Элективный курс для 9-х классов "Я имею право..."
элективный курс по праву (9 класс) по теме

Терехова Инна Анатольевна

Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. В нем содержится материал о правовой грамотности и способах защиты прав несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования МУ «Город Вуктыл»

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г. В. Кравченко»

     

                                                                                 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Я ИМЕЮ ПРАВО…»

для 9-х классов

                                                                                               Автор программы:

                                                                                               Учитель истории и

                                                                                            обществознания

                                                                                      Терехова И. А.

Вуктыл, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Правовое образование - одна из многочисленных задач современной школы. Наши дети, разумеется, не все станут юристами, но вследствие невероятной популярности этой профессии правовое образование в школе часто приобретает характер подготовительных курсов для поступающих в вузы. Отсюда низкий коэффициент полезного действия изучения основ права. Правовое знание должно даваться через призму прав человека. Самосознание через постижение формулы «правообязанность - право» должно стать духовной «плотью и кровью» учащихся

              Таким образом, создание курса «Я имею право…» вызвано необходимостью повышения уровня гражданско-правового образования школьников, поскольку тема прав человека имеет ярко выраженный граждановедческий, образовательно-воспитательный потенциал. Учебно-воспитательная работа с тематикой прав человека способствует формированию активной гражданской позиции учащихся.

              В современной Российской действительности формирование правового сознания учащихся приобретает сверактуальное значение и не может ограничиваться исследованиями и коррекцией социально- правового положения школьников избежать необоснованных правовых реакций. Важно на начальной стадии ввести учащихся в мир обычного и «собственно» права, что позволит сформировать адекватные социально- правовые представления и выработать правовую рефлексию.

              Элективный курс «Я имею право…» призван, в соответствии с возрастными особенностями, информировать учащихся об их основных правах, вызвать понимание ценности своей личности, воспитывать гражданина в духе уважения праву и свобод других людей.

              Целью курса является формирование  у учащихся  систему правовых знаний и воспитании  принципов предупреждения правонарушений с их стороны.

              Задачи: 1) знакомство учащихся с основными принципами права;

                            2) формирование уверенности в ценности прав и свобод человека, а также возможности их защиты;

                            3) получение учащимися навыков анализа реальных ситуаций и принятия решений.

              Отличительной особенностью курса является его практическая направленность. Он предполагает работу не только в форме усвоения знаний и определений, сколько работу, которая строится на эмоциональной включенности в учебный материал, на получении опыта осмысления жизненных ситуаций.

              Уроки развития правовых знаний предполагают несколько типов заданий и работы с учащимися. Это: теория, групповое обсуждение проблемы, игры, творческие задания и др.

              Курс рассчитан на  15 часов в 9 классе. Интенсивность- 1 раз в неделю.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п./№

Название темы

 Лекции

(кол-во часов)

Практические занятия (кол-во часов)

1

Введение в курс «Я имею право…»

1

2

Правовой статус несовершеннолетних и система защиты прав несовершеннолетних

Практическая работа « Деятельность правоохранительных органов (комиссия по делам несовершеннолетних)»

1

1

3

Несовершеннолетний как субъект семейного права и профилактика насилия в семье

Решение практических задач (диспут)

1

1

4

Гражданские права и свободы несовершеннолетних и предупреждение их нарушения

Решение практических задач (деловая игра)

1

   

1

5

Особенности административной защиты прав несовершеннолетних

Решение практических задач (диспут)

1

1

6

Несовершеннолетний как субъект уголовно - правовых отношений

Практическая работа «Деятельность правоохранительных органов (ГППН)»

2

1

7

Судопроизводство в отношении несовершеннолетних

1

9

Итоговое занятие: выполнение и защита проектов

2

                                                            Всего: 15

9

6

                                                                             

   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 

Введение в курс «Я имею право…»

Общее понятие права. Международно-правовые  стандарты во Всеобщей Декларации прав человека, в Европейской конвенции прав ребенка.

Тема 2 

Правовой статус несовершеннолетних.

Понятие и виды правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав, свобод и законных интересов  несовершеннолетних. Понятие и разновидности юридических гарантий прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Нормативно- правовые гарантии: конституционные, законодательные, международно-правовые, подзаконные, муниципальные. Прокурорский надзор и деятельность адвокатуры, специализированных служб и подразделений государственных органов и органов местного самоуправления. Омбудсмен по защите прав детей.

Тема 3 

Несовершеннолетний как субъект семейного права и профилактика насилия в семье.

Правовой статус несовершеннолетних как субъекта семейного права. Права детей по семейному законодательству. Осуществление несовершеннолетними своих гражданских прав и свобод. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей. Основные вопросы профилактики нарушений прав детей в семье. Общая характеристика проблемы насилия в семье, жестокого обращения с детьми. Система защиты детей от насилия в семье. Право ребенка на охрану здоровья. Право ребенка на образование.

Тема 4 

Гражданские права и свободы несовершеннолетних и предупреждение их нарушения.

Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Имущественные и личные неимущественные права ребенка. Имя, честь и достоинство ребенка. Эмансипация несовершеннолетних. Формы и способы нарушения прав несовершеннолетних. Система гарантий гражданских прав и свобод ребенка. Юридические гарантии. Опека и попечительство. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений гражданских прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних.

Тема 5 

Особенности административных прав несовершеннолетних.

Несовершеннолетний как субъект административного права. Особенности административных правоотношений с участием несовершеннолетних. Право ребенка на труд. Административная ответственность несовершеннолетних. Субъекты, формы и способы нарушения прав несовершеннолетних при привлечении его к административной ответственности. Система гарантий прав несовершеннолетних. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений трудовых прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних.

Тема 6 

Несовершеннолетний как субъект уголовно – правовых  отношений.

Особенности уголовно – правовых отношений с участием несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Профилактика нарушений прав несовершеннолетних. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений жилищных прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних. Права несовершеннолетнего как осужденного. Особенности режима содержания несовершеннолетних осужденных.

Тема 7 

Судопроизводство в отношении несовершеннолетних.

Особенности уголовного судопроизводства с участием  несовершеннолетних. Формы и способы нарушения прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Роль и значение защитника в делах с участием несовершеннолетних.

Итоговое занятие

Выполнение и защита проектов. Работа в группах. Тематика: « Я имею право делать…», «Я не имею право делать», путеводитель « Если ты попал в милицию, то…» Оформление памяток для учащихся: «Я ребенок – я человек»; «Ты и школа»; «Охота на работу»; «Твои права и обязанности».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Знать:

  • основы теории по данному курсу;
  • основные российские и международные нормативно – правовые акты и документы, касающиеся правового регулирования положения несовершеннолетних, предупреждения правонарушений с их стороны, правосудия в отношении несовершеннолетних, несения несовершеннолетними юридической ответственности;
  • принципы, формы, способы, механизмы защиты прав несовершеннолетних.

Уметь:

  • использовать полученные знания на практике;
  • правильно толковать свои права и обязанности;
  • в случае нарушения прав и свобод несовершеннолетних обратится в соответствующие правоохранительные органы за защитой.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
  2. Гражданский кодекс РФ от 1996 года.
  3. Журнал «Основы государства и права» (2000 – 2005 гг.)
  4. Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.
  6. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
  7. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года.
  8. Мушинский В. О. Основы правоведения. М.: Междунар. отношения, 1994.
  9. Никитин А. Ф. Словарь – справочник по праву. М.: Акалис, 1995.
  10. Семейный кодекс РФ от 10 апреля 2006 г.
  11. Трудовой кодекс РФ от 2002г.
  12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года.
  13. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"

Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические заня­тия   Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...

Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"

Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В хо...

элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права"

Данное  календарно-тематическое планирование элективного курса "Некоторые аспекты частного и публичного права" для 10 класса составлено с указанием элементов содержания, видов деятельности учащих...

элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права. Часть 2".

Данная программа является продолжением элективного курса "Некоторые аспекты частного и публичного права" для 10 класса.  Курс расчитан на 34 часа, 1 час в неделю....

Элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права. Часть 2".

В планировании указаны элементы содержания, деятельность учащихся и формы контроля....

Программа элективного курса "Имею право"

Программа элективного курса по обществознанию и праву "Имею право" для учащихся 9 классов....