обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
материал на тему

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ№2 ст.Архонская»  Бондарь Л.М.

«Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеурочной деятельности.

 Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках. 

В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории.  В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

 Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

 1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации.

За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.  Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

 2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

 3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.

 «Победители. Солдаты великой войны», «От Кремля до Рейхстага»
Эти программа дают представление исторического контекста событий ВОВ. С помощью средств мультимедиа можно пройтись по залам музеев, увидеть раритетные документы, фотографии и кинохронику

4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты

И электронные учебники: 

Преимущества электронных учебников заключается в следующем:

1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.

2. Учебный материал излагается в доступной форме.

3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.

4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.

5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. 

Это могут быть как тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.  Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.  Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

6) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.

В течении 2лет принимаю активное участие в проекте "СтатГрад". Ребята в течение всего учебного года выполняют диагностические и тренировочные работы из расчета на 2 часа и 45минут.  Эти задания  максимально приближены к экзаменационным. Выполнение данных работ -это тренировочная база для успешного прохождения выпускных испытаний.  И тоги работы заносятся в таблицу Excel а отчеты отправляются на сайт "СтатГрада".
А также мой ученики участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах по истории и обществознанию (Молодежный чемпионат по истории и обществознанию, олимпиады на сайте Центр знаний и технологий ,«Эрудит», «Аргоника»  «Вот задачка» и д.р.) и имеют не плохие результаты.

 7) Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвящённые отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

-http://lesson-history.narod.ru/ - Компьютер на уроках истории, обществознания и права. Персональный сайт учителя истории и информатики школе №46 Юго-Западного округа г. Москвы Алексей Иванович Чернов. На сайте помещены презентации к урокам истории с 5 по 11 класс.

-и мой персональные разработки вы можете найти на сайтах « ПроШколу», «Социальная сеть работников образования», RusEdu.

-другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: http://festival.1september.ru/subjects/7/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по истории.

-http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

-http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам.

-http://www.pish.ru/ - Преподавание истории в школе. Электронная версия научно-методического и теоретического журнала (статьи и методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и основам права.

-http://www.istorya.ru/ - ИСТОРИЯ. РУ. История России. Всемирная, мировая история - Об истории. Сайт представляет собой статьи биографий великих людей, которые оставили свой след в истории человечества. Так же представлены карты, династии, хронологии, статьи, аудиолекции, рефераты, экзамены...

8) еще один вид работы  Использование кинофрагментов на уроках истории 

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее. В моём распоряжении есть видеотека научно-популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории. Фильмы и ролики я нашла в Интернете, наиболее значимые и подходящие к урокам записала на диски, и теперь они очень мне помогают. Все фильмы объединены по темам:

  • 1. Русь периода феодальной раздробленности.
  • 2. Эпоха Ивана IV.
  • 3. Отечественная война 1812года.
  • 4. Эпоха Александра I.
  • 5.Гражданская война.
  •  6. Советско-финская война.
  • 7. Великая Отечественная война и др.

Такой элемент урока вызывает неоднозначное отношение в учительской среде.

Аргументы «за»: яркость, запоминаемость, эмоциональность, жизнь людей, изображенная в кинохрониках и документальных фильмах воспринимается лучше. Кроме того, наше отечественное кино исторические сюжеты снимает достаточно правдиво.

Аргументы «против»: субъективность фильмов и трактовок в них исторических сюжетов, время, которое затрачивается на просмотр фрагментов, художественный вымысел, обязательно присутствующий в фильме.

Использование художественных видеоматериалов на уроках истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории.

 9) Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской, реферативной и проектной работе с учащимися в учебном процессе и во внеурочное время. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо что то , которого  еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИКТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. 

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала.
Этапами исследовательской деятельности является:
•    Знакомство со статистическими данными.
•    Обсуждение социальных проблем.
•    Социологический опрос населения по данной проблеме.
•    Обработка полученных результатов и их анализ.  Построение графиков в программе Excel
•    Составление компьютерной презентации.
•    Самостоятельное представление результатов исследования работы на уроках.

 По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.

1.Участие в Интернет проекте «Мосты Дружбы» при поддержке комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей.  В исследовательском конкурсе «Современные мифы» и

«Виртуальная экскурсия» (Память огненных лет…) (11класс)

2. V Всероссийский конкурс компьютерного творчества  «Моя Россия. Великое в малом».

Проект Моя родословная (Бондарь В. 5 класс)3 место

3.II Всероссийский конкурс социальных проектов «Создай мир!» Социальный проект на тему социально значимых проблем будущего:«Терроризм» (Крутоголова Д 5 класс)2место

4. Участие в VII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ  «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

Тема:  Демографическая проблема(Темиров С. 11класс)

5. Интернет-конкурс  «Цифровое неравенство. Интернет для бедных и богатых»(Верхова А. 5 класс)

Сейчас  мы с 5 классом работаем над проектом «Мой дедушка герой ВОВ»

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

 • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

 • возбуждает живой интерес к предмету познания;

 • расширяет общий кругозор детей;

 • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

 • повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

 • идет более полное усвоение теоретического материала;

 • идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

 • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

 • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

 Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно н...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...


 

Комментарии

Я тоже считаю, что главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Ирха Светлана Владимировна

Использование информационных технологий позволяет сделать урок интересным, а учебный материал более доступным