Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
статья (11 класс) по теме
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
- выделять в тексте главные положения и мысли;
- составлять различные виды планов;
- развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
- конспектировать и реферировать текст;
- на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
- составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razlichnyh_form_raboty_s_tekstom.doc | 84 КБ |
k_dokladu.ppt | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся.
(из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житеневой О.А.)
Уважаемое коллеги, перед вами – незаконченное высказывание Френсиса Бекона, английского философа. Ниже даны слова для справок. Как бы вы расставили их в этой фразе? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. (Слайд 1)
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным (Ф. Бэкон)
Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.
Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
4. не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель: (Слайд 2)
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников: (Слайд 3)
выделять в тексте главные положения и мысли;
составлять различные виды планов;
развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
конспектировать и реферировать текст;
на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи, перед вами на слайде: (Слайд 4)
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Деление текста на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.
9. Составление логической схемы.
10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.
11. Реферирование текста.
Применение данных видов работы с текстом разнообразно.
Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.
Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.
На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.
Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)
Конечно, на каждом уроке учитель применяет те методы, которые помогут наиболее эффективно достичь цели урока.
Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Анализируя результаты ГИА по обществознанию в 2010 году, можно увидеть, что
(слайд 5)
в новой форме сдавали экзамен 13 человек (18%)
большинство учащихся справились с заданиями части А и В; Наиболее трудным среди заданий с кратким ответом (средний процент выполнения 38%) оказалось задание на выбор верных позиций из списка (В 5). Оно было связано с умением осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (в виде диаграммы или таблицы). Полученные результаты свидетельствуют о необходимости усиления внимания педагогов к выполнению заданий на выбор верных позиций из списка.
Главное же внимание следует уделить развитию фундаментального умения (компетенции) работать с социальной информацией, представленной в различном виде и в разных знаковых системах: (Слайд 6)
С1 - Задание на составление плана(Сдайд 8)
Выполнение данного типа заданий демонстрирует уровень сформированности общеучебных умений. При организации работы с текстами на начальном этапе изучения курса обществознания, на мой взгляд, эффективно использовать методический прием «конспект». Суть данного приема заключается в следующем: после прочтения каждого абзаца учащиеся в тетрадях карандашом записывают его основную идею (работа ведется в группах). Когда рассказ будет прочитан, следует организовать своеобразный пересказ, при котором каждая группа сможет назвать основную, по ее представлению, мысль одного из абзацев текста. Так, например, группа 1 формулирует идею первого отрывка, группа 2 – второго и.т.д. Затем происходит совместное формулирование, уточнение и редактирование основных положений авторского текста.
Закончив работу над текстом статьи, учитель определяет степень уяснения ее содержания при помощи вопросов. Данный методический прием позволяет ученикам усвоить, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста.
Напомним, что под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.
Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста.
План может быть простым, т.е. включающим название значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значимых частей текста и их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста.
Рассмотрим выполнение данного задания на примере следующего текста.
…Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы
живем, и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не
есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть
необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества
он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только
листом целого дерева.
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным
восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил –
единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша
жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе
с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
(По материалам энциклопедии для школьников)
В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:
1) социальная сущность человека;
2) внутреннее органическое единство людей;
3) уровни восприятия общества.
Данный план составлен в назывной форме (он состоит из тезисов номинативного строя). План может быть составлен не только в назывной, но
и в вопросной или тезисной форме.
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. Например:
1) Что определяет социальную сущность человека?
2) В какой форме проявляется внутреннее органическое единство людей?
3) Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?
Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзацев.
Например:
1) Социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства
людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях;
2) внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
личности;
3) за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути
основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
С2 – С3 - Воспроизводящие задания к тексту (Сдайд 9)
Второе и третье задания призваны выявить умение извлекать нужную информацию из предложенного текста. Как показывает практика , в тех случаях, когда ответ содержался в прямом виде, в отдельном компактном фрагменте, когда в формулировке вопроса воспроизводятся ключевые слова текста, подавляющее большинство учащихся справляются с заданием. Если же ответ содержался в тексте в «снятом виде», либо необходимая информация находится в различных частях текста, задание для многих школьников переходит в разряд трудных, а для части – невыполнимых.
При работе с текстом целесообразно использовать памятки для учащихся по анализу текста:
а) прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст;
б) помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте;
в) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право);
г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею;
д) отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания;
ж) вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос;
з) обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе;
и) старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание;
к) сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы;
С4. - Конкретизация собственными примерами (Слайд 10)
Частично на воспроизведение нацелено и четвертое задание – требуется выделить какое-либо положение. Однако дальше сложность работы возрастает – требуется проиллюстрировать это положение конкретным примером. При ответе на четвертый вопрос к тексту, учащиеся должны использовать не только предложенный текст, но и знания обществоведческого курса. Это единственное задание, которое оценивается тремя баллами.
«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
С5 - Задание-задача (Слайд 11)
Пятое задание имеет самостоятельное развернутое условие, т.е. выступает как задание-задача. Но и оно связано с анализируемым текстом.
К типичным недостаткам при выполнении данного задания можно отнести слабость аргументационной базы избранной позиции. В большинстве случаев школьники приводят практически дословно лишь положения, взятые из текста, либо досужие суждения и расхожие мнения.
Для решения заданий-задач целесообразно ознакомить учащихся с алгоритмом решения обществоведческих задач, (алгоритм составлен Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова) (Приложение 1)
При подготовке к выполнению заданий-задач с развернутым ответом рекомендуем обратить внимание учащихся на некие общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий этой части. Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Иными словами, что именно требуется сделать и как записать ответ. При этом, важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.) признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и зафиксировать, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Нередко вместо требуемых трех элементов ответа ученик приводит, например, пять-шесть, затрачивая силы и время на то, что не будет оцениваться (и, наоборот, например, указывает один вместо двух или трех элементов). В этом случае ответ может быть правильным, но неполным, и получить максимальный балл невозможно.
С6 – (Слайд 12)
Последнее шестое задание высокого уровня сложности нацеливает ученика на формулирование и обоснование своего отношения, оценки тех или иных позиций по актуальным и спорным вопросам общественной жизни современного общества. При этом оно также органически связано с текстом, побуждая ученика вновь обратиться к нему, но уже под иным углом зрения. Очевидно, что объектами оценки экспертов при выполнении этих заданий является не заявленное школьником отношение, а сила аргументации своего выбора, а также умение извлечь нужную в данном случае информацию из текста и правильно интерпретировать ее в заданном ракурсе. Выполнение этого задания вызывает затруднения у большинства учащихся.
В связи с этим на практикумах важно вести целенаправленную и систематическую работу по приобретению навыков с подобными видами заданий. Особое внимание обратить на развитие умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, составляя планы текстов. При этом целесообразно использовать памятки для учащихся по составлению плана и анализу текста (Приложение 2).
Серьезное значение при подготовке к итоговой аттестации является организация личностно-ориентрованной работы по овладению курсом, учитывающей пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью текущего и тематического контроля систематически фиксировать продвижение отдельных обучающихся по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к знаниям и умениям как в рамках уроков так и во время консультаций. На консультации учитель разъясняет сложные вопросы курса, под руководством учителя производится освоение выполнения заданий, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся.
Итак, как сказал английский философ Френсис Бэкон, чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.
На этом разрешите мне поставить точку. Спасибо за внимание.
Приложение 2
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Приложение 1
Памятка по решению обществоведческих задач
Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).
Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
Убедитесь в правильности вашего ответа:
- соответствует ли ваш ответ существу вопроса;
- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;
- можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;
- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Задачи Выделять в тексте главные положения и мысли. Составлять различные виды планов. Развертывать текст, строя по плану собственное высказывание. Конспектировать и реферировать текст На основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст. Составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
Основные формы и методы работы с текстом 1 . Составление вопросов к тексту и ответы на них.. 2. Комментированное чтение текста. 3. Аналитическое чтение текста. 4. Деление текста на смысловые части. 5. Составление тезисного плана. 6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста. 8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний . 9. Составление логической схемы. 10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.
Анализ результатов ГИА - 2010 Часть А Часть В № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 % 100 85 100 92 100 85 69 85 92 85 85 100 92 62 77 92 85 100 85 62 справились Частично справились Не справились В1 77 - 23 В2 77 15 8 В3 85 - 15 В4 92 - 8 В5 38 - 62
Анализ результатов ГИА - 2010 Часть С С1. Задание на составление плана Воспроизводящие задания к тексту С2. С3. С4. Конкретизация собственными примерами С5. Задание-задача С6. Формулирование и обоснование своего отношения
С 1- С 4 … Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем, и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева. Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние. Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет. (По материалам энциклопедии для школьников)
С1 - Задание на составление плана План - четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. План Назывной Вопросный Тезисный 1) социальная сущность человека; 2) внутреннее органическое единство людей; 3) уровни восприятия общества. 1) Что определяет социальную сущность человека? 2) В какой форме проявляется внутреннее органическое единство людей? 3) Какие уровни восприятия общества выделены в тексте? 1) Социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях; 2) внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой личности; 3) за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим.
С 2 – С3 - Воспроизводящие задания к тексту памятка для учащихся по анализу текста: а) прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст; б) помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте; в) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право); г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею; д) отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания; ж) вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос; з) обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе; и) старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание; к) сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы;
С4 - Конкретизация собственными примерами «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.
С5 - Задание-задача Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания) Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием: - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии; - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения). Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение. Убедитесь в правильности вашего ответ - соответствует ли ваш ответ существу вопроса; - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; - нет ли противоречий между вашими аргументами; - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным; - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами. алгоритм решения обществоведческих задач: (алгоритм составлен Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова)
С6 - аргументация собственной позиции с опорой на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт. объектами оценки экспертов при выполнении этих заданий является не заявленное школьником отношение, а сила аргументации своего выбора, а также умение извлечь нужную в данном случае информацию из текста и правильно интерпретировать ее в заданном ракурсе.
Спасибо за внимание!
Приложение ( п.21учебник Обществознание. 10 класс) Тема «Политическая власть и политическая система» Прочитайте текст. Назовите структурные компоненты (подсистемы) политической c истемы, проявившиеся в решении вопросов модернизации образования. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения по вопросам модернизации образования. Данный вопрос стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве и других властных структурах (____________________________). Его решение потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных актов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (_______________________________). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности: дискуссиях, опросах, собраниях учителей, экспертизах (__________________________________). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (_____________________________________). Формы политической деятельности всех учстников и предполагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (________________________). В результате сложного подготовительного процесса, анализа проблемы, обсуждения и т.д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ …(__________________________).
Приложение Как составлять простой план 1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки Как составлять сложный план 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнак...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся
Доклад на муниципальном семинаре учителей истории об использовании ИКТ на уроках истории и занятиях по краеведению...
Презентация "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции учащихся"
Презентация к выступлению на мунииципальной научно-практической конференции педагогов в марте 2017г....
Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии
Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии...
Цифровая грамотность. Использование сетевых сервисов веб 2.0 на уроках географии как средства формирования коммуникативных компетенций обучающихся
презентация для выступления на методическом объединении педагогов....
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...