Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
элективный курс по экономике (10 класс) на тему

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Azbuka_ekonomiki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Быковская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано

Утверждаю

Директор школы

Председатель районного

И.А.Сорокина

экспертного совета

Т.Ф.Прокопенко

Программа

Элективного курса по экономике (17 часов)

«Азбука экономики»

10 класс

                                                                           Автор: Н.Ю.Грицфельдт

                                                                    Учитель технологии

высшей квалификационной

                                                     категории.

2011-2012 уч.год

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:

  1. переходом России на рыночные отношения  и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
  2. отсутствием специального предмета в школе;
  3. недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

Цель курса:

  1. усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.

Задачи  курса:

  1. ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
  2. приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
  3. выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
  4. изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

Работа элективного курса строится на принципах:

  1. междисциплинарности;
  2. научности и доступности;
  3. экологичности;
  4. личностно-деятельностного подхода;
  5. гуманизации.

Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям десятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить. Поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.

Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.

В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией  «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).

 В результате  изучения данного курса учащиеся

 должны знать:

  1. что такое экономика;
  2. виды экономических систем;
  3. функции денег;
  4. роль государства в экономике;
  5. взаимосвязь между ценой и спросом;
  6. ценовую эластичность предложения;
  7. равновесие рынка;
  8. вклады, инвестиции, потребительский кредит и страхование;
  9. роль малого бизнеса в экономике;
  10. финансирование бизнеса.

должны уметь:

  1. использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
  2. различать виды экономических систем;
  3. строить кривые спроса и предложения;
  4. находить различия между эффектом цены и изменением предложения;
  5. находить равновесную рыночную цену;
  6. составлять бизнес-план;
  7. определять потребности проекта в денежных средствах;
  8. анализировать финансовые отчеты;
  9. пользоваться различными источниками информации.

Формы контроля:

  1. уроки самооценки и оценки товарищей;
  2. презентация бизнес-плана;
  3. тестирование;
  4. задания в рабочей тетради;
  5. работа в «экономической лаборатории».

Тематическое планирование элективного курса «Азбука экономики».

(17 часов)

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум

1

Что такое экономика?

2

1

1

Ролевая игра «Открываем ограниченность».

Анализ кривых производственных возможностей.

2

Экономические системы

2

1

1

Упражнение «Экономические загадки».

Тест.

3

Спрос

2

0,5

1,5

«Экономическая лаборатория».

Тест.

4

Предложение

2

0,5

1,5

«Экономическая лаборатория».

Тест. Экокроссворд.

5

Равновесие рынка

2

0,5

1,5

Построение графиков. Тест.

Решение задач.

6

Потребление, сбережение, вклады, инвестиции.

2

1

1

Анализ месячного бюджета семьи.

Тест.

«Экономическая лаборатория».

7

Бизнес и предпринимательство

3

1

2

Бизнес-план. «Экономическая лаборатория».

8

Финансирование бизнеса

2

1

1

«Экономическая лаборатория».

Тест. Экокроссворд.

Всего

17

6,5

10,5

Содержание обучения

Тема 1. Что такое экономика?

Понятие «Экономика». Ограниченность. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Процесс принятия решений.

Тема 2. Экономические системы.

Фундаментальные вопросы экономики: Что? Как? Кто? Экономическая система. Командная система. Традиционная система. Рыночная система. Смешанные экономические системы. Экономический образ мышления. Деньги.

Тема 3. Спрос.

Рынок. Структура рынка. Спрос. Закон спроса. Ценовая эластичность спроса.

Тема 4. Предложение.

Предложение. Индивидуальное и рыночное предложения. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены.

Тема 5. Равновесие рынка.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная рыночная цена. Дефицит и избыток товаров и услуг.

Тема 6. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции.

Источники денежных доходов. Семейный бюджет. Вклады, инвестиции, потребительский кредит, страхование. Права потребителя в условиях рынка.

Тема 7. Бизнес и предпринимательство.

Бизнес. Предпринимательство. Классификация предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательской деятельности. Малый бизнес. Бизнес-план.

Тема 8. Финансирование бизнеса.

Финансирование бизнеса. Распределение финансовых потоков. Финансовые рынки. Финансирование малого бизнеса. Финансовая отчетность бизнеса.

Список литературы.

Литература для учащихся.

  1. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  2.   Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
  3. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

Литература для учителя.

  1. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  2. Равичев С и др. Сборник  тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  3. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  4. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  5. Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевым...

Программа элективного курса "Логика в информатике" для учащихся 10 класса (17 часов)

Программа содержит два раздела, связанные единой идеей.Первый раздел: “Элементы математической логики”. На изучение этого блоков отводится 11 часов, из них 1 час на определение успешности усвоения мат...

Программа элективного курса: Системы счисления и компьютерная арифметика 10 класс (17 часов)

Элективный курс по информатике «Системы счисления и компьютерная арифметика» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного пре...