Главные вкладки

    Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
    учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Вакина Светлана Андреевна

    Выступление на ГМО учителей истории и обществознания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_gorodskoy_konferentsii.docx21.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.

      Каждый ребёнок с рождения одарён способностями – необходимо только их грамотно и вовремя обнаружить и развить для обеспечения его успешной и счастливой жизни!!!

            Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной к самореализации и самосовершенствованию, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В рамках реализации ФГС ООО большое внимание отводится личности ребенка. Проблема выявления и развития одаренных, креативных, проявляющих способности в той или иной области детей приобретает особую актуальность. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже «одаренные».  Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас, но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм. Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы. Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории.

    Проблемы одаренных детей.

           Одаренные дети не такие, как все. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:

    1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

    2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

    3. Они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

    4. Их волнуют вопросы философского характера.

    5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.                                                                                                                                           Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

    1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

    2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.                                                                                                                               3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.                                                                                                                             4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.                                                                   5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.                                                                       6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

    В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей начинаю на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Намечаю перспективы дальнейшего развития творческого потенциала учащихся.  Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяю большое внимание.

     Формы внеурочная работа с одаренными детьми.                                                                              - Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В рамках предметных декад применяются самые разнообразные формы и методы проведения: концерт, викторина, издательская деятельность, историческая лаборатория и т.п.                                                                                                                            - систематические индивидуально-групповые занятия с сильными учениками на протяжении всего учебного года;                                                                                                                    - участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, творческих конкурсах (очных, заочных, дистанционных);                                                                       - работа в краеведческом кружке;                                                                                                         - организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации;                                                                                                                               - поощрение одарённых учащихся.                                                                                          

      Виды внеурочной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Олимпиады – это еще один вид работы с одаренными детьми. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.                                                                                                                              Готовясь к урокам, именно  учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.                                                                                                         Во внеурочной деятельности ярко проявляется исследовательская и проектная деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.                                                                             Этапы исследования на уроках и во внеурочной деятельности:

    • Определение области исследования. Определение целей и задач работы.
    • Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных материалов.
    • Систематизация материалов, определение структуры отчётной работы.
    • Оформление результатов исследования.

    Как справедливо заметили В.Франкл, «Смысл нельзя дать, его нужно найти» и А.Сент-Дьердьи, «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».                                                                                                                                                                                   Конечно, больших открытий на уроках или занятиях кружка, или факультатива не сделаешь. Но желание ребят исследовать те или иные проблемы, решать посильные и интересные им задачи помогает нам, педагогам, воспитать в детях грамотного и вдумчивого читателя. Жажда исследования обращает школьников к научным источникам, справочникам, требует самостоятельности в подборе и анализе разнообразных материалов. Таким образом, создаются благоприятные условия для формирования познавательной активности личности. Главное заключается в том, что на поставленные вопросы ученик отвечает сам, осуществляя исследование.                                                                                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

    В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

    Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

    Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях....

    Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

    В статье идет речь о том, кто такие одаренные детьми и что для них характерно. Перечислены проблемы, возникающие у категории этих детей и их особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними...

    «Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

    Аннотация: в статье представлено обобщение  опыта работы учителей физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренн...

    Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

    Выступление руководителя кафедры иностранных языков Степняк Ирины Владимировны на июньском педсовете МБОУ "Гимназия № 19" Г.о.Балашиха Московской области по теме "Организация работы с о...

    Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

    Презентация к выступлению на июньском педсовете по теме "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности" за 2017 - 2018 учебный год...

    Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

    В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...