Урок по праву в 10 классе "Теории происхождения государства"
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Шункарова Алина Раяновна

План урока.

1.      Теории происхождения государства.

А) Теологическая теория.

Б) Патриархальная теория.

В) Ирригационная теория.

Г) Договорная теория.

Д) Классовая теория.

Е) Теория насилия.

2.      Понятие и признаки государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass_pravo.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс  Право.

Тема. Теории происхождения государства.

Цель: познакомить учащихся с различными теориями происхождения государства, вспомнить признаки государства.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

План:

  1. Теории происхождения государства.

А) Теологическая теория.

Б) Патриархальная теория.

В) Ирригационная теория.

Г) Договорная теория.

Д) Классовая теория.

Е) Теория насилия.

  1. Понятие и признаки государства.

Лекция  в сопровождении презентации.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, мыслители и ученые разных эпох пытались оформить свои взгляды в стройные теории. Рассмотрим некоторые из них.

Теологическая теория

Основные положения теологической теории содержатся в религиозных источниках — Библии, Коране, Ведах, а также в произведениях богословов. Среди религиозных философов наиболее известными являются Фома Аквинский, Ал- Маварди. Согласно религиозным взглядам, государство возникает в результате божественного творения. Хотя это и социальный институт, но главное его предназначение состоит в том, чтобы исполнять волю Бога. Таким образом, религиозные нормы становятся важными правилами жизни людей в государстве. Они находят отражение и в правовых нормах.

Теологическая теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви. Лучшей формой государства, по мнению многих религиозных мыслителей, является монархия.

Создатели данной теории отражали религиозные взгляды на жизнь. В странах Древнего Востока власть действительно принадлежала религиозным лидерам. В России о божественном происхождении государства писали в разное время патриарх Никон и митрополит Филарет (Дроздов), в Западной Европе — Ж. Маритен.

Следует признать ценность данной теории, так как она устанавливает порядок в обществе, утверждает в политике духовно-нравственные образцы поведения. Выполнение религиозных норм — это одновременно и реализация норм нравственности.

Недостатком теории является ее ненаучный характер и невозможность подтвердить или опровергнуть акт божественного творения государства.

Патриархальная теория

В соответствии с патриархальной теорией государство происходит из разросшейся семьи. По мнению Аристотеля, государство в своем развитии проходит ряд этапов: простая семья, состоящая из мужа, жены и детей; расширенная семья, объединяющая несколько поколений родственников; селение и полис. По мере усложнения человеческих коллективов люди приобретают большее количество материальных и духовных благ и в полисе, являвшемся, с точки зрения античного философа, наивысшей ступенью социального развития,

Другой представитель данной  теории —   Р. Фильмер в работе «Патриарх» пытался обосновать власть английского монарха. Опираясь на Библию, он утверждал, что первый человек — Адам — получил от Бога одновременно семейную (отцовскую) и политическую власть над людьми, которая впоследствии передавалась по семейной линии его потомкам и дошла до современного мыслителю времени в виде власти короля. Монарх, по убеждению Фильмера, является божественным ставленником, отцом своего народа, а подданные — члены единого семейства — обязаны во всем беспрекословно подчиняться своему главе.

Помимо истинного объяснения отдельных процессов образования государства, патриархальная теория обладает нравственным, гуманистическим потенциалом. В соответствии с ней власть в государстве должна быть авторитетной, проявлять заботу по отношению к подданным. Однако не следует забывать, что опека государства над своими гражданами (такую политику называют также патерналистской — от лат. рШег — отец), подобная заботе отца о своем семействе, не может не вызывать конфликты в обществе. Не все индивиды и социальные группы согласятся только повиноваться главе государства и в его лице государственной власти. Народ должен иметь возможность реально осуществлять власть или влиять на нее непосредственно, участвуя в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании, референдумах или через институты представительства.

Договорная теория

В основе объяснения причин возникновения государства теорией общественного договора лежат взгляды о так называемом естественном состоянии человека.

Естественное состояние человека — жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

По мнению представителей данной теории, некогда люди жили в безгосударственном обществе и подчинялись только законам природы. Англичанин Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии человек эгоистичен, стремится к наслаждениям, богатству и власти. Порядки догосударственного общества философ охарактеризовал словами: «Война всех против всех». Б. Спиноза утверждал, что в естественном состоянии «человек человеку — волк». Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, наоборот, говорили о естественном состоянии как о царстве свободы, равенства и справедливости, где гармонично сочетаются общие и частные интересы.

Однако безвластная жизнь не могла продолжаться долго. В первом случае она грозила закончиться самоуничтожением человека, а во втором — власть понадобилась для прекращения нарушений естественных прав и наказания виновных. Люди объединяются и заключают между собой договор об образовании государства, главными целями которого выступают обеспечение мира, безопасности, порядка, прав человека.

В соответствии со взглядами Т. Гоббса, люди отказываются от всех естественных прав в пользу государства, получающего, таким образом, абсолютную и неограниченную власть над обществом. Обладателем всей полноты государственной власти становится одно лицо — монарх, который не связан ничьими правами и никакими законами, в том числе своими собственными. Дж. Локк, а вслед за ним и Т. Джефферсон считали, что с заключением общественного договора люди не утрачивают естественных прав. Государство как раз и создается для обеспечения их защиты и реализации, в особенности — права частной собственности, выступавшего, по мнению мыслителей, гарантом свободы. У народа сохраняются также свобода мысли и слова, совести и вероисповедания, право на восстание, допускавшееся в случае нарушения политической властью естественных прав.

Теория общественного договора используется как принцип объяснения социального предназначения и функций государственной власти, смысл деятельности которой заключается в обеспечении безопасности и гарантированности естественных прав человека.

В последующем положения договорной теории были восприняты при учреждении политического строя США, СССР и Франции. В США и СССР основы государственного устройства устанавливались соответственно конституциями 1787 и 1924 гг., во Франции — Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., являвшихся своего рода формами общественного договора. Влияние теории договора прослеживается и в Конституции РФ 1993 г., в преамбуле которой говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации».

Классовая теория

Представителями классовой теории происхождения государства были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс указал на следующие закономерности образования государства:

•        разделение труда, в результате которого земледелие, скотоводство, ремесло, а в последующем и торговля стали самостоятельными направлениями хозяйственной деятельности;

. переход общества от кочевого образа жизни к оседлому;

. снижение роли рода (родовой общины) в социальной организации общества;

•        возникновение семьи и соседской общины как основных социальных единиц общества;

•        появление прибавочного продукта;  

  • возникновение на основе присвоения прибавочного продукта отдельными лицами частной собственности;
  •         разделение общества на классы — социальные группы, определенным образом относящиеся к средствам производства (имеющие их в собственности или не имеющие);
  • создание экономически господствующим классом государства как аппарата политического насилия над классом эксплуатируемых.

Главной движущей силой социальных изменений, по мнению К. Маркса, является экономическая сфера, выступающая базисом общества и определяющая надстройку — политическую, социальную и духовную сферы. Экономика, считал Маркс, обусловлена производственными отношениями.

Общественно-экономическая формация определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Развитие человеческого общества представляет собой естественно-исторический процесс перехода от низших форм социальной организованности к более высоким.

Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства. Все эти государства (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) — эксплуататорские, поскольку их сущность состоит в подавлении экономически господствующими классами эксплуатируемых классов. Коммунистическая формация виделась Марксом как наивысшая цель человечества. Он полагал,   что   коммунистическое   общество   будет установлено по мере революционного ниспровержения капиталистического.

Переходным этапом на пути от капитализма к коммунизму является, по Марксу, социалистическое общество, образуемое в результате социалистической революции, знаменующей переход власти от буржуазии к пролетариату. При социализме собственность на средства производства находится у государства, которое планирует экономическую деятельность в масштабах всей страны. Классовое неравенство и частная собственность уничтожаются, а вместе с их исчезновением происходит постепенное отмирание государства и права. При коммунизме все члены общества, считал Маркс, трудятся, а результаты их труда распределяются справедливо, в зависимости от потребностей.

                      Теория насилия

Представителями теории насилия являлись немецкие ученые К. Каутский, австрийский правовед Л. Гумплович, Е. Дюринг. По их мнению, важнейшим фактором в образовании государства является насилие одной части общества шш отдельного племени над другой частью общества (племенем). К. Каутский считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим.

По мнению Е. Дюринга, насилие, а вместе с ним и государство, как аппарат насилия, вызревают внутри общества, где осуществляется разделение людей на властвующих и подвластных. Первые закрепляют свое господство путем создания государства.

Безусловно, насилие играло существенную роль в образовании государства. И сейчас применение насилия остается прерогативой государственной власти. Но образование государства стало

возможным лишь вследствие изменения социальной организации общества, а изменения обусловлены развитием экономики. Каким образом завоеванное племя или подвластная часть населения смогли бы поддерживать свое существование, а также содержать племя завоевателей или властвующую социальную группу? Ответ один: только изменив характер экономической деятельности. Поэтому в основе образования государства лежит не насилие, а экономика. Насилие выступает важным, но не решающим фактором этого процесса. Как показывает история, завоеватели, покоряя другие народы, уже сталкиваются с государственной организацией и используют государство в своих целях. Так было с варварами, завоевавшими Рим, и монголо-татарскими кочевниками, захватившими Русь.

Признаки государства

Какие бы споры ни велись в науке по вопросу о том, как же в действительности образовалось государство, следует признать, что оно обладает важными признаками.

У каждого государства есть определенная территория, очерченная границами, в пределах которых и осуществляется власть. В первобытном обществе взаимоотношения между представителями общества поддерживались благодаря родственным связям. Постепенно принцип кровного родства, связывавший людей, уступает место другому принципу: совместного проживания на конкретной территории. Эта территория делится на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы. Появляется функция ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, то есть не допускает вмешательства в дела по управлению страной других властей.

Государство характеризуется публичной властью, отделенной от народа. Власть осуществляется особой группой людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

В государстве существуют общеобязательные нормы, исполнение которых поддерживается его силой. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество напрямую взаимосвязано с государством. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы.

Важнейшим признаком государства является суверенитет. Он означает верховенство и независимость государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета выражается в самостоятельности и независимости государства в решении вопросов внешней политики; внутренняя сторона — в праве государства на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется, во-первых, в универсальности власти, которая распространяет влияние на все население, партии и общественные организации страны; во-вторых, в прерогативе государственной власти, то есть отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти; в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.

Государство обладает символикой (имеет герб, флаг, гимн).

Государственный флаг Российской Федерации трехцветный, состоящий из горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, расположенных сверху вниз.

Как символ государства он вывешивается на зданиях органов государственной власти и управления. Его изображение наносится на воздушные суда, космические корабли, катера пограничной службы. За границей российский флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений России и т.п.

Государственный герб Российской Федерации изображает золотого двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя коронами — одной большой и двумя малыми. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла — всадник на серебряном коне, который поражает копьем дракона.

  1. Закрепление.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Какие теории происхождения государства вы знаете?
  2. Что такое государство?
  3. Каковы основные признаки государства?

Д.З § 1 . Сформулировать по три вопроса к каждой теории происхождения государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Конспект урока "Теории происхождения государства"

Урок права в 10 классе Презентация....

Разработка урока 10 класс "Теории происхождения государства"

Урок на тему «Теории происхождения государства» проводился  с целью  получения новых знаний, поэтому в структуре урока присутствуют компоненты исследовательского характера.Структура урока от...

Теории происхождения государства и права

Тест с заданиями и вариантами ответов...

Урок биологии в 11 классе «ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Урок биологии в 11 классе«ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Лекция «Государство и право. Теории происхождения государства» для дисциплины «Право» для специальности "Право и организация социального обеспечения"

Лекция «Государство и право. Теории происхождения государства» для дисциплины «Право» для специальности "Право и организация социального обеспечения"...

Открытый урок в 10 классе "Этапы происхождения человека"

Изучения этапов антропогинеза человека в 10 классе включается в раздел "Эволюционное учение"...