Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения. Модель «Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности» (в условиях работы Орловского СУВУ)
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сааякн Гор Гамлетович

 

Для формирования духовно-нравственных ценностей, для коррекции ценностных ориентация у подростков с девиантным поведением необходимо сформировать основу - культуру. Важным средством формирования культуры является краеведение. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения о значимости природы и хозяйства своего региона, понять, что краеведение – это история людей; корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников учреждений, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Краеведческий подход в процессе обучения позволит воспитать и вырастить гражданина любящий свой край и свою родину.

Для систематизации и структурирования внеурочной деятельности при реализации краеведческого подхода, применяя проектную технология разработан:   Модель «Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности»

(в условиях работы Орловского СУВУ)

 

Модель включает пять направлений проектной деятельности: 1) информационно- поисковая, 2) учебно-исследовательская, 3) творческая, 4) игровая и 5) практика-ориентированная деятельности. Каждое направление имеет свои особенности. Предполагается, что в течении трех лет каждые воспитанник примет участие в каждом из проектов, следовательно, попробует себя в разных видах деятельности и определит личностный интерес к проектированию. Важно, что результаты проектной деятельности, и уровень достижения планируемых результатов оцениваются в процессе общественной экспертизы. Но, виды общественной экспертизы оригинальны, отличаются в каждом из направлений. Таким образом создается образовательная среда, в которой выстраиваются субъект субъектные отношения обучающих и обучающихся, т.е. и преподаватели и подростки учувствуют в совместной деятельности на основе партнерских отношений. Рассмотрим особенности формирования образовательной среды:   1) информационно-поисковая проект – защищается на общеучилищная конференция (например, проект «Вода –  основа жизни»; 2) Учебно-исследовательская проект   защищается на проблемном семинаре (например, проект «Труженики тыла в годы Отечественной Войны»); 3) творческий проект демонстрируется на общеучилищной выставке творческих работ (например, проект «Игра дело серьезное»);  4) Игровой проект – театрализация «Мастерская сказок», которая защищается в ходе общеучилищного фестиваля; 5) Практико- ориентированный проект, защищается на дне открытых дверей для родителей (например, проект «Зона семейного отдыха в парке победы»).

Не повторяются и награды для победителей: в первом случае – это поездка на областную конференцию «Природа и Общество» (ВятГУ); во втором – на областной конкурс имени Вернадского (библиотека имени  А. И. Герцена); в третьем случае – поездка в музей братьев Васнецовых (с. Рябово); в четвертом – поездка в ТЮЗ ( г. Киров); в пятом – встреча  представителями администрации г. Орлова, или членами общественной организации. Таким образом, у детей есть возможность расширить свой познавательный кругозор и сформировать значимые для себя – ценностные ориентиры.

Первый этап – запуск проекта. 1. Установочная конференция (распределение маршрутов). На этом этапе участники проектной деятельности определяют цель: разработать задания и определить маршруты 5 проектных групп; знакомятся с положением       экспедиции «Я - исследователь!»  и утверждают план разработки проектов.

Второй этап – выполнение проектов. На этом этапе участники проектной деятельности активно действуют в режиме туристко-краеведческой работы и подготавливают свои проекты к защите.

Третий этап – защита проектов. На этом этапе по каждому направлению деятельности проводятся общественная экспертиза с целью защиты проектов. Это: 1) общая училищная конференция; 2) обще училищный проблемный семинар; 3) обще училищная выставка; 4) обще училищный фестиваль; 5) общий училищный день открытых дверей для Родителей.

Четвертый этап – итоговое обще училищное мероприятия. На этом этапе проводятся фестиваль по результатам проектной деятельности. Это праздник звучат творческие отчеты, участники проектной деятельности получают подарки, участвуют в концертных номерах. (Прил. З).                                   

Мы считаем, что для мотивации и создания ситуации успеха в деятельности подростков необходимо принятие и участие не только в обще училищных мероприятиях с целью обобщения проектной деятельности и обмена опытом, но и в областных и всероссийских конкурсах.

Таких, как: 1. Региональный этапа VIII Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека»).

 2. Научно-практическая конференция «Природа и общество» проводимая на кафедре Географии и МОГ института Вят.ГУ.

3. Всероссийский конкурс социально – трудовых проектов для обучающихся ФГ СУВУ «Специальных учебно-воспитательных учреждение.»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

«Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности»

(в условиях работы Орловского СУВУ)

 

Проектная работа                                                                  Проектная работа       («Зона семейного отдыха»)                                             « Труженики тыла»  

(Проект "Мастерская Сказок")                                            

                                                                                                  (Иследовательская работа

"Основа Жизни")

 (Проект "Мир Вокруг Нас" )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно полу...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях диалога культур

Решение проблемы духовно-нравственного становления личности в современный период развития общества приобретает особую актуальность, когда цивилизация вплотную соприкоснулась с глобальными проблемами ж...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Статья"Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации ФГOС на уроках литературы и во внеурочной деятельности".

Сборник статей по итогам Международной конференции по поликультурному воспитанию.Издательство ГАОУ АО ДПО "АИПКИП", апрель 2015г....