Главные вкладки

    Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
    методическая разработка по праву (11 класс) по теме

    Каляева Евгения Федоровна

    Краткое описание деловой игры по праву

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Краткая информация о проведении28.5 КБ
    Microsoft Office document icon задания135 КБ

    Предварительный просмотр:

    20.11.2014 г.  состоялась муниципальная деловая игра «Я человек! Мои права и обязанности» среди учащихся 9 – 11 классов образовательных организаций Красноармейского муниципального района. В игре приняли участие 6 школ города и района. Общее количество участников – 29 человек, в том числе учителя истории и обществознания.

    Ребята должны были пройти 5 этапов деловой игры:

    1 этап – «В лабиринте понятий» - дать правильное определение предложенных правовых понятий

    2 этап – «Юридические задачи» - правильно решить и разобрать с юридической  точки зрения, предложенные задачи.

    3 этап – «Из четырех - один» - к заданному вопросу прилагается 4 варианта ответа, нужно выбрать один, но правильный ответ.

    4 этап – «Конкурс капитанов» - определить к какому виду правоотношений относится предложенная ситуация.

    5 этап – «юридическая азбука» - необходимо вписать слово на заданную букву.

    Подводя итоги деловой игры, места распределились следующим образом:

    I место – команда «Фемида», МБОУ «СОШ № 8 г. Красноармейска»

    II место – команда «Звезды», МБОУ «СОШ № 2 г. Красноармейска»

    II место – команда «Артель», МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска»

    III место – команда «Право», МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»

    III место – команда «Правовой микс», МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска»

    III место – команда «Прогресс», МБОУ «СОШ с. Некрасово»



    Предварительный просмотр:

    Вариант № 1

    Необходимо дать точное определение:

    1. Правоспособность –_______________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Попечительство – ________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Диспозиция – ____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант № 2

    Необходимо дать точное определение:

    1. Дееспособность – _________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Опека – _________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Санкция – _______________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант № 3

    Необходимо дать точное определение:

    1. Гипотеза – _______________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Проступок – _____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Несовершеннолетний –____________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант № 4

    Необходимо дать точное определение:

    1. Эмансипация – __________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Преступление –___________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Правонарушение –________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант № 5

    Необходимо дать точное определение:

    1. Вина –__________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Право –__________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Наказание –_____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант № 6

    Необходимо дать точное определение:

    1. Дееспособность – _________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Проступок – _____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Диспозиция – ____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2 этап. «Юридические задачи».

    1. Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению

    суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его

    родителям видеться и общаться с Сережей.

    Права ли мама? Почему?

    - Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими

    родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и

    воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу

    закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение

    родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или

    близкими родственниками.

    1. Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без

    уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения

    уволил его с работы за прогул.

    Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего

    законодательства?

    - Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов

    подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено

    расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на

    рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в

    течение рабочего дня.

     3 этап. «Из четырех – один».

    Ответить на вопросы теста

    11.Конституция Российской Федерации была принята в результате:

    1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания

    Российской Федерации;

    2. указа Президента Российской Федерации;

    3. всенародного референдума;

    4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

    12. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является

    государством:

    1. православным

    2. многоконфессиональным

    3. теократическим

    4. светским

    13. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:

    1. законодательная власть

    2. информационная власть

    3. судебная власть

    4. исполнительная власть

    14. Государство и его должностные лица в отношении человека и

    гражданина обязаны:

    1. обеспечить получение бесплатного высшего образования

    2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

    3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и

    свобод

    4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

    15. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной

    целостности страны, прав и свобод личности является

    1. Президент РФ

    2. Правительство РФ

    3. Государственная Дума

    4. Совет

    ОТВЕТЫ:

     11 – 3. 12 -4. 13 – 2. 14 – 3. 15 – 1..

    Задача № 1

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    ? 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?

    Задача № 2

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    ? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

    Задача № 3

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    ? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?

    Задача № 4

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    ? Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?

    Задача № 5

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    ? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

    Задача № 6

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    ? Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению

            суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу         и его родителям видеться и общаться с Сережей.

            Права ли мама? Почему?

    Вопрос № 1. Право отражает интересы:

    а) всего населения страны

    б) правительства

    в) только граждан

    г) только предприятий и организаций

    Вопрос  № 2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?

    а) 10 лет

    б) 12 лет

    в) 14 лет

    г) 16 лет

    Вопрос № 3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?

    а) конвенция

    б) референдум

    в) декларация

    г) плебисцит

    Вопрос № 4. Нормы права регулируют:

    а) чувства человека

    б) намерения человека

    в) убеждения человека

    г) поведение человека

    Вопрос № 5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?

    а) событие

    б) юридический состав

    в) правоотношение

    г) юридический акт

    Вопрос № 6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют:

    а) истец

    б) потерпевший

    в) судебный представитель

    г) ответчик

    Вопрос № 7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:

    а) акцепт

    б) лизинг

    в) оферта

    г) трансферт

    Вопрос № 8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?

    а) жена Ольга

    б) дочь Полина

    в) усыновленный Николай

    г) крестная мать Лариса

    Вопрос № 9. К экономическим правам относятся:

    а) право на материнство

    б) право на социальное обеспечение

    в) право на жилище

    г) право частной собственности

    Вопрос № 10. В течение, какого времени может быть обжаловано судебное решение?

    а) 7 дней                                       в) 14 дней

    б) 10 дней                                     г) 1 месяц

    Ситуация № 1

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

    Ситуация № 2

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

    Ситуация № 3

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.

    Ситуация № 4

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Сергей совершил кражу сигарет из палатки

    Ситуация № 5

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Следователь допрашивает свидетеля убийства.

    Ситуация № 6

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Игорь и Наташа усыновили ребенка.

    Ситуация № 7

    Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

    ? Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

    А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения _____________________________________________

    Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации ____________________________________________

    В – народное собрание на Руси в X-XIV в. _____________________________

    Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________________________________________________________________

    Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления ____________________________________________________

    И – человек (организация), предъявляющая иск ________________________

    К – основной закон государства ______________________________________

    Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества _________________________________

    М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________________________________________

    Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства _____________________

    О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц ____________________________________________

    П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________________________________________________________

    Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________________________________________________________

    С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным _____________________________________________________

    Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________________________________________

    У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________________________________________________________

    Ф – богиня правосудия в греческой мифологии ________________________

    Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества ________________________________________________________

    Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________________________________________________________

    Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________________________________________________________

    Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________________________________________________________

    Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы ___________________________

    1 этап. «В лабиринте понятий»

    Вариант № 1

    1. Правоспособность – способность иметь права и обязанности
    2. Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
    3. Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права

    Вариант № 2

    1. Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
    2. Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
    3. Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения

    Вариант № 3

    1. Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права
    2. Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
    3. Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста

    Вариант № 4

    1. Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
    2. Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом
    3. Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности

    Вариант № 5

    1. Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам
    2. Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
    3. Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

    Вариант № 6

    1. Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
    2. Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
    3. Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права

    2 этап. «Юридические задачи»

    Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

    Задача № 1

     ? 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной         катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в         дееспособности?

    ! Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18         лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни         или слабоумия.

    Задача № 2

    ? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего         возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

    ! Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего         возраста

    Задача № 3

    ? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом.         Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения         брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен         быть признан недействительным?

    ! Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного         согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей,         попечителей, а брат Павла не является его законным представителем

    Задача № 4

    ? Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке         после венчания в церкви?

    ! Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак,         заключенный только в органах записи актов гражданского состояния         (ЗАГС)

    Задача № 5

    ? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на         содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая         пенсия, и он не может получить содержание от своего         совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд         требование дедушки?

    ! Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае         невозможности получения дедушкой содержания от своих         совершеннолетних трудоспособных детей.

    Задача № 6

    ? Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению

            суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу         и его родителям видеться и общаться с Сережей.

            Права ли мама? Почему?

    !  Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими

            родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и

            воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их         заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность         за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с         родителями или близкими родственниками.

    3 этап. «Из четырех – один»

    1. а

    2. в

    3. б

    4. г

    5. в

    6. г

    7. в

    8. г

    9. г

    10. б

    4 этап. «Адвокатская контора»

    Ситуация  № 1

    ? Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

    ! Трудовые правоотношения

    Ситуация № 2

    ? Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

    ! Административные правоотношения

    Ситуация № 3

    ? Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по         гражданскому делу.

    ! Гражданско-процессуальные правоотношения

    Ситуация № 4

    ? Сергей совершил кражу сигарет из палатки.

    ! Уголовные правоотношения

    Ситуация № 5

    ? Следователь допрашивает свидетеля убийства.

    ! Уголовно-процессуальные правоотношения

    Ситуация № 6

    ? Игорь и Наташа усыновили ребенка.

    ! Семейные правоотношения

    Ситуация № 7

    ? Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

    ! Гражданские правоотношения

    5 этап. «Юридическая азбука»

    А – арест

    Б – банда

    В – вече

    Г – гражданин

    Д – депутат

    И – истец

    К – Конституция

    Л – ломбард

    М – монархия

    Н – налог

    О – опекун

    П – паспорт

    Р – референдум

    С – совершеннолетие

    Т – телохранитель

    У – ущерб

    Ф – Фемида

    Х – хулиганство

    Ш – штраф

    Э – эмансипация

    Ю – юстиция

    Я – явка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра «Избирательное право» .Предвыборная программа

    Презекнтация к деловой политической игре среди старших школьников "Избирательное право".Презентация включает в себя предвыборную программу молодежной партии "Единство".Положения программы отражают взг...

    Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

    Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

    Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.

    Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...

    Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»

    Сформировать понимание о единстве права и ответственности....

    Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

    Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...

    презентация "Права человека. Защита природы-право или обязанность"

    презентация  занятия  для учащихся 7 класса " Что такое права человека! Роль человека в природоохранной деятельности"...

    Деловая игра "Права человека"

    материал использовался к открытому уроку "Права и свободы человека и гражданина"...