Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии
презентация к уроку

Лакушина Оксана Евгеньевна

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии

Слайд 2

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Чтение с комментарием Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информа­цию и обеспечивает лучшее усвоение материа­ла при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наибо­лее сложных тем раздела, например, «Движение литосферных плит», «Климатообразующие факторы» и т. д.

Слайд 3

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 2. Чтение текста с заполнением таблицы Ученики в таблице отмечают известную, но­вую, нужную информа­цию, содержащуюся в тексте. В ре­зультате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспекти­руется самое главное. Данный прием использу­ется при изучении следующих тем: «Природные зоны материка», «Минералы и горные породы», «Расы земли». Например: Используя материалы учебника «Климат России», заполните следующую таблицу Признаки Циклон Антициклон Определение Обозначение на картах Движения воздуха Явления Размеры Скорость перемещения Направление движения Место рождения Погода

Слайд 4

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 3. Составление таблиц Эта форма работы учит школьников пра­вильному отбору и краткому изложению ин­формации. Таблицы можно состав­лять самостоятельно. Например: используя карты атласа и текст учебника, дайте характеристику умеренного климатического пояса. Ответ оформите в виде таблицы Между какими параллелями расположен пояс Воздушные массы Температура Количество осадков Январь Июль

Слайд 5

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 4. Составление проблемных вопросов по тексту учебника Глубокому осмыслению полученной инфор­мации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямо­го ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между поняти­ями. Проблемные вопросы представляют со­бой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим. Например: при изучении темы «Климат Австралии» проблемными могут быть следующие вопросы? - Почему Австралия самый сухой материк? - Почему все культурные растения австралийцы выращивают на востоке материка?

Слайд 6

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 5. Составление опорных логических схем, точек План, схема, опорные конспекты помога­ют отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимо­связи отдельных систем. Все это способству­ет систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации. Например: при изучении темы « Топливно – энергетический комплекс России» опорный конспект может быть следующим

Слайд 7

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

Слайд 8

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 6. Написание краткого конспекта По сложным темам, курсам, может быть полез­ным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность ученикам вы­брать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Природные комплексы», «Внутренние и внешние силы, создающие рельеф» и др.

Слайд 9

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 7. Изучение терминов Изучение географических терминов не ог­раничивается заучиванием их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запомина­ние продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысло­вая группировка или разбивка на части с вы­делением главного. Например: В тексте параграфа “Воды суши” найдите определение понятия “река”, выделите в нем определяемое слово (водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным).

Слайд 10

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 8. Ответы на вопросы к параграфам Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять диффе­ренцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления до­полнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).

Слайд 11

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 9. Составление плана к тексту параграфа Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли. План – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предъявить детям памятку: Как составить план текста? 1. Прочитайте текст. 2. Выделите в тексте главные мысли. 3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей. 4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

Слайд 12

РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 10. Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой Эффективность процесса обучения намного выше, если учащийся овладел приемами самообразования. Напишите реферат на тему « Особоохраняемые природные зоны своей местности». Реферат оформите в соответствии с требованиями. Содержание реферата Титульный лист; Содержание; Введение; Основная часть; Заключение; Список использованных источников;

Слайд 13

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 1 . З адания по работе с иллюстрациями учебниками Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки. Например: Проанализируйте рисунок в учебнике «Способы изображения земной поверхности», выделите черты сходства и отличия, подкрепите свой ответ информацией из текса параграфа..

Слайд 14

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 2 . Сравнительный анализ данных таблиц или схем Например: «На основании данных приведен­ной ниже таблицы сделайте вывод о том, какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами ? Найдите информацию о занятости населения города в различных сферах деятельности в дополнительных источниках. Населенный пункт Всего населения, тыс.чел. Половозрастной состав населения, тыс.чел. мужское женское 0-15 лет 16-59 лет 60 лет и старше 0-15 лет 16-54 лет 55 лет и старше Благовещенсвк 10 1,9 2,1 0,6 2 2 1,4 Арзамас 9 0,8 2,3 0,8 1 2,4 1,7 Пущино 9,5 1 «.5 2 0,9 1,5 1,6 Коломна 11 1,5 3 1,5 1,5 3 2

Слайд 15

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 3. «Пометки на полях» Учащиеся читают но­вый текст и на полях учебника карандашом поме­чают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется уз­нать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неиз­вестном материале. Здесь важно то, что он дол­жен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвест­ной темы

Слайд 16

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Составление тестов учениками Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 во­просов в виде тестовых заданий. Самостоя­тельно созданное тестовое задание обеспе­чивает формирование применения знаний в практической ситуации.

Слайд 17

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 2. Создание синквейна В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово) Это творческая форма рефлексии. Спо­собность резюмировать информацию, изла­гать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная фор­ма работы удается не всем ученикам, и иног­да во время урока создать синквейн не полу­чается, поэтому здесь может быть использо­вана парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома. Например: География, 6 класс. Тема «Ветер». Используя предложенную картинку, составьте синквейн по заданным правилам. Предполагаемый ответ. 1.Ветер 2.Сильный, штормовой 3.Дует, срывает, пугает 4. Образуется из-за разницы в давлении 5. Стихия

Слайд 18

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 3. Составление вопросов Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных уси­лий, тем более что вопросы не должны дуб­лировать те, что приведены в параграфе. Они должны начинаться определенным об­разом.

Слайд 19

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 4. Моделирование Создание всевозможных моделей изучае­мых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнитель­ной информации, выходящей за рамки, пре­дусмотренные учебной программой. Например: при изучении темы «Планеты Солнечной системы», можно предложить создать модель Вселенной из подручных материалов.

Слайд 20

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 5 . Составление вопросов творческого характера а) Задания на установление соответствия. б) Задания на отражение последовательности географических процессов и явлений.

Слайд 21

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 6 . Составление рассказа с географическими ошибками Например: найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок . Горы Кордильеры расположены в западной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время альпийской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь до сих пор продолжается процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Кордильерах не превышают 2500 м.

Слайд 22

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 7. Составление текстов с пропущенными словами Например: вставьте пропущенные слова, используя слова для вставки. Выветривание - процесс разрушения и преобразования горных пород. _______________ выветривание происходит в результате резких изменений температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению. _______________ выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к ____________ выветриванию. Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.

Слайд 23

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 8 . Составление кроссвордов, ребусов, загадок Например при изучении темы «Великие географические открытия» можно предложить учащимся составить кроссворд, в котором должно быть не менее 10 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...