Методические аспекты работы с юридическим текстом на уроках обществознания и права
статья по праву (10 класс)

Тема распадается на два взаимосвязанных блока – работа с нормативно-правовыми актами и работа с другими юридическими документами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические аспекты работы с юридическим текстом на уроках обществознания и права

Умеренкова М.Ю.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №20 г.о. Химки

Актуальность темы состоит в том, что умение работать с текстами различного происхождения и в частности с НПА – это одно из умений, проверяемых ОГЭ и ЕГЭ. Выпускники должны уметь анализировать актуальную информацию о социальных явлениях и процессах, решать познавательные задачи на основе своих знаний по гуманитарным предметам.

Тема распадается на два взаимосвязанных блока – работа с нормативно-правовыми актами и работа с другими юридическими документами.

Рассмотрим основные возникающие на уроках проблемы и пути их решения.

Проблемы:

  1. юридический текст написан сложным языком, он не адаптирован для школьников. Тяжелые длинные фразы, обилие терминов и отсылки к другим нормам затрудняют понимание даже взрослым человеком.
  2. правовой нигилизм, нежелание изучать то, что по мнению части обучающихся «не работает»;
  3. возможности доступа к текстам в действующей редакции.

Пути решения указанных проблем:

  1. метод комментированного чтения НПА помогает разобраться в его содержании; изучение представленных в учебниках терминов дает достаточную подготовку для понимания наиболее необходимых законов.

Работа с текстом НПА мотивирует детей запоминать термины, которые изучаются в курсе права, становится понятно, для чего они нужны.

  1. Работа с задачами и проблемными ситуациями показывает, как на самом деле работают правовые нормы. Самым сложным и интересным в этом плане является изучение судебной практики, потому что она, как ничто другое, показывает, как применяются нормы права в нашей стране. Но это требует очень серьезной подготовки.
  2. для работы с НПА в действующей редакции на уроках нужно либо распечатывать отрывки из документов, либо выводить на проекторе нужные статьи, либо точно указывать учащимся, на каком сайте они должны найти документ. Важно рассказывать о практических аспектах работы с НПА (справочно-правовые системы, источники официального опубликования, порядок и сроки вступления изменений в силу).

Без работы с НПА невозможно успешно подготовиться к ЕГЭ, на знании четких формулировок статей построены задания Всероссийской олимпиады школьников по праву.

Составление юридических текстов (договоров, заявлений и т.д.) обычно вызывает наибольший интерес. Составить договор даже сильные учащиеся без помощи учителя не смогут, поэтому лучше заранее заготовить макет, в котором дети заполнят пропуски. А вот    составление заявлений различного рода всегда вызывает интерес, так как дети знают, что это применимо во многих житейских ситуациях.

В общем и целом, все представленные формы работы подходят для уроков различных типов, в том числе, для контрольных и самостоятельных работ, а также для внеурочных мероприятий по предметам (деловые игры, викторины и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические аспекты работы с юридическим текстом на уроках обществознания и права Умеренкова М.Ю., учитель истории и обществознания

Слайд 2

Проблемы: юридический текст написан сложным языком, он не адаптирован для школьников. Тяжелые длинные фразы, обилие терминов и отсылки к другим нормам затрудняют понимание даже взрослым человеком. правовой нигилизм, нежелание изучать то, что по мнению части обучающихся «не работает»; возможности доступа к текстам в действующей редакции.

Слайд 3

Пути решения указанных проблем : Метод комментированного чтения НПА помогает разобраться в его содержании; Работа с задачами и проблемными ситуациями показывает, как на самом деле работают правовые нормы; Подготовка и организация занятия.

Слайд 4

Справочно-правовые системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.

Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры...

Методические аспекты интеграции литературы и истории на уроках, во внеурочной деятельности и в краеведческой работе.

Тезисы доклада на региональной научно-практической конференции "Педагогические достижения победителей ПНПО - потенциал развития новой школы Подмосковья"  включают  в себя четыре  основн...

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как  часть подготовки к ОГЭ по предмету...

Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.

Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...

Приемы работы с несплошными текстами на уроках обществознания при подготовке к ГИА

Презентация к выступлению, которая содержит рекомендации по работе с терминами и по подготовке обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 ГИА по обществознанию 9-й класс...