Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Елена Юрьевна Карасавиди

Урок включается в раздел "Конституционное право"  учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с учетом требований ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2015.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Карасавиди Елена Юрьевна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5

г. Пыть-Ях ХМАО-Югра

Тема урока: Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ.

Цель урока: Проанализировать особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Сравнить правовой статус гражданина РФ с правовым статусом гражданина США.

Задачи урока:

Образовательная:

-на основе анализа Конституции и Билля о правах, продолжить формирование аналитических навыков, умения работать с законами и документами;

- определить специфику и способы регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Развивающая:

-продолжить развитие у учащихся навыков работы в парах, умение составлять синквейны;

-расширять правовой кругозор обучающихся;

Воспитательная:

-воспитывать уважение к Основному закону Российской Федерации.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, исследовательская деятельность.

Методические приёмы: аналитическая работа с документом, самостоятельная, творческая работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

-текст Конституции РФ;

- текст Билля о правах США;

-использование презентации;

 -рабочие тетради.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы.
  3. Этапы осмысления: изучение нового материала, работа с документами, рабочей тетрадью, составление таблицы, синквейна.
  4. Рефлексия.

                                                     Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы.

Беседа.

-Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

-Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

                    -Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

        -Какие основные сведения содержит Конституция?

-Как вы думаете, что подразумевают под словами «правовой статус гражданина»?

3.Изучение нового материала.

           Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании.

            Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “Права и свободы человека и гражданина”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1” Основы конституционного строя”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

            -Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? 

Работа с Конституцией, обучающие характеризуют права человека и гражданина по группам.

-Правовой статус включает не только права, но и обязанности гражданина РФ.

Работа с Конституцией, обучающие характеризуют обязанности гражданина.

-Мы знаем, что в основе Конституции РФ лежат Международные правовые документы, какие?

-Давайте рассмотрим Билль о правах США и сравним с основным законом нашего государства.

 Работа в парах и составление таблицы.

Основные права

Конституция РФ

Билль о правах США

Итоги работы по таблице:

-в каком документе права классифицируются по группам? С чем это связано?

-в котором из документов права человека и гражданина изложены более широко? Как вы думаете, почему?

-можно ли утверждать, что Конституция РФ правовой документ, отвечающий основным требованиям международного права? Почему?

4. Рефлексия.

Составить синквейн со словом «Права и свободы человека»

        Правила написания синквейна.

1 строка – Существительное, обозначающее тему синквейна

Права и свободы человека

2 строка – Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

        Демократические, гуманные

3 строка – Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д, свойственные данному явлению, предмету

        Обязует, защищает, охраняет

4 строка – Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая    предыдущие две строки

Главная ценность государства его права и свободы

5 строка – Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту

                       Конституция защищает человека 

Домашнее задание: §27, вопросы стр. 255, задания стр. 255-256.

Приложение №1

США

БИЛЛЬ О ПРАВАХ

Статья I

Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.

                                                             Статья II

Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.

Статья III

В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.

Статья IV

Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

Статья V

Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными Большого жюри, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо народного ополчения в период, когда последнее в связи с войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Статья VI

Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.

Статья VII

По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как на основе положений общего права.

Статья VIII

Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Статья IX

Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Статья X

Полномочия, не предоставляемые настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные ею штатам, остаются за штатами или за народом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...

Урок 9 класс. Конституционные права человека.

изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование  правовой культуры;воспитани...

Методическая разработка модуля по обществознанию "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" 9 класс

Методическая разработка содержит ролевую игру "А что теперь?", которая поможет учащимся лучше изучить тему, отработать навыки правомерного поведения...

Право выбора - конституционное право.

Методическая разработка урока и презентация....

Тест по теме «Конституционное право. Основы конституционного строя в России»

Контрольный тест по теме «Конституционное право. Основы конституционного строя в России»...