Методические аспекты интеграции литературы и истории на уроках, во внеурочной деятельности и в краеведческой работе.
методическая разработка по истории на тему

Баранова Юлия Петровна

Тезисы доклада на региональной научно-практической конференции "Педагогические достижения победителей ПНПО - потенциал развития новой школы Подмосковья"  включают  в себя четыре  основных части и выводы. В первой части научно обосновывается целесообразность интеграции истории и литературы в процессе обучения, раскрываются методологические основы итегрированного подхода. Во второй показан пример реализации представленного подхода  при разработке урока, в третьей – пример внеурочного мероприятия  историко-литературного характера, в четвёртой  – реализация итегрированного подхода в краеведческой работе.  Ключевые слова: итеграция, лист-карта,  историко-литературный процесс,  личностные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_doklada.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты интеграции  литературы и истории

 на уроках, во внеурочной деятельности

и в краеведческой работе.

Традиция гуманитарного образования в России, в том числе дореволюционного периода, предусматривала преподавание филологических и исторических дисциплин  неразрывно, в рамках единого историко-филологического факультета. Это свидетельствует о том, что интеграция заложена в самой специфике этих предметов. В нашей статье, опубликованной в сборнике  материалов Коломенского пединститута в 2006 году (1), мы исследовали глубинные, философские предпосылки такой интеграции. Она связана с символической природой любого вида искусства и с христианской традицией, в рамках которой любой подлинный символизм неизбежно должен приходить к своей критической точке, в которой он пересекается с конкретной исторической реальностью. Для христианской традиции (в её интерпретации русским религиозным философом Н.А.Бердяевым, творчество которого и было предметом нашего научного исследования) центральный символ искусства и культуры в целом – Христос, но Иисус Христос – и реальная историческая личность. Таким образом, в Нём происходит скрещение  символизма и христианской философии истории. Исходя из этого мы определяем те методические приёмы, подходы, которые составляют наше педагогическое кредо. Оно заключается в принятии христианских ценностей в преподавании истории и литературы не на основании личного мировоззрения педагога, а на основании их научной ценности, опирающейся на последние достижения историософии  и литературоведения.

В качестве примера реализации интеграционного подхода на уроках можно предложить наш урок «Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…». (Восприятие, истолкование, оценка)», опубликованный на мини-сайте социальной сети работников образования (2). Анализ стихотворения осуществляется в процессе работы с заранее подготовленным  листом-картой. Он представляет собой таблицу. Первые три столбца её заполнены. Первый столбец содержит строки стихотворения, второй столбец содержит вопрос или вопросы к конкретной строке, третий содержит дополнительную информацию, в том числе справочного характера по истории или литературоведению, призванную помочь ответу на вопрос или направить мысль ученика по тому или иному пути анализа. Третий столбец называется «Ответ». Он заполняется в ходе урока, в процессе анализа стихотворения вместе с учителем. Все записи сохраняются учеником и служат материалом для дальнейшего осмысления полученной информации дома при написании сочинения-анализа. В него уже должно быть включено личное отношение каждого ученика к образам поэта, его оценки.

В качестве примера интеграции истории и литературы во внеурочной деятельности можно рассмотреть сценарий нашего внеклассного мероприятия «Сохрани мою речь» (литературно-музыкальная композиция), посвящённого эпохе Серебряного века русской поэзии. Работа опубликована на сайте издательского дома «Первое сентября» (4). Литературные факты  русского Серебряного века  осмысляются в контексте истории России начала века (революционные события, эмиграция и т. д.), а также проводятся параллели с современностью, показывается связь самой творческой эпохи 20 века  с творческими исканиями современных художников.

Жанр литературно-музыкальной композиции доказал свою эффективность и в краеведческой работе. Нами подготовлена литературно-музыкальная композиция «Даровое – земля Достоевского», сценарий которой также опубликован на сайте издательского дома «Первое сентября» (3). Композиция посвящена подмосковному детству великого писателя. Раскрывается духовная сторона детских впечатлений, формировавших мировоззрение будущего писателя-философа мирового масштаба. Небольшой объём позволяет использовать материал как фрагмент урока литературы, посвящённого биографии Ф.М. Достоевского, или урока истории, посвящённого культуре второй половины  19 века.  Краеведческий характер материала воспитывает в детях интерес к своему краю, литературная составляющая углубляет и обостряет чувства при восприятии материала, что является важным фактором для памяти. Особенно, конечно, такой эффект достигается, если ребёнок сам является участником-актёром в этой постановке.

Методическая ценность интеграции истории и литературы заключается в возможности осуществить выявление духовной составляющей исторического процесса и избежать опасности заменить изучение литературы «игрой в бисер» (при нынешней тенденции втиснуть проверку знаний по искусству Слова в рамки ЕГЭ такая опасность сохраняется). Интегрированный подход к изучению истории и литературы в сочетании  с использованием музыкальных произведений  способствует накоплению у обучающихся  школьных впечатлений, которые могут оказать благоприятное воздействие на формирование личностных УУД.

Литература

1. Баранова Ю.П.. Символизм Н.А. Бердяева (К постановке проблемы исследовательского метода) // Из истории филологии: Сборник статей и материалов к 85-летию Г.В.Краснова. Коломна : КГПИ, 2006.

2. Конспект урока по литературе в 11 классе. Стихотворение О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков...". (Восприятие, истолкование, оценка). // http://nsportal.ru/baranova-yuliya-petrovna - сайт учителя истории и словесности  на nsportal.ru

3. Литературно-музыкальная композиция "Даровое — земля Достоевского"   // http://festival.1september.ru/articles/556319/

4. "Сохрани мою речь…" (О.Мандельштам). Литературно-музыкальная композиция, посвященная Серебряному веку русской поэзии //http://festival.1september.ru/articles/419446/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование рессурсов Learn English Kids на уроках и внеурочной деятельности (из опыта работы) Сценарий к Рождеству

Работа с качественными аутентичными материаламижаудированием. скороговорками. пазлами . песнями и т д Все виды работ создают огромную мотивацию и помощь для усвоения лексики. делает уроки весёлыми и з...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения. Модель «Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности» (в условиях работы Орловского СУВУ)

Для формирования духовно-нравственных ценностей, для коррекции ценностных ориентация у подростков с девиантным поведением необходимо сформировать основу - культуру. Важным средством формирования...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Представление опыта работы. Страноведческий аспект в преподавании французского языка ( урочная и внеурочная деятельность).

Представление опыта работы . Страноведческий аспект в преподавании французского языка (урочная и внеурочная деятельность)....