Главные вкладки

    Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»
    рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

    Сотникова Надежда Леонтьевна

    Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, каждому члену современного общества. Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие способностей, подготовку к их успешной сдаче ЕГЭ и обучению в вузе. Данный курс предполагает обучение в объеме 120 часов (групповые занятия и индивидуальные консультации).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Утверждено

    Городским  Экспертным  Советом

    Приказ № ___от __________2008г.

    «Азбука общественных и правовых отношений»

    Программа элективного курса

    по обществознанию и праву в многопрофильной школе

    «ИНТЕЛЛЕКТ»

    Разработан: Сотниковой

    Надеждой Леонтьевной

    Учителем истории и обществознания

    МОУ «СОШ №3» г. Сорочинска

    Оренбургской области

    г. Сорочинск

    2008

    Программа элективного курса по обществознанию и праву в многопрофильной школе «ИНТЕЛЛЕКТ»

    Объяснительная записка.

    Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ города Сорочинска. Состав группы постоянный, сформированный из желающих заниматься в школе «Интеллект» без конкурсной основы.         Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся с октября по май текущего года. Для этого выделяется один день (во внеурочное время).

    Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, каждому члену современного общества.         Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие способностей, подготовку к их успешной сдаче ЕГЭ и обучению в вузе. Данный курс предполагает обучение в объеме 120 часов (групповые занятия и индивидуальные консультации).

    Цели программы:

    • Удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов учащихся;
    • Создание возможностей творческого развития  школьников;
    • Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами нормативных документов, поиска систематизации правовой информации как основы решения исследовательских задач.
    • Создание условий для формирования и развития у учащихся:
    1. интересная к изучению обществознания и права;
    2. умения самостоятельно приобретать и применять знания;
    3. творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
    • Воспитание гражданственности, уважение к законам Российской Федерации.
    • Формирование правовой культуры учащихся.

    Задачи программы:

    • Организовать формирование общественной активности учащихся;
    • Обработать формирование специальных занятий, умений, навыков учащихся;
    • Организовать включенность в познавательную деятельность;
    • Оказать помощь в развитии способностей к самообразованию.

    В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие конкретные умения:

    • Понимать сущность общества как формы современной деятельности людей, содержание и значение социальных и правовых норм, регулирующих общественные отношения;
    • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных и правовых норм;
    • Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
    • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из материалов СМИ и других  источников;
    • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
    • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

    Основное содержание курса.

    Человек. Человек как биосоциальное существо. Индивид, индивидуальность, личность.

    Общество. Сферы общественной жизни. Экономическая сфера, политическая сфера, духовная сфера, социальная сфера. Прогресс и регресс, революция.

    Познание. Познание мира, его формы и типы. Чувственное и рациональное познание. Истина. Соотношение знания и веры.

    Виды познания. Специфика научного познания и его методы. Вненаучное познание. Здравый смысл. Интуитивное познание. Социальное познание и его специфика. Само познание и его формы.

    Сфера духовной культуры. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Типология культур. Духовная и материальная культуры. Народная, массовая и  элитарная культура. Культура, субкультура и контркультура. Средства массовой информации как элемент культуры. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: религия, мифология, философия. Мировоззрение и наука. Наука в жизни современного общества. Дифференция и интеграция научного знания. Науки о духе и науки о природе. Этика науки и ответственность ученного. Формы  и основные направления искусства. Мораль. Моральная норма и её признаки. Долг, ответственность, совесть. Патриотизм и гражданственность. Гуманизм. Образование в современном мире. Религия. Роль религии в современном мире. Мировые религии. Связь религии и морали. Свобода совести.

    Экономика. Роль экономики в жизни общества.  Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Микроэкономика и макроэкономика. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономическая деятельность: производственная и непроизводственная сферы. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факты и производства. Собственность и её экономическое содержание. Эволюция отношений собственности в России.

    Типы экономических систем. Экономическая система. Традиционная, командно-административная, рыночная экономическая системы, их признаки.

    Социальная сфера. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социальной стратификации: объем власти, материальное положение. Уровень образования, профессиональный статус, пол, возраст,

    Сфера политики и социального управления. Роль политики в жизни общества. Функции политики. Политика и право. Политика и мораль. Происхождение власти. Основные виды власти. Средства осуществления власти. Политическая власть. Основные принципы политической власти. Раздел властей. Политическая система.

    Государство. Признаки государства. Признаки правового государства. Государственные символы России. государство как политический институт. Понятие и признаки государства. Функции государства. Формы государственного правления. Основные признаки государственного устройства.

    Власть. Понятие власти. Виды власти. Разделение властей. Система органов власти РФ.

    Местное самоуправление. Виды и органы муниципальных образований.

    Что такое право. Понятие права. Система права: основные отрасли и институты.

    Отрасли современного права. Понятие отрасли права. Характеристика основных отраслей права.

    Основы конституционного строя РФ. Конституционное (государственное) право. Понятие Конституции и ее значение. Ее основные функции и структура.

    Избирательная система. Выборы и их виды. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Референдумы в РФ.

    Административное право. Понятие правонарушения. Структура и значение кодекса РФ.

    Гражданское право. Понятие гражданского права. Структура и содержание Гражданского кодекса РФ.

    Правовое регулирование экономической деятельности. Собственность. Право собственности. Предпринимательство и его виды.

    Трудовое право. Трудовой кодекс РФ – структура и содержание. Права несовершеннолетних по ТК.

    Семейное право. Семья как социальная группа и как социальный институт. Структура и функции семьи. Исторические типы семьи. Современные модели семейно-брачных отношений. Традиционные семейные ценности и их кризис в современном мире. Брак и развод, неполная семья. Понятие тендера.  

    Семейное право. Семья как социальная группа и как социальный институт. Структура и функции семьи. Исторические типы семьи. Современные модели семейно-брачных отношений. Традиционные семейные ценности и их кризис в современном мире. Брак и развод, неполная семья. Понятие гендера.  

    Уголовное право. Содержание и структура Уголовного кодекса РФ. Роль значение уголовного права в жизни общества, виды и роль уголовных наказаний.

    Юридическая ответственность и ее виды. Правонарушение. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

    Судебная власть. Правоохранительные органы. Особенности судебной власти, система органов РФ.

    Процессуальное право. Гражданский процесс. Исковое дело. Истец и ответчик. Доказательство и доказывание как процессуальные средства. Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс.

    Правовой статус гражданина РФ. Гражданство РФ. Права и обязанности граждан РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплатильщиков.

    Права ребенка. Документы по правам ребенка. Экономические и социальные права детей.

    Международное право. Международные документы о правах человека. Российская Федерация как субъект международных отношений.

    Учебно-тематическое планирование занятий курса.

    Тема занятий

    Дата

    Кол.-во

    часов

    Групповые

    Индиви

    дуальные

    Формы контроля

    1

    Человек

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий, написание эссе

    2

    Общество

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    3

    Познание

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    4

    Виды познания

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    5

    Сфера духовной культуры

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    6

    Экономика

    4

    2

    2

    написание эссе

    7

    Типы экономических систем

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    8

    Социальная сфера

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    9

    Сфера политики и социального управления

    4

    2

    2

    написание эссе

    10

    Государство.

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    11

    Правовое государство и его сущность

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    12

    Гражданство

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    13

    Гражданское общество

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    14

    Власть

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    15

    Местное самоуправление

    4

    2

    2

    работа с документами

    16

    Что такое право

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    17

    Отрасли современного права

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    18

    Право и мораль. Взаимосвязь государства и права.

    4

    2

    2

    написание эссе

    19

    Основы конституционного строя РФ

    4

    2

    2

    работа с документами

    20

    Избирательная система

    4

    2

    2

    работа с документами

    21

    Административное право

    4

    2

    2

    работа с документами

    22

    Гражданское право

    4

    2

    2

    работа с документами

    23

    Правовое регулирование экономической деятельности.

    4

    2

    2

    работа с документами

    24

    Трудовое право.

    4

    2

    2

    работа с документами

    25

    Семейное право

    4

    2

    2

    работа с документами

    26

    Уголовное право

    4

    2

    2

    работа с документами

    27

    Юридическая ответственность и ее виды

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    28

    Судебная власть. Правоохранительные органы.

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    29

    Процессуальное право

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    30

    Правовой статус гражданина РФ

    4

    2

    2

    тестирование, работа с документами

    31

    Права ребенка.

    4

    2

    2

    тестирование, работа с документами

    32

    Международное право

    4

    2

    2

    тестирование, работа с документами

    33

    Правовая культура человека

    4

    2

    2

    Выполнение тестовых заданий

    34

    Итоговое повторение

    4

    4

    Выполнение тестовых заданий

    Итого:

    120

    Список используемой литературы для учащихся:

     1.введение в обществознание. Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразовательных учреждениях / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2000.

    2. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.

    3. Обществознание: учебно-справ. пособие / под ред. В.В. Баробанова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»  ; ООО «Издательство Австрель», 2003.

     4. Соколов Я.В., Прутченков А.С. человек в обществе. Азбука социальной психологии. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 8 –9 классов, их родителей и учителей. – М.: научно-внедрический Центр «Гражданин»,1994.      

    Список используемой литературы для учителя:

    Н.И.Городецкая. Человек в системе экономических отношений/журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №3, 2008, с.71-74.(17)

    Т.Е.Лискова. Изучение темы «Гражданин Российской Федерации» /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №2, 2008, с.77-78.(27)

    Е.С.Королькова. Тема «Процессуальное право»/журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №5, 2008, с.73-78.(26)

    М.В.Немцева. Изучение темы «Основные типы структуры рынка» /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №5, 2008, с.78.

    А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова. Правовое образование в вопросах и заданиях/журнал «Преподавание истории в школе», №1, 1998, с.41-60.

    Л.Г.Полякова. Урок по обществознанию «Юридическая ответственность и ее виды» /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №3, 2008, с.75-77.(21)

    Т.Б.Савина. Правовое регулирование экономической деятельности (элективный курс)/журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №8, 2008, с.76-77.(17)

    В.А.Тарелкина. Турнир эрудитов «Государственные символы России» /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №3, 2008, с.78-79.(10)

    Н.И.Шевченко. Урок по теме «Производство и потребление» /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №8, 2008, с.73-75.(16)

    Л.А.Шевчук. Элективный курс «Основы права» /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №8, 2008, с.76-79.(12-19)

    С.Г.Халбиева. Брейн-ринг «Права ребенка». /журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №3, 2008, с.79.(28)

    Ф.П.Фурсова. Возникновение и сущность международного права/журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №5, 2008, с.74-77.(29)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

    Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

    Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"

    Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические заня­тия   Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...

    программа элективного курса по обществознанию "Основы правовой культуры "

     Программа элективного  курса, предназначенного для учащихся 10 класса,  предполагает изучение права на достаточно высоком содержательно- методическом уровне. Особое в...

    Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

    Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

    ПРОГРАММА Элективного курса для учащихся 9 класса Азбука исследователя

       Согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффектив...

    Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")

    Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...

    элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

    данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....