Права детей (урок права в 10 классе)
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Яценко Наталья Анатольевна

Правовая проблема сегодня актуальна в связи с тем, что государство социальную функцию защиту своих граждан адресует гражданскому обществу как самоорганизующейся реальности. Урок предназначен  для того, чтобы учащиеся познакомились с основными документами по защите своих прав, умели извлекать полезную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prava.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правовая грамотность – залог успеха

Яценко Н.А.

Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!

Пьер Гренгор

Правовая проблематика сегодня актуальна в связи с тем, что государство социальную функцию защиты своих граждан адресует к гражданскому обществу как самоорганизующейся реальности. Насколько такое общество продуктивно в данном случае обсуждению не подлежит. Важно другое – насколько граждане страны способны эффективно освоить правовое пространство регулирования отношений, чтобы быть способными защитить себя документально и фактически в сложных переплетениях различных социальных коллизий. Понятно, что юное поколение легче приобщить к будущей взрослой юридически грамотной жизни, если работать над этим уже сегодня.

Материал нижеприведённого урока составлен с опорой на предыдущие знания учащихся и их интерес к изучаемому материалу. Поэтому основной целью урока являлось формирование умения работать с различными источниками, извлечение из них нужной информации. Работа на уроке групповая, что способствует воспитанию ответственности и уважительного отношения к другим людям, развитие умения работать в коллективе. Уровень подачи материала доступный. В качестве средства по изучению материала и первичному закреплению является работа по карточкам, работа с документами. При планировании урока  большую роль играет  смена видов деятельности, различные приёмы, которые способствовали поддержанию интереса учащихся к уроку.

Право,  10 класс.

Тема: Права детей.

Цели:

- ознакомление  с содержанием «Конвенции о правах ребёнка»;

- формирование умений  работать с различными источниками, извлекать из них информацию;

- совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,

- развивать внимание и память, логическое мышление;

- воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,

- учить работать в группе.

Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура  урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Актуализация знаний учащихся.  

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление нового материала.

6. Рефлексия. Синквейн.  

7. Итог урока.

 8. Домашнее задание. 

                                                       Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, целей урока

Учитель. Я взяла себе в помощники неизвестного юного поэта, скорее всего вашего ровесника. Послушайте его стихи (Учитель зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока).

Я – ребёнок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

          Сообщение темы урока: Права ребёнка. 

Задачи  урока:  

- познакомиться с основным содержанием «Конвенции» как международного документа по правам ребёнка; с законами, в которых говорится о правах ребёнка РФ;

- рассмотреть различные жизненные ситуации и  пути выхода из них на основе законодательства.

3. Актуализация знаний учащихся

3.1. Вопросы учителя:

  1. Какие международные договоры о правах человека вы знаете?

(Ожидаемый  ответ: Международный билль о правах человека.)

  1. Что он включает в себя?

 (Из предложенных ответов выбираем правильный).

 Ответы детей. Он состоит из 5 документов:

- Всеобщей декларации прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);

- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о  гражданских и политических правах;

(приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);

- Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);

- Факультативный протокол об отмене смертной казни (15.12.1989 г.).

3.2. Объяснение  терминов: - Что такое право? Декларация? Пакт? Конвенция? Правоспособность? Дееспособность?

4. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос:

  1. Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?

 Учитель: В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.

    Слово предоставляется учащимся. Они расскажут о принятии Декларации прав ребёнка в 1959 г. и Конвенции о правах ребёнка.

     1 ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2 ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.

1 ученик: Всех собравшихся объединяло одно желание – чтобы никогда больше не было воин, чтоб никто не знал страха и нужды.

2 ученик: Поэтому они все вместе и написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые должен иметь каждый человек на земле.

1 ученик: Далее ООН принимает решение о разработке специального документа по правам ребёнка. 20 ноября 1959 г. Была принята Декларация прав ребёнка.

2 ученик: Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на территории СССР.

Учитель: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны.

  1. Как называется этот документ?

Конституция РФ не оговаривает особо права детей (исключение - право на образование -  ст.43) и защиту со стороны государства, но в ней записаны те права человека, которые можно отнести к детям.

Учитель: Работа в группах с  Конституцией .

Задание № 1: найти статьи Конституции РФ, в которых  бы говорилось не только о правах человека, но и затронуты права детей. Каждая группа по одному называет права.

Ст. 20 право на жизнь

Ст.21 – достоинство личности охраняется государством

Ст. 29 – свобода мысли и слова

Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность

Ст. 40 – право на жилище

Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

Ст.43 – право на образование

Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства

Ст.25 – неприкосновенность жилища

Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской  Федерации гарантируется.

Задание № 2: Обсудить, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обосновать ответ.

Группа 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом.

Группа 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим.

Группа 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь.

Вывод: права человека и права ребёнка начинаются с права на жизнь.

  1. Какие ещё есть в нашей стране документы, в которых бы говорилось о правах детей, об их защите? (Ожидаемый ответ: СК РФ, ГК РФ, УК РФ, АК РФ)

Задание № 3: Знакомство учащихся с основными правами  ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ . 

1 группа - найти и выписать личные права детей (СКРФ, ст. 54 -59);

2 группа – имущественные права детей (СК РФ, ст. 60);

3 группа -  дееспособность несовершеннолетних.

Зачитывание прав детей.

Вывод: мы выяснили личные и имущественные права детей, дееспособность несовершеннолетних у нас в стране.

Учитель. По Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее. «Мировая Конституция прав ребёнка» - так называют Конвенцию.

Вывод: Наступление полной дееспособности   в России начинается с 18 лет, до этого возраста дети обладают частичной дееспособностью.

5. Первичное закрепление нового материала 

5.1. Практическая работа. Ситуации.

1 группа.

 А) Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё». Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

Б) Кто несёт ответственность за получение ребёнком среднего образования – родители или школа?

2 группа. 

А)  Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

Б) Может ли ребёнок заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы его аттестовали и выдали аттестат?

3 группа. 

А)  Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери?

Б) Могут ли ребёнка не допускать к занятиям, если его родители не пришли в школу по вызову администрации?

  1. Кто же осуществляет защиту прав ребёнка?
  2. Кем является Павел Астахов в нашем государстве?

5.2.  Каждая группа получает текст Конвенции о правах ребёнка (извлечения) и отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино».

  1. К каким (какой) статьям Конвенции данный отрывок из сказки может служить иллюстрацией? О каких правах ребёнка здесь идёт речь?

Затем каждая группа представляет результаты своей работы. Другие группы могут исправлять или дополнять. Перед выступлением каждой группы класс знакомится с отрывком из сказки.

5.3. «Сказка – ложь, да в ней намёк»

Группам предлагаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев.

  1. Какое право сказочного героя нарушено?  

1 группа. 

- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  - Буратино воспользуется своим правом на…

- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…

2 группа. 

- Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на …

- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

- Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…

3 группа. 

- В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…

- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…

- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.4. Тест.

Проблемный вопрос:

  1. Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?

6. Рефлексия. Синквейн.

                                  Права человека

Естественные                                             Охраняемые

Существуют             Разрешают                Защищают

Закрепляют в законах  возможности человека

                                   Закон.

7. Итог урока. Выставление отметок. Общая оценка классу за урок.

8. Домашнее задание.

Памятка «Где можно защитить свои права». Составьте список организаций в нашем городе, где могут помочь детям в случае нарушения их прав.

           Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Но главное, что каждый из вас должен помнить: Конвенция определила не только ваши права, но и  обязанности перед обществом.

         Активность на уроке и рефлексия показала интерес учащихся к правовой проблематике. Данный урок способствовал развитию интеллекта и расширению кругозора детей. В ходе  подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие уроки как можно чаще. Они сами увидели пробелы в подготовке, осознали, что плохо знают права детей. Одна из учениц, Тужилкина Диана, стала  призёром городской олимпиады 2011 года по праву, но и она обнаружила пробелы в своих знаниях Международных документов по правам ребёнка. Подобные факты доказывают, что учитель всегда найдёт возможность дать детям новые и полезные знания на уроках.

Таким образом, каждый урок по праву это, пусть и маленький, но шаг навстречу будущей взрослой жизни и надо, чтобы подросток,  знакомясь с правовой проблематикой, чувствовал себя  всё более уверенно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...

Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"

Урок включается в раздел "Конституционное право"  учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...

Итоговый тест по теме "Административное право" по предмету "Право" 11 класс

Данный тест предназначен для проверки полученных знаний учащимися 11 класса по разделу "Административное право" предмета "Право" (профильный уровень) 11 класс...

Внеклассное занятие "Права детей" (для учащихся 6 класса)

Цели занятия:I.1.    Обобщение и проверка знаний учащихся по теме “Права ребёнка”. Внеурочное мероприятие используется как игровая форма образования учащихся.II.1.    Раз...

«Мои права и обязанности» в рамках Всемирного дня прав детей (для 5-7 классов)

Внеклассное мероприятие в виде игры.1 Раунд «Правовой» - в этом раунде называется  как можно больше прав человека.2 Раунд «Нет прав без обязанностей» - в этом раунде разби...