Программа патриотического воспитания на 2008 – 2012 учебный год
методическая разработка (право) по теме

Чебанова Людмила Александровна
Программа разработана на 2008 – 2012 годы, которые должны стать решающими в становлении действенной системы патриотического воспитания учащихся МОУ «Основная общеобразовательная школа №6». Программа ориентирована на повышение статуса нравственных, патриотических ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе углубления его гуманистической направленности, использования педагогического потенциала и современного передового опыта. Программа базируется на разработанной Концепции, и определяет цели, задачи и направления совершенствования организации патриотического воспитания в системе образования. Принятие программы не может изменить сложившуюся социальную ситуацию, которая оказывает серьезное влияние на процесс патриотического воспитания, но может содействовать качественной перестройке организационно – педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных психолого – педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Чистопольского муниципального района РТ

Программа

патриотического воспитания

на 2008 – 2012 учебный год

Содержание программы

1. Общие положения.

1. Концептуальная часть.

1.1 Выбор, обоснование, актуальность проблемы.

1.2 Нормативно-правовая база программы.

1.3 Основные идеи, цели, задачи программы.

1.4. Участники программы.

1.5 Сроки и этапы реализации программы.

2. Управление и обеспечение программы.

2.1 Задачи внутришкольного управления.

2.2 Управление процессом воспитания.

3. Оценка результатов программы.

4. Прогноз результатов деятельности.

5. Перспективы дальнейшего развития.

6. Мероприятия по реализации программы патриотического воспитания.

7. Приложение.

1. Общие положения.

Программа разработана на 2008 – 2012 годы, которые должны стать решающими в становлении действенной системы патриотического воспитания учащихся МОУ «Основная общеобразовательная школа №6».

Программа ориентирована на повышение статуса нравственных, патриотических ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе углубления его гуманистической направленности, использования педагогического потенциала и современного передового опыта.

Программа базируется на разработанной Концепции, и определяет цели, задачи и направления совершенствования организации патриотического воспитания в системе образования.

Принятие программы не может изменить сложившуюся социальную ситуацию, которая оказывает серьезное влияние на процесс патриотического воспитания, но может содействовать качественной перестройке организационно – педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных психолого – педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

1. Концептуальная часть.

1.1 Выбор, обоснование, актуальность проблемы.

Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций, клубов по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, города, школы.

Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:

1) экономическая дезинтеграция;

2) социальная дифференциация общества;

3) девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Еще заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы вносят существенные изменения в нравственное состояние членов нашего общества. К сожалению, в общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам. Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны, в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества, подъёмом патриотизма.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе; массовую патриотическую работу школой.

1.2 Нормативно-правовая база программы.

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

4. Конвенция ООН о правах ребенка;

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. №7);

6. Программа «Развитие духовно – нравственного воспитния детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 – 2011 годы». Утверждена приказом МО и Н РТ №614/08 от 4 марта 2008 г.;

7. Концептуальные подходы к развитию воспитательной работы в учебных заведениях РТ (Утверждены Приказом МО и Н РТ 3 1919/7 от 19.11.2007 г.);

8. Подпрограмма «Патриот и гражданин» в Чистопольском муниципальном районе РТ на 2006 – 2012 гг.

1.3 Основные идеи, цели, задачи программы.

Данная программа направлена на обеспечение позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно – нравственного становления, воспитания детей гражданами современного демократического общества, способными реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Целью программы является обеспечение условий для патриотического воспитания учащихся, как одной из главных стратегических задач развития современного российского общества, формированию патриотических чувств и сознания у учащихся.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

1) образование воспитательной среды, механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;

- приоритетное развитие у детей в процессе патриотического воспитания качеств толерантности;

- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли города Чистополя в судьбе Татарстана, России; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;

2) воспитание личности гражданина-патриота России, города Чистополя, способного встать на защиту интересов страны, города;

3) формирование комплекса информационного обеспечения в области патриотического воспитания; внедрение ИКТ в воспитательный процесс.

1.4 Участники программы

Участниками программы патриотического воспитания в МОУ «ООШ №6» являются учащиеся, педагогический коллектив, родители, общественность: ветераны ВОв, локальных войн, Совет ветеранов.

1.5 Сроки и этапы реализации программы.

Реализация программы будет осуществляться в течение 2008 – 2012 годов в два этапа:

Первый этап по патриотическому воспитанию учащихся (среднесрочная перспектива: 2008- 2009 г.) направлен на:

- проработку организационных основ реализации ппрограммы;

- создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- разработку классными руководителями подпрограмм, планов;

- открытие патриотического уголка в школьном музее;

- проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в городских мероприятиях патриотической направленности.

Второй этап по патриотическому воспитанию учащихся (долгосрочная перспектива -2010-2012 г. и последующие годы), направлен на реализацию основных мероприятий по плану и создание стабильной школьной системы патриотического воспитания.

2. Управление и обеспечение программы.

2.1 Задачи внутришкольного управления.

1.1 Создание системы управления, способной на основе формирования чувств и сознания, обеспечить решение задач воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. При этом центром системы является школьный музей.

1.2 Организация службы психолого-социальной диагностики.

1.3 Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций в коллективе.

1.4 Гибкая организация воспитательного процесса через учебные предметы, интегрированные с военно-патриотической тематикой (интегрированные уроки, уроки творчества, защита проекта, исследовательские и творческие работы и т.д.).

2. Управление процессом воспитания.

2.1 Считать, что воспитывающая деятельность школы - часть процесса развития системы патриотического воспитания.

2.2 Создать условия для развития у ребёнка патриотических чувств и сознания, включая его разнообразную деятельность в систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны.

2.3 Осуществлять педагогическую поддержку при формировании патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2.4 Ориентировать школьника на общечеловеческие ценности; переводом их в личные ценности каждого воспитанника.

2.5 Использовать различные формы работы.

  1. Исследовательские и творческие работы.
  2. Уроки мужества с участием ветеранов армии и флота.
  3. Экскурсии, поездки, походы.
  4. Защита проектов.
  5. Военно-спортивные, спортивные игры: «Вперед, мальчишки», «А ну-ка, парни» и т.д.
  6. Военно-полевые сборы.
  7. Проведение профильных, нравственно - патриотической направленности смен на базе пришкольного лагеря.
  8. Экскурсии в городские музеи.
  9. Участие в городских патриотических конкурсах.

3. Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности хода реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.

Параметры состояния патриотического воспитания:

на уровне социума:

  1. повышение толерантности;
  2. проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к добросовестному труду на благо Отечества;
  3. сохранение общественного порядка;
  4. приобщение к моральным и духовным ценностям;
  5. приобщение к здоровому образу жизни;

на уровне образовательного учреждения:

  1. наличие системы патриотического воспитания;
  2. подготовленность педагогических кадров к деятельности;
  3. приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к Родине, толерантного отношения друг к другу, милосердия, социальной ответственности;
  4. развитость нравственного компонента в школьных дисциплинах;
  5. активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе патриотического воспитания личности;
  6. уровень сформированности нравственно-патриотической культуры учащихся;

Количественные параметры – это количество:

  1. проведенных научно-исследовательских работ по проблеме патриотического воспитания;
  2. подготовленных специалистов в области патриотического воспитания;
  3. действующих школьных молодежных объединений;
  4. смен в лагере труда и отдыха;
  5. проведенных мероприятий по патриотическому воспитанию;
  6. экскурсий в школьный музей;
  7. детей, охваченных в работе объединений дополнительного образования;
  8. проведенных традиционных государственных, школьных, национальных праздников;
  9. участие в НПК по проблеме патриотического воспитания;
  10. проведенных мероприятий совместно с родителями, общественностью.

4. Прогноз результатов деятельности.

  1. создание системы патриотического воспитания в школе;
  2. открытие профильных нравственно-патриотических смен пришкольного лагеря в летний период;
  3. внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
  4. сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, городу, школе;
  5. активизация творческого потенциала ветеранов ВОВ, участников локальных войн, родителей и близких, погибших учащихся школы в «горячих точках» в воспитании подрастающего поколения;
  6. формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
  7. расширение участия учащихся в военно-прикладных видах спорта;
  8. воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников;
  9. увековечение памяти Героя Афганистана Олокина О.В, награжденного орденом Красной звезды посмертно.
  10. формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
  11. привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
  12. расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
  13. повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;
  14. оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;
  15. оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;
  16. расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования;
  17. активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

5. Перспективы дальнейшего развития.

1. Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы патриотического воспитания.

2. Активизация внешкольной деятельности, работа в школьном музее, организация походов, экскурсий.

3. Совершенствование работы поисковых групп.

4. Разработка и апробация уроков с использованием материалов школьного музея.

5. Изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в деятельности педагогического коллектива школы, общественных объединений, патриотических клубов.

Она ориентирована на участие в процессе воспитания учащихся морально здоровых слоев населения Татарстана и города Чистополя.

6. Мероприятия по реализации программы патриотического воспитания в МОУ «Основная общеобразовательная школа №6».

Мероприятия

Исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемый результат

1.

2.

3.

4.

5.

1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания школьников

1.

На основе Федерального закона «О днях воинской славы России» создать календарь памятных дней России.

Зам. директора по BP, учитель истории

2008 – 2010 гг.

Создание историко- правовой основы патриотического воспитания

2.

Школьный музей:

разработать план использования композиций школьного музея для увековечения памяти воинов-земляков, воинов-выпускников школы.

Зам. директора по BP, учитель истории, руководитель музея.

2008 – 2010 гг.

Повышение роли музея в сохранении и привитии гордости за свою страну, малую родину, школу, выпускников, учителей.

Осознание необходимости увековечения памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества, города, края, истории школы, ее выпускников и учителей.

3.

Принять участие в городском конкурсе воспитательных проектов по патриотическому воспитанию в современных условиях.

Группа участников проекта

2008-

2009 гг.

Создание условий для активизации методической работы по проблемам патриотического воспитания.

2. Совершенствование деятельности педагогического и ученического коллективов школы в области патриотического воспитания учащихся

1.

На основе концепции патриотического воспитания граждан РФ постоянно обновлять формы и методы работы с учащимися по вопросам патриотического воспитания школьников.

Зам. директора по BP

2008 – 2010 г. Г.

Создание организационной методологической основы патриотического воспитания.

2.

В план работы педагогического совета школы вносить вопросы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания учащихся в школе.

Педагогический коллектив

2008 – 2010 гг.

Мониторинг процессов патриотического воспитания на уровне школы.

3.

Совершенствование системы по патриотическому воспитанию учащихся, готовности их к достойному служению Отечеству на основе региональной программы.

Совет школы

2008 – 2010 гг.

Совершенствование системы патриотического воспитания.

4.

Обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе.

Администрацияпедагогический коллектив

2008 – 2010 гг.

Распространение опыта патриотического воспитания.

5.

Разработать план работы пришкольного летнего лагеря по нравственно – патриотическому воспитанию.

Директор лагеря, зам. директора по ВР

В летние каникулы

Создание опорной зоны патриотического воспитания (пришкольный лагерь).

6.

Отслеживание результатов работы по патриотическому воспитанию (через анкетирование, тесты и т. Д.).

Зам. директора, педагогический коллектив

2008 – 2010 гг.

Внедрение передовых технологий, корректировка планов работы.

7.

Проведение совещаний с классными руководителями по реализации программы патриотической направленности.

Зам. директора по BP, классные руководите ли

2008-

2010 гг.

Повышение квалификации педагогических работников, расширение возможностей системы образования.

8.

Систематические встречи учащихся с ветеранами, участниками локальных войн, родителями выпускников, погибших в «горячих точках», выпускниками – студентами военных учебных заведений.

Педагог-

организатор, классные руководители

2008 – 2010 гг.

Подготовка к службе в рядах ВС РФ.

3. Система мер педагогического и ученического коллективов по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников.

1.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне; Дню вывода войск из Афганистана, Дню города, Дню Матери и т.д.

Педагог - организатор, классные руководите ли

2008 – 2012 гг.

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.

2.

Участие в городских конкурсах, фестивалях патриотической направленности.

Зам. директора по BP, педагог – организатор

2008 – 2012 гг.

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию учащихся школы.

3.

Проведение смотра-конкурса патриотической песни (ежегодно к 23 февраля).

Зам. директора по BP, педагог – организатор, классные руководители

2008 – 2012 гг.

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию учащихся.

4.

Проведение на базе школы творческих встреч с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, курсантами училищ, родителями выпускников, служивших в армии (ежегодно).

Зам. директора по BP, педагог – организатор, классные руководители, учащиеся, ветераны войны и труда

2008 – 2012 гг.

Активизация творческого потенциала ветеранов и других граждан в воспитании подрастающего поколения.

5.

Проведение школьных конкурсов «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», «Вперед, мальчишки», «А ну-ка, папы» (ежегодно).

Зам. директора по BP, педагог – организатор

2008 - 2012 гг.

Формирование у школьников готовности к защите Отечества.

6.

Подготовка и участие в городских смотрах, военно-спортивных играх (ежегодно).

Педагог – организатор, учитель физической культуры

2008 – 2012 гг.

Формирование у школьников готовности к  защите Отечества.

7.

Реконструкция памятных досок выпускникам, погибшим в локальных войнах.

Администрацияпедагогический коллектив, учащиеся

2009  -

2012 гг.

Увековечение памяти воинов – интернационалистов.

8.

Организация и проведение «Уроков мужества» (с привлечением ветеранов армии).

Зам. директора по BP, педагог-организатор

2006 – 2010 гг.

Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений.

9.

Организация «Живой нити» - переписки с солдатами-выпускниками школы.

Классные руководители, учащиеся, родители

2006-

2012 гг.

Укрепление чувства патриотизма живым примером несения личного долга по защите Отечества.

4. Воздействие педагогического коллектива на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации.

1.

Разработка и оформление новых композиций в школьном музее.

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководитель музея

2008 -

2011 гг.

Увековечение событий

2.

Отражение в СМИ событий школьной жизни.

Зам. директора по ВР, классные руководители

2008 –

2012 гг.

Обобщение и трансляция опыта по патриотическому воспитанию.

IV. Прогноз результатов деятельности.

Вышеизложенная программа школы позволит сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за страну, республику, город, школу.

Воспитать личность учащихся-патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны.

 Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г

Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...

ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.

Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...

Результативность за 2008-2012

Результативность за 2008-2012...

Программа развития воспитания на 2008-2014 учебный год

Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив центра – идея творчества. Педагоги центра уделяют большое внимание воспитанию воспитанников, совершенствованию и обновлению внеклассной ...

Демоверсии КИМ-ов по физике. 2007, 2008, 2012, 2013г.г.

В папке представлены демоверсии контрольно-измерительных материалов по физике за 2007.2008,2012, 2013годы....

Результаты успеваемости и уровня обученности по итогам учебного года. (2008-2012)

Результаты успеваемости и уровня обученности по итогам учебного года....