УРОК ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
план-конспект урока по праву (8 класс) на тему

Пояснительная записка

Урок «Права потребителей и их защита» проводился в рамках обществоведческого курса  в 8 классе. На  курс в соответствии с учебным планом школы отводится 1 час в неделю. В соответствии с программой данный урок является составной частью темы «Защита гражданских и трудовых прав»,  на изучение которой отводиться 8 учебных часов. Данная тема очень заинтересовала, так как изучаемый материал  тесно связан с жизнью и  личным опытом, поэтому активность учащихся  на уроке была высокая. Решение практических задач  и тестов в конце урока, показало, что все учащиеся материал усвоили. На уроке использовалась групповая, парная и индивидуальная работа и самостоятельная работа.  Урок разработан в соответствии с личностно ориентированной технологией, главной целью которой является создание условий для реализации личностных функций, где «солирует» не педагог. Педагог здесь не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, развивает индивидуальность, признает самоценность каждого ученика в коллективе. На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, составленная учителем по плану. Исходя из данных критериев современного урока, в его структуре  могут быть выделены следующие этапы:

1 этап – учебная мотивация и актуализация знаний. Основная его задача – усиление личной включенности учащихся в проблемы, которые будут рассмотрены на уроке.

2 этап- постановка проблемы. Выявление и фиксирование в громкой речи, где и почему возникло затруднение. Фиксирование детьми темы и цели урока

3 этап-изучение основных проблем урока в малых группах и парах. Это основная часть урока, в ходе которой учащиеся всесторонне рассматривают положительные и отрицательные стороны той или иной ситуации.

4 этап- представление работы групп

 5 этап - первичное закрепление, решение практических задач в группах.

6 этап- самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий. Создание мотивации на успех.

7 этап- повторение.- включение нового знания в систему знаний

8 этап- Подведение итогов. Рефлексия. Это своеобразный анализ урока учениками. Он может быть в форме синквейна, сочинения, отзыва на урок. Основная задача этого этапа выводы по теме урока и  эмоциональное и психофизиологическое состояние детей.

Урок  имеет большой  воспитательный потенциал и значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:  по курсу: «Обществознание» ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.                     Дата проведения:10.04.2013 г.

Класс: 8«А».

Учитель: Берёзко Сергей Николаевич, первой квалификационной категории, стаж 7 лет.

Тема урока: "Азбука потребителя".

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технология урока: проблемно-практической деятельности.

Формы обучения используемые на уроке:

  1. решение практических задач;
  2. мозговой штурм;
  3. работа в группах;

Методы обучения

  1. исследовательский метод обучения;
  2. работа с источником (использование первоисточников);
  3. метод демонстрации;
  4. объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);
  5. метод коллективного творческого поиска;
  6. деятельностный метод обучения.
  7. активные методы обучения;

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация, таблички с номерами групп, индивидуальные стикеры – бейджи с номером и цветом группы (к примеру, 4 группы по 5 человек, цвета – красный, синий, желтый, зеленый; по пять стикеров каждого цвета). Раздаточный материал для групп (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3).Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт осуществляется с учетом групповой работы, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры. На стол каждой группы ставится табличка с номером (каждый номер на бумаге ) и подготовлен раздаточный материал. Раскладываются индивидуальные стикеры. При входе каждый ученик вытягивает стикер и располагается в группе с соответствующим цветом.

Цели:

  1. Содействовать приобретению знаний о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя.
  2. Способствовать  развитию экономического и логического  мышления.
  3. Воспитание умений грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением ;
  4. Во время урока создать условия для дальнейшей социализации в потребительской среде через осознание  необходимости изучения  прав потребителей при умении ими пользоваться; самовоспитание  таких социальных качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость.

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Материалы и оборудование:

  1. Плакат с названием темы урока;
  2. Конституция РФ,
  3. ФЗ «О защите прав потребителей»;
  4. Материалы для деления на группы;
  5. Ситуативные задания
  6. Канцелярские принадлежности: маркеры, фломастеры, листы бумаги А4,листы цветной бумаги А3,листы бумаги А3, скотч, клей.
  7. Дидактические карточки с заданиями.

Литература:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г ( у каждой группы)
  2. Компьютерная презентация (слайды с  гиперссылками)
  3. Защита прав потребителей с образцами заявлений, 2007, М. «ЭКСМО»
  4. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», 2002 г. с выдержками из Гражданского кодекса РФ, от 21 октября 1994 г (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997 г) (у каждой группы)
  5. Л. Н. БОГОЛЮБОВ,  Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    по курсу «Введение в обществознание» 8—9 Пособие для учителя C.18
  6. Учебник: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.  -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2008.

Прогнозируемый результат:

 Основным требованием к результатам  и достижениям учащихся необходимо отнести:

  1. Личностные результаты на уроке проявляются при развитии самоопределения в соответствии с поставленными  целями урока.
  2. На уроке у учащихся проявляются метапредметные результаты, выражаемые в формирующихся универсальных способах деятельности на уроке при изучении и познании учебного материала,  посредством  исследования. Во  время урока  ученики должны проявить способы регуляции своей деятельности при коррекции ответов и  дальнейшем контроле.  Во время работы на уроке, учащиеся должны проявить хороший уровень коммуникативной культуры.
  3. Предметными достижениями и результатами становятся получаемые знания и умения каждого ученика применяемые в социальной практике.

План урока:

1.Общее положение и законодательство о защите прав потребителя.

2.Основные права потребителя.

3.Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя.

Опережающее задание: познакомиться с текстом Закон РФ «О защите прав потребителя».

Основные понятия урока:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).  

Схема  в презентации

Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Права

1. Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП)

2. Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП)

3.Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП)

4.Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ.

5.Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ)

Ответственность

Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП)

-неустойка

-возмещение убытков

-штраф.

Ход урока

Этапы урока

Время мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Прогнозируемый результат

Оборудование

1.

Организационный.

1

Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу.

Слушают, настраиваются на работу.

Создание эмоционального настроения.

Мультимедийная техника.

2.

Актуализация знаний.

8

Называет тему урока, ставит цели перед учащимися, актуализирует,  приглашает ученика выступить с сообщением.

Вспоминают знания, полученные на предыдущих занятиях. Записывают название темы в тетради.

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

решение практических задач;

мозговой штурм;

работа в группах;

Актуализация  знаний

Ученики записывают название темы в тетради.

Беседа. Включение ребят в деятельность

Приложение 1. (Слайд № 2)

Эпиграф «У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный- это размышление,

Второй самый легкий- это подражание,

Третий самый горький –это опыт»

(Конфуций , V в. до н.э.)

Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока на слайде: учащимся предлагается высказать свое отношение к мысли, как он связан с темой урока. После этого учитель и дети формулируют  цели урока.

Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока на слайде: учащимся предлагается высказать свое отношение к мысли, как он связан с темой урока. После этого учитель и дети формулируют  цели урока.

Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек.

- То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Человек покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.

Вывод. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане- потребители могут рассчитывать только на себя.

3.Постановка проблемы. Целевая установка урока.

2

Изучение темы учитель может начать с  решения практических задач в группах. Учащимся предлагается несколько ситуаций, которые они должны разрешить, используя собственный опыт

Н а п р и м е р:

1) Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримете?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что основными понятиями нашего урока являются «потребитель» и  «продавец» (демонстрация схемы на слайде №3)

     -Кто такой потребитель?

    - Кто является другой стороной отношений?

    - Будет ли, потребителем Денис, купивший 4 тысячи футболок для продажи? ( если затрудняются ответить, то обратиться к ст. 492 п.1 ГК РФ )

   -Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) более слабее,  и незащищеннее?

   - Почему именно потребитель?

- Потребитель кто он: король рынка или жертва рынка?

. Групповая работа с заданиями, обсуждение в группе и в классе.

После беседы учащиеся приходят к выводу:

1. Потребитель пользуясь своим суверенитетом, указывает продавцам, что им продавать.

2.Но он  не обладает большими денежными средствами, юридическим образованием и поэтому является самым слабым субъектом имущественного оборота.

3.Поэтому его защите в законодательстве уделяется особое внимание.

4.Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно- правовых актов: Гражданском Кодексе РФ (ГК), Законе о защите прав потребителей (ЗПП), Законе о рекламе, правилах бытового обслуживания населения, правилах о производстве и реализации продукции общественного питания и пр.

Выражают готовность работать в группах.

Раздаточный материал, учебник.

4.

Изучение основных проблем урока самостоятельно в малых группах. Поиск решения проблемы

материала.

9

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с правами потребителя и формами их защиты и попробуем разрешить противоречие.

Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение 1 к уроку)

Групповая, практическая работа.

Ребята, используя текст учебника материалы из хрестоматии с выдержками из Гражданского кодекса, Закон о защите прав потребителя готовят выступление по темам:

Первая-третья группа - «Основные права потребителя»,

 вторая-четвертая  «Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя».

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

решение практических задач;

мозговой штурм;

работа в группах;

Правильно выполняют задания.

Раздаточный материал, учебник

5.

 Представление работы групп.

6

Консультации и помощь в работе группам. Организация обсуждения.

(демонстрация схемы на слайде права потребителя и ответственность продавца )

У каждой группы есть ученик, организующий работу. Результаты своей работы группы оформляют на бумаге и  представляют. После этого идет обмен вопросами. В ходе работы идет составление терминологического ряда. (демонстрация на слайде)

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

решение практических задач;

6.

Закрепление изученного материала.

5

Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение 2 к уроку).

Решение практических задач в группах.

Выступление групп, уточнение примеров, обмен вопросами, обсуждение вариантов поведения потребителя.

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

метод демонстрации;

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

решение практических задач;

работа в группах;

Находят достаточное количество доказательств.

раздаточный материал, учебник.

7.

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

6

Тестирование (См. приложение 3)

Проверка тестов на правильность выполнения

Самостоятельное решение и самоконтроль учащимися типовых тестов

Индивидуальная работа

практических задач;

работа в группах;

Приводят доказательства-соответствия.

Тест на 4 варианта

8.

Повторение.

Мини дискуссия

4

- Потребитель он король рынка  или жертва рынка?

1 группа приводит аргументы «Король рынка»

2- «Жертва рынка»

«Король рынка»:

-указывает продавцам, что продавать, те продавец зависит от него

- имеет право на информацию и безопасность товара

«Жертва рынка»

-его часто обманывают, потому что он не профессионал

-Продавец лучше информирован о качестве продаваемого товара

Приводят высказывания.

9.

Подведение итогов.

Решение проблемы.

1

Вновь вернуться к эпиграфу. Так от чего же зависит соблюдение интересов потребителей? В первую очередь от нас самих! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав и умения отстоять свои права!

Работа по алгоритму:

  1. Постановка проблемы (можно начинать со слов:-«В данном высказывании автор говорит(ставит)о проблеме…».
  2. Выразите Ваше согласие или не согласие к высказыванию,

они должны быть обоснованными. Определите на сколько данное высказывание актуально и в наши дни, добавьте тезисы и аргументы.

  1. Раскройте содержание высказывания и сформулируйте свое понимание смысла высказывания.
  2. Подберите 3-4 ключевых понятия, имеющих отношение к описываемой теме.
  3. Приведите 1-2 примера на тему высказывания, можно привести пример из жизненной ситуации или личного опыта.
  4. Сформулируйте вывод, в этом пункте можно перефразировать высказывание или выделить ключевые моменты Вашего высказывания.

Правильно делают выводы, оценивают свою работу.

.

10.

Домашнее задание.

1

Дает домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание

Понимают, как выполнять задание.

11.

Выставление оценок.

1

Объявляет оценки.

Получают оценки.

Получают моральное удовлетворение от урока.

12.

Рефлексия.

1

Самооценка детьми собственной деятельности.

Затем школьники выполняют задание на рефлексию: закончить любую из предложенных фраз

 ( фразы на слайде)

 Сегодня на уроке я узнал...

Самым интересным на уроке было…

Хотел бы узнать подробнее…


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №1 к уроку

Раздаточный материал для учащихся.

I. Заповеди продавца.

  1. Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен.
  2. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине.
  3. Продавец не должен показывать товары молча.
  4. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.

II. Уголовный кодекс РФ (извлечения).

Статья 156. Обман покупателей.

Обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), наказывается лишением свободы………..

Статья 157. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг,

                       не отвечающий требованиям безопасности.

Выпуск или продажа товаров, оказание услуг , заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей-клиентов, повлекшие причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда, наказывается лишением свободы………….

Статья 154. Незаконное повышение или поддержание цен.

Незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путём создания препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятие товаров из обращения, либо сдерживание их от реализации, либо другое устранение от потребителей наказывается штрафом………

III. Закон РФ «О защите прав потребителей»

Статья 13. Возмещение морального вреда.

Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 16. Судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

IV. Гражданский кодекс РФ (извлечения).

Статья 138. Риск случайной гибели.

Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором.

Статья 444.Общие основания ответственности за причинения вреда.

Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме………

Вопросы на карточке первой, тетьей группе

1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? (законодательством о защите прав потребителя регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом выступает организация либо индивидуальный предприниматель)

2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? (товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)

3.Каково содержание права на информацию? (потребитель имеет право на информацию об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык)

Вопросы на карточке второй, четвертой группе

1.Каковы последствие нарушения права потребителя на информацию? (договор может быть расторгнут по требованию потребителя ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)

2.Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара , работы, услуги? (минимальные требования- стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и тд)

3. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? (ст 502 ГК РФ покупатель вправе в теч. 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму)

4.Каке меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? ( ст.15, 17 ЗПП-судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)

Задача 1,3группе.

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на  автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: см. ст 25 ЗПП и 502 ГК РФ0

Задача 2,4группе.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь,  и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой . исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель , выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин.  В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли –продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

 (Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст13,  ЗПП)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Урок «Права потребителей и их защита» проводился в рамках обществоведческого курса  в 8 классе. На  курс в соответствии с учебным планом школы отводится 1 час в неделю. В соответствии с программой данный урок является составной частью темы «Защита гражданских и трудовых прав»,  на изучение которой отводиться 8 учебных часов. Данная тема очень заинтересовала, так как изучаемый материал  тесно связан с жизнью и  личным опытом, поэтому активность учащихся  на уроке была высокая. Решение практических задач  и тестов в конце урока, показало, что все учащиеся материал усвоили. На уроке использовалась групповая, парная и индивидуальная работа и самостоятельная работа.  Урок разработан в соответствии с личностно ориентированной технологией, главной целью которой является создание условий для реализации личностных функций, где «солирует» не педагог. Педагог здесь не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, развивает индивидуальность, признает самоценность каждого ученика в коллективе. На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, составленная учителем по плану. Исходя из данных критериев современного урока, в его структуре  могут быть выделены следующие этапы:

1 этап – учебная мотивация и актуализация знаний. Основная его задача – усиление личной включенности учащихся в проблемы, которые будут рассмотрены на уроке.

2 этап- постановка проблемы. Выявление и фиксирование в громкой речи, где и почему возникло затруднение. Фиксирование детьми темы и цели урока

3 этап-изучение основных проблем урока в малых группах и парах. Это основная часть урока, в ходе которой учащиеся всесторонне рассматривают положительные и отрицательные стороны той или иной ситуации.

4 этап- представление работы групп

 5 этап - первичное закрепление, решение практических задач в группах.

6 этап- самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий. Создание мотивации на успех.

7 этап- повторение.- включение нового знания в систему знаний

8 этап- Подведение итогов. Рефлексия. Это своеобразный анализ урока учениками. Он может быть в форме синквейна, сочинения, отзыва на урок. Основная задача этого этапа выводы по теме урока и  эмоциональное и психофизиологическое состояние детей.

Урок  имеет большой  воспитательный потенциал и значимость.



Предварительный просмотр:

Сегодня на уроке____________________________________________________

 Я____________________________________________________________

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Сегодня на уроке____________________________________________________

 Я____________________________________________________________

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Сегодня на уроке____________________________________________________

 Я____________________________________________________________

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Сегодня на уроке____________________________________________________

 Я____________________________________________________________

Знаю

Узнал

Хочу узнать



Предварительный просмотр:

Ответы к тестам:

варианты

1

2

3

4

3

1

3

3

1

3

3

2

3

1

2

3

2

2

3

3

1

3

1

2

1

2

2

2

1

2

3

3

2

2

3

1

3

2

1

2

2

2

3

1

2

3

2

1

3

3

2

2

3

3

3

1

2

1

1

1

1

3

3

1

3

1

3

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«У каждого человека есть три пути, Чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный- это размышление, Второй самый легкий- это подражание, Третий самый горький –это опыт». Конфуций , V в.до.н.э

Слайд 2

ТЕМА : Азбука потребителя

Слайд 3

План урока: 1.Общее положение и законодательство о защите прав потребителя. 2.Основные права потребителя. 3.Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя.

Слайд 4

Практические задачи: Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации? В магазине вы приобрели платье или рубаху , а когда пришли домой, увидели брак на рукаве. Что вы предпримете?

Слайд 5

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи

Слайд 6

Необходимо определить: Основные права потребителя Ответственность продавца

Слайд 7

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Права Ответственность

Слайд 8

Основные права потребителя: . Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП) Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП) Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП) Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ. Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ )

Слайд 9

Права потребителя: 1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? 2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? 3.Каково содержание права на информацию?

Слайд 10

Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя: Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП) -неустойка -возмещение убытков -штраф.

Слайд 11

Ответственность продавца Каковы последствие нарушения права потребителя на информацию? Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара , работы, услуги? В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? Какие меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя ?

Слайд 12

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Права 1. Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП) 2. Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП) 3.Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП) 4.Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ. 5.Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ) Ответственность Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП) -неустойка -возмещение убытков -штраф.

Слайд 13

Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал... Самым интересным на уроке было… Хотел бы узнать подробнее…

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Технологическая карта урока:  по курсу: «Обществознание» ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.                    

Дата проведения:10.04.2013 г.

Класс: 8«А».

Учитель: Берёзко Сергей Николаевич, первой квалификационной категории, стаж 7 лет.

Тема урока: "Азбука потребителя".

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технология урока: проблемно-практической деятельности.

Формы обучения используемые на уроке:

  1. решение практических задач;
  2. мозговой штурм;
  3. работа в группах;

Методы обучения:

  1. исследовательский метод обучения;
  2. работа с источником (использование первоисточников);
  3. метод демонстрации;
  4. объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);
  5. метод коллективного творческого поиска;
  6. активные методы обучения;

Тема урока: "Азбука потребителя".

Цель: Цели:

  1. Содействовать приобретению знаний о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя.
  2. Способствовать  развитию экономического и логического  мышления.
  3. Воспитание умений грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением ;
  4. Во время урока создать условия для дальнейшей социализации в потребительской среде через осознание  необходимости изучения  прав потребителей при умении ими пользоваться; самовоспитание  таких социальных качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость.

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Материалы и оборудование:


  1. Плакат с названием темы урока;
  2. Конституция РФ,
  3. ФЗ «О защите прав потребителей»;
  4. Материалы для деления на группы;
  5. Ситуативные задания
  6. Канцелярские принадлежности: маркеры, фломастеры, листы бумаги А4,листы цветной бумаги А3,листы бумаги А3, скотч, клей.
  7. Дидактические карточки с заданиями.

Литература:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г ( у каждой группы)
  2. Компьютерная презентация (слайды с  гиперссылками)
  3. Защита прав потребителей с образцами заявлений, 2007, М. «ЭКСМО»
  4. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», 2002 г. с выдержками из Гражданского кодекса РФ, от 21 октября 1994 г (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997 г) (у каждой группы)
  5. Л. Н. БОГОЛЮБОВ,  Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    по курсу «Введение в обществознание» 8—9 Пособие для учителя C.18
  6. Учебник: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.  -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2008.

  1. Характеристика класса.
  1. Общая подготовленность класса к коллективно-распределенной деятельности: умение работать в парах; умение работать в малых группах; умение слушать друг друга и взаимодействовать;

умение отвечать на вопросы.

  1. Преобладает сотрудничество во время урока.
  2. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности  в классе.
  3.  Программы к моменту урока усвоена в достаточной мере, учащиеся  владеют основными единицами учебного материала, способны уверенно и свободно выражать свои мысли.
  1. Анализ цели и задач урока.

Цель урока сформулирована конкретно, в соответствии с требованиями программы и содержанием изучаемого материала.

Цель: Сформировать представления об основных процессах и закономерностях развития личности.

Четко и конкретно сформулированы задачи урока.

Задачи:

  1. объяснить понятия и термины:  индивид, индивидуальность, личность,  социализация, возраст, ступени развития личности, духовный мир человека;
  2. Содействовать изучению и ознакомлению  изучить особенности структуры личности;
  3. Способствовать развитию  у учащихся умений:

      а)осуществлять комплексный поиск;

б) систематизировать социальную информацию темы;

в)сравнивать, анализировать, делать выводы,

г)рационально решать познавательные задачи ;

д)раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

  1.  способствовать самопознанию личности учащихся, развитию их духовного мира.

  Цели и задачи четко взаимосвязаны. Поставлены педагогические цели и задачи : обучения, воспитания, развития, социализации. Постановлены цели развития образовательного процесса: познавательные, исследовательские.

  Современная тенденция единства целей и задач была доведена до учеников через комбинированный урок, с элементами беседы и проблематики. Присутствовали элементы наглядности и анализа предлагаемого материала.

Учитывая, что это был единственный урок проведенный учителем, были рационально подобраны его тип и форма проведения.

  На основании предлагаемого материала и используемых методов,  цель и задачи были реализованы и достигнуты. Однако необходимо отметить, что на завершающем этапе урока, на мой взгляд,  не достаточно был реализован принцип рассмотрения проблемного задания учащимися. Между целью и основными задачами прослеживается комплексность и взаимосвязь.

  1. Анализ содержания,  структуры и организации урока.

Урок логично был разделен на этапы, и включал в себя следующие моменты:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы.
  3.  Проверка материала домашнего задания.
  4.  Закрепление материала домашнего задания.
  5. Актуализация ранее изученного материала.
  6. Введение в тему изучения нового материала.
  7. Работа над проблемой.
  8. Установка на выполнение домашнего задания.
  9. Домашнее задание.
  10.  Выставление оценок
  11. Рефлексия.

Работа на уроке выстраивалась на научном материале, приводимом как в учебнике, так и в дополнительной литературе.

  Учителем достаточно успешно проведен  организационный момент, ученики выразили готовность к уроку. Дальнейший темп урока соответствовал оптимальному. Между этапами прослеживаются плавные переходы к основным связующим компонентам урока,  в связи с четко выбранным материалом.

  При подготовке к уроку,  главный материал был выбран таким образом, чтобы ученик смог соотнести ранее изученный материал с материалом новой темы. Этапы проверки и закрепления материала домашнего задания были актуальны в дальнейшем ходе самого урока. Учитель акцентировал  внимание учеников на следующих моментах:

1.Объявление темы урока. Постановка цели и задач.

2.Постановка  эпиграфа к уроку (постановка проблемы).

3. Проверка  материала предыдущего урока.

4.Закрепление материала на основании документа.

5. Актуализировав знания по теме «Социализация».

  1. Анализ работы учеников. Формы и методы работы.

Во время урока наблюдалась повышенная трудоспособность учащихся класса, что говорит о высокой организации  подготовительного момента.    Учащиеся класса проявили заинтересованность к теме, цели,  эпиграфу, к  проблемным заданиям и вопросам во время урока, что подчеркивалось их организованностью и быстроте в восприятии материала.

  Заметно, что ученики ориентируются в материале, а так же сумели проявить свои знания и применить их на практике. Поведение учеников достаточно воспитано, оценки учителя воспринимаются конструктивно.

 Методы и формы, педагогические приемы выбирались исходя из возможностей темы урока,  учащихся, возможностей самого учителя. Учителем были использованы разнообразные формы и методы работы во время урока.

При подготовке самого урока учитывалось его  места в системе других уроков тематического плана. 

   Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся содействовала их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы.

На  уроке использовались следующие методы, приемы и формы работы:

  1. Объяснительно-иллюстративный методы:
  • Использование рассказа ученика и учителя;
  • Практическая работа с применением знаний ;
  • Работа с текстом и его последующим анализированием;
  • Использование мультемедийной техники.
  1. Репродуктивные методы:
  • Придумывание примеров ;
  • Работа по алгоритму;
  • Работа с учебником;
  1. Дидактические методы:
  • Развитие  понятийного аппарата на простом и частично известном материале;
  • Развитие учебной активности учащихся;
  • Постановка перед учащимися учебной проблемы;
  • Развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Требование от учащихся полных ответов, уровень монологической речи, с учетом специфики предмета и его темы;
  • Обеспечение при проверке знаний учащихся воспроизведения ими основных признаков изучаемого материала, понятий, связей, насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал;
  • Разнообразие учебной деятельности на уроке (не менее двух-трех рациональных видов); индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальной с фронтальной, работа в парах.
  1. Поисково-исследовательские методы:
  • Работа с проблемным вопросом;
  • Работа с научным текстом;
  • Работа с эпиграфом.

На протяжении урока прослеживается механизм контроля знаний учащихся. На этапе проверки домашнего задания предлагается вспомнить основные содержательные единица прошлого урока. Далее на последующих этапах закрепления и изучения нового материала, учитель поверяет усвоение материала. В конце урока осуществлялась коррекция знаний учащихся, в момент работы с высказыванием, делался акцент на поправку ответов учеников. Уровень подачи домашнего задания весьма приемлем, и вполне отвечает критериям учащихся.

Психологическую составляющую  во время урока можно оценить как доброжелательную,  а стиль общения учащихся и учителя партнерский.

Итоги урока считаю успешными, так как была достигнута основная цель, через поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по обществознанию в 9классе "Защита прав потребителей".

Тема:  КУЛЛАНУЧЫ ХОКУКЛАРЫ.  КУЛЛАНУЧЫ ХОКУКЛАРЫН ЯКЛАУ.Максат:- гражданнар кодексы һәм “Кулланучының  хокукларын яклау турындагы” закон нигезендә укучыларны кулланучының төп хокуклары ...

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

Сценарий открытого урока "Защита прав потребителей"

Сценарий открытого урока для 8-9 классов...

презентация к уроку обществознания "Защита прав потребителя"

презентация к уроку "Защита прав потребителя" в рамках куоса обществознания с целью повышения потребительской культуры покупателя...

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»       Цель урока: познакомить студентов с основными правами потребителей,  основами потребительско...

Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")

Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...

Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...