Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
статья по истории (5 класс) по теме

Тихончик Лариса Николаевна

 

         Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно найти множество статей, заметок, информации по данной теме.

       Ведь охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности государства, общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производственно – полезным трудом.

        Совместными усилиями общество и государство делает немало для улучшения здоровья детей: игровые и спортивные площадки, множество кружков и секций по интересам, многочисленные СПК, пропаганда здорового образа жизни по TV и многое другое.

Но все вышеназванные меры подразумевают времяпровождение досуга детей и подростков. А ведь значительную часть своего времени ребята проводят в школе, сидя за партами.

       Поэтому задача современного учителя давать не только знания учащимся, но и  стараться применять здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.

     Этого можно добиться, следуя следующим принципам:

- выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся;

- вовлекать родителей в оздоровление детей;

- передавать знания по предотвращению отдельных болезней;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности».

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара

Тихончик Л.Н.

         Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно найти множество статей, заметок, информации по данной теме.

       Ведь охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности государства, общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производственно – полезным трудом. 

        Совместными усилиями общество и государство делает немало для улучшения здоровья детей: игровые и спортивные площадки, множество кружков и секций по интересам, многочисленные СПК, пропаганда здорового образа жизни по TV и многое другое.

Но все вышеназванные меры подразумевают времяпровождение досуга детей и подростков. А ведь значительную часть своего времени ребята проводят в школе, сидя за партами.

       Поэтому задача современного учителя давать не только знания учащимся, но и  стараться применять здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.

     Этого можно добиться, следуя следующим принципам:

- выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся;

- вовлекать родителей в оздоровление детей;

- передавать знания по предотвращению отдельных болезней;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.

   На практике данные принципы я реализую следующим образом:

На каждой перемене перед уроком  соблюдаю режим  проветривания учебного кабинета, так как   школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия  повышения их работоспособности.

     На  уроках  осуществляю контроль за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга.

       Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока.  

    На уроках стараюсь подддерживать положительный микроклимат,  через создание спокойной и заинтересованной атмосферы. Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.

    Когда впервые начинаю учить детей 5 класса, то всегда всегда выясняю у классного руководителя, есть ли больные и слабые  дети, т.к. для таких детей предусматриваю меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков .

        Вовлечение родителей в оздоровление детей осуществляется через   родительские  собрания, на которых  ставятся вопросы о комфортности и дискомфорте детей в школьных условиях, рассматриваются темы  возрастных психологических особенностях раннего подросткового возраста, проводятся различные виды анкет и опросов, позволяющие понять насколько родители знают своего ребёнка, общаются с ним.

   Передача знаний по предотвращению отдельных болезней происходит на уроках истории и  обществознания через следующие темы:

- тема «Древний Египет» (5 класс) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;

- при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

-  при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

- на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни и т.д.

     С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания и классных часах  провожу такие внеклассные мероприятия как:

-«Молодёжь за здоровый образ жизни» (Брейн-ринг)

-«Береги здоровье смолоду» (Часы общения с приглашением врачей - педиатров);

-Конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам».

-Акции «Нет - нецензурным словам», «Нет - наркотикам», «Нет – курению», «Нет – СПИДу», «Доброта спасёт мир».

      Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:

- в 5 классах при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

- на уроках обществознания в 7 классах, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;

- при изучении глобальных проблем человечества в 5 - 8 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности). Естественно, что вышеназванные темы рассматриваются согласно возрастным особенностям детей, но они не оставляют равнодушными ни детей, ни подростков.

Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности

     Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках истории обществознания».

Применение на уроках здоровьесберегающих технологий обучения. Учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.(слайд№1)...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории обществознания».

На сегодняшний день одной из важных проблем государства является охрана здоровья. Дети один из самых незащищённых объектов общества.Большую часть времени ребёнок проводит в школе. На него ложиться огр...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...