Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.
статья по праву по теме

Падуряну Светлана Владимировна

 

     Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры при этом? Устное изложение может стать рабочим моментом игры, ее частью, либо выступить при подготовке к ней, как мы рассматривали выше. Игра может вобрать в себя такие приемы устного изложения, как сюжетно – образное повествование, образная характеристика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.

     Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры при этом? Устное изложение может стать рабочим моментом игры, ее частью, либо выступить при подготовке к ней, как мы рассматривали выше. Игра может вобрать в себя такие приемы устного изложения, как сюжетно – образное повествование, образная характеристика.

 Устное изложение может стать рабочим элементом игры, ее частью, либо выступить подготовкой к ней. как мы рассматривали это выше. Игра может вобрать в себя такие приемы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, образная характеристика и др.

В игре “ Устный диафильм»  предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок его кадров.          

По сути, это задание по работе над обычным планом рассказа. Его составление основывается на следующих навыках: выделить главное, разбить текст на части, передать содержание кротким предложением. Иная постановка задания - средствами ролевой игры - совершенно

меняет сущность работы. Творческий подход, образность восприятия активизируют познавательные возможности  школьников и делают процесс познания эффективным. При обсуждении результатов задания учитель может использовать наглядность, чтобы ребята видели, как на самом дели можно изобразить тот ильиной факт.  

  В игре” Три предложения” ученикам необходимо внимательно выслушать передать содержание рассказа  учителя тремя простыми

предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно

 передает содержание.

  Другой вариант игры - работа с печатном текстом. Это может быть пункт из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае легче выявить победителя.

 Это несложная игра с правилами. В ее основе  лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила уловить это “главное” в три простых предложения. Без него нет игры, есть обычное  учебное задание. Выполнение правила ложится в основу простого соревнования: кому удастся точнее и короче уложить содержание услышанного или прочитанного в трех предложениях и, быть может, представить или отстоять свой вариант в столкновении с другими вариантами.

Надо отметить, что школьники, выполняя, это задание, допускают некоторые типичные ошибки, которые отдаляют их от победы: кто-то переписывает готовые предложения;  кто-то делает предложения слишком сложными и длинными.

    Эта игра помогает развивать важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи.

     В том же методическом направления «работает» игра “Древо познания”. (Игры-обучение,тренинг,досуг.../ Под, ред. В.В.Петрусинского. м.,1994). В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому правовому материалу. На уроке, когда изучается новый

материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с

текстом записать на 5 листочках 5 разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к “ древу познания» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок, читают вопрос и

отвечают на него.      

    Разберем эту игру по структурным элементам (по времени она разбивается на два урока).

     На первом проходят следующие этапы игры: сообщение об игре, объяснение ее правил  и подготовка к ней. Именно эти этапы и существенны при изучении нового материала, остальные этапы и само игровое действо проходят при повторении пройденного.

Игра “ Блеф- клуб” может с успехом применятся в начале учебного года на первом вводном занятии. С ее помощью учащиеся могут узнать многоногого увлекательного о курсе права.

     Игра состоит из трех этапов. На этапе первого тура никакой подготовки не требуется, выбираются два участника. Ведущий задает вопросы одновременно для обоих, которые начинаются со слов: “Верите ли вы, что...?” Участники должны дать односложный ответ «да”или «нет”.

  Для организации игры” Чистая доска” перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски . в произвольном порядке, записывает вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и  схемой и т.д. Они должны быть построены

на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения

нового материала класс будет участвовать в игре” Чистая доска”. “        Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на

какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается.  Задача в этой игре стоит в том, чтобы к концу урока доска стала чистой”.

Другой вариант игры может включать в себя небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов.

   Рассмотренные выше игры не могут быть построены на использовании приемов  монологического  устного рассказа.  Но устное изложение материала учителем может происходить в процессе совместной работы  учителя и учащегося. Самый распространенный традиционный способ работы при изучении нового материала на уроке права - беседа. Чтобы рассмотреть возможности игры в сочетании с этим приемом, необходимо остановиться на методических особенностях беседы.

     Беседа менее экономна во времени, чем устное изложение материала учителем, но при этом создаются возможности для вовлечения школьников в активную работу. Наиболее интересной и развивающей является эвристическая беседа, в которой ученики при помощи вопросов, заданий, замечаний учителя систематизирует знания, уже известные из житейского опыта или в результате предшествующих учебных занятий.

  В эвристической беседе для учителя важно уметь правильно ставить вопросы. Они не должны быть громоздкими, многочленными. Хорошо, если из ответов складывается рассказ.

   Эффективность беседы выше, если учитель использует наглядные пособия, таблицы, помогающие актуализировать полученные знания.

     Вариант аналитической и обобщающей беседы возможен в игре «Новый материал преподает класс». В этой игре класс на предварительном занятии делиться на несколько групп. Тему, которую учитель предполагает объяснить на следующем уроке, необходимо разделить на несколько групп.

     Для работы с терминологическим материалом наиболее подходит одна из игр с правилами «Переводчик».  Трудностью в усвоении различных определений является сложностью научного языка. Зачастую школьники «зазубривают» определение, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать какое-то правовое определение своими словами.

     Организация изучения нового материала на уроке прав может осуществляться в ходе самостоятельной работы учащихся, где для игры открывается много возможностей.

     Список использованных библиографических источников.

  1. Антнов В.В. Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека. - М., Вита-Пресс,1998.
  2.  Болотина Т.В.Обучение школьников правам ребенка.//Основы государства и права. №4,1999.
  3. Борзова Л.П. Дидактические игры. // Преплдавание истории в школе. 2000.№1.
  4. Борзова Л.П. Ддактические игры при изучении новогоматериала// Преподавание истории в школе. 2000. №3.
  5. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Владосс-Пресс.2004.
  6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.. 1997.
  7. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников//Уколова И. Е., Друбочевская И.Л. и д.р. - РФПР. 20001 //Основы государства и права.
  8. ВыготскийЛ.С. В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.. 1967.
  9. Вяземский Е.Е., СтреловаО.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос. 1998.
  10. .Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника.// Советская педагогика. 1982 №9.
  11. Гиззатуллин И.Г. Игры для старшеклассников// Преподавание

истории в школе. 1992. №5 – 6.

  1. Гргорьев В.М.Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков. Канд.дис. М., 1984.
  2. Гуляева О.Б.Урок-игра в 9 классе / Преподавание истории в школе. 1991. №4.
  3. Даийри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся. М.,1996.
  4. .Иванова Т.Н. История в 7 Кл. Сценарии ролевых игр. Чебоксары. 1993.
  5. Жеругов Р. Т Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. – М., Просвещение.2000.
  6.  .Лернер И.Я. Познавательные задачи в изучении истории. М., 1968.. Обществознание в школе.// 1997 № 6 (Л.Алексеева Учебная игра.)
  7. Макарьев.и. Если ваш ребенок левша. СПб,1995.
  8. .Платонов К.К. , Голубев Р.Г. Психология. М.,1997.
  9. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
  10. Пронькин В Н. Живое право. СПб., 2000г.  
  11. .Фрадкина Ф.И. Психологический анализ игр.// Советская педагогика. 1953. № 4..Цыренова М.Г.  Дидактические игры на уроках истории. М.,1993.
  12. Шварев П.А. Психология., 1946.

  1. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен  культуры. М., 1994.

     .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка

Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...

Конструирование проблемного изложения учебного материала на уроках физики

Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует ...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ ПРИ 5 УРОКАХ В НЕДЕЛЮ (Всего 170 уроков)

Календарно - тематическое планирование к учебнику " Математика6 класс" Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов,А.С. Чесноков...

План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.    Цели урока:...

Методические аспекты работы с юридическим текстом на уроках обществознания и права

Тема распадается на два взаимосвязанных блока – работа с нормативно-правовыми актами и работа с другими юридическими документами....