Конкурс по конституционному праву
материал по праву (11 класс) на тему

Паперис Александр Викторович

Внеклассное мероприятие проводится с уч-ся 9-11 классов.
Способствует проверке знаний после изучения Конституции России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_po_konst._pravu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по Конституционному праву среди лицеистов 9-11-х классов
МБОУ лицей г. Лобня.
Учитель истории и обществознания Паперис Александр Викторович.

Цель мероприятия - повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные на уроках обществознания и права при изучении Конституции России.

Накануне конкурса старшеклассникам предлагается изобразить Конституцию России в символах. Наиболее интересные работы были предложены лицейским художникам  из старших классов для  их оформления в формате А3. В помещении актового зала перед конкурсом размещается выставка этих работ. 

При входе в актовый зал, где проводится конкурс, всем учащимся выдают  эмблемы, посвящённые 20- летию Конституции.

  1. В начале показывается видеоролик, посвященный 20-летию Основного закона.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Вступление ведущих об игре и правилах. Представление жюри.
  4. Ведущие приступают к формированию команд. Команды формируются из учащихся, которые правильно отвечают на вопросы ведущих.
  5. По ходу игры на экран выводится слайд с таблицей, которая отражает ход игры команд в различных конкурсах.
    Вопросы по Конституционному праву для отбора команд
    (3 команды по 6 человек)
  1. Как называется наше государство?
  2. Какова форма государственного правления в нашей стране?
  3. Кто является носителем суверенитета и источником власти в нашей стране?
  4. Что является высшей ценностью в нашей стране?
  5. Признание, соблюдение, и защита прав  и свобод человека и гражданина – обязанность…?
  6. Каким образом выражается власть народа?
  7. Какие субъекты входят в состав Р.Ф.? (виды, количество)
  8. Кто осуществляет государственную власть в России?
  9. Могут ли субъекты федерации устанавливать свои государственные языки?
  10. Где публикуются  полные тексты вновь принятых законов?
  11. Кем  по Конституции  у нас является Президент?
  12. Что говорится в тексте присяги президента?
  13. Кто присутствует при процедуре принесения присяги Президентом?
  14. Как называются документы, которые издаёт Президент?
  15. Кто исполняет обязанности Президента, если он уходит в отставку?
  16. Если Президент уходит в отставку, когда состоятся выборы нового президента?
  17. Как называется парламент в нашей стране?
  18. Каков численный состав Госдумы и Совета Федерации?
  19. Кто осуществляет исполнительную власть в Р.Ф.
  20. Кто может быть судьёй в России?
  21. Сколько судей в Конституционном Суде?
    6. 1-й конкурс команд «Дебаты».
    Командам показываются слайды, на которых для каждой написаны задания для обсуждения

    «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан».
    В. Гумбольт

    «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь».
    П.Бауст

    «Всякий государственный строй, однажды установившийся, заключает в себя материал для лучшего строя».
    Г. Трейчке

    На подготовку командам даётся время — 3 минуты.
    7
    . Во время подготовки команд к дебатам задаются задания залу.
     
    Правильные ответы болельщиков приносят баллы своим командам.

Продолжите цитату из текста Конституции.

Источником власти в Р.Ф. является …..

Гражданин Р.Ф. не может быть лишён…

Государственную власть в Р.Ф. осуществляют…

Защита Отечества является …

Никто не обязан свидетельствовать…

 Высшим непосредственным выражением власти народа является...

Все равны перед законом и...

Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому...

Каждый имеет право на свободу и …

Каждый имеет право на …

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более …

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни..

8. 2-й конкурс. Команды получают карточки с заданиями.  
Подберите карточки, которые соответствуют функциям

Совет Федерации

Президент Р.Ф.

Государственная Дума

Одобряет законы

Подписывает и обнародует законы

Принимает  федеральные законы

Состоит из 178 членов

Распускает Госдуму

Состоит из 450 депутатов

Назначает выборы президента

Принимает решение о помиловании

Объявляет амнистию

Назначает и освобождает от должности Генерального прокурора

Награждает государственными наградами

Даёт согласие на назначение Председателя правительства Р.Ф.

Решает вопрос о возможности использования В.С. Р.Ф. за пределами территории Р.Ф.

Издаёт указы

Собирается на 1-е заседание на 30-й день после избрания


После выполнения задания на экран выводят правильные ответы (слайд с таблицей)

9. Во время работы команд над заданиями ведущие играют с залом.
Задаются вопросы «Верю-не верю». Зрители, которые согласны или не согласны с утверждениями по команде ведущего поворачиваются то лицом, то спиной к ведущему. В результате остаётся только один, который  становится победителем и получает награду.
Вопросы для зала
1.Конституция включает в себя 11 глав и делится на 2 раздела. 

2. Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра  регламентируется  главой 9 Конституции.

3.7-я глава Конституции посвящена судебной власти.

4.1-я глава Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.

5.Президенту РФ и его роли в государстве посвящена 6 глава Конституции РФ.

6. Раздел второй Конституции РФ включает в себя поправки к Конституции.

7.Статья 17-я Конституции РФ гласит: Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 72 часов.

8. Статья 31 гласит, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

9. Граждане, находящиеся в местах лишения свободы не имеют права избирать органы государственной власти.

10. Цензура запрещена Конституцией.

11. Государственной религией является православие.

12.Обвиняемый обязан доказывать свою невиновность сам или с помощью представителя. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

13. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству.

14. Вопросы предоставления политического убежища решаются в правительстве Государственной Думе.

15. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня её принятия по результатам всенародного голосования.

10. 3-й конкурс команд. Игра «Крокодил».

Один из членов команды стоит лицом к экрану, где написаны термины и пословицы и пытается объяснить жестами какой это термин, игроки же пытаются догадаться о чём идёт речь, спрашивая у игрока. Игрок же может отвечать им только «да» или «нет».

1 команда

2 команда

3 команда

Слово: Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп

Слово:Избиратель

Описание:

гражданин страны, имеющий право голоса на выборах должностного лица государства или местного самоуправления (активное избирательное право).

Слово: Коронация 

Описание: формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (тронакороныскипетра и т. п.)

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности

Урна для голосования

Описание:

специальный ящик с достаточно большой щелью в верхней части, в который во время голосования опускаются бюллетени избирательные.

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок.

На воре шапка горит

Из двух зол выбирай меньшее

Народ – тело, Царь – голова.

11. 4-й конкурс команд. В Конституции  Р.Ф. можно встретить указание на годы.

21 год                                35 лет,                18 лет.                        О чём идёт речь?

10 лет                        25 лет                    5 лет


12. 5-й конкурс команд. Назовите  фамилии людей занимающих ключевые посты в нашем государстве

- Председатель правительства….

 - Председатель Совета Федерации…

 - Председатель Государственной Думы…


13. 6-й конкурс команд. Каждая команда получает задание, выведенное на экран  с вопросом « Когда  и какие Конституции были приняты были приняты  при указанных руководителях страны?»

Руководитель страны

Год принятия конституции

Конституция какого государства?

Ленин В.И.

Сталин И.В.

Брежнев Л.И.

Ельцин Б.Н.


Правильные ответы затем выводятся на экран на обозрение всем.

        
14. 7-й конкурс команд. Определите  правильно ли утверждение? (Блеф вопросы) «Да» или «Нет»?

 - Президент тяжело болен и уходит в отставку. Его обязанности до новых выборов исполняет Председатель Совета Федерации.

- Руководство внешней политикой Р.Ф. осуществляет президент.

- Гражданин Р.Ф. будучи в турпоездке в Таиланде совершил кражу в магазине сувениров. После его возвращения  в Россию таиландская полиция потребовала выдачи его таиландским властям. Он был выдан Таиланду для суда и следствия.

- После 6 месяцев работы ГосДума была распущена президентом, так как она трижды отклонила кандидатуру президента на пост Председателя Правительства Р.Ф.

- В Госдуме 450 депутатов, на заседании присутствовало 400 депутатов. За принятие федерального закона голосовали 210 депутатов. Закон принят Государственной Думой.

- Конституционный суд Р.Ф. состоит из 19 судей.

- Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Верховный Суд Российской Федерации.

- Обе палаты парламента образуют Счётную палату для подсчёта голосов во время голосования по принятию  и одобрению законов.

-Закон в течении 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации и был направлен на подпись президенту, президент подписал его и обнародовал.

- Может ли Дума преодолеть вето Совета Федерации на закон принятый Госдумой?

- Возможно ли преодолеть вето президента на закон принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации?

-Гражданин Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства.


15. 8-й конкурс команд. Поработайте над схемой «Так вводятся в действие законы России».



16.
Пока команды работают над схемами, болельщики отвечают на вопрос
«
К каким группам относятся ниже перечисленные права гражданина России»?

Политические права

Основные гражданские права

Экономические права

Социальные права

Процедурные гражданские права

Культурные права

 - Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов ( Полит. Права)
- Граждане  и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. (Экон. Права)
- Каждый имеет право на жизнь. ( осн. Гражд. Права)
- Каждому гарантируется свобода мысли и слова (полит. Права)
- Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. ( соц. Права)
- Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (гражд. Процед. Права)
-Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. (гражд. Процедурные права)
- Каждый имеет право на  свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (экон. Права)
- Жилище неприкосновенно ( осн. Гражд. Права)
- Право на достоинство личности (осн. Гражд. Права)
- Право на неприкосновенность жилища  (осн. Гражд. права)
-Право на равный доступ к государственной службе (Полит. Права)
-Право на объединение, включая право создавать профсоюзы, для защиты своих интересов (Полит.)
- Право собираться мирно, без оружия, проводить, собрания, митинги, демонстрации...(Полит.)
- Право частной собственности. (Экон.)

17. Жюри подсчитывает результаты команд. Определяет  победителей, самых активных игроков из числа зрителей.  Во время работы жюри ведущие обращают внимание всех на рисунки лицеистов, символически изображающих Конституцию. Идёт обсуждение рисунков и голосование за наиболее понравившейся  рисунок.
18. Жюри оглашает результаты игры. Награждает победителей. Заключительное слова об игре произносит  учитель.

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"

Урок включается в раздел "Конституционное право"  учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ .Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации

Цели:1.     Пополнение знаний о процессе и процедуре демократических выборов.2.     Повышение уровня правового и гражданского воспитания будущих избирателей, пр...

"Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации"

Цели: после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах...

Учебные таблицы по праву. 10-11 класс. Конституционное право.

Учебные таблицы по праву. 10-11 класс. Конституционное право....

Право выбора - конституционное право.

Методическая разработка урока и презентация....

Тест по теме «Конституционное право. Основы конституционного строя в России»

Контрольный тест по теме «Конституционное право. Основы конституционного строя в России»...

Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"

Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"...