Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
методическая разработка по праву (11 класс) по теме

Каляева Евгения Федоровна

Краткое описание деловой игры по праву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Краткая информация о проведении28.5 КБ
Microsoft Office document icon задания135 КБ

Предварительный просмотр:

20.11.2014 г.  состоялась муниципальная деловая игра «Я человек! Мои права и обязанности» среди учащихся 9 – 11 классов образовательных организаций Красноармейского муниципального района. В игре приняли участие 6 школ города и района. Общее количество участников – 29 человек, в том числе учителя истории и обществознания.

Ребята должны были пройти 5 этапов деловой игры:

1 этап – «В лабиринте понятий» - дать правильное определение предложенных правовых понятий

2 этап – «Юридические задачи» - правильно решить и разобрать с юридической  точки зрения, предложенные задачи.

3 этап – «Из четырех - один» - к заданному вопросу прилагается 4 варианта ответа, нужно выбрать один, но правильный ответ.

4 этап – «Конкурс капитанов» - определить к какому виду правоотношений относится предложенная ситуация.

5 этап – «юридическая азбука» - необходимо вписать слово на заданную букву.

Подводя итоги деловой игры, места распределились следующим образом:

I место – команда «Фемида», МБОУ «СОШ № 8 г. Красноармейска»

II место – команда «Звезды», МБОУ «СОШ № 2 г. Красноармейска»

II место – команда «Артель», МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска»

III место – команда «Право», МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»

III место – команда «Правовой микс», МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска»

III место – команда «Прогресс», МБОУ «СОШ с. Некрасово»



Предварительный просмотр:

Вариант № 1

Необходимо дать точное определение:

1. Правоспособность –_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Попечительство – ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Диспозиция – ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант № 2

Необходимо дать точное определение:

1. Дееспособность – _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опека – _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Санкция – _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант № 3

Необходимо дать точное определение:

1. Гипотеза – _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проступок – _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Несовершеннолетний –____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант № 4

Необходимо дать точное определение:

1. Эмансипация – __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Преступление –___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Правонарушение –________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант № 5

Необходимо дать точное определение:

1. Вина –__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Право –__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Наказание –_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант № 6

Необходимо дать точное определение:

1. Дееспособность – _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проступок – _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Диспозиция – ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 этап. «Юридические задачи».

  1. Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению

суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его

родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

- Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими

родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и

воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу

закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение

родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или

близкими родственниками.

  1. Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без

уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения

уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего

законодательства?

- Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов

подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено

расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на

рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в

течение рабочего дня.

 3 этап. «Из четырех – один».

Ответить на вопросы теста

11.Конституция Российской Федерации была принята в результате:

1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации;

2. указа Президента Российской Федерации;

3. всенародного референдума;

4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

12. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является

государством:

1. православным

2. многоконфессиональным

3. теократическим

4. светским

13. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:

1. законодательная власть

2. информационная власть

3. судебная власть

4. исполнительная власть

14. Государство и его должностные лица в отношении человека и

гражданина обязаны:

1. обеспечить получение бесплатного высшего образования

2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и

свобод

4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

15. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной

целостности страны, прав и свобод личности является

1. Президент РФ

2. Правительство РФ

3. Государственная Дума

4. Совет

ОТВЕТЫ:

 11 – 3. 12 -4. 13 – 2. 14 – 3. 15 – 1..

Задача № 1

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

? 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?

Задача № 2

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

Задача № 3

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?

Задача № 4

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

? Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?

Задача № 5

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

Задача № 6

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

? Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению

        суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу         и его родителям видеться и общаться с Сережей.

        Права ли мама? Почему?

Вопрос № 1. Право отражает интересы:

а) всего населения страны

б) правительства

в) только граждан

г) только предприятий и организаций

Вопрос  № 2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?

а) 10 лет

б) 12 лет

в) 14 лет

г) 16 лет

Вопрос № 3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?

а) конвенция

б) референдум

в) декларация

г) плебисцит

Вопрос № 4. Нормы права регулируют:

а) чувства человека

б) намерения человека

в) убеждения человека

г) поведение человека

Вопрос № 5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?

а) событие

б) юридический состав

в) правоотношение

г) юридический акт

Вопрос № 6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют:

а) истец

б) потерпевший

в) судебный представитель

г) ответчик

Вопрос № 7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:

а) акцепт

б) лизинг

в) оферта

г) трансферт

Вопрос № 8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?

а) жена Ольга

б) дочь Полина

в) усыновленный Николай

г) крестная мать Лариса

Вопрос № 9. К экономическим правам относятся:

а) право на материнство

б) право на социальное обеспечение

в) право на жилище

г) право частной собственности

Вопрос № 10. В течение, какого времени может быть обжаловано судебное решение?

а) 7 дней                                       в) 14 дней

б) 10 дней                                     г) 1 месяц

Ситуация № 1

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

Ситуация № 2

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

Ситуация № 3

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.

Ситуация № 4

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Сергей совершил кражу сигарет из палатки

Ситуация № 5

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Следователь допрашивает свидетеля убийства.

Ситуация № 6

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Игорь и Наташа усыновили ребенка.

Ситуация № 7

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

? Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения _____________________________________________

Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации ____________________________________________

В – народное собрание на Руси в X-XIV в. _____________________________

Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________________________________________________________________

Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления ____________________________________________________

И – человек (организация), предъявляющая иск ________________________

К – основной закон государства ______________________________________

Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества _________________________________

М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________________________________________

Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства _____________________

О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц ____________________________________________

П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________________________________________________________

Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________________________________________________________

С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным _____________________________________________________

Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________________________________________

У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________________________________________________________

Ф – богиня правосудия в греческой мифологии ________________________

Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества ________________________________________________________

Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________________________________________________________

Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________________________________________________________

Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________________________________________________________

Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы ___________________________

1 этап. «В лабиринте понятий»

Вариант № 1

  1. Правоспособность – способность иметь права и обязанности
  2. Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
  3. Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права

Вариант № 2

  1. Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
  2. Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
  3. Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения

Вариант № 3

  1. Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права
  2. Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
  3. Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста

Вариант № 4

  1. Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
  2. Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом
  3. Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности

Вариант № 5

  1. Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам
  2. Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
  3. Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

Вариант № 6

  1. Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
  2. Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
  3. Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права

2 этап. «Юридические задачи»

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

Задача № 1

 ? 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной         катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в         дееспособности?

! Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18         лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни         или слабоумия.

Задача № 2

? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего         возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

! Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего         возраста

Задача № 3

? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом.         Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения         брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен         быть признан недействительным?

! Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного         согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей,         попечителей, а брат Павла не является его законным представителем

Задача № 4

? Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке         после венчания в церкви?

! Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак,         заключенный только в органах записи актов гражданского состояния         (ЗАГС)

Задача № 5

? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на         содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая         пенсия, и он не может получить содержание от своего         совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд         требование дедушки?

! Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае         невозможности получения дедушкой содержания от своих         совершеннолетних трудоспособных детей.

Задача № 6

? Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению

        суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу         и его родителям видеться и общаться с Сережей.

        Права ли мама? Почему?

!  Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими

        родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и

        воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их         заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность         за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с         родителями или близкими родственниками.

3 этап. «Из четырех – один»

1. а

2. в

3. б

4. г

5. в

6. г

7. в

8. г

9. г

10. б

4 этап. «Адвокатская контора»

Ситуация  № 1

? Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

! Трудовые правоотношения

Ситуация № 2

? Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

! Административные правоотношения

Ситуация № 3

? Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по         гражданскому делу.

! Гражданско-процессуальные правоотношения

Ситуация № 4

? Сергей совершил кражу сигарет из палатки.

! Уголовные правоотношения

Ситуация № 5

? Следователь допрашивает свидетеля убийства.

! Уголовно-процессуальные правоотношения

Ситуация № 6

? Игорь и Наташа усыновили ребенка.

! Семейные правоотношения

Ситуация № 7

? Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

! Гражданские правоотношения

5 этап. «Юридическая азбука»

А – арест

Б – банда

В – вече

Г – гражданин

Д – депутат

И – истец

К – Конституция

Л – ломбард

М – монархия

Н – налог

О – опекун

П – паспорт

Р – референдум

С – совершеннолетие

Т – телохранитель

У – ущерб

Ф – Фемида

Х – хулиганство

Ш – штраф

Э – эмансипация

Ю – юстиция

Я – явка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...

Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»

Сформировать понимание о единстве права и ответственности....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...

Деловая игра: «Тендер: «Открытый конкурс на право заключения контракта по обслуживанию ПК и сетей образовательных учреждений г.Сургута »»

В последнее время спрос на услуги IT-аутсорсеров (см. Приложение 1), фирм по обслуживанию ПК и сетей, постоянно растет: его двигают увеличивающаяся зависимость бизнеса от  бесперебойной работы ко...

Деловая игра «Школа безопасности. Каждый имеет право на уважение»

Цель: гармоничное развитие личности детей, воспитание уважения к старшим; развитие стремления быть внимательным к окружающим людям.Задачи:развитие у обучающихся представлений безопасности;&bull...

ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть  у всех ...