучение профильного курса Право осуществляется по следующим учебникам и пособиям:
- Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. « Право». Учебник издан Вита-Пресс в 2011г., и полностью соответствует профильному уровню школьного образования. В первой книге учебника изложена система основных знаний о государстве и праве, во второй книге рассматриваются правовые основы регулирования экономической жизни страны.
- Варывдина В.А. « Право». Переработан в 3-м издании, издан в 2005 г. издательством Педагогическое сообщество России, М.
В этом учебнике в схемах и таблицах, определениях раскрываются основные понятия и категории отраслей права, с которыми обучаемые наиболее часто сталкиваются сегодня; рассматривается содержание правовых документов повседневной практики. Схемы и таблицы могут быть использованы в качестве раздаточного материала при организации самостоятельной работы и практических занятий.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя -2-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. В пособии содержатся методические разработки по курсу «Право» для профильных школ. В нем подробно описаны различные методические приемы обучения праву, приведены материалы, помогающие эффективно организовывать занятия по праву, образцы юридических документов.
- Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/.авт-сост. С.А.Зинина, Т.А.Корнева, Т.А.Шарова. Изд. 2-е, перераб и доп.М.:Планета, 2011г. Пособие предназначено для семинарско-практических занятий, зачетов, олимпиад. Пособие содержит задачи по различным темам правоведения.
Изучение программы рассчитано на 72 часа за два года обучения в 10 – 11 классах. При составлении планирования использовались рекомендации, изложенные в методическом пособии Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.
Планирование первого года обучения в 10 классе.
№№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Понятие и виды государств | 1 |
2 | Роль государства в жизни общества | 1 |
3 | Понятие права | 1 |
4 | Ценность права и его роль в жизни общества | 1 |
5 | Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль. | 1 |
6 | Нормы права и их система | 1 |
7 | Правотворчество. Законодательный процесс | 1 |
8 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
9 | Конституция Российской Федерации. Гражданства | 1 |
10 | Права и свободы как показатель гуманизма политики | 1 |
11 | Политические права и свободы | 1 |
12 | Конституционные обязанности граждан | 1 |
13 | Плебисцит, референдум, народный опрос | 1 |
14 | Выборы | 1 |
15 | Избирательный процесс и ответственность за его нарушение | 1 |
16 | Государственный аппарат | 1 |
17 | Президент Российской Федерации | 1 |
18 | Парламент Российской Федерации | 1 |
19 | Правительство Российской Федерации | 0.5 |
20 | Министерства и ведомства РФ: понятие, правовой статус и виды | 0.5 |
21 | Правоохранительная система и ее задачи | 1 |
22 | Суды общей юрисдикции и арбитражные суды | 1 |
23 | Прокуратура | 1 |
24 | Нотариат | 1 |
25 | Адвокатура | 1 |
26 | Бюджетная система РФ | 1 |
27 | Налоговая система РФ | 1 |
28 | Брак и семья по семейному праву | 1 |
29 | Брак и условия его заключения | 1 |
30 | Права и обязанности супругов | 1 |
31 | Права и обязанности родителей и детей | 1 |
32 | Понятие преступления | 1 |
33 | Соучастие в преступлении | 1 |
34 | Виды преступлений | 1 |
35 | Наказание и его цели | 1 |
36 | Виды наказаний | 1 |
Поурочно-тематическое планирование профильного курса Право.
Первый год обучения. 10 класс.
№№ п/п | Тема урока Тип урока | Цель урока | План урока | Ожидаемый результат | Домашнее задание |
1 | Понятие и виды государства. Урок изучения новой темы | Изучить вопрос о происхождении государства; ознакомить с теориями происхождения государства (15); классифицировать государства по различным критериям | Изучение темы: 1.Происхождение государства 2.Теории (всего15) происхождения государства 3.Признаки государства 4.Виды государств Закрепление изученного: Дискуссия на тему: армия - как необходимый атрибут государства | Учащиеся должны: понять процесс образования государства; усвоить, что государство-это особая организация, которой присущи особые признаки; запомнить критерии, отличающие государства друг от друга | Учить параграф 1, Выполнить задания на стр. 23-25. |
2 | Роль государства в жизни общества Комбинированный урок | Ознакомить с задачами государства по управлению обществом, с внутренними и внешними функциями государства | Проверка д/з: Опрос по вопросам для контроля Новая тема: 1.Задачи государства 2.Внутренние функции государства 3.Внешние функции государства Закрепление изученного: Выполнить задания на стр 32-33 | Понять в чем назначение государства, уяснить внешние и внутренние функции государств. | Учить параграф 2, выполнить задания №5- 7 на стр.33-34 |
3 | Понятие Право Комбинированный урок | Объяснить понятие норма, ознакомить с делением норм на социальные и несоциальные, рассказать о том, как и когда появилось право, изучить признаки права | Проверка д/з: Опрос по вопросам на стр. 30-32 Новая тема: 1.Виды норм -несоциальные -социальные 2.Возникновение права 3.Классификация права Закрепление: Решить задачи на стр.49 | Уяснить деление норм на социальные и несоциальные; разбираться в признаках права, запомнить этапы развития права. | Учить параграф 3 |
4 | Ценность права и его роль в жизни общества Комбинированный урок | Изучить значение права и роль права в жизни общества, ознакомить с классификацией функций права | Проверка д/з: Опрос по вопросам на стр.47-49 Новая тема: 1.Понятие функции права 2.Классификация функций права -регулятивная; -охранительная; -дополнительная Закрепление: Обсуждение закона об альтернати- ной службе | Понять полезность права, уяснить основные и дополнительные функции права, их значимость для общества | Учить параграф 4, Выполнить задания на стр.60-61 |
5 | Право как ограничитель политики и власти.Политика и мораль Комбинированный урок | Изучить право как ограничитель политики и власти; рассмотреть право как ограничитель деятельности политических партий; донести до учащихся мысль о том, что политика и мораль не должны противоречить друг другу | Проверка д/з: Опрос по вопросам на стр. 58-59 Новая тема: 1.Право как ограничитель государственной политики 2.Право как ограничитель деятельности политических партий 3.Политика и мораль Закрепление: Решить задания на стр. 73-75 | Запомнить: 1) кто занимается политикой 2)три опасных свойства, присущих власти: Усвоить, что является ограничителем политики Государства и партий | Учить параграф 5 |
6 | Нормы права и их система Комбинированный урок | Изучить «кирпичик» права -норму права, ее особеннос ть, ознакомить с системой права, материальным процессуальным правом | Проверка д/з: Фронтальный опрос по вопросам на стр.71-73 Новая тема: 1.понятие правовой нормы 2.система права 3.материальное право 4.процессуальное право Закрепление: -выполнить задания № 1-2 на стр. 86-87, -записать в тетрадь схему из учебника | Запомнить понятия: - норма права, институт права, материальное право, процессуальное право; -разбираться в строении российского права | Учить параграф 6, выполнить оставшиеся задания на стр.86-87 |
7 | Правотворчество. Законодательный процесс. Комбинированный урок. | Понять необходимость письменной фиксации норм права, задачи правотворчества, ознакомиться с видами нормативных актов и законотворчеством. Изучить типы высших законодательных органов власти, законодательным процессом | Проверка д/\з Опрос по вопросам на стр. 85 Новая тема: 1.понятие правотворчества и его разновидности; 2.понятие нормативного акта 3.виды нормативных актов 4.законотворчество 5.парламенты и их типы 6.принятие законов 7.реализация прав Закрепление: -ответить на задания № 1,2 | Уяснить и запомнить: -три разновидности правотворчества; -законодательные органы власти; -процесс принятия закона | Учить параграф 7, завершить работу над оставшимися заданиями |
8 | Правонарушения и юридическая ответственность Комбинированный урок | Ознакомить с тремя вида- ми правомерного поведения, с понятием правонарушение и видами правонарушений, причина- ми правонарушений, с понятием юридическая ответственность и целями юридической ответственности, видами юридической ответственности | Проверка д/з: Опрос пол вопросам для контроля На стр.99-100. Новая тема: 1.правомерное поведение 2.понятие правонарушения 3.виды правонарушений 4.причины правонарушений 5.понятие юридической ответственности 6.цели юридической ответственности 7.принципы юридической ответственности 8.виды юридической ответственности. Закрепление: решение заданий №1,2 на стр. 120-121. | Понять, что такое: -правомерное поведение -правонарушение -виды правонарушений Запомнить: -признаки юридической ответственности -принципы юридической ответственности -цели юридической ответственности | Учить параграф 8, завершить работу над заданиями на стр. 120-122 |
9 | Конституция РФ. Гражданство. Комбинированный урок | Познакомить с историей российских Конституций, с юридическими свойствами Конституции, с конституционным строем РФ, с понятием гражданство. | Проверка д/з по вопросам на стр 117-119 Новая тема: 1.история российских Конституций 2.юридические свойства Конституции 3.конституцуионный строй РФ 4.гражданство Закрепление: Задания № 1,2 на стр. 131 | Изучить и запомнить: -основные положения Конституции РФ -принципы устройства России -гражданство РФ -основания получения гражданства РФ | Учить параграф 9, доделать письменно задания в тетради на стр.131-133 |
10 | Права и свободы как показатель гуманизма политики Комбинированный урок | Изучить особую категорию прав и обязанностей – конституционный статус гражданина, особенности прав человека как гражданина страны, ознакомить с этапами освоения прав человека в России. | Проверка знаний по вопросам на стр. 130-131 Новая тема: 1.правовой статус и правовое положение личности 2.понятие прав человека 3.особенности прав человека 4.права и свободы человека как центра правовой системы 5.этапы освоения прав человека 6.классификация прав и свобод Закрепление: Задания № 1-5 на стр. 143-145 | Уяснить учащимися: -понятие правовой статус -права человека -особенности прав человека -этапы освоения прав человека | Учить параграф 10, выписать в тетрадь права человека как гражданина РФ |
11 | Политические права и свободы Комбинированный урок | Дать представление о политических правах и свободах и изучить их подробнее | Проверка ранее полученных знаний по вопросам для контроля на стр.141-143 Новая тема: 1.понятие политических прав и свобод 2.свобода мыслей, слова, печати 3.свобода объединений 4.свобода собраний, митингов. демонстраций 5.участие в референдуме 6.право избирать и быть избранным 7.право на доступ к госслужбе 8.право участвовать в отправлении правосудия 9.право на обращение в госорганы Закрепление: Обсудить тему: «Демонстрации как показатель уровня развития общества» | Усвоить конституционные права и свободы; Уяснить значение и роль конституционных прав и свобод в жизни общества и индивида | Учить параграф 11, решить задания к параграфу |
12 | Конституционные обязанности граждан | Изучить конституционные обязанности граждан | Проверка д/з: Обсуждение по вопросам на стр.153-154 Новая тема: 1.обязанности граждан: -соблюдать Конституцию -платить налоги -сохранять природу -0защищать Отечество -получать образование -заботиться о сохранении исторического и культурного наследия Закрепление: Решить задачи № 1,2 на стр.166 | Запомнить свои конституционные обязанности и получить представление о том, как они исполняются | Учить параграф 12, решить остальные задачи на стр. 166-168 |
13 | Плебисцит, референдум, всенародный опрос. Комбинированный урок | Ознакомить с понятиями: плебисцит, референдум, их значением, видами, порядком проведения | Проверка д/з: -работа в группах по вопросам на стр. 164-165 Новая тема: 1.историчесик корни референдума 2.понятие референдум 3.цель референдума, виды референдума 4.порядок проведения референдума Закрепление: Запись в тетрадь основных положений темы
| Должны уяснить понятия –плебисцит - референдум; Знать: - виды референдумов и их применение в РФ | Учить параграф 13 |
14 | Выборы Комбинированный урок | Дать представление о прямой демократии, о достоинстве и недостатках выборной системы управления; ознакомить с принципами избирательного права, видами избирательных систем | Проверка д/з: -групповой опрос на вопросы на стр.175-176 Новая тема: 1.представительная демократия: история, достоинства, недостатки 2.понятие избирательное право 3.нормы и принципы избирательного права; 4.права избирателей 5.виды избирательных систем Закрепление: -запись в тетрадь основных положений темы -продолжить работу над словарем | Должны уметь -различать виды избирательных систем -знать права избирателей -отличать особенности активного и пассивного избирательных прав | Учить параграф 14, задания на стр.191 |
15 | Избирательный процесс и ответственность за его нарушение Комбинированный урок | Ознакомить с избирательными органами, избирательным процессом; изучить виды санкций за нарушение избирательного законодательства | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр.189-190 Новая тема: 1.избирательные органы 2.стадии избирательного процесса: -назначение выборов -образование избирательных участков -выдвижение кандидатов -предвыборная агитация -голосование, подведение итогов -ответственность за нарушение избирательного законодательства Закрепление: -работа с вопросами № 1-9 на стр 204 | Знать: -принципы работы избирательных органов -стадии избирательного процесса -о правилах проведения голосования -об ответственности за нарушение избирательного процесса | Учить параграф 15, выполнить все задания к параграфу |
16 | Государственный аппарат Комбинированный урок | Рассказать о госаппарате, его особенностях; изучить госуд-ые органы РФ, их структуру; ознакомить с законодательными, исполнительными и правоохранительными органами. | Проверка д/з: -письменный опрос по вопросам на стр.189-190 № 8-31 Новая тема: 1.госаппарат, его особенности 2.виды государственных органов 3.характеристика законодательных, исполнительных, правоохранительных органов Закрепление: -выполнить задания № 1,2 на стр.219 | Освоить новые понятия; усвоить особенности устройства и деятельности государственного аппарата | Учить параграф 16, завершить работу над заданиями на стр. 219-221 |
17 | Президент Российской Федерации Комбинированный урок | Познакомить с положением Президента в РФ, его функциями, компетенцией Президента, изучить требования, предъявляемыми к кандидатам на пост Президента | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр.217-218 Новая тема: 1.положение президента в системе государственных органов 2.функции президента РФ 3.компетенция президента РФ 4.требования к кандидату 5.прекращение полномочий Закрепление: -запись в тетрадь основных положений темы -решить тест на стр.227 | Уяснить: -функции Президента РФ -компетенцию Президента -ограничения власти Президента -условия прекращения полномочий Президента | Учить параграф 17, выполнить все задания к параграфу |
18 | Парламент РФ Комбинированный урок | Ознакомить с общей характеристикой Федерального собрания, с функциями Совета Федерации и Государственной думы | Проверка д/з: -опрос учащихся по вопросам на стр.226-227 Новая тема: 1.эволюция парламентаризма 2.история парламентаризма 3.характеристики Федерального собрания и Госдумы 4.функции Совета Федерации и Государственной думы Закрепление: -письменно решить задачи № 1,2 на стр.235 | Знать: -с какой целью появился парламент -почему парламент является представительным органом -кто может быть членами Совета Федерации и Государственной думы -функции Совета Федерации и Государственной думы | Учить параграф 18, письменно решить задания на стр. 235-237 |
19 | Правительство РФ Комбинированный урок | Изучить состав Правительства, его функции и компетенцию, систему федеральных органов исполнительной власти | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр. 235 Новая тема: 1.состав правительства 2.компетенция правительства 3.министерства и ведомства РФ Закрепление: -выполнить задания из рабочей тетради -запись в тетради основных положений темы | Знать: -к какой ветви власти относится Правительство -какой принцип лежит в основе его деятельности -кто руководит деятельностью Правительства -кто входит в состав Пра- вительства -процесс его формирования -функции Правительства -систему министерств РФ | Учить параграфы 19, 20, решить все задания к параграфам |
20 | Правоохранительная система и ее задачи Комбинированный урок | Объяснить устройство правоохранительной системы РФ, рассказать о судах, прокуратуре, полиции и др. – системе государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий. | Проверка знаний по вопросам на стр. 240, 245-246 Новая тема: Правоохранительная система: -суды -прокуратура -полиция -пенитенциарная система -органы госбезопасности -нотариат -адвокатура -таможенные органы Закрепление: -решить задания № 1,2 на стр.253-254 | Знать систему правоохранительных органов РФ, функции органов правоохранительной системы | Учить параграф 21, решить задания на стр. 254-256 |
21 | Суды общей юрисдикции и арбитражные суды Комбинированный урок | Объяснить, почему суды, рассматривающие гражданские споры, называют судами общей юрисдикции; ознакомить с работой арбитражных судов, раскрыть специфичность судебной власти | Проверка знаний: -групповая работа по вопросам на стр. 252-253 Новая тема: 1.суды общей юрисдикции 2.система общих судов 3.арбитражные суды 4.особенности судебной власти Закрепление: Обсудить вопрос «Возраст судьи» | Знать: -общие суды рассматривают юридические дела между гражданами или меду гражданами и организациями -арбитражные суды решают споры между юридическими лицами -судьями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж от 5 лет -особенности судебной системы | Учить параграф 22, письменно в тетради решить задания № 1-5 на стр. 263-265 |
22 | Прокуратура. Комбинированный урок | Изучить, кто может стать работником прокуратуры; ознакомить с направлениями прокурорской деятельности, с системой органов прокуратуры, с полномочиями прокурора | Проверка д/з: -выборочная проверка письменного домашнего задания; -опрос по вопросам на стр. 262-263 Новая тема: 1.компетенция прокуратуры 2.система органов прокуратуры 3.полномочия прокурора Закрепление: -решить задание №5 на стр.271 | Знать: -направления деятельности прокуратуры -полномочия прокурора -роль прокурора с судопроизводстве -роль прокуратуры в защите прав и свобод человека | Учить параграф 23; устно ответить на вопросы №1-4 на стр.269-270 |
23 | Нотариат Комбинированный урок | Ознакомить с обязанностя- ми нотариата и нотариуса, полномочиями нотариуса. | Проверка д/з: -устная проверка заданий нс стр. 269-270 -опрос по вопросам на стр.269 Новая тема: 1.понятие нотариата и его задачи 2.обязанности нотариуса 3.полномочия нотариуса Закрепление: -решить задание №4. 5 на стр.279 | Знать: -основы законодательства о нотариате -полномочия нотариуса -ответственность нотариуса | Учить параграф 24; отвечать на вопросы на стр.277-278 |
24 | Адвокатура Комбинированный урок | Понять задачи, стоящие перед адвокатурой, изучить обязанности адво- ката, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами | Проверка домашнего задания: -опрос по вопросам на стр. 277-278 -решение задач на стр.278 Новая тема: 1.понятие и задачи адвокатуры 2.обязанности адвоката 3.виды юридической помощи Закрепление: -работа со схемой (учебник Варывдина) -задание №1 на стр.286 | Знать, что: -адвокатура – это негосударственная организация; -задача адвокатуры – оказывать юридическую помощь; -входит в обязанности адвоката | Учить параграф 25; выполнить письменно задания № 2-5 на стр. 286, 287 |
25 | Бюджетная система Российской Федерации Комбинированный урок | Ознакомить с понятием «бюджет», изучить бюджетное устройство РФ, структуру бюджета | Проверка д/з: -письменный опрос по вопросам на стр. 285 Новая тема: 1.понятие бюджета 2.бюджетное устройство РФ 3.принципы построения бюджетной системы 4.структура бюджета Закрепление: -решить задачу №4 на стр.298 | Знать, что -бюджет – это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фон- дов различного уровня; -бюджет – это юридический документ, принимаемый Федеральным собранием РФ; -бюджетное устройство в РФ основывается на прин- ципах единства, полноты, реальности, гласности; -любой бюджет состоит из доходной и расходной частей | Учить параграф 26; решить письменно задачи №1-4 на стр.296-298 |
26 | Налоговая система Российской Федерации Комбинированный урок | Ознакомить с понятием и функциями налогов, изучить виды налогов, закон о налогах, с ответственностью за нарушение налогового законодательства; объяснить налоговую систему РФ | Проверка д/з: -выборочная проверка письменного домашнего задания -опрос по вопросам на стр.296 Новая тема: 1.понятие налога 2.функции налога 3.виды налогов 4.ответственность за нарушение налогового законодательства 5.налоговая система РФ Закрепление: -работа со схемой (учебник Варывдина) - решение задач № 1,2 на стр.309 | Должны запомнить, что: -налог – это безвозмездный обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц; -выделяются фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов; -налоги подразделяются на прямые и косвенные, федеральные, региональные, местные; -в РФ налоги могут устанавливаться только Налоговым кодексом РФ. | Учить параграф 27, ответы на вопросы на стр.308-309, и стр. 310-311. |
27 | Брак и семья по семейному праву Комбинированный урок | Рассказать о значении семьи, о том, как регулируются семейные отношения в РФ, ознакомить с понятиями брака и семьи, функциями семьи. | Проверка д/з: -проверка по вопросам на стр.308-309, 310-311 Новая тема: 1.семейное право как отрасль права 2.понятие брака 3.понятие семья 4.функции семьи Закрепление: -работа со схемами из учебника Варывдина | Запомнить: -семейные отношения регулируются Семейным кодексом; -особенности семейных отношений; -признаки семейных отношений; -функции семьи | Учить параграф 28, ответы на вопросы на стр. 319 и задания на стр. 320-321 |
28 | Брак и условия его заключения Комбинированный урок | Рассмотреть порядок и условия заключения , условия расторжения брака | Проверка д/з: -опрос по вопросам на стр.319 Новая тема: 1.порядок заключения брака 2.условия заключения брака 3.расторжение брака Закрепление: диспут на тему: «Нужна ли регистрация брака» | Знать: -какой брак в РФ признается государством; -когда возникают супружеские права и обязанности; -зачем устанавливается срок с момента подачи заявления; -препятствия заключению брака; -причины расторжения брака | Учить параграф 29, ответить на вопросы на стр. 325-326 |
29 | Права и обязанности супругов Комбинированный урок | Уяснить, какие права и обязанности, возникают у супругов в случае регистрации брака | Проверка д/з: -опрос по вопр. на стр.325-326 -письменно выполнить задания на стр.3276-330 Новая тема: 1.личные права и обязанности супругов 2.имущественные права и обязанности супругов Закрепление: -выполнить задания № 1,2 на стр.336 | Знать: -виды прав и обязанностей супругов в браке; -личные права и обязанности супругов; -признаки семьи; -типы внутрисемейных отношений; -личная и совместная собственность супругов | Учить параграф 30 Ответить на вопросы для контроля |
30 | Права и обязанности родителей и детей Комбинированный урок | Изучить права детей, в том числе, личные, обязанности родителей по отношению к детям, имущественные права детей | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля; -решения задач на стр.336-337 Новая тема: 1.установление происхождения ребенка 2.личные права детей и обязанности родителей по отношению к детям 3.имущественные права детей и обязанности родителей Закрепление: -решить задачи № 1,2 на стр.345 | Запомнить: -кого считают отцом ребенка; -что такое права ребенка; Знать: -личные права ребенка; -имущественные права ребенка | Учить параграф 31, отвечать на вопроса для контроля |
31 | Понятие преступления Комбинированный урок | Рассказать об уголовном праве, об Уголовном кодексе; изучить признаки преступления, разные формы вины | Проверка д/з: -решить задачи № 3-7 на стр.345-346 -выборочный опрос по вопр. на стр. 344 Новая тема: 1.уголовное право 2.признаки преступления 3.вина, разновидности формы вины Закрепление: -решить задачу №1 на стр.353 | Запомнить, что: -уголовное право = это система норм права, определяющая круг преступных деяний и виды наказаний за них; -преступление = это общественно опасное деяние; -преступление имеет определенные признаки; -вина это психическое отношение лица, совершившего преступление к своему деянию | Учить параграф 32, решить задачи на стр. 353-355 |
32 | Соучастие в преступлении Комбинированный урок | Познакомить с понятием «соучастник», видами соучастников, изучить вопрос о том, кого могут привлечь к уголовной ответственности. | Проверка д/з: -проверка решения задач на стр. 353-355 -опрос по вопросам для контроля Новая тема: 1.понятие соучастник 2.субъект преступления 3.виды соучастников Закрепление: -обсудить вопрос о невменяемости | Запомнить, что: -уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет; -за отдельные виды преступления ответственность наступает с 14 лет; -субъект преступления- это вменяемое лицо, совершившее уголовно-противоправное деяние; -соучастие – это умышленное участие 2-х и более лиц в совершении преступления | Учить параграф 33, выполнить задания на стр.360-361 |
33 | Виды преступлений Комбинированный урок | Ознакомить с особенностями действующего Уголовного кодекса, с различными видами преступлений | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля -проверка решения задач Новая тема: 1.преступления против личности 2.преступления в сфере экономики 3.преступления против общественной безопасности 4.преступления против государственной власти 5.воинские преступления 6.преступления против мира и безопасности Закрепление: -обсудить тему об ужесточении наказания несовершеннолетних за преступления. | Знать -особенности действующего Уголовного кодекса; -виды преступлений | Учить параграф 34, решить задания на стр. 367-368 |
34 | Наказание и его цели Комбинированный урок | Проанализировать определение понятие «наказание», изучить особенности уголовного наказания, цели наказания. | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля -проверка решения задач Новая тема: 1.понятие наказания 2.особенности уголовного наказания 3.цели наказания Закрепление: -решить задачи № 1,2 на стр. 373 | Запомнить, что: -наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная УК; -наказание назначается только судом; -является целями наказания; -уголовные санкции назначаются с использованием особой процедуры | Учить параграф 35, выполнить задания на стр. 373-374 |
35 | Виды наказаний Комбинированный урок | Ознакомить с видами наказаний и о назначении наказания | Проверка д/з: -опрос по вопросам для контроля; -проверка решения задач Новая тема: 1.виды наказаний 2.лишение свободы 3.смертная казнь 4.назначение наказаний Закрепление: -работа со схемой из учебника Варывдина; -решить задачу №1 на стр.381 | Помнить, что : - в УК дается перечень 13 видов наказаний, которые суд не может дополнять по своему усмотрению; -наиболее распространенным видом уголовного наказания является решение свободы -минимальный срок лишения свободы-6 лет, максимальный-20 лет; -назначение наказания очень сложный процесс | Учить параграф 36, выполнить задания и задачи на стр. 381-383 |
36 | Заключительный урок | Итоговая тестовая работа |
Список литературы
1. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Учебно-методичский комплекс. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое сообщество России, 2003
2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» ,М.: « Вита-Пресс» , 2011г.
3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10 -11 классы. (Профильный уровень образования): Пособие для учителя 2-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А.Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Планета, 2012. -116 с. – (Качество обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по курсу "Право" для 11 профильного класса
Тематическое планирование курса "Право" для 11 профильного класса , учебник Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общебразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Календарно-тематический план по общебразовательной дисциплине "Право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Календарно-тематическое планирование по курсу "Право" 10-11 класс
Учебник А.Ф.Никитина. Право 10-11 класс....