Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"
элективный курс по обществознанию (11 класс) по теме

Грибенникова Валентина Анатольевна

Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические заня­тия   Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательного права,  воспитание политико-правовой культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_izbirat_pravo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЛЯ 11 КЛАССА

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ

ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Грибенникова Валентина Анатольевна

Пояснительная записка

Гражданское образование - это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активнее участвовал в политической жизни, был лояльным к политическим и правовым основам существования государства. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому научить нелегко, но необходимо. Особенно, если долгое время население страны не имело никакой возможности участвовать в демократическом управлении государством. Американский педагог Г. Манн писал, что «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».

Участие граждан в управлении страной (как непосредственно, так и через своих представителей) – один из основных признаков демократии. Но это не только право, но и обязанность. Участие в выборах — проявление социальной ответственности, совести, поли тической и правовой зрелости каждого гражданина.

Данный курс направлен на удовлетворение познавательных и специфических интересов учащихся, превышающих базовый уро вень, с целью приобретения практических знаний по вопросам из бирательного права

Цели курса:

  1. формирование на основе научного материала, усвоенного
    ранее и изученного вновь, политического мышления, которое по может учащимся правильно ориентироваться в жизни современно го общества;

-формирование интереса к теоретическому осмыслению пра вовых явлений и избирательных технологий, развитие положительной мотивации к участию в общественной жизни на основе понимания ее правовых и политических основ.

Задачи курса:

-     развитие интереса к изучению истории избирательного права;

-        развитие умения самостоятельно приобретать и применять полу ченные знания;

-      развитие творческого мышления и познавательной активности;

-        воспитание политико-правовой культуры учащихся.

Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов и включает в себя теоретические и практические заня тия. В результате изучения вопросов курса учащиеся

 должны знать,:

        -   историю избирательного права;

  1. основные этапы развития избирательного права;
  2. современные избирательные технологии;
  3. основы правовой культуры;

должны уметь:

- работать с дополнительной литературой;

- принимать участие в дискуссии;

- анализировать политическую речь;

- писать эссе;

- применять полученные знания на практике.

Виды деятельности учащихся:

- теоретические занятия

- практикум

- работа с дополнительной литературой;

 - игра  «Мы учимся выбирать».

Содержание программы 

Тема 1. Из истории избирательного права (2 ч.)

Люди всегда выбирают или Вечные выборы. Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства. Древняя Греция. Древний Рим. Английский парламент. Генеральные штаты. Кортесы. Конгресс США .

Тема 2. Из истории избирательного права в России (2 ч.)

Выборы на Руси. От вече к Земскому собору. Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года. Манифест 17 октября 1905 года. Выборы в СССР. Выборы высшей власти в России в 1999-2000 гг. - современные выборы в Россий ской Федерации.

Тема 3. Демократия и демократические выборы (2 ч.)

Демократия как таковая. Путь к демократии. Представительная демократия. Непосредственная демократия. Политический плюрализм. Парламентаризм. Референдум. Полити ческая демократия. Политические выборы. Гражданское общество.

Тема 4. Избиратель - кто он? (3 ч.)

  Избирательное право. Гражданин. Демократическая полити ческая культура. Сложна ли роль избирателя? Как осуществить политический выбор?

Тема 5. Избирательный процесс (5 ч.)

  Основные этапы избирательного процесса. Избирательные системы. Современные технологии избирательных кампаний. Со циологические исследования. Построение имиджа кандидата. По литическая реклама. Лоббирование. Пропаганда, Паблисити.

Тема 6. Деловая игра «Мы учимся выбирать» (3ч.)

Темы сообщений

  1. Избпрательное право в Древней Руси.
  2. Из истории английского парламента.

3. Было ли избирательное право в Древней Греции и Риме?

4.        Первые демократические выборы в России.

5. Карательное право в странах с тоталитарным режимом.

Литература:

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. М, 1998.
  2. Евзеров  Р.  X.   Выборы  высшей   власти  России  в   1999—2000 гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 4.
  3. Меликова И. М. Современные технологии избирательных компаний  Обществознание в школе. 1999. № 7.
  4. Мы, народ... Российская Конституция. Курс для старших классов   средней    школы   /   П. М. Воскресенская,   А.И.Иоффе, Л. Ф. Никитин. М, 1998.
  5. Никитин А. Ф. Избирательное право. Избирательный про цесс. М., 1996.
  6. Парламентаризм  в  России // Обществознание в  школе. 1999. № 2.
  7. Пронькин В. И., Гутников А. Б. Живое право. Книга для ученика. СПб., 2000.

8.. Рыбаков В. А. Киевская Русь и русские княжества 12—13 вв. М, 2000..

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

лекции

семинар

практическое

занятие

1

2

3

4

5

6

.

Тема 1. Из истории избирательного права (2 ч.)

1.Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства

     1

0.5

0.5

сообщения

2.История избирательного права.

1

0.5

0.5

Сообщения

тесты

Тема 2. Из истории избирательного права в России (2 ч.)

. 3.Выборы на Руси.

1

0.5

        0.5

Сообщения

диспут

4.Выборы в СССР Современные выборы в Россий ской Федерации.

      1

0.5

0.5

Эссе

Сообщения

диспут

.

Тема 3. Демократия и демократические выборы (2 ч.)

5.Путь к демократии.

1

1

лекция

.6. Полити ческая демократия.

1

  2

Круглый стол

Тема 4. Избиратель - кто он? (3 ч.)

7. Избирательное право. Гражданин.

1

1

лекция

8.Демократическая полити ческая культура

     1

1

Сообщения

выступления

.9.Как осуществить политический выбор?

1

 1

диспут

Тема 5. Избирательный процесс (5 ч.)

10..  Основные этапы избирательного процесса

1

1

лекция

11.Избирательные системы

1

1

Сообщения

тесты

.12-13 Современные технологии избирательных кампаний.

2

1

      1

Лекция выступления

сообщения

14.Социологические исследования

1

1

Составление анкет.опрос,пдведение итогов

.

Тема 6. Деловая игра «Мы учимся выбирать» (3ч.)

15.Подготовительный этап игры

1

1

игра

16.Выдвижение кандидатов

1

1

игра

17. Голосование и подведение итогов.

1

1

игра

.

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевым...

Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")

Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...