Разработка урока 10 класс "Теории происхождения государства"
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Ермакова Татьяна Валерьевна

Урок на тему «Теории происхождения государства» проводился  с целью  получения новых знаний, поэтому в структуре урока присутствуют компоненты исследовательского характера.

Структура урока отвечает следующей схеме:

1.      Вводное слово учителя, актуализация, формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения урока.

2.      Выступления учащихся (сообщения по предложенным заданиям).

3.      Обсуждение вопросов поставленных перед группами.

4.      Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений, саморефлексия).

5.      Контроль знаний.

        При проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

1)      групповая (весь класс принимал участие в обсуждении поставленных вопросов);

2)      работа в малых группах (работа в группах в соответствии с заданиями);

3)      индивидуальная работа ( разноуровневый контроль знаний).

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану комбинированного урока и включало в себя следующие разделы:

  • Теории происхождения государства.
  • Сильные стороны представленных теорий.
  • Слабые стороны представленных теорий.

Урок готовился и проводился с использованием технологии проблемного обучения, личностно-ориентированной и информационно-коммуникативной технологий.

. При обсуждении учащиеся делали выводы о разносторонности  подходов к вопросу происхождения государства, аргументировали свои точки зрения, опираясь на материал исторических источников.

Урок имеет большое воспитательное значение. При обсуждении расовой теории происхождения государства были сделаны выводы о несостоятельности, и отсутствии научной обоснованности данной теории. Это способствовало развитию важного качества личности – толерантности, уважения человека к человеку.

Рассматривая различные теории происхождения государства, обсуждались проблемы современных реалий и глобализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

.           

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Технологическая карта

урока по основам правовой культуры в 10 классе.

Тема «Теории происхождения государства»

                                                                                Учитель:  Ермакова Т.В.              

                                                                                                 высшая категория.

Бугуруслан

2009 г.

Урок  по основам правовой культуры в 10 классе.

Тема  «Теории происхождения государства»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: дискуссия

Технологическое сопровождение урока:

  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные  технологии;
  • технология педагогического сотрудничества, здоровьесберегающий  компонент (возможность выбора формы работы и варианта задания).

Методические приемы: эвристическая беседа.

Методы обучения: * проблемно-сообщающий;

                                   * частично-поисковый;

                                   * интерактивный (групповая дискуссия).

Методическая цель:

Задачи:

  1. Образовательные:
  • анализ и систематизация материала  по теме «Теории происхождения государства»;
  • расширение представлений о причинах возникновения различных теорий происхождения государства.

  1. Развивающие:
  • развитие навыка работы с различными источниками информации (учебниками, справочниками, энциклопедиями, письменными историческими источниками);
  • развитие умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • развитие навыка устной и письменной речи; развитие культуры речи.

  1. Воспитательные:
  • воспитание нравственных ценных качеств личностно-общественного отношения к учению, организованности, умения работать в коллективе;
  • прививать  уважительное отношение к мнению других.

Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация по теме «Теории происхождения государства», выставка различной литературы по теме урока.

Дидактические материалы: письменные исторические источники по заданной теме (Ф. Аквинский, Аристотель, В. Ленин, К. Каутский, Н. Новгородцев),  тесты.

Литература:

Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 33. Гл.

Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. - 1999. - №8  

Багратян Г. А. / Общество и государство. Москва 1993.

Новгородцев П.И./ Лекции по философии права.

Интернет- ресурсы:

WWW. Allpravo.Ru

        

Ход урока.

Слайд №1.

  1. Введение в урок.

Учитель:  Добрый день, ребята! Прошу всех садиться.

  1. Актуализация изученных ранее знаний. Интеллектуальная разминка.

Учитель:  Сегодня мы рассмотрим с вами основные теории происхождения государства, выделим слабые и сильные стороны представленных теорий и попробуем определить наиболее обоснованные, на ваш взгляд, теории.

А урок я бы хотела начать с известного латинского изречения, внимательно прочитайте его и сделайте возможные выводы.

         Слайд № 2.

“Error multiplex, veritas una” – истина всегда одна, ложных суждений может быть сколько угодно.

(Предполагаемые ответы учащихся: любое предположение становится истиной, когда оно доказано. И, наверное, нам необходимо рассмотреть различные теории происхождения государства и постараться найти в них истину).

3. Подготовка к активному осознанному восприятию.

Учитель: Для реализации поставленной цели мы с вами будем работать в группах.

1-я группа «Обозреватели» будет работать с учебником «Право. Основы правовой культуры» Е. Певцовой.

2-я группа «Аналитики» будет работать с комплектом письменных исторических источников (Приложение № 1), на основании которых необходимо выделить причину образования государства и сильные стороны представленных теорий происхождения государства.

3-я группа «Оппоненты» будут работать с комплектом исторических источников и отрывками из статей историков (Приложение № 1), на основании которых также выделят причины образования государства и слабые стороны представленных теорий. На работу вам 7-10 минут. В каждой группе определен куратор, задачей которого будет координировать деятельность группы на протяжении всего урока.

4. Изучение нового материала

Учитель: Работа в группах закончена,  и мы переходим к обсуждению. Начинает группа обозревателей, которая работала с учебной и  справочной литературой.

(Предполагаемые ответы учащихся: на основании материала учебника мы выделили следующие теории происхождения государства. Первая теологическая теория, автором данной теории является Ф. Аквинский, суть данной теории заключается в том, что государство есть результат божественного творения. Следующая теория происхождения государства – это патриархальная теория, автором которой выступает Аристотель и Фильмер, суть данной теории заключается в том, что государство произошло из разросшейся семьи. Виттфогель выделяет одной из главных причин происхождения государства работы по строительству ирригационных сооружений в Древнем Востоке. Данная теория так и называется ирригационная или гидравлическая. Большой интерес представляет теория общественного договора авторами которой выступают философы –просветители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Суть данной теории заключается в том, что государство возникло в результате общественного договора. Теория насилия обоснованна К. Каутским, Дюрингом и Гумпловичем, объясняет происхождение государства в результате захвата одного племени другим, или одной частью общества другой частью общества. Марксисткая теория объясняет  происхождение государства вследствии классовой борьбы. Сторонниками данного подхода являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. На основании справочника по психологии и энциклопедии по Всемирной истории мы выделили еще две теории происхождения государства. Это психологическая теория З.Фрейда, по которой государство возникает в результате того, что одни люди  по своим психологическим особенностям должны подчиняться, другие способны руководить, управлять.  Также расовая теория Гобино, суть которой в том, что существуют высшие расы, способные управлять и низшие расы, готовые  к подчинению.

Учитель: Спасибо ребятам за подробный ответ. Нам были представлены основные теории происхождения государства. А теперь представляем слово группе «Аналитиков». Прошу вас аргументировать свой ответ, ссылаясь на исторические источники.

        (Предполагаемые ответы учащихся: нам были представлены исторические источники, а также выдержки из статей историков. На основании данного материала мы сделали выводы:  автор первого текста представитель теологической теории, во втором тексте представлена патриархальная теория т.к. происхождение государства он связывает  с разросшейся семьей, позиция в третьем тексте – классовая теория или теория марксизма, автор четвертого документа доказывает теорию общественного договора, в пятом документе  обосновывается ирригационная теория, и в шестом тексте представлена теории насилия).

Учитель: Группа «Оппонентов» вы согласны с ответом «Аналитиков»? Может у вас есть дополнения или замечания по ответу ребят в соответствии с причинами образования государства представленные в документах?

Учитель: Следующее задание для группы «Аналитиков» было выделить насколько данные теории обоснованы. Давайте попробуем найти истину.

(Предполагаемые ответы учащихся: теологическая теория на основе религиозных норм дает нравственные устои, патриархальная на основе семьи формирует семейные ценности, ирригационная и теория насилия имеет научное обоснование, теория общественного договора сформулировала идеи о правовом государстве и гражданском обществе. Ну и на основе классовой теории основаны многие современные подходы  формирования государства).

Учитель: Группа «Аналитиков» представила нам свои выводы, а теперь слово мы предоставляем  «Оппонентам» главной задачей у которых было найти слабые стороны представленных теорий.

(Предполагаемые ответы учащихся: теологическая теория научно не обоснована. В патриархальной теории слишком преувеличена роль семьи. Также в ирригационной теории слишком большое внимание уделяется сельскому хозяйству в то время когда не менее важную роль играют и другие экономические процессы.  В теории общественного договора очень абстрактное представление о заключении договора. Теория насилия не смотря на научную обоснованность, тем не менее не несет нравственного содержания).

Учитель: Мы внимательно выслушали выступления групп и теперь на основании представленных рассуждений попробуйте выделить те теории происхождения государства, которые кажутся вам наиболее обоснованными, свой  ответ аргументируйте.

(Ответы учащихся)

5. Закрепление знаний

        Группа «Обозревателей» работают с тестами, в завершении  куратор группы проверяет работы по ключу и выставляет оценки (Приложение № 3)

Группа «Аналитики» и «Оппоненты» работают с кроссвордом, таблицами на соотнесение с использованием интерактивной доски.

Учитель: и в завершении урока я хотела бы вернуться к латинскому изречению “Error multiplex, veritas una” – истина всегда одна, ложных суждений может быть сколько угодно.

Как бы вы прокомментировали данное высказывание на основании изученного материала в соответствии с темой нашего урока?

(Предполагаемые ответы учащихся: государство очень сложный социально - политический организм, наверное поэтому появилось много различных подходов по вопросу образования государства. И во многих из этих теорий есть своя истина, за исключением расовой теории, которая на наш взгляд не имеет ни морального, ни научного обоснования).

6. Подведение итогов

Учитель: Как вы думаете, где вы сможете применить те знания, которые получили сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы учащихся: навыки анализа исторического источника пригодится нам в исследовательских работах, написания рефератов ну и конечно при сдаче ЕГЭ).

Учитель:  Спасибо ребята  за работу, надеюсь, она была плодотворной.

Приложение к уроку №1.

Материалы для работы в группах.

                   

  1. Ф. Аквинский, богослов, XIII век.

«…Итак, люди объединяются затем, чтобы жить хорошо вместе, чего не может достичь никто живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения… Привести к такой цели- назначение не земной, а божественной власти. Такого рода власть принадлежит тому, кто является не человеком, но  Богом, а именно Господу нашему Иисусу Христу…»

2) «Политика» АРИСТОТЕЛЬ, древнегреческий философ.

 «…Общение вполне завершенное, состоящее из нескольких селений, образует государство. Назначение его вполне самодовлеющее: государство возникает ради потребностей жизни, но существует оно ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения и что оно уподобляется в этом отношении первичным общениям – семье и селению; оно является завершением их.

Государство – продукт естественного развития и человек по природе своей – существо политическое (от греч. polis – город-государство с прилегающей к нему территорией); кто живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении…»

3)Новгородцев П.И.  Лекции по истории философии права.

«… Со своей стороны, Фильмер хочет всецело опираться на Библию, считая всего вернее выводить королевскую власть не ближе как от Адама. Ход его рассуждений можно представить в следующих чертах. Адам получил от Бога не только отеческую, но и королевскую власть над своим потомством, - следовательно, с самого начала в лице Адама эта власть была установлена Богом. От него власть перешла к его старшему сыну. Ряд патриархов последовательно передавали затем эту полученную от Бога власть из поколения в поколение».

4) «Левиафан».  Часть 1  о человеке и государстве Т. Гоббс.

 «…  В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Так как состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека. Поэтому до тех пор, пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни…

 Второй естественный закон. От этого основного естественного закона, согласно которому люди должны стремиться к миру, происходит другой закон, гласящий, что в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Ибо до тех пор, пока каждый человек держится за это право - делать все, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны».

5) Лялин Дмитрий Владимирович «Законы истории».

«Я полагаю, что возникновение государство было вполне закономерным процессом. Для успешного земледелия потребовалось приводить ирригационные работы, рыть каналы (заметьте, что первые государства появились там, где было особенно необходимо ирригационное земледелие). На эти работы приходилось организовывать большие группы людей. Возникла потребность в новых методах управления и в некой, обособленной от общей массы земледельцев, группе, которая взяла бы это управление на себя. Главная функция государства (и я настаиваю на этом) – это управление».

6) Л. Гумплович

«История не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате
насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и
порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого
населения».


7) К. Каутский

«…Племя победителей  подчиняет себе племя побеждённых, присваивает себе и всю их
землю и затем принуждает побеждённое племя систематически работать на
победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого
завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины
на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин,
из которых одна делается господствующим, другая угнетённым и
эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают
победители для управления побежденными, превращается в государство».

8) Ленин В. И. О ГОСУДАРСТВЕ

«…и тогда не было государства, не было особого аппарата для систематического применения насилия и подчинения людей насилию. Такой аппарат и называется государством.  В первобытном обществе, когда люди жили небольшими родами, еще находясь на самых низших ступенях развития, в состоянии, близком к дикости; в эпоху, от которой современное цивилизованное человечество отделяют несколько тысячелетий, в  то время не видно еще признаков существования государства . История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы – значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого».

Приложение № 2

Соотнесите авторов теорий и их труды.

имена

Название работы

1.Аристотель

а) «Политика»

2. Р. Фильмер

б) «Восточный деспотизм»

3.Ф. Аквинский

в) «Патриарх»

4.В. Ленин  

г)  «Государство»

5. К. Виттфогель

Продолжите логический ряд

  1. Т Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо…

2. Работа «Восточный деспотизм», данная теория основана на исторических фактах…

3. Конституция США 1787г,  Декларация прав человека и гражданина Франция 1789г., Конституция РФ 1993г….

Кроссворд по теме «Теории происхождения государства»

Вопросы к кроссворду

  1. Один из авторов теории возникновения государства, определивший  догосударственное состояние, как война всех против всех.
  2. Автор теологической теории возникновения государства.
  3. Один из авторов теории договора, определивший естественное состояние как «всеобщее равенство и свобода»
  4. Т.Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо считали, что в основе возникновения государства лежит…
  5. Один из представителей классовой теории.
  6. Произведение Р. Фильмера.
  7. Основная смысловая единица патриархальной теории.
  8. Один их авторов теории насилия.
  9. Автор произведения «Восточный деспотизм»

Приложение № 3

Тест. Вариант 1

  1. Автором теологической теории является

а) Ф. Аквинский

б) Аристотель

в) Виттфогель

  1. Произведение «Патриарх» принадлежит  

а) К. Каутскому

б) К. Виттфогелю

в) Р. Фильмеру.

3. Ирригационная теория образования государства основана  

а) Д. Локком

б) Ж.. Ж. Руссо

в) К. Виттфогелем

  1. Р. Фильмер в своих трудах пытается обосновать

а)  божественную власть английского монарха

б) происхождение государства в результате  божественной воли

в) теорию насилия

5. Семья как основной фактор образования государства обосновывается в

А) теологической теории

Б)  патриархальной теории

В) марксистской теории

6. Порядок догосударственного общества как « война всех против всех» обосновал

а) К. Маркс

б) Т. Гоббс

в) Ж.Ж. Руссо

7.  Теорию насилия в своих трудах обосновал

      а) Ф. Аквинский

б) К. Каутский

в) Виттфогель

8. Верно ли утверждение?

а) Ирригационная теория основана на исторических фатах.

б) Ж.Ж. Руссо называл догосударственное состояние «царством свободы»

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба утверждения

4) Оба утверждения неверны

Тест. Вариант 2

1Автором патриархальной теории является

а) Ф. Аквинский

б) Аристотель

в) Виттфогель

  1. Произведение «Политика» принадлежит  

а) Аристотелю

б) К. Виттфогелю

в) Р. Фильмеру.

3. Договорная теория образования государства основана  

а) Д. Локком

б) Ж.. Ж. Руссо

в) К. Виттфогелем

4.Ф. Аквинский в своих трудах пытается обосновать

а) власть английского монарха

б) происхождение государства в результате  божественной воли

в) теорию насилия

5. Семья как основной фактор образования государства обосновывается в

а) теологической теории

б)  патриархальной теории

в) марксистской теории

6. Порядок догосударственного общества как « царство свободы» обосновал

а) К. Маркс

б) Т. Гоббс

в) Ж.Ж. Руссо

7.  Классовая теория образования государства была обоснована

      а) К. Марксом

б) К. Каутский

в) Виттфогель

     8. Верно ли утверждение?

      а) догосударственное общество Т. Гоббс определил как «война всех против всех» .

б)  теологическая теория обосновала подчиненное положение светской власти власти духовной.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба утверждения.

4) оба утверждения неверны.

Ключ к тесту.

1 вариант

2 вариант

1.

А

1

Б

2

В

2

А

3

В

3

А

Б

4

А

4

Б

5

Б

5

Б

6

Б

6

В

7

Б

7

А

8

3

8

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Теории происхождения государства"

Урок права в 10 классе Презентация....

Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...

Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс

В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...

Урок по праву в 10 классе "Теории происхождения государства"

План урока.1.      Теории происхождения государства.А) Теологическая теория.Б) Патриархальная теория.В) Ирригационная теория.Г) Договорная теория.Д) Классовая теория.Е) Теория...

Разработка урока по теме Государство. Светская этика. 

Основы религиозных культур и светской этики...

Лекция «Государство и право. Теории происхождения государства» для дисциплины «Право» для специальности "Право и организация социального обеспечения"

Лекция «Государство и право. Теории происхождения государства» для дисциплины «Право» для специальности "Право и организация социального обеспечения"...

Методическая разработка урока «Образование славянских государств»

Методическая разработка урока «Образование славянских государств»...